Содержание:
1. Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на не стихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» М. Мусоргского).
2. Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы.
Музыкальный материал:
1. М. Мусоргский. «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» (слушание)
Характеристика видов деятельности:
1. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.
2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
Музыка «дружит» не только с поэзией
Содержание:
1.
Воспроизведение человеческой речи в вокальном
произведении, написанном на не стихотворный текст (на
примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла
«Детская» М. Мусоргского).
2. Музыкальные жанры,
возникшие под влиянием
литературы.
Музыкальный материал:
1. М. Мусоргский. «Кот Матрос» из вокального цикла
«Детская» (слушание)
Характеристика видов деятельности:
1. Исследовать значение литературы для воплощения
музыкальных образов.2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки
и литературы.
«Музыка – это искусство, выражающее невыразимое…»
(Ш. Мюнш)
Песни, романсы, оперы на протяжении многих веков были
для музыкантов подлинной школой композиторского
мастерства. Они учили искать вдохновение в поэзии, чутко
вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все
движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные
словесному выражению.
Иногда это приводило к подлинным художественным
(художественный – здесь: соответствующий законам
искусства, правды и красоты) открытиям. Одно из таких
открытий цикл «Детская» великого русского композитора
М. Мусоргского. Это произведение необыкновенно по силе
музыкальной выразительности.Семь небольших вокальных пьес заключают в себе целый
мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ.
Один из друзей Мусоргского назвал цикл «Детская» нитью
из жемчужин и бриллиантов, так восхищала слушателей
музыка песен.
«Моя музыка должна быть
художественным
воспроизведением человеческой речи во всех тончайших
изгибах её. Вот идеал, к которому я стремлюсь», писал
Мусоргский.
Рассмотрим лишь одну из песен цикла, написанную, как и
вся «Детская», на стихи самого композитора.
Приведём полный текст этого произведения.
Ай, ай, ай, ай, мама,
Милая мама!
Побежала я за зонтиком, мама,
Очень ведь жарко,Шарила в комоде и в столе
Искала нет, как нарочно!
Я второпях к окну подбежала,
Может быть, зонтик там позабыла...
Вдруг вижу: на окнето кот наш Матрос,
Забравшись на клетку, скребёт!
Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.
Зло меня взяло!
Э, брат, до птичек ты лаком!
Нет! Постой, попался!
Вишь ты, кот!
Как ни в чём не бывало, стою я,
смотрю в сторонку,
Только глазом одним подмечаю
Странно чтото!
Кот спокойно в глаза мне смотрит,
А сам уж лапу в клетку заносит,Только что думал схватить снегиря ...
А я его хлоп!
Мама! Какая твёрдая клетка,
Пальцам так больно, мама, мама!
Вот в самых кончиках, вот тут,
Так ноет, ноет так ...
Нет! Каков котто, мама, а?
Посмотрите, как тонко передаётся интонация детской речи.
Девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался
на клетку со снегирём, чтобы схватить птицу, а девочка ему
помешала.
Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в
которой музыка с яркой убедительностью передаёт и
волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за
снегиря, и гнев, и умную наблюдательность.
Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное
стихотворение. В нём нет привычных куплетов, нет иравномерного чередования рифмованных строк. Здесь всё
направлено на создание точного и убедительного образа.
Поэтому так естественна речь девочки: мелодия точно
передаёт её обороты – восклицания, вопросы, торопливую
скороговорку. В музыке аккомпанемента слышно, как кот
скребёт клетку и как пищит испуганный снегирь.
На этом примере мы видим, что музыке доступна не только
поэзия. Она способна на выразительное воплощение самого
необычного текста.
Сейчас трудно назвать литературный жанр, который музыка
не пыталась бы перевести на свой язык. Элегии и оды,
баллады и гимны – всё это, помимо песен и романсов,
зазвучало в музыке.
Так литература даёт жизнь многим жанрам музыкального
искусства:
вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория;
сценические жанры: опера, балет, оперетта;
жанры программной музыки, представляющие собой
инструментальные произведения с литературным
описанием содержания.
Без влияния слова, вероятно, было бы совсем другим
музыкальное произведение, его музыкальная речь, ставшая
более выразительной благодаря содружеству с поэзией.
Литература и музыка: их союз навсегда отмечен печатью
благородного воздействия друг на друга. Потому что и
музыка у литературы, и литература у музыки учились
только лучшему.
Вопросы и задания:
1.
Велико ли воздействие литературы на музыку?
Объясните свой ответ на примере любого из пройденных
вокальных произведений.2. Назовите жанры музыки, возникшие под влиянием
литературы.
3. Как детская речь передаётся в песне М. Мусоргского
«Кот Матрос»?
4.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите
стихотворение, которое вы могли бы предложить
композитору для создания песни. Попробуйте объяснить
ваш выбор.Стань музыкою, слово!
Содержание:
1. Черты сходства между литературной и музыкальной
речью (на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта).
2.
Влияние музыкальнопоэтических интонаций на
инструментальную музыку (на примере финала Концерта
№ 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).
Музыкальный материал:
1.
В. А. Моцарт. Симфония № 40, I часть. Фрагмент
(слушание);
2. П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с
оркестром. III часть. Фрагмент (слушание).Характеристика видов деятельности:
1.
Воспринимать и выявлять внутренние связи между
музыкой и литературой.
2. Исследовать значение литературы для воплощения
музыкальных образов.
3.
Рассуждать об общности и различии организации речи в
произведениях литературы и музыки.
«Откройся мысль! Стань музыкою слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!..»
(Н. Заболоцкий)
При всём могуществе своих возможностей музыка во все
времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в
звучание музыкального произведения, то можно различить
фразы и предложения, восклицания и вздохи. А ведь всё это
является принадлежностью человеческой речи!
Вспомните начало Сороковой симфонии В. А. Моцарта.Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, I часть (фрагмент).
Подобно стихотворению в этом музыкальном высказывании
всё рифмуется, всё соразмерно и интонационное движение,
и ритмический рисунок, и акценты. Кажется, что эта музыка
бесконечное движение, стремление вперёд. Однако в этом
движении различимы и паузы, и остановки. В ней как будто
слышны интонации взволнованной речи человека, которому
необходимы передышки, чтобы взять дыхание.
Такая прерывистость музыкальной речи, её деление на
фразы и предложения берут начало в те далёкие времена,
когда слово и музыка ещё не были отделены друг от друга.
Человек трудился и пел, грустил и пел, танцевал и пел
одновременно. Так что слово, музыка и танец возникали из
одного источника, одной стихии.
Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, I часть (полная
версия, по желанию учителя).И сейчас ещё в музыке, даже не связанной со словом, порой
слышны интонации и ритмы ушедших времён тех времён,
когда слово и музыка были слиты воедино.
Чайковский впитал в себя всё, что звучало вокруг него: и
русскую народную песню, и городской романс, и хоровую
музыку, и всё, что ему было близко в музыке других
народов. Но эта, если так можно сказать, музыкальная
атмосфера, окружавшая Чайковского, была для него лишь
опорой, на которой он создал свой, ярко индивидуальный
мелодический стиль, про который хорошо сказал когдато
Борис Владимирович Асафьев: «Мелодия это своего рода
почерк Чайковского». Действительно, по мелодике
Чайковского, как по почерку, мы узнаем его музыку с
первых же тактов.
Он мог взять незатейливую народную или собственного
сочинения мелодию и бережно сохранить её, не тронув ни
одной ноты, украсив её лишь скромной обработкой, чутьподчёркивающей самые важные точки мелодии. А мог из
такой же скромной песенной мелодии вырастить гимн
радости, гимн любви или великую человеческую трагедию.
Всё из одного мелодического зерна!
Слушание: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с
оркестром. III часть (фрагмент).
Послушайте начало финала Первого фортепианного
концерта П. Чайковского. Основой этой прекрасной
виртуозной музыки стала народная песня веснянка,
которой обычно звали весну, а с ней связывали надежду на
тепло и хороший урожай. Интонации такого призыва были
слышны в музыке веснянок, в которых многократно
повторялись однадве фразы.
Интонации веснянки слышны и в музыке Чайковского. Они
определяют её выразительность, настроение, танцевальный
характер. Основной мотив многократно повторяется так
же как повторяются во многих веснянках словазаклички.В 1874 году Пётр Ильич закончил свой Первый
фортепианный концерт. Он хотел посвятить его Н. Г.
Рубинштейну, просить его быть первым исполнителем этого
произведения. Но концерт Рубинштейну не понравился, и он
даже назвал его неисполнимым. Очень расстроившись,
Чайковский послал ноты замечательному немецкому
пианисту и дирижёру Гансу фон Бюлову, который и стал его
первым исполнителем. В благодарность Чайковский
посвятил концерт ему. Много лет спустя Бюлов называл
этот концерт «... самым сверкающим, самым совершенным»
среди произведений русского композитора.
Слушание: П. Чайковский. Четвёртая симфония (финал).
Мелодии, имеющие песенное происхождение, встречаются у
многих композиторов. Иногда сами песни становятся
темами музыкальных произведений. Например, в финале
Четвертой симфонии П. Чайковского используется русскаянародная песня «Во поле берёза стояла», а во второй части
Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Д. Кабалевского
приводится его собственная песня «Наш край».
Однако народная музыкальная культура не является
единственным источником воздействия на творчество
композиторов. Вся история музыки говорит о том, что были
и другие источники такого воздействия. «Стань музыкою,
слово!» эта строка из стихотворения Н. Заболоцкого
отражает извечное стремление композиторов запечатлеть в
музыкальных звуках всё богатство человеческой речи,
соединить слово и звук в неразрывное целое.
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл слов Н. Заболоцкого «Стань
музыкою, слово!»?
2. Почему музыка Сороковой симфонии Моцарта так
похожа на стихи? Объясните свой ответ.3. Как характер веснянки повлиял на музыку Первого
фортепианного концерта П. Чайковского?
Два великих начала
Содержание:
1. Слово и музыка могучие силы искусства.
2. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и
музыки в вокальных произведениях.
Музыкальный материал:
1. М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я помню чудное
мгновенье...» (слушание);
2. Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. «В путь» (из вокального
цикла «Прекрасная мельничиха»).
Песенный репертуар:1.
«Весёлый мельник». Американская народная песня
(пение).
Характеристика видов деятельности:
1.
Воспринимать и выявлять внутренние связи между
музыкой и литературой.
2. Исследовать значение литературы для воплощения
музыкальных образов.
3.
Рассуждать об общности и различии выразительных
средств музыки и литературы.
Ход урока:
«Музыка должна сыграть по отношению к
поэтическому произведению ту же роль,
какую по отношению к точному рисунку играет яркость
красок…»
(Кристоф Глюк)
Сообщение темы урока: Сегодня мы будем говорить о двух великих началах –
«Слово» и «Музыка». Как вы можете определить связь
между ними?
Работа по теме урока:
1. Взаимодействие слов и музыки
«Слово» и «Музыка» два великих начала, две стихии
искусства. На протяжении многих веков они непрерывно
взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко
приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения
и примирения порой рождают шедевры – песни, романсы,
оперы.
Поэтический текст способен придать музыке новое
звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств,
красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может
стать основой музыкального произведения: оно должно быть
поособенному мелодичным и ритмичным, должно состоятьиз благозвучных (благозвучный – приятный на слух) слов,
которые легко поются.
Творчество композитора превращает стихотворение в
музыкальное произведение. Так поэзия становится частью
музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам
музыки. Некоторые слова, не совсем подходящие по
звучанию или неудобные для пения, заменяются другими.
Кроме того, произведение всегда предназначается для
определённого голоса сопрано, тенора, баритона или баса.)
Это придаёт ему тембровую неповторимость,
не
предусмотренную в стихотворении.
Посмотрите внимательно на портрет Фёдора Ивановича
Шаляпина на стр. 38 учебника. Портрет выполнен
художником Валентином Александровичем Серовым. (В
презентации дан портрет Ф. Шаляпина, 1902 г., худ. Н.
Кузнецов).Имя знаменитого на весь мир баса знают все. У него был
высокий бас, исключительной красоты, яркости и мягкости.
Послушайте фрагмент «Песни варяжского гостя» из оперы
Н. А. РимскогоКорсакова «Садко» (либретто Н. А.
РимскогоКорсакова и В. Бельского).
О скалы грозные дробятся с рёвом волны
И, с белой пеною крутясь, бегут назад.
Но твёрдо серые утёсы выносят волн напор
Над морем стоя…
«Гениальный сын земли русской» эти слова начертаны по
французски на могиле величайшего певца, когдалибо
появлявшегося на оперной сцене или концертной эстраде.
История вокала не знает артиста, превзошедшего Шаляпина
или хотя бы равного ему.
2. Слушание романса М. Глинки «Я помню чудное
мгновенье...»Талантливая музыка часто как бы заново открывает
известное стихотворение.
Кому знакомы эти замечательные строчки?
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты.
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты...
Скажите, кто является автором этого стихотворения? (Это
стихотворение написал великий русский поэт Александр
Сергеевич Пушкин.)На странице 39 вы видите знаменитый
портрет Пушкина, написанный Василием Андреевичем
Тропининым.
Гениальные строки А. Пушкина, учили наизусть и
современники, и их потомки. Оно посвящено Анне Керн,
которой поэт искренне восхищался.Это стихотворение – пример возвышенного и благородного
отношения к женщине, преклонения перед красотой и
поэзией человеческих отношений. Оно получило гениальное
воплощение в музыке М. Глинки. Так возник бессмертный
романс «Я помню чудное мгновенье...»
Сохранив прекрасный образ стихотворения, размер
пушкинского стиха,
Глинка придал ему широкое
мелодическое дыхание, подчеркнул переломы в настроении,
внёс живое биение пульса в фортепианное сопровождение
и сумел стать равным великому мастеру стиха.
Пушкин посвятил стихи Анне Петровне Керн, а Глинка
посвятил музыку её дочери Екатерине. Сейчас мы с вами
послушаем это замечательное творение. (Слушание романса
в записи).
На сколько частей можно разделить романс? О чём эти
части рассказывают и как они звучат?драматичным.
(Первая часть романса говорила о зарождении любви, о том,
что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко,
певуче, светло, ритм ровный.
Средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется
напряжение, тревога, сопровождение становится более
резким,
Затем музыка постепенно
успокаивается и замедляется, как бы подчёркивая строчки:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои:
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.
А в третьей части говорится о счастье новой встречи.
Звучит та же вдохновенная мелодия, что и в первой части.)
Романс заканчивается так же, как начинается: очень мягко и
благородно. Может быть, это образ «гения чистой красоты»,
а может, самого автора, охваченного нежным и глубокимчувством. Музыка чётко следует за содержанием
стихотворения, она чутко откликается на каждое
настроение, каждую фразу. Удивительно певучую мелодию
невозможно отделить от фортепианного сопровождения
вместе они представляют единое художественное целое.
А случается и так, что музыкальное произведение
возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к
нему великий композитор, давно бы было забыто. Такое
«чудо прикосновения» происходило с творчеством многих
поэтов, чьи скромные произведения составляли как бы
«второй план» (второй план – здесь: менее ценный, менее
значительный) литературы.
Мало кто знаком с поэтическим наследием Нестора
Кукольника, однако все знают стремительную «Попутную
песню», нежнозадумчивого «Жаворонка» М. Глинки,
написанные на его стихи. Простодушные стихотворения
Вильгельма Мюллера, вряд ли надолго удержали вниманиеотправляясь в странствие,
читателя. Однако гений Ф. Шуберта открыл в них столько
нежности и трагичности (трагический – потрясающий,
полный страданий), что циклы «Прекрасная мельничиха» и
«Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной
музыки.
Песня «В путь», открывает цикл «Прекрасная мельничиха».
Мы ярко ощущаем и приподнятое настроение героя,
который,
поёт свою
жизнерадостную песню, и вращение мельничного жернова,
подчинённого непрерывному движению стремительной
воды.
Герой отправляется в путь; большинство своих песен он
будет петь «на ходу». И всё, что встретит он в своём
нелёгком путешествии любовь, надежду, восторг,
разочарование, он будет переживать как бы в ритме своего
собственного шага то упругостремительного, то горестно
тяжёлого.В движенье мельник жизнь ведёт,
В движенье,
Плохой тот мельник должен быть,
Кто век свой дома хочет жить,
Всё дома!
Вода примером служит нам,
Примером!
Ничем она не дорожит,
И дальшедальше всё бежит,
Всё дальше!
Колёса тоже не стоят,
Колёса!
Стучат, кружатся и шумят,
С водою в путь они хотят.
С водою.
Вертятся, пляшут жернова,
Вертятся.Кажись, бы им и не под стать,
А ведь нельзя ж от всех отстать.
Нельзя же!
Движенье счастие моё,
Движенье!
Прости, хозяин дорогой,
Я в путь иду вслед за водой,
Далёко!
Вопросы и задания:
1. Каким должно быть стихотворение, чтобы оно зазвучало
в музыке?
2. Считаете ли вы музыку М. Глинки созвучной
Пушкина «Я помню чудное
стихотворению А.
мгновенье...»? Объясните свой ответ.
3. Что в характере песни Ф. Шуберта «В путь» кажется
вам главным? Что, повашему, больше передаёт этот
характер – стихи или музыка?МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 4
Тема: Искусства различны, тема едина.
Содержание:1. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять
смысл искусства.
2.
Тема как фактор объединения произведений разных
видов искусства.
3. Сравнение
художественных
произведений,
представленных в § 4, с точки зрения сходства их образов и
настроений.
Художественный материал:
Музыка:
1. П. И. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь» (из
фортепианного цикла «Времена года», слушание);
2.
Р. Шуман. «Первая утрата» (из фортепианного цикла
«Альбом для юношества», слушание).
Поэзия:
1. А. Толстой. «Осень». Осыпается наш бедный сад...Живопись:
1. И. Левитан. «Осенний день. Сокольники»;
2. И. Бродский. «Опавшие листья».
Песенный репертуар:
1. И. Гайдн, русский текст П. Синявского. «Мы дружим с
музыкой» (пение).
Ход урока:
Организационный момент
Звучит песня «Маленький принц» М. Таривердиев, стихи Н.
Добронравова.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём
воображении настроение.
Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образи настроение.
А музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать
мысль и образ…»
(Н. РимскийКорсаков)
Сообщение темы урока:
Мы продолжаем разговор об искусстве и сегодня будем
учиться искать взаимосвязи между музыкой, литературой и
изобразительным искусством.
Работа по теме урока:
1. Храмы искусства
Долгие столетия, прошедшие с тех незапамятных времён,
когда искусство только начинало свой путь на земле,
неузнаваемо преобразили его облик. Дело не только в том,
что совсем иными стали краски, которыми пользуются
художники, что музыканты играют на других инструментах,
а поэты пользуются совершенно новыми словосочетаниями.выросли и расширились,
Изменился сам мир искусства. Музыка, поэзия, живопись
значительно
стали
самостоятельными. Каждый из этих видов искусства
образовал как бы собственное государство со своей
историей, географией, населением и языком. И для того
чтобы изучить хотя бы одно из этих «государств», люди
тратят многие и многие годы. Шаг за шагом они овладевают
ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся
творить сами и в конце концов постигают лишь одно
единственное искусство. Пожалуй, никакая другая наука не
даётся таким трудом, как наука творчества.
Но что же это означает? Неужели для человека, не
связанного с искусством, его мир оказывается безнадёжно
закрытым? Для кого же оно тогда существует?
К счастью, понимать искусство можно поразному. Давайте
попробуем понять, почему искусство может быть понято
многими людьми. Обратимся к учебникам. На страницах 2728 вы видите храмы искусства. Скажите, к каким видам
искусства относятся данные храмы?
Государственная Третьяковская галерея храм живописи,
где живут замечательные шедевры известных художников.
Большой театр там живут различные театральные
представления: опера, балет, проходят концерты известных
исполнителей из мира музыки.
Большой зал Московской консерватории. В консерватории
учатся будущие композиторы, музыканты.
Правильно. А как вы думаете, у слова консерватория и
консервы есть чтото общее? (Заслушиваются ответы
учащихся.)
Внешне, конечно же, ничего общего, хотя у них
одинаковый корень итальянского глагола «conservare» что
означает беречь, сохранять. Что такое консервы? (Консервы это сохранённые пищевые продукты.) А что же сохраняет
консерватория?
Так вот, послушайте. В старину в Италии консерваториями
называли приюты для сирот, дома сохранения бедных детей
от жизненных невзгод, выпавших на их долю. В этих
приютахконсерваториях детей обучали разным ремёслам, а
особо очень уважаемому ремеслу у итальянцев ремеслу
музыканта. Любопытно, что в старой Италии школы музыки
ещё называли знакомым нам словом госпиталь, что значит
гостеприимный дом. Но слово госпиталь впоследствии
стало относиться только к медицине, а название
консерватория окончательно закрепилось за учебным
заведением,
предназначенным для музыкального
образования.
Первая русская консерватория была открыта в Петербурге
в 1862 году, вторая в Москве в 1866 году.Конечно, для того, чтобы разгадать тайны мастерства,
техники художника, то для этого нужно много учиться,
стать профессионалом.
Если же стремиться понять смысл произведения, ощутить
его эмоциональное (эмоциональный – от слова эмоция –
душевное переживание, чувство) воздействие, то здесь
требуются чуткость и внимание,
воображение и
наблюдательность. Этими качествами обладают очень
многие люди. Вот почему не обязательно быть музыкантом,
художником и писателем, чтобы любить хорошую музыку, с
удовольствием ходить в музеи и читать книги.
Давайте попробуем доказать, почему искусство может
быть понято многими людьми. Для этого проанализируем
разные виды искусств.
2. Рассматривание репродукций картинлишённый
А теперь рассмотрим страницу 30 учебника. Что общего
вы видите на этих двух картинах?
Сравнивая две картины – И. Левитана и И. Бродского, мы
наблюдаем два характерных осенних состояния: пасмурный
день, увядшая листва. Однако каждое из этих состояний
воспроизводит лишь внешний (внешний – здесь; первичный,
поверхностный,
глубины внутреннего
содержания) образ,
выраженный в его названии
произведений.
Ведь произведение искусства не фотография,
воспроизводящая вид осеннего парка или деревенский
пейзаж. В нём всегда скрыто чтото большее.
«Осенний день. Сокольники»: парк, аллея, женская фигура,
идущая нам навстречу…
Мы невольно проникаемся состоянием этой неведомой
(неведомый – неизвестный) нам женщины и пытаемсяпонять: о чём она думает, что чувствует. Сожалеет ли она о
прошедшем лете, когда парк был таким зелёным и весёлым,
или, о чём то ушедшем, далёком, но дорогом сердцу?
Тогда не о том ли же самом рассказывают нам и опавшие
листья? Ведь и они когдато впервые распустились
навстречу весеннему солнцу, росли и ярко зеленели. Но вот
всё изменилось и теперь они лежат на земле. Они всё ещё
прекрасны, но ничто никогда не вернёт им прежних красок,
прежнего весёлого трепетания.
3. Слушание музыкальных произведений
Пьеса Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя
песнь» из фортепианного цикла «Времена года»
необыкновенно близка по настроению рассмотренным
картинам. Композитор также стремится не просто передать
прекрасный облик увядающей осенней природы, он вносит в
звучание своей пьесы щемящую человеческую ноту.Строки из стихотворения А. Толстого, взятые Чайковским
как эпиграф к пьесе подчёркивают состояние боли и
сожаления:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят...
«Бедный сад» это не просто пейзаж (пейзаж – рисунок,
картина, изображающая природу), это человеческая грусть,
сложное чувство жалости и смирения перед неизбежным.
Улетели листья с тополей,
Совершилась в мире неизбежность.
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность…
…так почти сто лет спустя написал об осени замечательный
русский поэт Николай Рубцов. И мы видим, что
человеческая душа во все времена способна страдать и
восхищаться, она несёт в себе глубокое поэтическоевидение мира. А это означает, что мир человеческой души,
выраженный в произведении искусства, может быть близок
и понятен многим.
Вслушайтесь: все эти чувства ярко выражены в музыке
Чайковского, полной осенней грусти и одиночества.
Слушание: П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь» из
фортепианного цикла «Времена года».
В представленном художественном ряду лишь одно
произведение стоит особняком (особняком – отдельно, в
стороне от других) «Первая утрата» (утрата – потеря) Р.
Шумана. Эта пьеса, не содержит осенних мотивов. И всё же
она оказывается посвоему созвучной всем произведениям,
о которых шла речь.
Если бы мы слушали эту пьесу саму по себе, мы сказали бы
о грустной мелодии, об интонации, в которой можно
различить и жалобу, и упрёк, и безутешность. Но есливспомнить содержание нашей беседы, то, наверное, смысл
«Первой утраты» станет более глубоким и значительным.
Теперь это не просто жалоба ребёнка, теперь это
становится чемто большим, какимто новым знанием о
мире. Это знание угадывается уже в самом названии –
«Первая утрата», говорящем о неизбежности всех
последующих утрат.
Так маленькая детская пьеса становится для нас открытием
закона жизни, которому подчиняется всё грустное в мире: и
облетающие осенние листья, и горькие человеческие потери.
И хоть это грустный закон, в нём есть и светлая сторона.
Ведь когдато снова наступит весна, на деревьях появятся
молодые листья… Так и человеческая жизнь – потери в ней
сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями.
Слушание: Р. Шуман. «Первая утрата» из фортепианного
цикла «Альбом для юношества». Расскажите о своих впечатлениях. (Музыка звучит
грустно, плавно, протяжно, состоит из трёх частей. Первая
и третья части похожи, середина звучит более взволнованно.
Настроение этой пьесы схоже с предыдущей, можно
различить жалобу, безысходность, безутешность.)
Ребята, скажите, что же общего между всеми этими
произведениями? (Все эти произведения красками, словами,
звуками рассказывают нам об осени.)
Их объединяет общая тема осень.
Искусства различны, тема едина. Таким образом, тема это
то, что присутствует во всех видах искусства. Это главная
идея, мысль любого творения. Изучая произведения
различных видов искусств, которые объединены общей
темой, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в
них схожие образы и настроения.
Вспомните песни, соответствующие данной теме.например,
Итог урока:
Сопоставление различных произведений обогащает
содержание самой темы. В этом сопоставлении нет ничего
искусственного. Любое явление жизни познаётся в
сравнении, порой даже столкновении с другими явлениями.
Попробуйте,
объяснить художественное
произведение, взятое наугад, без знания традиции, в которой
оно возникло, времени его написания и других необходимых
условий. Вы убедитесь, что любое суждение требует
предварительных знаний, опыта, наблюдений. В этом и
состоит смысл сравнения нового со старым, неизвестного с
известным. Точно так же происходит познание искусства:
диалог времён, традиций, культур необходимые его грани.
Вопросы и задания:
1. Какие качества помогают человеку глубже
почувствовать и понять произведение искусства?2. Что объединяет музыкальные произведения и
произведения изобразительного искусства, приведённые в
нашей беседе?
3. Почему «Первую утрату» Р. Шумана можно поставить в
один ряд с другими рассматриваемыми произведениями?
4.
Только ли тема осени объединяет представленные
произведения, или их смысл более глубок? Как вы думаете,
в чём он выражается?
5. Назовите несколько произведений различных видов
искусства, объединённых общей темой.
6. Составьте свой вариант из произведений музыкального,
поэтического и изобразительного искусства для урока
концерта «Природа в искусстве». Запишите его в «Дневник
музыкальных наблюдений».
Из чего состоит операСодержание:
1.
Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных
произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н.
РимскогоКорсакова «Снегурочка» и инструментального
эпизода «Сеча при Керженце» из оперы Н. Римского
Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии»).
Музыкальный материал:
1. Н. РимскийКорсаков. Сцена таяния Снегурочки из
оперы «Снегурочка». IV действие (слушание);
2. Н. РимскийКорсаков. Сеча при Керженце. Из оперы
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III
действие (слушание);
3. С. Баневич. «Пусть будет радость в каждом доме».
Финал оперы «История Кая и Герды» (пение).
Характеристика видов деятельности:1. Анализировать
многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства (с учётом
критериев, представленных в учебнике).
2. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов
в музыке.
3.
4.
Рассуждать о яркости и контрастности образов в
музыке.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных
произведений в изобразительной деятельности.
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей...
(А. С. Пушкин)
За те триста с лишним лет, что прошли со дня первого
оперного спектакля, многое изменилось в сложноморкестр из
организме оперы: раздвинулись её масштабы, обогатились
выразительные средства,
скромного
аккомпаниатора стал полноправным участником.
Балет и хор давно уже «прижились» в опере как
неотъемлемая часть целого. Но душой оперы как был, так и
остался человеческий голос с его тембровым богатством, ни
с чем несравнимой динамичностью и задушевностью
вокальных интонаций.
Самое сочетание слова и
выразительной мелодии всегда было и будет в центре
внимания и композитора, и зрителя. И те формы сольного
пения, в которых вокальная мелодия получила наибольшую
свободу развития, естественно, оказались решающими в
построении музыкальносценического образа.
Вокальные номера
Основу оперного спектакля составляют сольные и
ансамблевые вокальные номера.Ария вокальный монолог героя (героини). В ней
раскрывается душевное состояние героя и его характер.
Ария представляет собой развёрнутое и законченное
музыкальное произведение.
Речитатив род вокальной музыки, основанный на
речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к
речи. В опере речитатив обычно является вступлением к
арии. Другое назначение оперного речитатива соединять
номера оперы, отражать ход развития сюжета.
Ансамбль (франц., вместе) законченный музыкальный
номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости
от числа исполнителей ансамблевые номера называют
дуэтами (2), трио (3), квартетами (4), квинтетами (5) и т. д.
Хор певческий коллектив, коллективное действующее
лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор
это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов.
Композиторы издавна пользовались им для изображениясцен народной жизни; подобно оркестровым голосам, хор
привлекался в живописных картинах празднеств, битв,
стихийных бедствий, катастроф.
Певческие голоса
Главное в опере пение. Все арии, ансамблевые номера и
хоры исполняются певцами. Их голоса делятся на три
группы: высокие, средние, низкие. В соответствии с высотой
звучания и характерным тембром голоса оперных певцов
разделяются на мужские: тенор, баритон, бас; женские:
сопрано, меццосопрано, контральто.
Арии можно сравнить с описанием портрета героя в
литературном произведении, в котором обычно передаётся
его характер, душевное состояние.
Многие арии оперных произведений отличаются особой
выразительностью.
Примером может служить ария
Снегурочки из одноимённой оперы Н. РимскогоКорсакова.Красивое сопрано Снегурочки передаёт сказочный, светлый
образ героини: оно похоже на пение птиц, журчание весёлых
ручейков.
Снегурочка – один из самых пленительных и нежных
персонажей мирового оперного искусства. Она проходит
долгий путь превращения из фантастического сказочного
существа в живую, страдающую девушку. Полученный от
материВесны дар любви губит Снегурочку, она тает от
беспощадных лучей солнца. Но одновременно момент
таяния становится для Снегурочки минутой подлинного
блаженства, когда её любовь, её живая душа достигают
наивысшего расцвета. Эта двойственность состояния
выражена в её словах – «люблю и таю».
Музыка арии Снегурочки трепетна и проникновенна, и при
этом полна самого живого и тёплого чувства.
Слушание: Н. РимскийКорсаков. Сцена таяния Снегурочки
из оперы «Снегурочка», IV действие.Декорации
Действие оперы развёртывается перед зрителями на сцене,
декорациями.
обставленной
Художникдекоратор
разрабатывает эскизы декораций.
Самые известные эскизы декораций и костюмов к опере
создал художник Виктор Васнецов. Тот самый, который
написал «Алёнушку» и знаменитых «Богатырей».
Неудивительно, что эскизы к «Снегурочке» получились
потрясающими – это же настоящие картины!
Части оперы
Оперный спектакль состоит обычно из нескольких (трёх
четырёх) действий, или актов. Каждое действие в свою
очередь состоит из двух трёх картин. Перерывы между
действиями называются антрактами. Это слово имеет и
другое значение. Короткие оркестровые вступления к
действиям оперы также называются антрактами.Инструментальные номера
Велика роль в опере и инструментальных эпизодов (эпизод –
это небольшая часть произведения, которая отличается
самостоятельностью и законченностью).
Круг образов, которые музыка способна передать сама по
себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих
битвах и победах, рисует картины природы, передаёт
настроения и характеры действующих лиц.
Иногда инструментальные фрагменты опер представляют
собой подлинные шедевры. Они даже способны жить
самостоятельной жизнью и нередко исполняются как
отдельное произведение.
Один из таких примеров «Сеча при Керженце», фрагмент
оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии» (сеча – сражение, битва). В его музыке
отчётливо слышно, как сходятся борющиеся силы, каждаяиз которых выражена своей музыкальной темой. В процессе
развития тема, изображающая врагов, звучит всё громче и
зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Жестокая
борьба продолжается вплоть до кульминации, когда
становится ясным её трагический исход.
Каждая опера это целый мир сюжетов, действий,
персонажей, красочных декораций, умелой актёрской игры.
И глубоко прав был Н. РимскийКорсаков в своём
высказывании, вынесенном в эпиграф этого раздела: каждая
опера неповторима, как неповторим вдохновивший её
литературный сюжет.
Вопросы и задания:
1. Какую роль в опере играет ария? Что она передаёт?
Объясните на примере арии Снегурочки из оперы Н.
РимскогоКорсакова.2. Считаете ли вы, что инструментальные эпизоды в опере
могут выразить сложное содержание? Расскажите на
примере «Сечи при Керженце».
3.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте
эскиз декораций к фрагментам известных вам оперных
произведений.
Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки
Содержание:1. Опера синтетический в вид искусства.
2.
Великие и русские композиторы, художники, артисты
создатели оперных произведений.
3. Что такое оперное либретто.
4.
В чём состоит отличие оперного либретто от
литературного первоисточника (на примере увертюры из
оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»).
Музыкальный материал:
1. М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»
(слушание);
2. М. Глинка, стихи С. Городецкого. Финальный хор
«Славься» из оперы «Жизнь за царя» (пение).
Характеристика видов деятельности:1. Исследовать значение литературы и изобразительного
искусства для воплощения музыкальных образов (с учётом
критериев, представленных в учебнике).
2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства (с учётом
критериев, представленных в учебнике).
3.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных
произведений в пении.
4. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения
высокохудожественных произведений или их фрагментов.
Сколько на свете сюжетов,
столько должно быть
и самостоятельных оперных форм…
(Н. РимскийКорсаков)
Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в
музыке есть свои крупные жанры опера, балет, оратория.Среди них больше всего связана с литературой опера.
Благодаря оперному жанру огромное количество великих
литературных произведений зазвучало и в музыке. Это –
«Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе
Салтане», «Снегурочка» и многие другие.
Опера – это слово имеет итальянское происхождение и
переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в
Италии на рубеже XVI и XVII вв. и первоначально
называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не
случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто –
прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила
идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в
которой хор как бы комментировал, пояснял действие.
Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные
актёры вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?!
«Можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением
сопровождаемую! – писал один из критиков. – Люди ксмерти готовятся, скорбят о страшном несчастии с
приятной и спокойной арией».
И всётаки опера стала распространяться по всему миру,
всё больше завоёвывая симпатии многочисленных
слушателейзрителей.
Оперный театр есть не в каждом городе. Да и что там
говорить, даже не в каждой стране! Но если уж он есть, то
можно быть уверенным: это самое впечатляющее и
великолепное здание! Большинство оперных театров
выглядят как дворцы.
Оперный театр похож на шкатулку с секретом – красив
снаружи, но ещё интереснее внутри.
Первый уровень волшебства открывается, когда проходишь
внутрь и попадаешь в фойе.
Второй – великолепный зрительный зал: обитые бархатом
кресла, позолота и барельефы, скульптуры и драпировки.Третий – самое сердце театра: то, что происходит на сцене,
когда поднимается занавес. Но пока занавес закрыт, можно
занять свои места и хорошенько оглядеться.
В центре зала висит гордость любого оперного театра –
огромная люстра с мириадами хрустальных подвесок
(некоторые украшены драгоценными камнями). Огромная –
это ещё скромно сказано! Её вес измеряется тоннами!
Вокруг люстры – росписи, созданные знаменитыми
мастерами.
Царская ложа – ещё один элемент зала, приковывающий
взгляд. Она расположена прямо напротив сцены. Выглядит
вызывающе роскошно! Иногда её называют Большая
императорская ложа, или Президентская, или Парадная.
Кто в ней может оказаться? Назовём их «Особыми
посетителями»:
гости
правительства. Царь, Президент или король.
иностранные
например,Занавес в оперном театре – парадный, самый большой и
тяжёлый, из необычных тканей или чистого шёлка,
созданный лучшими мастерами, всегда поражающий
оригинальностью. Известный «Золотой» занавес Большого
театра в Москве за много лет обрёл целую историю. На
гобелене орнамент из многократно повторяющихся
двуглавый орёл и надпись:
символов России
«Россия». Ноты на занавесе – из оперы М. Глинки «Иван
Сусанин». Внизу, под сценой, находится удивительное
место – оркестровая яма.
В давние времена несколько музыкантов аккомпанировали
артистам, стоя за кулисами. Но так им было не видно
исполнителей, поэтому пришлось переместиться на сцену.
Их даже одели в костюмы, но всё равно музыканты мешали
действию. Тогда их разместили перед сценой, но головы
музыкантов и инструменты загораживали зрителям обзор.
Поэтому оркестр, который со временем становился всёбольше и больше, опустился ниже уровня пола, в
специальное помещение, которое назвали ямой.
В театре оперы и балета оркестр симфонический, он
состоит из четырёх групп инструментов: струнные, духовые,
ударные и клавишные. Оркестр садится веером, чтобы
музыканты могли видеть дирижёра. В то же время каждой
группе инструментов отводится своя зона в оркестре. Более
громкие и сильные располагаются дальше от слушателей, а
тихие – ближе.
В оперном театре много волшебников. Но у человека только
одной профессии есть самая настоящая волшебная палочка.
Это дирижёр. Его называют властелином оркестра, а к
особенно выдающемуся обращаются «маэстро». Дирижёр
руководит не только оркестром. Он работает и с
музыкантами, и с исполнителями, и с хором – практически
держит весь спектакль в своих руках.Дирижёр не просто размахивает руками и палочкой в
воздухе, как может показаться на первый взгляд. Движения
дирижёра подчиняются определённым правилам. Жестами
передаются основные составляющие музыки: ритм, темп,
метр. Ими же даются сигналы о начале или финале
звучания. В дирижировании задействовано всё: руки, лицо и
глаза, грудь и плечи, и даже ноги.
На рабочем месте дирижёра стоит дирижёрский пульт –
подставка,
на которой лежит полная партитура
произведения – партии всех инструментов, солистов и хора.
Для того чтобы опера состоялась, написать музыку на
литературный сюжет недостаточно. Опера синтетический
вид искусства (синтетический – от слова синтез –
единство, целостность различных частей. В искусстве
принято уточнять: художественная целостность,
художественное единство). Её исполнение всегда
спектакль, поэтому огромную роль в создании оперыприобретают театральное действие и декоративное
оформление.
Итак, в опере на основе литературного сюжета соединяются
музыка (вокальная и инструментальная), драматическое
(театральное) действие, сценическое и изобразительное
искусство (костюмы, декорации), реже – хореография.
Оперный исполнитель должен быть не только хорошим
певцом, но и актёром. Недаром с оперой связывали свою
творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как
Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, А. Нежданова.
Красочная изобразительность оперного спектакля, яркость
театрального представления – всё это привлекало лучших
живописцев, работающих над созданием декораций. А.
Бенуа, М. Врубель, К. Коровин, В. Васнецов вот далеко не
полный перечень имён выдающихся художников, связанных
с историей оперы.Литературной основой оперы является либретто. Либретто
– краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты,
балета, мюзикла. В основу либретто может быть положен
какойлибо исторический факт или литературное
произведение – миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть.
В переводе с итальянского слово либретто означает
книжечка. Либретто может быть издано в виде отдельной
брошюры, листовки или помещено в театральной
программе.
Если сравнить либретто оперы с литературным
первоисточником, то очевидна его упрощённость. Это
связано с тем, что действие в словесных жанрах протекает
значительно быстрее, чем в опере. В литературном
произведении слово произносится, а в музыкальном
распевается. И для того чтобы музыкальный образ в опере
получился полноценным, требуется время – время
музыкального звучания. Поэтому либреттист, приступая кпереработке литературного произведения, выделяет то
главное, что ляжет в основу оперного действия.
М. Глинка, работая над либретто «Руслана и Людмилы»,
сократил ряд сцен пушкинской поэмы, а оставшееся
воплотил в опере несколько подругому.
Всем известно прекрасное вступление к «Руслану и
Людмиле» А. Пушкина:
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо песнь заводит,
Налево сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную
атмосферу русских сказок, с их излюбленными образами иперсонажами (атмосфера – перен.: обстановка). Здесь и
избушка на курьих ножках, леший и русалка, колдун и
богатырь. Из этого вступления повествование о Руслане и
Людмиле выплывает неспешно, как неторопливый рассказ
учёного котасказителя.
Опера М. Глинки тоже открывается вступлением
(увертюрой). Если бы композитор следовал замыслу
Пушкина, то музыка увертюры звучала бы как былинное
повествование. Однако великий музыкант решает иначе:
уже в первых звуков слушателя захватывает стремительная,
ликующая мелодия. Она увлекает за собой, она обещает
сюжет, полный событий и приключений.
В музыке увертюры слышны интонации, определяющие
благополучный конец оперы. Веселье, юмор, оптимизм – всё
это обещает музыка увертюры, и всё это находит затем
подтверждение в опере.Опера М. Глинки похожа на свой литературный
первоисточник лишь общим сюжетом. В остальном же – это
яркое и самобытное явление музыкального искусства,
ставшее выдающимся благодаря музыкальному гению и
мастерству композитора (самобытный – не похожий на
других, самостоятельный).
Вопросы:
1. Какие виды искусства участвуют в опере?
2. Какие произведения русских писателей легли в основу
оперных произведений?
3. Чем отличается оперное либретто от литературного
первоисточника?
4. Может ли композитор изменять литературное
произведение при работе над оперой? Объясните на
примере оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».Мир человеческих чувств
Содержание:
1.
Выражение темы единства природы и души человека в
русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С.
Рахманинова).
Роль фортепианного сопровождения в романсе.
2.
Музыкальный материал:
1. С. Рахманинов, стихи И. Бунина. «Ночь печальна»
(слушание).
Характеристика видов деятельности:
1. Самостоятельно определять характерные свойства
камерновокальной музыки.2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную
отзывчивость к музыкальным произведениям при их
восприятии.
3. Самостоятельно подбирать сходные произведения
литературы (поэзии) к изучаемой музыке.
Что такое музыка?!
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдалённый вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идёт к сердцу…
С. Рахманинов
Внимание к внутреннему миру человека, его счастью,
мечтам, одиночеству также ярко проявило себя в романсах
русских композиторов. Редко можно встретить романс, в
котором не нашли бы своего выражения человеческие
переживания, раздумья, стремления.