Урок музыки про колок. звон. В нем под про нн нн аа рр оо ло ап рп гн рп ва по нал лор не кеа нег грн ор па па рп па не па па па па па па м
урок мой последний.docx
Тема урока :«Колокольный звон в музыке и изобразительном искусстве»
Цель урока: дать представление о колокольном звоне как явление
музыкального искусства.
Задачи урока:
Образовательные: применить знания основных средств выразительности при
анализе прослушанного произведения, активизировать познавательную
деятельность и расширить музыкальный кругозор учащихся.
Развивающие:развивать интерес к искусству, навык слушать музыку,
размышлять о ней, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять
главное.
Воспитательные:воспитывать бережное отношение к памятникам русской
культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус.
Личностные УУД:понимание и значение духовной музыки,определять
жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном
исполнении.
Познавательные УУД:познакомиться с видами колокольного звона и его
значением.
Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным
искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие
содержание музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД: участие в вокальнохоровой работе, передавать в
собственном исполнении различные музыкальные образы.
Ход урока
Учитель:
1 Этап. Организационный.Музыкальное приветствие.(1 мин)
Учитель «Здравствуйте»
Дети (повторяют):«Здравствуйте»
Учитель «Здравствуйте»
Дети (повторяют):«Здравствуйте»
Учитель «Здравствуйте» Дети (повторяют):«Здравствуйте»
Учитель: «Добрый день»
Дети (повторяют):«Добрый день»
Учитель: «Добрый день»
Дети (повторяют):«Добрый день»
Учитель: Я приветствую, вас!
2.Этап Мотивационный
Учитель: Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествующие по России,
дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости,
великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она
превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и
вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной
величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире»»
Учитель: Не догадываетесь? О каком русском чуде идет?
Дети: нет.
Учитель: А у меня есть для вас подсказка.
Звучит «Праздничный трезвон»
Учитель: Какой музыкальный инструмент прозвучал?
Дети: Колокола.
Учитель: Слушая мелодию, какие картины вы представили в своем
воображении?
Дети: Храм, колокол.
Учитель: Слушая мелодию, какие картины вы представили в своем
воображении?
Учитель: А вот как изобразил колокола Герман Васильевич Федоров.
Показ картины Псков Звонница. Федоров.
Учитель: О чем пойдет речь сегодня на уроке?
Дети: колокольный звон, колокол.
Называют тему урока. Вывод на экран темы урока «Великий колокольный звон России»
3.Этап Открытие новых знаний
Учитель:А в нашем городе,вы слышали звон колоколов?
Дети: Да, слышали.
Учитель:А откуда он доносится?
Дети: Из храма, со звонницы, с колокольни.
Учитель: Всегда ли он одинаково звучит?
Слушание благовеста.
Учитель: Какое у него настроение?
Дети: задумчивое, нежное.
Учитель:Как вы думаете, о чем оповещает этот звук?
Учитель: Колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале
богослужения называется благовест это мерные удары в один большой
колокол. Слово благовест состоит из 2х слов. Каких?
Дети: благая весть.
Учитель: То есть добрая весть.
(На доску прикрепить понятие благовест)
Учитель:Ребята,обратите внимание на картину.
Показ картины «Набат» Петр Павлович Оссовский.
Учитель: Какое настроение на этой картине?
Дети: тревожное
Учитель:А как вы думаете, а для чего звонит колокол?
Дети:пожар, беда, война.
Учитель: Ребята, какой ритм будет у этого колокола?
Дети: быстрый.
Учитель: простучите.
Дети стучат. Учитель: А теперь послушаем, правильно ли мы это определили?
Слушание Колокольный звонНабат.
Учитель: Непрерывные, частые удары в большой колокол называется –
набат.В набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий, звон этот
тревожный, предупреждающий.
(На доску прикрепить понятиенабат)
Учитель: А теперь послушайте колокольный звон. Подберите цвет к его
звучанию. Вы можете использовать не один цвет. (Раздать бумажные
колокольчики)
Звучит Праздничный трезвон
Учитель: Ребята, поднимите свои колокола.
Ребята поднимают.
Учитель:Ребята, а почему вы выбрали такие цвета?
Дети: потому что праздник.
Учитель:Звон, который мы послушали называется трезвон – праздничный,
радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в
праздничные дни, в торжественные моменты богослужения.
(На доску прикрепить понятие трезвон)
Этап закрепление знаний
Учитель:Ребята, а как вы считаете, русские композиторы
слушаликолокольный звон?Изображали ли его в своих музыкальных
произведениях?
Учитель:послушайте музыкальное произведение и определите какой
колокольный звон там присутствует?
Звучит хор из кантаты «Александр Невский» «Вставайте, люди русские»
С.С. Прокофьев
Учитель: Почему вы так решили, что именно набат? Какое настроение
передала нам эта музыка?
Дети: Война, тревога. Учитель:Произведение написал русский композитор С.С. Прокофьев Кантата
«Александр Невский» хор «Вставайте, люди,русские»
Подберите картину.
Учитель:А вот другое музыкальное произведение. Послушайте и определите
какая разновидность колокольногозвона присутствует в этой музыке?
Звучит Рахманинов «Светлый праздник»
Учитель: Почему вы так решили, что именно трезвон? Какое настроение
передала нам эта музыка?
Дети: Праздник, радость.
Учитель: Как вы считаете, а колокола имеют одинаковую высоту звука?
Дети: нет
Учитель: Попробуем голосом изобразить различное звучание колокольного
звона, но чтобы это хорошо получилось встанем, расправим плечи, выпрямим
спины.
Попевка 1 ряд – большой колокольчик (на звуке «До», половинной нотой
поют «Бом»)
2 ряд – маленький колокольчик (на звуке «Соль» двумя восьмушками поют
«Дили»
учитель –бубенцы (на «Ми» двумя восьмушками «Былибудем»)
Учитель:Я вам на урок принесла песню, послушайте и скажите она както
связана с темой урока?
Исполнение песни учителем. Москва звонят колокола
Разучивание песни. 1 куплет
Учитель:
Интерактив.
Учитель: Ребята, давайте, разделимся на 3 группы. 1 группа будет
дирижерами, 2 группа передаст ритм на муз. треугольниках, бубенцах. 3
группа передаст музыку движениями.
Звучит «Хор Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинка Учитель: Сейчас посовещайтесь 2 мин, а потом посмотрим, что у вас
получилось.
Учитель: (1 группа) почему вы именно так дирижировали?
Дети: музыка энергичная, радостная.
Учитель: (2 группа) почему вы именно так исполняли эту музыку?
Дети: музыка радостная, величественная
Учитель: (3 группа) почему вы именно так показали движениями эту музыку?
Дети: радостная музыка, энергичная
Учитель: Вы правы, потому что это хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»
композитор М.И. Глинка. Такой музыкой встречали победителей с войны.
Учитель:
Домашнее задание в творческих тетрадях выполнить задание на стр.31.
Учитель:Говорят, что
икона – молитва в красках,
храм – молитва в камне,
колокол – молитва в звуке.
Я желаем вам, чтобы в ваших душах звучали самые светлые
колокольчики!
Учитель раздает колокольчики детям.
Урок музыки
Урок музыки
Урок музыки
Урок музыки
Урок музыки
Урок музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.