ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА музыки в 5 классе по теме "Содружество двух муз". Цель урока: показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством. Материал урока содержит паспорт урока, технологическую карту, презентацию и приложения. Используются - ИК технологии - учебно-группового сотрудничества. Урок разработан на курсах.методразработка урока музыки 5 класс
Урок музыки в 5 кл.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Падовка
муниципального района Пестравский Самарской области
Урок музыки в 5 классе
по теме «Содружество двух муз»
Используемые технологии: ИК технологии;
учебногруппового сотрудничества;
Оборудование: ноутбук, медиапроектор, музыкальный центр,
фортепиано Паспорт урока музыки в 5 классе
ФИО учителя, название ОО Козинская Оксана Викторовна ГБОУ СОШ с. Падовка
т Тема урока:
н
е
н
о
п
м
о
к
й
о
в
е
л
е
Ц
Образовательная цель
Планируемые
образовательные
результаты
Программные требования
Содружество двух муз
Формирование музыкальной культуры личности, развитие
коммуникативных способностей 5классников на основе
осмысления взаимосвязи музыки и изобразительного
искусства.
По окончании изучения темы ученик:
ЛР1:обосновывает ценность и значимость для каждого
человека и общества;
ЛР2: активно и качественно выполняет учебное задание;
КУД1: выполняет задания в сотрудничестве с
одноклассниками;
КУД2: отстаивает свою точку зрения ненасильственным
путем;
КУД3:проявляет инициативу и активность в межгрупповой
дискуссии;
ПУД1:выделяет основную мысль в тексте, делает выводы;
ПУД2: переводит информацию из одной знаковой системы
в другую;
ПУД3:раскрывает основные характеристики понятий;
РУД1: планирует предстоящую деятельность с помощью
вопросов;
РУД2: проводит самооценку собственной деятельности;
РУД3:формулирует тему и задачу урока;
ПР1:выявляет внутренние связи между музыкой и
изо.искусством;
ПР2:участвует в совместной деятельности при воплощении
музыкальных образов;
ПР3: заполняет схему; дополняет рисунок;
Ученик научиться: понимать взаимодействие музыки с
к образовательным
результатам раздела
другими видами искусства на основе осознания специфики
языка каждого из них.
«Музыка и
изобразительное
находить
Ученик получит возможность научиться:
ассоциативные связи между художественными образами т
н
е
н
о
п
м
о
к
й
ы
н
ь
л
е
т
а
ж
р
е
д
о
С
т
н
е
н
о
п
м
о
к
й
ы
н
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
Д
искусство»
музыки и других видов искусства; участвовать в
коллективной исполнительской деятельности; проявлять
творческую инициативу; передавать свои музыкальные
впечатления в устной форме;
Программное содержание Взаимодействие и взаимосвязь музыки с изобразительным
искусством; родство зрительных и музыкальных образов;
общность и различие выразительных средств.
Мировоззренческая идея Музыка и изобразительное искусство взаимосвязаны.
Ценностносмысловые
ориентиры
План изучения учебного
материала
1.Актуализация знаний, формулирование темы урока и
главного вопроса.
Искусство. Музыка. Живопись.
2. Работа в группах (две группы по 3 учащихся).
3. Презентация итогов групповой работы.
4. Вокальная работа.
5.Подведение итогов. Оценка и самооценка работы группы.
Живописная музыка, музыкальная живопись
Картины, музыкальные произведения.
Изучение новых знаний
Урок прелюдия
Технология учебногруппового сотрудничества.
Рабочая папка, ноутбук, проектор, фортепиано.
2 группы по 3 человека
Фломастеры, листы бумаги.
Выполнить зарисовку «Что я вижу под звуки музыки»
Основные понятия
Тип урока
Форма урока
Образовательная
технология
Оснащение урока
Мизансцена урока
Предварительная
подготовка к уроку
учащихся
Домашнее задание
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность учся
ПОР урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (35 мин.) Приветствие.
Психологический настрой на урок.
Проверка готовности к уроку.
Распределение на группы.
Стоя. Музыкальное
приветствие.
Дневник, учебник,
тетрадь.
Выбор лидера группы
Определение общих
правил работы в группе
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (57 мин.)
Вводное слово:
Совсем недавно мы с вами говорили о соединении
двух видов искусств музыки и литературы и о том,
какие новые жанры появились благодаря этому
союзу.
А теперь мы продолжаем постигать секреты музыки,
но уже через содружество с другим искусством.
Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав
эпиграф нашего урока:
«Всех звуков и цветов соотношенья,
А так же способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!» Г. Гессе
Вводная беседа:
О каком содружестве искусств говорится?
Что помогло вам правильно определить вид
искусства?
Какова главная мысль?
Разрешима ли эта проблема?
Слайд №1
Фронтально
Задание: Сформулируйте тему урока.
Главный вопрос урока: Что роднит музыку с
изобразительным искусством?
Слайд № 2
Записать в тетрадь
III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (15 мин.)
С чего вы предлагаете начать?
1)Коллективная дискуссия, из которой рождаются
основные вопросы изучения темы.
Размышляют,
анализируют,
высказывают свое
ЛР1
ПУД1
ПР1
РУД3 Создать кластер.
Задание 1 группе: Собрать информацию о музыке.
Задание 2 группе: Собрать информацию об
изобразительном искусстве.
2)Практическая работа в микрогруппах
Микрогрупповая дискуссия:
обсуждение, выработка общего мнения или
выполнение общей работы, подготовка к
презентации итогов работы.
отношение к музыке и
живописи.
Составляют кластер
(приложение 1)
ЛР2
КУД1
КУД3
ПР3
ПУД2
Презентация итогов
работы
3)Разучивание песни «Музыка»
Вокальнохоровая работа. Разучивание песни. Пение
по рядам и группам.
Слайд №3
(приложение 2)
Работа над песней
ПР2
ЛР2
Существуют такие музыкальные произведения, в
которых усилена изобразительность, благодаря
чему, музыка становится живописной, словно рисует
картину, образ или портрет, а выразительное
исполнение усиливает образное впечатление.
Как Вы понимаете, что такое «живописная
музыка» и «музыкальная живопись»?
Что же объединяет и отличает эти два
разных жанра?
РАЗЛИЧНОЕ: Песня вокальное произведение,
музыкальный жанр, а живописная картинашедевр
изобразительного искусства. Музыкаэто звуки, а
картинаэто краски.
ОБЩЕЕ: Музыку и картины объединяют
зрительные образы, возникающие у художников и
Слайд №4
ПУД3
Слайд №5
композиторов, которые воплощают их в свои
темп,
произведения;
тембр
перекликаются с насыщенностью цвета.
Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока:
сила
звука,
Что роднит музыку и изобразительное искусство? На экране задание:
Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чейто
Слушают отрывок
ПР1
произведения. Учатся
эмоционально
откликаться на музыку.
Слайд №6
Работают в группах
ПР3
ПУД1
(приложение 3)
Высказывают свое
мнение.
РУД2
КУД2
портрет … А вот чей, вам нужно узнать. Кто это
обычный человек или персонаж сказки?
Звучит пьеса «БабаЯга» П. И. Чайковский, на
экране картина В. Васнецова «Баба Яга»
1 группа:
1 уч. Подобрать нужные слова для характеристики
музыкального образа.
2 уч. Подчеркните
определения, объединяемые
музыку и ИЗО: (симфония,
образ, соната,
интонация, композиция, гамма, цвет, этюд)
3уч. Подобрать цвета красок для предлагаемого
«Волшебную музыкальную
образа,
используя
радугу» и «Стихотворение о нотах»
2группа:
1 уч. В каком характере звучит музыка?
2уч. Какой характер у этого незнакомца? (выбрать
из списка нужные определения) : (таинственно, зло,
резко, ласково, грозно, мягко, стремительно)
3уч. Подобрать цвета красок для предлагаемого
«Волшебную музыкальную
образа,
используя
радугу» и «Стихотворение о нотах»
Самоконтроль учащихся во время работы в
группах. Коррекция.
1.Общее между музыкой и ИЗО:( образ,
композиция, интонация, ритм, игра звука и цвета)
2. Музыка и ИЗО виды искусства, рождённые из
одного источника сама жизнь.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (15 мин.)
Друзья или соперники музыка и живопись?
Союз музыки и изобразительного искусства
вызывает большой интерес, по сравнению с союзом музыки и литературы. Попробуем определить,
почему?
1 группе я выделила особенности «жизни»
изобразительного искусства,
2 группе предлагаю сделать то же применительно к
музыке.
1) Презентация итогов групповой работы
Презентация работы 1 группы: особенности
«жизни» живописи
Презентация работы 2 группы: особенности
«жизни» музыки
Коллективная дискуссия
Возвращение к главному вопросу урока.
Так что же роднит музыку и изобразительное
искусство?
Какие современные виды искусства появились
благодаря слиянию музыки и живописи?
Что вы можете сказать о профессии
мультипликатор и клипмейкер?
2) Вывод, обобщение по уроку:
Работа с таблицей
(Приложение 4).
ПР3
У доски вся группа
Слайд №7
КУД3
КУД1
ЛР2
Слайд №8
Ответы учащихся
ПР1
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (35 мин.) Коллективное обсуждение: Содержательная
оценка и самооценка работы группы, участие
каждого в групповой работе. Итоги коллективной
Литы оценки и
самооценки
работы.
Вопрос для групп:
Как вы оцениваете работу на уроке свою и ваших
Анализируют и
оценивают свою
КУД2
РУД2
одноклассников?
В чем испытывали трудности?
Понравился ли урок?
Подводит итоги урока. Делает выводы. Определяет
лучшую группу по результатам работы.
деятельность.
Задание для группы: Оформить кластер Приложение 1
жизнь
звуки
мелодия
Музыка
образ
жанры
интонаци композици
палитра
Приложение 2
"МУЗЫКА"
Слова И.Исаковой Музыка Г. Струве
Я хочу увидеть музыку
я хочу услышать музыку
что такое эта музыка
расскажите мне скорей
птичьи трели это музыка
и капели это музыка
есть особенная музыка
в тихом шелесте ветвей
видишь лист кленовый кружится
тихо кружится под музыку
видишь тучка в небе хмурится
будет музыка дождя
и у ветра и у солнышка
и у тучки и у дождика
и у маленького зёрнышка
тоже музыка своя
птичьи трели это музыка
и капели это музыка
есть особенная музыка
в тихом шелесте ветвей
я хочу увидеть музыку
я хочу услышать музыку
"МУЗЫКА"
Слова И.Исаковой Музыка Г. Струве Я хочу увидеть музыку
я хочу услышать музыку
что такое эта музыка
расскажите мне скорей
птичьи трели это музыка
и капели это музыка
есть особенная музыка
в тихом шелесте ветвей
видишь лист кленовый кружится
тихо кружится под музыку
видишь тучка в небе хмурится
будет музыка дождя
и у ветра и у солнышка
и у тучки и у дождика
и у маленького зёрнышка
тоже музыка своя
птичьи трели это музыка
и капели это музыка
есть особенная музыка
в тихом шелесте ветвей
я хочу увидеть музыку
я хочу услышать музыку
Инструкция
Приложение 3.
1 группа:
1 уч. Подобрать нужные слова для характеристики музыкального образа.
определения, объединяемые музыку и ИЗО: (симфония, образ, соната,
2 уч. Подчеркните
интонация, композиция, гамма, цвет, этюд)
3уч. Подобрать цвета красок для предлагаемого образа, используя «Волшебную музыкальную
радугу» и «Стихотворение о нотах»
2группа:
1 уч. В каком характере звучит музыка?
2уч. Какой характер у этого незнакомца? (выбрать из списка нужные определения) : (таинственно,
зло, резко, ласково, грозно, мягко, стремительно)
3уч. Подобрать цвета красок для предлагаемого образа, используя «Волшебную музыкальную
радугу» и «Стихотворение о нотах» 2 уч. симфония, образ, соната, интонация, композиция, гамма, цвет, этюд
2 уч. таинственно, зло, резко, ласково, грозно, мягко, стремительно
3 уч.
Приложение 3 (3уч)
Журчит она как ручеёк,
«Стихотворение о нотах»
Какого цвета нота ДО
Ей больше всех идёт бордо.
В бордовом платьице она
Всем больше во сто крат слышна.
То низок тон, а то высок.
У ноты МИ вуаль полей,
Зелёный цвет сверкает в ней.
МИ, как волшебная волна,
Несёт всем людям мир она.
ФА обожает фиолет,
У нотки РЕ наряд речной,
Заката солнечного цвет,
Он синеватоголубой.
Жаль только, ФА слегка грустна, Но любит погрустить она.
Приложение 3 (3уч)
СОЛЬ, словно солнца яркий луч,
«Стихотворение о нотах»
Который светит изза туч.
В наряде жёлтозолотом
Какого цвета нота ДО?
Приносит нотка радость в дом.
Ей больше всех идёт бордо.
А нотка ласковая ЛЯ,
Как разноцветная Земля.
В бордовом платьице она
Всем больше во сто крат слышна.
В ней красочный букет полей,
У нотки РЕ наряд речной,
Нет нотки этой красивей.
СИнеба синего краса,
В её наряде небеса,
В её созвучии полёт,
Он синеватоголубой.
Журчит она как ручеёк,
То низок тон, а то высок.
У ноты МИ вуаль полей,
Ввысь нотка эта нас зовёт.
Зелёный цвет сверкает в ней.
Все нотки жители стран
Где звуки с красками дружны.
В стране неповторимой этой
Любого встретит море света!
МИ, как волшебная волна,
Несёт всем людям мир она.
ФА обожает фиолет,
Заката солнечного цвет,
Жаль только, ФА слегка грустна,
Но любит погрустить она. СОЛЬ, словно солнца яркий луч,
В её наряде небеса,
В её созвучии полёт,
Ввысь нотка эта нас зовёт.
Все нотки жители стран
Где звуки с красками дружны.
В стране неповторимой этой
Любого встретит море света!
Который светит изза туч.
В наряде жёлтозолотом
Приносит нотка радость в дом.
А нотка ласковая ЛЯ,
Как разноцветная Земля.
В ней красочный букет полей,
Нет нотки этой красивей.
СИнеба синего краса, Заполни таблицу по АНАЛОГИИ Приложение 4
Музыка
Слышимое;
Живет во времени;
Устремлено к отображению внутреннего
мира.
Живопись
Заполни таблицу по АНАЛОГИИ Приложение 4
Музыка
Живопись
Зримое;
Живет в пространстве, неподвижно, статично.
Обращено к внешнему отображению
окружения человека и его чувств,
переживаний.
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Урок музыки 5 класс "Содружество двух муз"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.