Содержание:
1. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С. Рахманинова).
2. Роль фортепианного сопровождения в романсе.
Музыкальный материал:
1. С. Рахманинов, стихи И. Бунина. «Ночь печальна» (слушание).
Характеристика видов деятельности:
1. Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки.
2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии.
3. Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке.
Мир человеческих чувств
Содержание:
1.
Выражение темы единства природы и души человека в
русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С.
Рахманинова).
Роль фортепианного сопровождения в романсе.
2.
Музыкальный материал:
1. С. Рахманинов, стихи И. Бунина. «Ночь печальна»
(слушание).
Характеристика видов деятельности:
1. Самостоятельно определять характерные свойства
камерновокальной музыки.2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную
отзывчивость к музыкальным произведениям при их
восприятии.
3. Самостоятельно подбирать сходные произведения
литературы (поэзии) к изучаемой музыке.
Что такое музыка?!
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдалённый вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идёт к сердцу…
С. Рахманинов
Внимание к внутреннему миру человека, его счастью,
мечтам, одиночеству также ярко проявило себя в романсах
русских композиторов. Редко можно встретить романс, в
котором не нашли бы своего выражения человеческие
переживания, раздумья, стремления.Начало ХХ века – время, в которое жил и творил Сергей
Васильевич Рахманинов, было переломным в России.
Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в
том числе и в искусстве, связано с событиями Первой
мировой войны, революционным движением. Многие
композиторы, поэты, художники отказывались от традиций
классического искусства, искали новые выразительные
средства, созвучные идеям преобразования общества.
С. Рахманинова упрекали в старомодности, а он говорил:
«Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять
постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу
окружающий меня мир». Он верил, что это не «фальшивый
тон» и что рано или поздно его услышат. Так и случилось.
С. Рахманинов искренне и очень взволнованно говорил
своей музыкой о том, что на душе. А на душе бывало и
светло, и мрачно… как в жизни.и
искриться
века
–
строе
река
день!
будут
Пройдут
вечном
в
Он чувствовал красоту, величие и правду стихов русских
поэтов, подсказанных родной природой:
–
Чудный
Также
Течь
И поля дышать на зное…
Ф. Тютчев
Великая заслуга С. Рахманинова в его напевной мелодии,
рождённой сильным чувством. О мелодике С. Рахманинова
говорят, что она стелется, как тропа в полях, не
придуманная, не навязываемая. Подсказана ли она поэзией,
навеяна ли симфоническим замыслом, напета ли чуткими
пальцами Рахманиновапианиста, в ней всегда чувствуются
плавное дыхание и естественный рисунок.
Романсы С. Рахманинова «Сирень», «Здесь хорошо»,
«Островок» создают ясные, спокойные образы, полныеставший традиционным
душевности. Они написаны как будто прозрачными
акварельными красками.
Романс Рахманинова «Ночь печальна» произведение,
редкое по глубине нежного чувства, по тонкости
музыкального воплощения.
Уже в первых строках стихотворения И. Бунина звучит
мотив,
(традиционный –
сохранившийся от старины; привычный) для русского
искусства, мотив единства природы и человеческой души.
Но в сравнении с «Жаворонком» М. Глинки он значительно
усложнился. В нём показано не просто лирическое
(лирический – основывающийся на нежном чувстве)
чувство, а длинная цепь образов.
Далеко,
Огонёк мерцает одинокий.
широкой
степи
в
глухойОдиночество сердца подобно огоньку, единственной живой
точке посреди глухого неодушевлённого пейзажа.
В сердце много грусти и любви.
Эта строка неожиданно вносит щемящетёплое чувство. Мы
лучше начинаем понимать героя, его живую печаль,
обращённую в безмолвие ночной степи. И музыка – до сих
пор мерно звучащая, окрашенная грустным настроением,
вдруг светлеет, наполняется новым дыханием.
Порыв к другому человеку, желание излить сердце
вторгаются в спокойное течение музыки.
Но
Что зовёт тебя, чем сердце полно?
Вопрос, заключённый в этих строках, так и остаётся
безответным. Степь попрежнему пуста, вокруг ни души.
Одиночество человека сливается с печалью ночи. Порыв
сменяется прежним мерным звучанием, и повторение
расскажешь
ты,
кому
и
какпервоначальной строки «Ночь печальна» у солиста звучит
как тихое смирение.
Однако на этой последней фразе музыка не обрывается. Её
поток подхватывает эту последнюю интонацию, и затем, уже
до самого конца, она звучит одна, без человеческого голоса,
как бы договаривая то, что невозможно выразить словами.
Не об этом ли писал А. Фет «Что не выскажешь словами,
звуком на душу навей...»?
В романсе «Ночь печальна» мы видим, какой одушевлённой
становится природа, когда она близка чувствам человека.
«Ночь печальна» не оттого ли она печальна, что печален
человек, созерцающий её? А если бы он был весел, такой ли
безмолвной и глухой показалась ему степь?
Удивительная чуткость и проникновенность музыки,
образная насыщенность, достигнутые композитором при
очень экономном использовании выразительных средств,делают этот романс одним из шедевров вокального
творчества Рахманинова.
Вопросы и задания:
1. Как в романсе С. Рахманинова «Ночь печальна»
передано состояние близости природы и души человека?
2. Подумайте, чем отличается степь в русской народной
песне «Ах ты, степь широкая…» от степи в романсе «Ночь
печальна».
3. Почему так велика в романсе роль фортепианного
сопровождения? Постройте свой ответ на примере
романсов «Жаворонок» и «Ночь печальна».
4.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите
стихотворение, на которое вы сочинили бы романс, если бы
были композитором.Романса трепетные звуки
Содержание:
1. Мир образов, запечатлённый в звуках романса.
2. Черты общности и отличия между романсом и песней.
3.
Внимание и любовь к окружающему миру как одна из
излюбленных тем в русском романсе (на примере романса
«Жаворонок» М. Глинки).Музыкальный материал:
1. М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок»
(слушание, пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и
стилей.
2. Находить ассоциативные связи между художественными
образами литературы и музыки.
3.
Раскрывать особенности музыкального воплощения
поэтических текстов.
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей....
А. Фет
Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров
романс сумел преломить в себе огромный мир музыкальных
образов. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество,в нём то звучит народная речь и сказочные повествования.
Он уносит нас в страну фантастического музыкального
Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает
галерею тонких античных (античный – относящийся к
истории и культуре древних греков и римлян) образов.
Как и песня, романс относится к жанрам вокальной
миниатюры, однако его отличает более изысканный
поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс это
обязательно сольное произведение с инструментальным
сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и
без аккомпанемента.
Романс возник в начале XIX века. В нём отражаются личные
интересы человека с его радостями и страданиями, его
внутренним миром, полным разнообразных чувств.
Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они
могли выразить новые образы, картины, настроения. Вромансе зазвучали песни птиц и биение человеческого
сердца, плеск воды и шелест дубрав.
Эти образы составляют важную часть вокальной лирики и
русских композиторов Глинки, РимскогоКорсакова,
Чайковского, Рахманинова.
Огромное влияние на художественный строй романсов
оказала русская поэзия. Воспетые ею русские просторы,
картины природы, времена года, любовь с её радостями и
страданиями всё звучит в романсе, всё оказывается
близким исканиям музыкантов.
Но точно так же мы можем сказать, что эти темы
пронизывают всё искусство: разве и в живописи не находим
мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка,
разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из
этих образов посвоему отражён во всём русском искусстве.Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала
одной из главных в русском музыкальном искусстве.
Послушайте и попробуйте напеть начальные фразы романса
М. Глинки «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной
сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты!
Между небом и землёй
Песня раздаётся,
Неисходною струёй
Громче, громче льётся.
Не видать певца полей!
Где поёт так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несёт,
А кому, не знает…
Та, кому она, поймёт.
От кого – узнает!Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой,
Ктото вспомнит про меня
И вздохнёт украдкой…
Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых
звуков... Всё как будто создаёт радостное и приподнятое
настроение, неповторимое ощущение наступающей весны.
Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого
оттенка печали может быть, оттого, что ещё обнажены
земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А
может быть, возникающего изза чегото, что трудно
объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной
грусти, гениально передал М. Глинка в своей мелодии?
Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нём
есть то, что отсутствует в партии голоса, звонкие трели
жаворонка, парящего высоко над землёй.от
друг
а)
б)
развитый,
отличается
Вопросы:
1. Что общего между романсом и песней и чем они
отличаются
друга?
Выберите подходящие характеристики для песни и для
романса:
простотой;
жанр;
в) связь с народным творчеством не очевидна;
г) связь с народным творчеством выступает явно;
обобщённый;
е) характер мелодии индивидуальный, личный;
куплетная форма;
з) часто встречается трёхчастная форма;
и) инструментальное сопровождение богато
разработано, его роль в создании образа очень важна;
к) аккомпанемент придаёт звучанию большую
полноту,
вносит новые выразительные оттенки;
используется
утончённый
характер
мелодии
д)
ж)л) может исполняться хором или ансамблем без
сопровождения (а капелла).
2. Какие темы чаще всего привлекали композиторов при
создании романсов? Почему композиторы не пишут
романсы, например, на спортивную тему?
3. Песня уместна и на улице, и на площади. А романс?
Почему?
4.
Задумывались ли вы, зачем композиторы перекладывают
стихи на музыку? Зачем стихотворению вторая жизнь? Как
вы понимаете следующие строки А. Фета:
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей ...
5. Какое настроение передал М. Глинка в романсе
«Жаворонок»?6. Правильно ли считать, что сопровождение в романсе
только поддерживает певца? Какой инструмент оказался
идеальным аккомпаниатором?
Песни народов мира
Содержание:1. Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру
других стран (на примере польской народной песни
«Висла»).
2. Почему народная поэзия, народные песни привлекали
композиторов как источник вдохновения (на примере
«музыкальной басни» Г. Малера «Похвала знатока»).
3.
В чём состоит своеобразие жанра песни без слов (на
примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).
Музыкальный материал:
1.
2.
«Висла». Польская народная песня, (слушание, пение);
Г. Малер, стихи из немецкой народной поэзии. «Похвала
знатока» (из вокального цикла «Волшебный рог мальчика»,
слушание);
3. Ф. Мендельсон. «Песня без слов» № 14 (слушание);
4.
В. Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева. «Песня гардемаринов»
(пение);5.
Вокализ на тему «Песни без слов» № 14 Ф. Мендельсона
(слушание).
Характеристика видов деятельности:
1. Анализировать и обобщать характерные признаки
музыкального фольклора отдельных стран мира.
2. Сравнивать и определять музыкальные произведения
разных жанров и стилей.
3. Находить ассоциативные связи между художественными
образами музыки и другими видами искусства.
4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет
для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме.
«Музыка в песне может выразить намного больше того,
что говорят слова…»
(Г. Малер)Использование народных песен придаёт музыкальным
произведениям особый колорит, так как в их словах и
интонационном строе навсегда запечатлены образ времени и
глубокое своеобразие народной культуры.
Свои собственные песни есть у каждой страны. Может быть,
ничто другое так ярко и полно не выражает характер и
обычаи народа, как его родная песня. Слушая весёлые и
задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли,
мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и
уважать их песни, искусство, природу.
Что мы представляем, слушая польскую народную песню
«Висла»?
Мелодия течёт плавно и неторопливо, как воды задумчивой
Вислы. На её зелёных берегах пасутся стада, и пейзаж
окружён бескрайними лесами. Так поётся в песне.
Висла. Польская народная песняГей ты, Висла голубая!
Лес вокруг, лес вокруг.
У меня свирель пастушья
На боку, на боку.
Разольются переливы
По реке, по реке.
Поведут волы ушами
Вдалеке, вдалеке.
Гей ты, Висла голубая,
Как цветок! Как цветок!
Ты бежишь в чужие земли –
Путь далёк. Путь далёк.
Ты течёшь в большое море,
В край иной, в край иной,
Где вода черна, как пашня,
Бог ты мой! Бог ты мой!
Эх, дивчина, эх, калина,Не тужи! Не тужи!
Лучше блеск весёлых глазок
Покажи! Покажи!
Слышишь, песня зазвучала
Вдалеке! Вдалеке!
Возвращаются ребята
По реке. По реке.
И всё же мы слышим в ней чтото большее, чем просто
описание природы. Музыка песни как будто согрета
любовью неведомого нам пастушка, бродящего со своей
свирелью по прибрежным лугам.
Если народное песенное творчество это целостный образ
страны, её природы, уклада жизни, характеров людей, то
песенное творчество композиторов связано обычно с
лирическими страницами искусства.
Народные песни всегда привлекали композиторов разных
стран. Как у русских композиторов Глинки, Мусоргского,Чайковского мы находим раздолье и очарование родного
края, так же находим мы всё это в музыке Шуберта,
Малера, Грига.
Композиторы и поэты разных стран нередко ездили по
деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни,
народную поэзию.
Записанные ими песни затем
аранжировались, из них составлялись сборники.
Один из наиболее известных сборников – «Волшебный рог
мальчика», кладезь (кладезь от слова клад: нечто ценное,
содержащее в себе много достоинств) немецкой народной
поэзии, созданный в начале XIX века.
Выдающийся немецкий поэт Генрих Гейне писал об этом
сборнике так: «Я не могу в достаточной степени восхвалять
эту книгу, которая содержит прелестнейшие цветы
немецкой души, и тот, кто хочет познакомиться с немецким
народом с лучшей его стороны, пусть прочтёт эти народные
песни».Среди замечательных мастеров немецкой музыки, которого
вдохновил этот сборник, был Густав Малер. Вот одна из
песен цикла «Похвала знатока»:
В лесу кукушка с соловьём
Ясным весенним днём
Спорили меж собою:
Чей голос лучше и нежней,
Для слуха голос, чей милей
Весеннею порою?
Кукушка молвит:
«Пусть сейчас ктото рассудит нас»,
Осла предлагает судьёю.
«Его ушам ведь равных нет,
Он, значит, может дать совет,
Рассудит нас с тобою?»
Летят они к ослу вдвоём,
Рассказывают обо всем,Он спеть им предлагает.
Спел дивно соловей ему!
Осел ворчит: «Я чтото песню не пойму?
Иа! Иа! Твой голос раздражает!»
Кукушка песнь свою бубнит,
И в песне столько кварт и квинт ...
Осел доволен страшно:
«Стой! Стой! Стой!»
И приговор выносит преважно:
«Прилично соловей звучал...
Но кукушка пропела так свой хорал!
Так ритм держала строго!
Могу уверенно сказать,
Такой певицы не сыскать,
Не может быть тут мнения иного!»
В основу песни положено шуточное стихотворение, столь
поучительное, что по характеру напоминает басню. В нёмговорится о состязании двух лесных певцов соловья и
кукушки. Их спор о том, кто из них лучше поёт, было
предложено разрешить ослу.
Послушайте, какие музыкальные характеристики получает
каждый из этих персонажей.
Для большей убедительности образов Малер использует
приём звукоподражания, придающий музыке весёлый и
задорный характер.
Обратите внимание на то, какую значительную роль играет в
песне музыкальное сопровождение. Именно в нём
содержатся звукоподражательные интонации, передающие
голос соловья и кукушки.
Музыкальные средства могут и без слов сказать о музыке
очень многое. В том, что их составляет, в мелодии,
гармонии, ритме, фактуре, динамике – содержится
огромная эмоциональная выразительность.Такая способность музыки проявила себя в жанре песни без
слов.
Песня без слов
Ни слова ... И только мельканье
Бегущих по клавишам рук,
Невидимых струн рокотанье,
За звуком взлетающий звук.
То чудом рождённые трели,
То лепет ручья поутру,
То голос поющей свирели,
То птиц щебетанье в бору.
То ветра порыв. То суровый
Грозы нарастающий звук.
И рушится ливень. И снова
В ромашках сверкающий луг.Ушло, отшумело ненастье,
И слышно, как бьются сердца...И всё это песня о счастье,
Которой не будет конца.
Стихотворение Николая Брауна «Песня без слов» передаёт
то многообразие чувств и состояний, которые способна
выразить музыка.
Немецкий композитор Ф. Мендельсон создал фортепианный
цикл «Песни без слов». В нём представлены разные пьесы.
Каждая из них выражает какоенибудь настроение – то
торжественный гимн, то нежный напев, то бурный порыв.
Послушайте одну из пьес этого замечательного цикла –
Песню без слов № 14. Её музыка необыкновенно мелодична,
певуча, отличается широким дыханием. Её так и хочется
запеть. А ведь это чисто инструментальное произведение.
Наверное, благодаря такой певучей мелодии эта пьеса и
получила своё название «Песня без слов».
Вопросы и задания:1. Как характер мелодии в песне «Висла» передаёт
содержание её слов?
2. Почему композиторы разных стран нередко используют
народные песни в своих произведениях?
3. Как в песне «Похвала знатока» Г. Малера передаются
голоса главных персонажей? Какой приём для этого
используется?
4. Как вы считаете, почему Песня без слов всётаки
называется песней?
5. Какие народные песни других стран, помимо изученных,
вы знаете? О чём в них поётся? При подготовке ответа вы
можете применить поиск музыки через сеть Интернет.
6.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите слова
вашей любимой песни.Мир русской песни
Содержание:
1. О чём поётся в русских народных песнях.
2.
Русские народные песни, основанные на авторских
стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на
стихи И. Козлова).
Музыкальный материал:
1.
«Ах ты, степь широкая...» Русская народная песня,
обработка Т. Триодина (слушание, участие в исполнении);2.
«Вечерний звон». Стихи И. Козлова, обработка Н.
Иванова (слушание);
3. А. Александров. «Уж ты зимушказима». Обработка Ю.
Тугаринова (пение);
4. Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева. «Если другом стала
песня» (пение);
5. Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. «Погоня». Из
кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение)
Характеристика видов деятельности:
1. Изучать специфические черты русской народной музыки
и исполнять её отдельные образцы.
2. Осознавать интонационнообразные,
жанровые и
стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке
материала).
3. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной
музыкальнотворческой деятельности.Рассказывать о народной музыке своего региона (края,
республики и т. д.)
4.
«Нигде так явственно не слышится характер народа,
как в его музыке...»
(В. Одоевский)
Когда появилась песня?
Этого не знает никто. Мы представляем себе, когда
возникла симфония, в каком веке появился романс; знаем
год рождения оперы. А песня она как будто всё время
была с человеком.
По песням, которые дошли до наших дней с самых давних,
самых древних времён, через годы, века, тысячелетия,
можно проследить историю страны, потому что именно в
песне человек рассказывал обо всём, что происходило в его
жизни: о важном и случайном, о радостном и горестном. Впесне воспевали героев и оплакивали погибших, вспоминали
о прошлом и мечтали о будущем.
Как начиналась песня?
Разные есть предположения о том, как вообще возникла
музыка, много ещё здесь неясного. Одно бесспорно музыка
родилась очень давно, когда человек только начал говорить,
а знал и совсем мало. Многое из того, что совершалось у
него на глазах в природе, он не мог себе объяснить и считал
поэтому, что мир населён невидимыми могущественными
существами, которые управляют природой и даже имеют
власть над жизнью человека.
Это они приказывают литься дождю, светить солнцу, они
заставляют ветер дуть то сильнее, то слабее, словом,
распоряжаются природой, как хотят.
А раз это так, то нужно быть с этими существами в хороших
отношениях. Их нельзя сердить, обижать. Если хочешь очёмто попросить, то и просить нужно, очевидно, както по
особому, не так, как просишь своего соплеменника.
То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее
короткого, отрывистого, человек понял уже очень давно.
Очевидно, моля, заклиная о чёмто невидимых духов, он
пробовал тянуть звук, старался делать свой голос певучим.
Может быть, так всё это было, может быть, иначе, однако
самые древние песни, которые мы знаем, это именно такие
вот заклинания духов. Их даже трудно назвать песнями;
мелодии их ещё очень просты и примитивны, но всётаки
это уже были первые песни.
Со временем песнизаклинания совсем ушли из быта людей.
Остались, пожалуй, только у ребят. Не удивляйтесь. Сами
ведь, наверно, не раз пели «дождикдождик, пуще…» или
«Божья коровка, улети на небо…». Знакомые песенки,
правда? Вот это и есть заклинания. Вернее, то, что от них
осталось, смешные песенки для самых маленьких.видом музыкального
Однако трудно представить себе, что заклинания были
единственным
творчества
доисторических людей. Конечно, были тогда и другие
песни, связанные с повседневной жизнью. Из этих песен и
выросло впоследствии всё музыкальное искусство.
Если вы заглянете в сборники старинных народных песен, то
найдёте там множество таких, которые посвящены самому
главному в жизни человека труду, работе. В них не только
рассказывается о труде, многие из них и созданы для того,
чтобы их петь во время работы. Это песнипомощники. Их
мелодии, ритмы приспособлены к движениям человека во
время того или иного труда.
Идёт человек по полю, медленно, не торопясь зачерпывает
из лукошка зерно и широким плавным жестом рассеивает
его по вспаханной земле. Одна песня.
Налились травы на лугах, пора косить. Идут друг за другом
косари. Дружно, враз взмахивают косами: «разразраз» шелестит трава под острыми лезвиями. Тут уж не запоёшь
плавную, протяжную песню. Очевидно, она должна быть
энергичнее, чётче.
Созрела рожь. Вышли на поля женщины с серпами новая
песня. Молотят рожь на току тоже поют.
Зима настала и тут в долгие зимние вечера, за веретеном
или прялкой, не обойтись без песни.
Песни, которые рождались в труде, в повседневном быту
человека, всё время менялись, совершенствовались, как
менялся, совершенствовался и развивался сам человек. И
конечно, самые древние, примитивные песни его уже не
удовлетворяли. Человек забывал о них, создавая новые,
более красивые и выразительные напевы. Ведь память
всегда старается сохранить на века только самое лучшее,
прекрасное в искусстве.Народ бережно хранит эти музыкальные послания от
неведомых, далёких своих предков и вместе со своими
новыми песнями передаёт следующему поколению из года в
год, из века в век. Не каждой песне суждено пройти такой
славный путь. Песни отстают в дороге, забываются,
умирают. Что ж, они, как и дела людские, одни живут
долго, другие года не пройдёт, никто о них и не вспомнит.
Мы с вами, конечно, будем говорить только о тех песнях,
что навсегда остаются в памяти народа, о песнях с
интересной и долгой жизнью.
Русская песня всегда отражала окружающую жизнь,
природу России, её пейзажи. Мир русской песни это поля
и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.
Как кому на свете
Дышится, живётся
Такова и песня
У него поётся ...Жизнь даёт для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета
То и отразится
В песне у поэта...
так писал о песне русский поэт XIX века Иван Суриков.
Наверное, то же можно сказать и о песне народной.
Народная песня ярко и полно отражала природу и быт,
чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их
праздниках и буднях.
Мелодия песни «Ах ты, степь широкая…» нетороплива и
величава. Русский пейзаж, облик бескрайней широкой степи
– излюбленная тема народного песенного искусства,выражающая через образ природы характер и силу русского
искусства.
Иногда народные песни основывались на авторских
стихотворениях, близких по характеру словам народных
песен. Одно из таких стихотворений – «Вечерний звон»
стало основой известной песни. Его автор – И. Козлов.
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз…
«Вечерний звон» И. Козлова, вероятно, близок музыкантам
своим поэтическим (поэтический – здесь: вызывающий
чувство очарования) образом,
своей изначальной
музыкальностью. Облик деревянной России с её церквами,
колокольным звоном дорог и близок русской душе.Вечерний звон был частью родного края, он навевал
воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.
Всмотритесь и вслушайтесь в картину И. Левитана
«Вечерний звон», в которой слиты воедино облик родины и
звон сельского колокола. Может быть, вы почувствуете
душу старой России с её любовью к Богу, давшую миру
такую богатую культуру колокольного звона.
Вопросы:
1. Какие стороны жизни отражала русская народная
песня?
2.
Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая…» и
«Вечерний звон»? В чём оно проявляется?
3. Какие народные песни вашего края вам известны? О чём
они?Музыка «дружит» не только с поэзией
Содержание:
1.
Воспроизведение человеческой речи в вокальном
произведении, написанном на не стихотворный текст (напримере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла
«Детская» М. Мусоргского).
2. Музыкальные жанры,
возникшие под влиянием
литературы.
Музыкальный материал:
1. М. Мусоргский. «Кот Матрос» из вокального цикла
«Детская» (слушание)
Характеристика видов деятельности:
1. Исследовать значение литературы для воплощения
музыкальных образов.
2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки
и литературы.
«Музыка – это искусство, выражающее невыразимое…»
(Ш. Мюнш)Песни, романсы, оперы на протяжении многих веков были
для музыкантов подлинной школой композиторского
мастерства. Они учили искать вдохновение в поэзии, чутко
вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все
движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные
словесному выражению.
Иногда это приводило к подлинным художественным
(художественный – здесь: соответствующий законам
искусства, правды и красоты) открытиям. Одно из таких
открытий цикл «Детская» великого русского композитора
М. Мусоргского. Это произведение необыкновенно по силе
музыкальной выразительности.
Семь небольших вокальных пьес заключают в себе целый
мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ.
Один из друзей Мусоргского назвал цикл «Детская» нитью
из жемчужин и бриллиантов, так восхищала слушателей
музыка песен.«Моя музыка должна быть
художественным
воспроизведением человеческой речи во всех тончайших
изгибах её. Вот идеал, к которому я стремлюсь», писал
Мусоргский.
Рассмотрим лишь одну из песен цикла, написанную, как и
вся «Детская», на стихи самого композитора.
Приведём полный текст этого произведения.
Ай, ай, ай, ай, мама,
Милая мама!
Побежала я за зонтиком, мама,
Очень ведь жарко,
Шарила в комоде и в столе
Искала нет, как нарочно!
Я второпях к окну подбежала,
Может быть, зонтик там позабыла...
Вдруг вижу: на окнето кот наш Матрос,
Забравшись на клетку, скребёт!Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.
Зло меня взяло!
Э, брат, до птичек ты лаком!
Нет! Постой, попался!
Вишь ты, кот!
Как ни в чём не бывало, стою я,
смотрю в сторонку,
Только глазом одним подмечаю
Странно чтото!
Кот спокойно в глаза мне смотрит,
А сам уж лапу в клетку заносит,
Только что думал схватить снегиря ...
А я его хлоп!
Мама! Какая твёрдая клетка,
Пальцам так больно, мама, мама!
Вот в самых кончиках, вот тут,Так ноет, ноет так ...
Нет! Каков котто, мама, а?
Посмотрите, как тонко передаётся интонация детской речи.
Девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался
на клетку со снегирём, чтобы схватить птицу, а девочка ему
помешала.
Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в
которой музыка с яркой убедительностью передаёт и
волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за
снегиря, и гнев, и умную наблюдательность.
Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное
стихотворение. В нём нет привычных куплетов, нет и
равномерного чередования рифмованных строк. Здесь всё
направлено на создание точного и убедительного образа.
Поэтому так естественна речь девочки: мелодия точно
передаёт её обороты – восклицания, вопросы, торопливуюскороговорку. В музыке аккомпанемента слышно, как кот
скребёт клетку и как пищит испуганный снегирь.
На этом примере мы видим, что музыке доступна не только
поэзия. Она способна на выразительное воплощение самого
необычного текста.
Сейчас трудно назвать литературный жанр, который музыка
не пыталась бы перевести на свой язык. Элегии и оды,
баллады и гимны – всё это, помимо песен и романсов,
зазвучало в музыке.
Так литература даёт жизнь многим жанрам музыкального
искусства:
вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория;
сценические жанры: опера, балет, оперетта;
жанры программной музыки, представляющие собой
инструментальные произведения с литературным
описанием содержания.Без влияния слова, вероятно, было бы совсем другим
музыкальное произведение, его музыкальная речь, ставшая
более выразительной благодаря содружеству с поэзией.
Литература и музыка: их союз навсегда отмечен печатью
благородного воздействия друг на друга. Потому что и
музыка у литературы, и литература у музыки учились
только лучшему.
Вопросы и задания:
1.
Велико ли воздействие литературы на музыку?
Объясните свой ответ на примере любого из пройденных
вокальных произведений.
2. Назовите жанры музыки, возникшие под влиянием
литературы.
3. Как детская речь передаётся в песне М. Мусоргского
«Кот Матрос»?4.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите
стихотворение, которое вы могли бы предложить
композитору для создания песни. Попробуйте объяснить
ваш выбор.
Стань музыкою, слово!Содержание:
1. Черты сходства между литературной и музыкальной
речью (на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта).
2.
Влияние музыкальнопоэтических интонаций на
инструментальную музыку (на примере финала Концерта
№ 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).
Музыкальный материал:
1.
В. А. Моцарт. Симфония № 40, I часть. Фрагмент
(слушание);
2. П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с
оркестром. III часть. Фрагмент (слушание).
Характеристика видов деятельности:
1.
Воспринимать и выявлять внутренние связи между
музыкой и литературой.2. Исследовать значение литературы для воплощения
музыкальных образов.
3.
Рассуждать об общности и различии организации речи в
произведениях литературы и музыки.
«Откройся мысль! Стань музыкою слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!..»
(Н. Заболоцкий)
При всём могуществе своих возможностей музыка во все
времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в
звучание музыкального произведения, то можно различить
фразы и предложения, восклицания и вздохи. А ведь всё это
является принадлежностью человеческой речи!
Вспомните начало Сороковой симфонии В. А. Моцарта.
Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, I часть (фрагмент).
Подобно стихотворению в этом музыкальном высказывании
всё рифмуется, всё соразмерно и интонационное движение,и ритмический рисунок, и акценты. Кажется, что эта музыка
бесконечное движение, стремление вперёд. Однако в этом
движении различимы и паузы, и остановки. В ней как будто
слышны интонации взволнованной речи человека, которому
необходимы передышки, чтобы взять дыхание.
Такая прерывистость музыкальной речи, её деление на
фразы и предложения берут начало в те далёкие времена,
когда слово и музыка ещё не были отделены друг от друга.
Человек трудился и пел, грустил и пел, танцевал и пел
одновременно. Так что слово, музыка и танец возникали из
одного источника, одной стихии.
Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, I часть (полная
версия, по желанию учителя).
И сейчас ещё в музыке, даже не связанной со словом, порой
слышны интонации и ритмы ушедших времён тех времён,
когда слово и музыка были слиты воедино.Чайковский впитал в себя всё, что звучало вокруг него: и
русскую народную песню, и городской романс, и хоровую
музыку, и всё, что ему было близко в музыке других
народов. Но эта, если так можно сказать, музыкальная
атмосфера, окружавшая Чайковского, была для него лишь
опорой, на которой он создал свой, ярко индивидуальный
мелодический стиль, про который хорошо сказал когдато
Борис Владимирович Асафьев: «Мелодия это своего рода
почерк Чайковского». Действительно, по мелодике
Чайковского, как по почерку, мы узнаем его музыку с
первых же тактов.
Он мог взять незатейливую народную или собственного
сочинения мелодию и бережно сохранить её, не тронув ни
одной ноты, украсив её лишь скромной обработкой, чуть
подчёркивающей самые важные точки мелодии. А мог из
такой же скромной песенной мелодии вырастить гимнрадости, гимн любви или великую человеческую трагедию.
Всё из одного мелодического зерна!
Слушание: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с
оркестром. III часть (фрагмент).
Послушайте начало финала Первого фортепианного
концерта П. Чайковского. Основой этой прекрасной
виртуозной музыки стала народная песня веснянка,
которой обычно звали весну, а с ней связывали надежду на
тепло и хороший урожай. Интонации такого призыва были
слышны в музыке веснянок, в которых многократно
повторялись однадве фразы.
Интонации веснянки слышны и в музыке Чайковского. Они
определяют её выразительность, настроение, танцевальный
характер. Основной мотив многократно повторяется так
же как повторяются во многих веснянках словазаклички.В 1874 году Пётр Ильич закончил свой Первый
фортепианный концерт. Он хотел посвятить его Н. Г.
Рубинштейну, просить его быть первым исполнителем этого
произведения. Но концерт Рубинштейну не понравился, и он
даже назвал его неисполнимым. Очень расстроившись,
Чайковский послал ноты замечательному немецкому
пианисту и дирижёру Гансу фон Бюлову, который и стал его
первым исполнителем. В благодарность Чайковский
посвятил концерт ему. Много лет спустя Бюлов называл
этот концерт «... самым сверкающим, самым совершенным»
среди произведений русского композитора.
Слушание: П. Чайковский. Четвёртая симфония (финал).
Мелодии, имеющие песенное происхождение, встречаются у
многих композиторов. Иногда сами песни становятся
темами музыкальных произведений. Например, в финале
Четвертой симфонии П. Чайковского используется русскаянародная песня «Во поле берёза стояла», а во второй части
Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Д. Кабалевского
приводится его собственная песня «Наш край».
Однако народная музыкальная культура не является
единственным источником воздействия на творчество
композиторов. Вся история музыки говорит о том, что были
и другие источники такого воздействия. «Стань музыкою,
слово!» эта строка из стихотворения Н. Заболоцкого
отражает извечное стремление композиторов запечатлеть в
музыкальных звуках всё богатство человеческой речи,
соединить слово и звук в неразрывное целое.
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл слов Н. Заболоцкого «Стань
музыкою, слово!»?
2. Почему музыка Сороковой симфонии Моцарта так
похожа на стихи? Объясните свой ответ.3. Как характер веснянки повлиял на музыку Первого
фортепианного концерта П. Чайковского?
Два великих начала
Содержание:
1. Слово и музыка могучие силы искусства.
2. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и
музыки в вокальных произведениях.
Музыкальный материал:
1. М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я помню чудное
мгновенье...» (слушание);
2. Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. «В путь» (из вокального
цикла «Прекрасная мельничиха»).
Песенный репертуар:1.
«Весёлый мельник». Американская народная песня
(пение).
Характеристика видов деятельности:
1.
Воспринимать и выявлять внутренние связи между
музыкой и литературой.
2. Исследовать значение литературы для воплощения
музыкальных образов.
3.
Рассуждать об общности и различии выразительных
средств музыки и литературы.
Ход урока:
«Музыка должна сыграть по отношению к
поэтическому произведению ту же роль,
какую по отношению к точному рисунку играет яркость
красок…»
(Кристоф Глюк)
Сообщение темы урока: Сегодня мы будем говорить о двух великих началах –
«Слово» и «Музыка». Как вы можете определить связь
между ними?
Работа по теме урока:
1. Взаимодействие слов и музыки
«Слово» и «Музыка» два великих начала, две стихии
искусства. На протяжении многих веков они непрерывно
взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко
приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения
и примирения порой рождают шедевры – песни, романсы,
оперы.
Поэтический текст способен придать музыке новое
звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств,
красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может
стать основой музыкального произведения: оно должно быть
поособенному мелодичным и ритмичным, должно состоятьиз благозвучных (благозвучный – приятный на слух) слов,
которые легко поются.
Творчество композитора превращает стихотворение в
музыкальное произведение. Так поэзия становится частью
музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам
музыки. Некоторые слова, не совсем подходящие по
звучанию или неудобные для пения, заменяются другими.
Кроме того, произведение всегда предназначается для
определённого голоса сопрано, тенора, баритона или баса.)
Это придаёт ему тембровую неповторимость,
не
предусмотренную в стихотворении.
Посмотрите внимательно на портрет Фёдора Ивановича
Шаляпина на стр. 38 учебника. Портрет выполнен
художником Валентином Александровичем Серовым. (В
презентации дан портрет Ф. Шаляпина, 1902 г., худ. Н.
Кузнецов).Имя знаменитого на весь мир баса знают все. У него был
высокий бас, исключительной красоты, яркости и мягкости.
Послушайте фрагмент «Песни варяжского гостя» из оперы
Н. А. РимскогоКорсакова «Садко» (либретто Н. А.
РимскогоКорсакова и В. Бельского).
О скалы грозные дробятся с рёвом волны
И, с белой пеною крутясь, бегут назад.
Но твёрдо серые утёсы выносят волн напор
Над морем стоя…
«Гениальный сын земли русской» эти слова начертаны по
французски на могиле величайшего певца, когдалибо
появлявшегося на оперной сцене или концертной эстраде.
История вокала не знает артиста, превзошедшего Шаляпина
или хотя бы равного ему.
2. Слушание романса М. Глинки «Я помню чудное
мгновенье...»Талантливая музыка часто как бы заново открывает
известное стихотворение.
Кому знакомы эти замечательные строчки?
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты.
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты...
Скажите, кто является автором этого стихотворения? (Это
стихотворение написал великий русский поэт Александр
Сергеевич Пушкин.)На странице 39 вы видите знаменитый
портрет Пушкина, написанный Василием Андреевичем
Тропининым.
Гениальные строки А. Пушкина, учили наизусть и
современники, и их потомки. Оно посвящено Анне Керн,
которой поэт искренне восхищался.Это стихотворение – пример возвышенного и благородного
отношения к женщине, преклонения перед красотой и
поэзией человеческих отношений. Оно получило гениальное
воплощение в музыке М. Глинки. Так возник бессмертный
романс «Я помню чудное мгновенье...»
Сохранив прекрасный образ стихотворения, размер
пушкинского стиха,
Глинка придал ему широкое
мелодическое дыхание, подчеркнул переломы в настроении,
внёс живое биение пульса в фортепианное сопровождение
и сумел стать равным великому мастеру стиха.
Пушкин посвятил стихи Анне Петровне Керн, а Глинка
посвятил музыку её дочери Екатерине. Сейчас мы с вами
послушаем это замечательное творение. (Слушание романса
в записи).
На сколько частей можно разделить романс? О чём эти
части рассказывают и как они звучат?драматичным.
(Первая часть романса говорила о зарождении любви, о том,
что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко,
певуче, светло, ритм ровный.
Средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется
напряжение, тревога, сопровождение становится более
резким,
Затем музыка постепенно
успокаивается и замедляется, как бы подчёркивая строчки:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои:
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.
А в третьей части говорится о счастье новой встречи.
Звучит та же вдохновенная мелодия, что и в первой части.)
Романс заканчивается так же, как начинается: очень мягко и
благородно. Может быть, это образ «гения чистой красоты»,
а может, самого автора, охваченного нежным и глубокимчувством. Музыка чётко следует за содержанием
стихотворения, она чутко откликается на каждое
настроение, каждую фразу. Удивительно певучую мелодию
невозможно отделить от фортепианного сопровождения
вместе они представляют единое художественное целое.
А случается и так, что музыкальное произведение
возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к
нему великий композитор, давно бы было забыто. Такое
«чудо прикосновения» происходило с творчеством многих
поэтов, чьи скромные произведения составляли как бы
«второй план» (второй план – здесь: менее ценный, менее
значительный) литературы.
Мало кто знаком с поэтическим наследием Нестора
Кукольника, однако все знают стремительную «Попутную
песню», нежнозадумчивого «Жаворонка» М. Глинки,
написанные на его стихи. Простодушные стихотворения
Вильгельма Мюллера, вряд ли надолго удержали вниманиеотправляясь в странствие,
читателя. Однако гений Ф. Шуберта открыл в них столько
нежности и трагичности (трагический – потрясающий,
полный страданий), что циклы «Прекрасная мельничиха» и
«Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной
музыки.
Песня «В путь», открывает цикл «Прекрасная мельничиха».
Мы ярко ощущаем и приподнятое настроение героя,
который,
поёт свою
жизнерадостную песню, и вращение мельничного жернова,
подчинённого непрерывному движению стремительной
воды.
Герой отправляется в путь; большинство своих песен он
будет петь «на ходу». И всё, что встретит он в своём
нелёгком путешествии любовь, надежду, восторг,
разочарование, он будет переживать как бы в ритме своего
собственного шага то упругостремительного, то горестно
тяжёлого.В движенье мельник жизнь ведёт,
В движенье,
Плохой тот мельник должен быть,
Кто век свой дома хочет жить,
Всё дома!
Вода примером служит нам,
Примером!
Ничем она не дорожит,
И дальшедальше всё бежит,
Всё дальше!
Колёса тоже не стоят,
Колёса!
Стучат, кружатся и шумят,
С водою в путь они хотят.
С водою.
Вертятся, пляшут жернова,
Вертятся.Кажись, бы им и не под стать,
А ведь нельзя ж от всех отстать.
Нельзя же!
Движенье счастие моё,
Движенье!
Прости, хозяин дорогой,
Я в путь иду вслед за водой,
Далёко!
Вопросы и задания:
1. Каким должно быть стихотворение, чтобы оно зазвучало
в музыке?
2. Считаете ли вы музыку М. Глинки созвучной
Пушкина «Я помню чудное
стихотворению А.
мгновенье...»? Объясните свой ответ.
3. Что в характере песни Ф. Шуберта «В путь» кажется
вам главным? Что, повашему, больше передаёт этот
характер – стихи или музыка?МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 4
Тема: Искусства различны, тема едина.
Содержание:1. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять
смысл искусства.
2.
Тема как фактор объединения произведений разных
видов искусства.
3. Сравнение
художественных
произведений,
представленных в § 4, с точки зрения сходства их образов и
настроений.
Художественный материал:
Музыка:
1. П. И. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь» (из
фортепианного цикла «Времена года», слушание);
2.
Р. Шуман. «Первая утрата» (из фортепианного цикла
«Альбом для юношества», слушание).
Поэзия:
1. А. Толстой. «Осень». Осыпается наш бедный сад...Живопись:
1. И. Левитан. «Осенний день. Сокольники»;
2. И. Бродский. «Опавшие листья».
Песенный репертуар:
1. И. Гайдн, русский текст П. Синявского. «Мы дружим с
музыкой» (пение).
Ход урока:
Организационный момент
Звучит песня «Маленький принц» М. Таривердиев, стихи Н.
Добронравова.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём
воображении настроение.
Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образи настроение.
А музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать
мысль и образ…»
(Н. РимскийКорсаков)
Сообщение темы урока:
Мы продолжаем разговор об искусстве и сегодня будем
учиться искать взаимосвязи между музыкой, литературой и
изобразительным искусством.
Работа по теме урока:
1. Храмы искусства
Долгие столетия, прошедшие с тех незапамятных времён,
когда искусство только начинало свой путь на земле,
неузнаваемо преобразили его облик. Дело не только в том,
что совсем иными стали краски, которыми пользуются
художники, что музыканты играют на других инструментах,
а поэты пользуются совершенно новыми словосочетаниями.выросли и расширились,
Изменился сам мир искусства. Музыка, поэзия, живопись
значительно
стали
самостоятельными. Каждый из этих видов искусства
образовал как бы собственное государство со своей
историей, географией, населением и языком. И для того
чтобы изучить хотя бы одно из этих «государств», люди
тратят многие и многие годы. Шаг за шагом они овладевают
ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся
творить сами и в конце концов постигают лишь одно
единственное искусство. Пожалуй, никакая другая наука не
даётся таким трудом, как наука творчества.
Но что же это означает? Неужели для человека, не
связанного с искусством, его мир оказывается безнадёжно
закрытым? Для кого же оно тогда существует?
К счастью, понимать искусство можно поразному. Давайте
попробуем понять, почему искусство может быть понято
многими людьми. Обратимся к учебникам. На страницах 2728 вы видите храмы искусства. Скажите, к каким видам
искусства относятся данные храмы?
Государственная Третьяковская галерея храм живописи,
где живут замечательные шедевры известных художников.
Большой театр там живут различные театральные
представления: опера, балет, проходят концерты известных
исполнителей из мира музыки.
Большой зал Московской консерватории. В консерватории
учатся будущие композиторы, музыканты.
Правильно. А как вы думаете, у слова консерватория и
консервы есть чтото общее? (Заслушиваются ответы
учащихся.)
Внешне, конечно же, ничего общего, хотя у них
одинаковый корень итальянского глагола «conservare» что
означает беречь, сохранять. Что такое консервы? (Консервы