Модест Петрович Мусоргский - русский композитор XIX века, автор опер «Борис Годунов», «Хованщина», фортепианного цикла «Картинки с выставки», песен и романсов – был великим мастером речитатива.
Слово «речитатив» происходит от итальянского «recitare», что значит «декламировать». Речитатив - это род вокальной музыки, приближающийся к естественной человеческой речи. Речитатив используется в тех романсах. где важно донести до слушателя сюжет, ход событий, показать характер героев.
Мусоргский. «В углу» из вокального цикла
«Детская»
Модест Петрович Мусоргский русский
композитор XIX века, автор опер «Борис
Годунов», «Хованщина», фортепианного цикла
«Картинки с выставки», песен и романсов – был
великим мастером речитатива.
Слово «речитатив» происходит от итальянского
«recitare», что значит «декламировать». Речитатив
это род вокальной музыки, приближающийся к
естественной человеческой речи. Речитатив
используется в тех романсах. где важно донести до
слушателя сюжет, ход событий, показать характер
героев.Мусоргский чутко вслушивался в интонации
разговорной речи и затем воплощал их в своих
произведениях и в этом он продолжал дело
своего старшего современника А. С.
Даргомыжского. Поразительная наблюдательность
Мусоргского проявилась при создании вокального
цикла «Детская» на собственные слова (1868
1870). Эти прелестные романсысценки (всего их
пять) плод дружеского общения композитора с
детьми семейства В. В. Стасова, друга
Мусоргского, русского критика.
С нежностью и юмором он нарисовал детские
музыкальные портреты, сценки из детской жизни.
В романсе «В углу» изображены два персонажа:
няня и мальчик Мишенька (так он сам себя
величает). Здесь благодаря речитативу
музыкальный язык настолько яркий ивыразительный, что мы не только слышим, но и
можем легко представить себе няню и
напроказившего мальчика, старающегося правдами
и неправдами избежать наказания. Музыка делает
явным то, что иногда ускользает в разговорной
речи: искренность и притворство слов и
настроений.
Романс начинается стремительным гаммообразным
пассажем фортепиано, после которого звучит
гневный возглас няни: «Ах ты, проказник! Клубок
размотал, прутки растерял!» Из таких
восклицательных фраз состоит вся речь няни.
По мере того как усиливается гнев няни, меняются
и интонации вокальной мелодии. Если в первых
фразах преобладают консонансы (терции и
сексты), то в кульминационных фразах появляются
резкие диссонансы септимы. Они звучат вгрозном приказе няни, который от ярости она
произносит по складам: «В угол! В угол! Пошёл в
угол!»
Но гнев няни быстро тает. На словах она ещё
ругает мальчика, а спокойная интонация малой
секунды выражает её истинное состояние. Она
больше не сердится, и гнев её наигранный:
«Проказник!»
В речитативе няни выразительны две особенности:
начала фраз с акцента и паузы. Акценты передают
сердитые восклицания «Ах!», «Ахти!» Фразы няни
коротки и прерывисты, поэтому паузы не только
играют роль «запятых» между ними, но и
становятся важным выразительным средством,
подчёркивая то или иное слово.
Вслушиваясь в вокальную партию, невольно
воображаешь себе сценку: няня оглядываеткомнату, всплёскивает руками, обнаруживая всё
новые приметы беспорядка, учинённого любимцем
Мишенькой. Всю нянину речь сопровождает
«бурлящий» фортепианный аккомпанемент, в
котором и её настроение, и картина беспорядка.
Когда няня наконец замолчала и успокоилась,
началась «оправдательная речь» Мишеньки.
Увлекательное занятие проследить все
интонационные изгибы речи маленького хитреца.
Вслушайтесь в речь мальчика. Он вам никого не
напоминает? Какая богатая гамма чувств выражена
в страничке нотного текста! Сначала его
трогательные фразы пронизаны интонациями
жалобы, страдания. Они звучат и в вокальной, и в
фортепианной партии: «Я ничего не сделал,
нянюшка…»Малыш обижен «несправедливыми» упрёками. Он
спешит оправдаться, придумать поскорее, на кого
бы свалить вину. В паузах слышны и лихорадочная
«работа мысли», и в то же время неуверенность:
хороша ли, убедительна ли его выдумка? Ах, эти
предательские паузы! «Клубочек размотал
котёночек, и пруточки разбросал котёночек…»
Но выдумка не помогла. Разжалобить няню не
удалось. И тогда Мишенька начинает её ругать, а
себя хвалить. В его музыке появляются ласковые
интонации колыбельной. Они звучат в мажоре,
впервые появившемся в вокальной и фортепианной
партиях. Этот песенный «островок» в окружении
речитатива звучит с особенной теплотой и
нежностью.
Но няня всё равно молчит. И тогда малышу
остаётся последнее средство припугнуть няню.Он придумывает для неё самое страшное наказание
на свете: «Миша больше не будет любить свою
нянюшку».
Здесь снова возвращается речитатив. Теперь
мальчуган поёт резко, отрывисто, дразня няню, и
напоследок восклицает: «Миша больше не будет
любить свою нянюшку, вот что!»
Вопросы и задания:
1. Что такое романс?
2. Почему в романсе Мусоргского «В углу» из
цикла «Детская» избран речитативный стиль?
3.
Расскажите, в какой момент и почему в
романсе появляется песенность.«Снегурочка» весенняя сказка Н. А. Римского
Корсакова
Звуки музыки
Русский писатель Александр Николаевич
Островский сочинил замечательную сказку
«Снегурочка». Эта сказка так понравилась
Николаю Андреевичу РимскомуКорсакову, что он
сразу приступил к созданию оперы.
Музыка оперы «Снегурочка» полна весенней
радости и света.
Вступление к опере «Снегурочка»«Начало весны. Красная горка, покрытая снегом.
Направо кусты и редкий безлистый березник.
Налево сплошной частый лес больших сосен и
елей. В глубине, под горой, река… За рекой
берендеев посад, столица царя Берендея. Дворцы,
дома, избы, все деревянные с причудливой
резьбой…
Полная луна серебрит открытую поверхность.
Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне»
так описывает Николай Андреевич Римский
корсаков вступление к опере «Снегурочка».
Песни и пляски птиц
Леший возвещает о приходе ВесныКрасны.
Прилетает Весна с журавлями, но не уходит зима.
Виновата в этом сама Весна. Пятнадцать лет
прошло с тех пор, как родилась у неё и ДедаМороза дочь Снегурочка, и рассердилось Ярило
Солнце. Жмутся к Весне птицы и, чтобы согреться,
затевают пляски. С большим художественным
мастерством РимскийКорсаков воспроизводит
голоса птиц.
В музыке ясно слышатся крик, кукушки, стук
дятла, пощёлкивание, посвистывание и цоканье
других птиц. А на фоне этого гомона звучит
чудесная мелодия народного склада «Сбирались
птицы, сбирались певчи».
Ария и ариетта Снегурочки «С подружками
по ягоду ходить»
Легко, бездумно живётся Снегурочке в лесу.
Правда, скучно немножко, хочется и мир
посмотреть и себя показать. Но очень скучать и
грустить Снегурочка пока не умеет. Ей простонужно уговорить отца, Деда Мороза, подластиться
к нему пусть он разрешит ей пойти к людям.
Дочка уговаривает, упрашивает Деда Мороза,
чисто и прозрачно звенит её голосок, и Мороз
сдаётся. Как откажешь единственной дочке?
Снегурочку решают отдать в Берендееву слободку.
Строго приказывает Мороз мохнатому Лешему
беречь Снегурочку пуще всего от лучей Ярилы
солнца, а сам уходит из леса. Кончилась его
власть, наступило время Весны.
Песня Леля «Туча со громом сговаривалась»
В страну берендеев пришла весна. Снегурочка
живёт у Бобыля.
Жить в слободке Снегурочке не очень весело. Не
одобряют её приёмные родители дружбы с Лелем
пастухом: всего и богатствато у него берестянойрожок да кнут. А что песни хорошо поёт, так ведь
из песен шубу не сошьёшь и обед не сваришь. Да и
Лелю становится скучно с холодной Снегурочкой.
Не умеет она веселиться и радоваться, как другие
девушкиберендейки.
В канун Ярилина дня праздника солнца
молодёжь водит хороводы под подлинно народную
песню «Ай, во поле липенька». Старики
угощаются. Царь Берендей выходит к народу.
Заплясали скоморохи. Запел свою чудесную песню
Лель «Туча со громом сговаривалась».
Те, кто любят природу, очень любят и это время
спора зимы с весной, когда весна, а за нею и лето
вступают в свои права. И никто не грустит об
ушедшем. Вот почему нам только на какуюто
минуту становится грустно, что растаяла
Снегурочка, а потом мы вместе с берендеямирадуемся теплу, лету, которое гибельно для
Снегурочки, но очень нужно всем людям.
Вопросы:
1. Какие картины можно «увидеть» в музыке
вступления к опере «Снегурочка? Как меняется
настроение музыки от начала к концу вступления?
2. Как вы думаете, почему в «Песне и пляске
птиц» царит оживление и радость?
3. Отчего так грустна песня Леля? Что
произойдёт со Снегурочкой в конце сказки?Музыкальная форма: Период
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах
«Великое, истинное и прекрасное в искусстве
– это простота».
(Р. Роллан)
Наверно, каждому из вас приходилось разбирать
игрушку или какуюнибудь вещицу, заглядывать
внутрь и смотреть, как она устроена. То же самое
можно проделать и с произведением.
Спрашивается: а зачем? Хорошей музыкой лучше
просто наслаждаться. Зачем ещё лезть кудатовнутрь? А особенно чувствительных может даже
возмутить такое копание. Ктокто, а онито знают,
что музыка это тайна. Так зачем же разрушать эту
тайну?
Музыка действительно тайна, и эту тайну надо
прежде всего услышать. Но даже самый чуткий
слух, если он «неграмотен», расслышит очень
мало.
Любое музыкальное произведение говорит со
слушателями на музыкальном языке. Язык этот
состоит из мотивов, фраз, предложений и
периодов. Это своего рода грамматика
музыкального языка. И не будем забывать, что вся
эта грамматика нужна для того, чтобы лучше
выразить содержание, смысл музыки. А смысл
музыки в музыкальных образах.Рассмотрим произведение, написанное в форме
периода, которая в музыке считается одной из
простейших.
Однако всякая простота в искусстве нередко
оказывается мнимой. Краткое, но ёмкое по смыслу
высказывание такое определение произведения,
написанного в форме периода, нередко
представляется наиболее верным.
Прелюдия ля мажор Фредерика Шопена одна из
самых миниатюрных в цикле (всего 16 тактов).
Особенно ярко в ней проявилось умение Шопена в
малой форме сказать чтото большое и важное.
Поразительна её мелодия, похожая на
выразительную человеческую речь. В ней
явственно проступает ритм мазурки. Но это не сам
танец, а как бы светлое поэтическое воспоминание
о нём.Вслушайтесь в её звучание. Прелюдия эта так
невелика, что всю её целиком можно уместить на
небольшом фрагменте обыкновенной страницы.
Если охарактеризовать это произведение с точки
зрения его композиционного строения, то
выяснится, что оно относится к одной из самых
простых форм, какие существуют в музыке.
Период, то есть небольшое законченное
музыкальное повествование, может заключать в
себе всевозможные отступления, расширения,
дополнения, однако в Прелюдии Шопена ничего
этого нет. Её форму отличает повторное строение:
то есть мелодия во втором предложении
начинается с того же мотива, что и в первом,
равная продолжительность предложений,
состоящих из восьми тактов (в музыке этоназывается квадратностью), простота фактурного
изложения.
Однако означает ли такая предельная простота
формы, что перед нами бесхитростная
незамысловатая пьеска?
Звучание первых же тактов убеждает нас в
обратном. Невероятная изысканность, тонкость,
очарование этой музыки вызывают впечатление
художественного совершенства, поистине
гениальной простоты.
В чём же секрет такого воздействия Прелюдии?
Может быть, он таится в едва уловимой
танцевальности этой музыки? Мягкая
трёхдольность, навевающая ритм мазурки, придаёт
ей неповторимую пленительность и обаяние.Но есть в этой Прелюдии, и коечто необычное для
танца. Обратите внимание: в концах фраз
фактурная формула аккомпанемента
останавливается, «повисает» вместе с мелодией. В
этом есть чтото таинственное, загадочное.
Застывшие аккорды заставляют нас пристальнее
вслушаться в музыку. Это не настоящий танец, а
музыкальный образ танца хрупкий, поэтичный,
таинственно ускользающий, как сновидение или
мечта…
А может быть, этот секрет в неторопливой,
доверительной интонации, напоминающей
негромкую человеческую речь, заключённой в
последовательности восьми фраз (четыре в первом
и четыре во втором предложениях)?
Искренняя речь человека, который хочет сообщить
нам чтото посвоему веское и значительное,обычно и строится негромко, спокойно, без лишних
слов.
Так, полностью определив композиционное
строение Прелюдии и даже начертив его схему, мы
можем обратиться к другим средствам
музыкальной выразительности, какие использовал в
ней композитор.
Изысканное мелодическое движение
параллельными терциями и секстами наиболее
благозвучными интервалами, аккордовый склад
звучания придают музыке характер благородного
спокойствия. Аккордовый склад, как известно,
издавна отличал возвышенные жанры, например,
хоралы, старинные прелюдии.
Так в одном совсем небольшом произведении
слились воедино благородные исторические
традиции европейской музыки, сочетающие ивозвышеннодуховные, и нежнотанцевальные
истоки. Эта «память жанра», запечатлённая с
изысканным лаконизмом, оказывается во много раз
дороже и весомее многих сложных музыкальных
структур, лишённых глубины содержания.
Итак, содержание здесь много глубже и объёмнее,
чем может заключить в себе такая маленькая пьеса.
Несмотря на свою краткость, она как будто
раздвигает границы пространства и времени,
вступая в диалог с животворящей традицией
прежних времён, навевая образы ушедшей музыки,
былых чувств и душевных стремлений.
И, оживляя в нас самые глубокие пласты памяти,
она перерастает свои собственные масштабы, так
что её кульминация, звучащая в 12м такте,
вызывает чувство душевного порыва: не стольбурного (что естественно для такой маленькой
прелюдии), но яркого и значительного.
Таковы поистине невероятные глубины смысла,
которые заключает в себе одно из самых простых
по форме музыкальных произведений. Один
период, два предложения, восемь фраз образуют
подлинный музыкальный шедевр, в котором
краткость изложения в сочетании с несколькими
выразительными приёмами приоткрывают завесу в
тот неведомый мир, откуда к нам приходят все
образы и все мечты.Оливье Мессиан. Турангалила
симфония. Вознесение к звёздам
Его называли: сын Франции и всего мира. Оливье
Мессиан один из самых ярких, универсальных и
своеобразных музыкантов ХХ века.Современникам казалось, что творческий путь
Мессиана был спокоен и тих, ведь всю жизнь он
был верен двум занятиям музыке и орнитологии,
а историки музыки нередко сравнивают его с
Бахом. Будучи примерным католиком,
значительную часть своей жизни он проработал
церковным органистом, написавшим немало
произведений духовного содержания.
Оливье Мессиан композитор, который придумал
свою музыкальную и мировоззренческую
Вселенную, свой музыкальный и ритмический
порядок, при этом сам уверял, что не придумал
ничего нового.
Детские годы будущий композитор провёл в
Авиньоне и Гренобле, городах, где его отец
знаток английской литературы, переводчик
Шекспира преподавал в лицее английский язык.Сильное влияние на формирование
художественной натуры ребёнка оказала его мать,
довольно известная в своё время поэтесса Сесиль
Соваж.
Сам Оливье с раннего детства проявил склонность
и талант к музыке и в 11 лет уже поступил в
Парижскую консерваторию, где занимался с
Жаном Галлоном гармонией, с Марселем Дюпре
игрой на органе и с Полем Дюка композицией.
Блестящие способности мальчика обратили на себя
внимание музыкантов и за пределами
консерватории. Его сочинения для органа и для
фортепиано, написанные ещё в стенах
консерватории, были услышаны в концертах и
встретили благоприятный отклик критики.
После окончания в 1930 году консерватории
Мессиан получает назначение органистом в один изкрупнейших парижских соборов Святой Троицы,
где проработал свыше шестидесяти лет. Уже в ту
эпоху молодой композитор проявляет себя как
пытливый искатель новых технических средств в
музыке. Он разрабатывает свою систему ладовых
формул и ритмических конструкций, основанных
отчасти на пристальном изучении древних
музыкальных источников греческих, индийских,
григорианских. Особый интерес молодого
композитора вызывает «музыка птиц». Он
приступает к систематической записи звучаний
голосов различных представителей царства
пернатых.
Мессиан нотами записывал голоса птиц,
пренебрегая всеми правилами орнитологов
традиционалистов. Специалист Московского
зоопарка Иннокентий Сметанин говорит, чтоправильную картину голосов птиц дают только
графическая и фонозапись. «Были попытки
записывать голоса и нотной записью, но адекватно
записать не удалось», утверждает он. Не удалось
никому, кроме Мессиана, который сам ходил по
лесам с нотной тетрадкой в руках, а потом
переносил пение птиц на бумагу.
С началом в Европе Второй мировой войны Оливье
пошёл на фронт, а через несколько месяцев, во
время отступления, он оказался в немецком плену.
Один из немецких офицеров из лагерной охраны
оказался любителем музыки. Он подарил Мессиану
нотную бумагу, карандаш и резинку. Среди
товарищей по заключению были скрипач,
кларнетист и виолончелист.
«Квартет на конец мира» написан для скрипки,
кларнета, виолончели и фортепиано. Однакопоскольку в распоряжении композитора не было
фортепиано, его партия была сочинена позже,
когда в лагерь было доставлено старое разбитое
пианино и устроен концерт для заключённых.
Конечно, самый факт создания музыкального
произведения в столь трагической обстановке, и
организация его исполнения перед пятитысячной
толпой заключённых, испытывавших тяжкие муки
голода, холода (исполнение состоялось 15 января
1941 года в лютый мороз), болезней, унижений,
является актом высокого мужества и стойкости
перед лицом суровых испытаний.
Освобождённый из концлагеря летом 1942 года,
Мессиан возвратился в Париж где продолжил
работать при церкви, а также преподавать в
Парижской консерватории по классу гармонии.У него учились Булез, Штокхаузен, Ксенакис. Есть
последователи Мессиана и в России.
Среди наград композитора премия Эрнста
Сименса 1975 года, Премия Эразмус 1971го,
награда от Королевского филармонического
общества и много прочих. Кроме того, Мессиан
был удостоен почётных степеней от нескольких
учебных заведений Франции.
Оливье Мессиан много выступал как органист и
пианист, исполнитель собственных сочинений.
Яркое отражение в творчестве Оливье Мессиана
нашла тема Востока. Увлечение этой
интереснейшей темой возникло у композитора
после того, как он ознакомился с трактатом
(трактат – научный труд), содержащим 120
индийских ритмов. Глубокие смыслы, заключённыев них, были связаны с древневосточными учениями
о божествах, о космосе, о Вселенной.
После изучения культуры восточных народов
Мессиан создаёт одно из своих лучших творений –
«Турангалилусимфонию», написанную по заказу
Бостонского симфонического оркестра.
Название турангалила имеет древнеиндийское
происхождение. «Туранга» означает «бегущее
время», «движение и ритм», «гимн радости».
«Лила» «божественная игра», «игра творения»,
«любовь». Симфония «Турангалила» это песнь
любви, гимн радости» ...
Для воплощения грандиозных смыслов,
заключённых в названии, композитор обратился к
крупному музыкальному жанру симфонии. При
этом симфонический цикл он расширил до десяти
частей!Потрясает огромный состав оркестра, в котором
особенно выделяется группа ударных
инструментов. Помимо большого барабана мы
слышим мощные, «колокольные» удары тамтама,
сверкающие серебристые звоны турецких тарелок,
шумовой гул китайских тарелок.
Ярчайший фрагмент симфонии – пятая часть
«Ликование звёзд». В огненном вихре звучаний
перед нами проносятся мириады (неисчислимое
множество) звёзд, освещаемых красочными
потоками света. Не только звёзды, но и вся
природа – горы, моря, океаны – участвует в
грандиозном музыкальном действии. Мы
наблюдаем космическую игру, по словам
Мессиана, «ослепительную, безмерную,
сверхчеловеческую радость».В середине и в заключении солирует музыкальный
инструмент «Волны Мартено». Его необычное,
«космическое «звучание достигается за счёт
электрозвуковых вибраций.
Во время Первой мировой войны, когда на долгое
время гул разрывающихся снарядов, свист пуль,
скрежет гусениц танков и т.п. наполняли
окружающий мир, французский радист Морис
Мартено, сидя в окопах, мечтал найти новое
звучание, которое бы заглушило ноты войны.
Экспериментируя с военной радиостанцией, он
заинтересовался необычным «поющим» звуком,
который издавали лампы оборудования. Будучи
музыкантом по призванию (он в совершенстве
играл на скрипке), ему не составило труда
превратить случайные электрические звуки
радиостанции в незатейливые мелодии.После окончания войны, увлечённый
электрическим звучанием, Морис Мартено
продолжил свои эксперименты. Почти десять
лет он работал над своим проектом и только
лишь в 1928 году достиг желаемого результата.
В этом же году на Парижской выставке он
представил мировому сообществу своё
изобретение, назвав его «Волны Мартено.
Поскольку это был один из первых подобных
инструментов, изобретение Мартено вызвало
оживлённый интерес.
Мартено действительно удалось найти новое
звучание. Люди, впервые услышавшие в 1928 году
его инструмент, окрестили его «космическим
пианино», поскольку он издавал необычные для
того времени неземные звуки, которыеодновременно кажутся и радостными, и
загадочными, и величественными!
В настоящее время, когда современные
синтезаторы способны воспроизвести
множество сложнейших звуков, инструмент
Мориса Мартено потерял свою актуальность, но
некоторые музыканты, отдавая дань истории,
всё же продолжают его использовать в своём
творчестве.
Вопросы и задания:
1. Какие смыслы заключает в себе
древнеиндийское слово «турангалила»?
2. Послушайте пятую часть «Турангалилы
симфонии» О. Мессиана. За счёт каких средств
музыкальной выразительности достигается
эффект грандиозности звучания? Слова длясправок: ритм, мелодия, лад (мажор, минор),
динамика, тембр, оркестровка.Роберт Шуман. Карнавал. Арлекин и Пьеро
Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в городе
Цвиккау, в музыкальной семье. Отец его был
известный торговец книгами, книгоиздатель, и
Роберт был младший из 5 детей. От отца Шуман
унаследовал страстную любовь к поэзии и
литературе. Учась в гимназии он организовал там
поэтический кружок, сам писал стихи и даже
драмы. Увлечение поэзией сыграло очень важную
роль в будущем музыкальном творчестве Шумана.
С семи лет Роберт обучался музыке, брал уроки
фортепиано у местного органиста,
импровизировал, сочинял пьесы. Его
импровизации, его дирижирование маленькиморкестром товарищей по гимназии, когда ему было
12 лет, указывали на то, что в нём наряду с
литературным таится музыкальное дарование.
До 16 лет мальчик не знал, кем он будет, какую
дорогу в жизни ему избрать. Хотя, он по желанию
матери, и поступил в университет города
Лейпцига, чтобы стать юристом, но занятия
юридическими науками не особенно увлекали его.
Юноша уже почувствовал вкус удачного старта в
мире музыкального искусства. Он достиг больших
успехов как виртуозный пианист и органист. Он
старательно изучал музыку великих композиторов
Моцарта и Вебера. Он сам создавал музыкальные
зарисовки, которые музыкальными звуками умело
передавали изображение человека. Он полюбил
творчество Шуберта, и сам написал несколько
песен.Добившись разрешения матери посвятить себя
музыке, Шуман начинает готовить себя к карьере
пианиставиртуоза. Молодой музыкант понимал,
что упустил много времени в совершенствовании
игры на фортепиано. Желая поскорее добиться
совершенства, он изобрёл аппарат, который, по его
мнению, должен был ускорить процесс развития
его рук. Он представлял собой гирю, которая
подвешивалась к потолку и прикреплялась к
пальцу пианиста. К сожалению, аппарат этот не
помог, а, наоборот, привёл к тому, что Шуман
повредил себе палец. Для пианиста это было
непоправимое горе!
Шуман понял, что карьера великого пианиста для
него стала недосягаемой, и тогда он решил
заняться композиторством. Он стал ещё усерднее
изучать музыкальные труды других авторов, впервую очередь И. С. Баха. Композиторская
деятельность Шумана продолжалась 24 года. В его
сочинениях присутствует удивительная
самобытность – его мелодии узнаются с первых
звуков. Красивые напевы, полные необычайной
прелести и выразительности, широкий полёт
романтической фантазии придают фортепианным
пьесам Шумана особенное звучание.
В 1844 году Шуман вместе со своей женой –
пианисткой Кларой Шуман – совершил
концертную поездку в Россию. В Петербурге и
Москве музыка Шумана имела большой успех.
Великие русские музыканты
– Чайковский, Рубинштейн, представители
«Могучей кучки» были подлинными ценителями
его творчества.Во время поездки в Россию Клара Шуман вела
путевой дневник, и об этом она написала в своём
дневнике. Сейчас её дневник издан в виде книги, и
каждый может прочитать о том, как Шумана
встречали в России. Русским музыкантам
пришлись по душе новаторство Шумана,
оригинальность его музыки, свобода творческих
замыслов и поэтичность, всё это привлекло к нему
симпатии широких кругов слушателей и передовых
музыкантов.
Немецкий композитор Роберт Шуман хотел,
чтобы, по его словам, «музыка исходила из
глубины настоящего и была не только приятной
забавой, красивой по звучанию, но и стремилась к
чемуто ещё». В своей музыке – и для детей, и для
взрослых – Шуман дал именно такиезамечательные образцы, способные вызывать
восторг у слушателей до сих пор.
Каждое из произведений Шумана это прекрасная
музыка, полная соцветия образов, равнозначных по
яркости и глубине мыслей. Шуман вкладывал в
каждое своё сочинение всего себя, всю свою жизнь.
Жизнь композитора закончилась рано. Но,
несмотря на это, мы всётаки можем считать его
счастливым. Он выполнил задачу своей жизни:
оставил нам на память образец настоящего
артиста, который был исполнен честного
прямодушия, благородства и духовности.
Поэтому, перечисляя имена великих
композиторов, люди будут вспоминать и имя
Роберта Шумана.
Звуки музыкиКарнавал – это народный танецшествие,
первоначально возникший в Италии. Карнавал –
это веселье и радость, море красок, обилие
зажигательных мелодий и ритмов. Его участники
одеты в яркие костюмы и маски.
Привычными гостями итальянских карнавалов
являются любимые народнокомедийные
персонажи. Среди них задира и насмешник
Пульчинелла (итальянский «брат» русского
Петрушки. Нескладный и ребячливый Арлекин,
мечтательный Пьеро. Эти персонажи показывают
весёлые представления. Развлекая народ, они
много балагурят, танцуют и поют.
Итак, поднимем крышку рояля, пригласим
пианиста и на карнавал! Мы отправляемся на
«Карнавал» немецкого композитора Роберта
Шумана....Рояль зазвучал точно фанфары весело и
торжественно. Фанфары возвещают нам, что
праздник уже начался. Вот он, непременный
участник всех карнавалов вальс. Танцуют пёстрые
маски, кружится, кружится вальс. Потом музыка
изменилась, теперь рояль звучит взволнованно,
страстно... Мы, кажется, услышали чейто
разговор? Нетнет, не будем подслушивать чужие
секреты. Скорее дальше за пёстрым и ярким
хороводом. Звучит уже не вальс, а задорный галоп.
Закончилось вступление к «Карнавалу».
Теперь будем рассматривать маски.
...Нехорошо смеяться над грустным человеком. Но
удержаться от смеха трудно уж очень он
неуклюж. Бродит среди толпы и каждую минуту на
чтото натыкается. Чемто он напоминает нам
гномика из «Картинок с выставки». Но гномик былделовитым, серьёзным и таинственным, а этот
унылый и меланхоличный. Таким нам рисует его
музыка медленная, словно нехотя сыгранная
фраза, и сразу же её обрывает другая, коротенькая
из трёх нот, громких и резких. Помните, в
«Гноме» тоже так чередовались музыкальные
фразы. Только там энергично, напористо, а здесь
вяло, медленно.
Да, удивительно нелепая фигура встретилась нам
на карнавале. А ведь вы очень хорошо знаете эту
маску. Вы встречались с ней, когда читали
«Золотой ключик» Алексея Толстого. Это Пьеро.
Унылый Пьеро в белом балахоне с чёрными
помпонами, с рукавами, свисающими почти до
полу. Топчется среди весёлых гостей, скучает...
Казалось бы, ему здесь и быть не хочется. А вот