Урок музыки № 2 (Первая четверть) для обучающихся 7-х классов. Тема: Музыкальный образ
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
7 кл
19.01.2017
Урок музыки для обучающихся 7-х классов по теме " Музыкальный образ" имеет цель - закрепить и углубить понятие «Музыкальный образ» (лирический, лирико – эпический, драматический).
Задачи:
1. Вспомнить основные вехи жизни и творчества Ф. Шуберта и произведения композитора, изученные ранее.
2. Дать понятие «Баллада»
3. Развивать у обучающихся вокально – хоровые навыки, слушательскую культуру, эстетический вкус
4. Воспитывать чувство патриотизма.
Музыкальный материал:
1. «Дороги» муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина
2. «Лесной царь» муз. Ф. Шуберта, сл. И.Гетте
3. «Ave Maria» муз. Ф. Шуберта
4. «Баллада о солдате» муз. В. Соловьев – Седой, сл. М. Матусовский
file36.doc.docx
Урок музыки № 2 (Первая четверть) для обучающихся 7х классов.
Тема: Музыкальный образ
Автор: Якущенко Вера Викторовна, учитель музыки МБОУ «СОШ № 36»
г. Ангарск, Иркутская область
2012 – 2013 учебный год
Цель урока: закрепить и углубить понятие «Музыкальный образ» (лирический, лирико –
эпический, драматический).
Задачи:
1. Вспомнить основные вехи жизни и творчества Ф. Шуберта и произведения
композитора, изученные ранее.
2. Дать понятие «Баллада»
3. Развивать у обучающихся вокально – хоровые навыки, слушательскую культуру,
эстетический вкус
4. Воспитывать чувство патриотизма.
Музыкальный материал:
1. «Дороги» муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина
2. «Лесной царь» муз. Ф. Шуберта, сл. И.Гетте
3. «Ave Maria» муз. Ф. Шуберта
4. «Баллада о солдате» муз. В. Соловьев – Седой, сл. М. Матусовский
Ход урока
Вход под произведение «Дороги»
Учитель: Какой музыкальный образ в произведении?
Обучающиеся: образ войны.
Учитель: Какими средствами музыкальной выразительности удалось авторам создание
такого образа?
Обучающиеся: композитор использовал песенно – маршевый характер, минорный лад и
т.д. Учитель: в песне используется не 2х дольный и не 4х дольный размер, а 3х дольный. Но
метрическая определенность музыки отходит на второй план, уступая место образной
характеристике, которую мы воспринимаем в первую очередь, несмотря на несоответствие
метра. В произведении прослеживается такое музыкальное качество как маршевость.
Работа над распевкой, используя вокальный материал запева. Разучивание припева.
Отработать двухголосие, скачки.
Разучить 2 и 3 куплеты.
Домашнее задание.
Учитель: Кроме образа войны, мы встречались в музыке еще с какими образами?
Обучающиеся: лирическим, лирико – эпическим, образом мира).
Учитель: Давно не звучала в классе музыка Ф. Шуберта. Сейчас мы услышим одну из его
песен (он сочинил более 600 песен, хотя прожил всего лишь 31 год). Песни Ф. Шуберта не
похожи на те, что писались до него. Он создал новый тип песен – небольшие музыкальные
сцены с определенным сюжетом в которых воплощен внутренний мир человека.
Ф. Шуберт жил в те же годы, что и Л. Бетховен, но, несмотря на это, его искусство
принадлежит другой эпохе. Если творчество Л. Бетховена вдохновлено событиями
Великой французской революции, то Ф. Шуберта, родившегося после революции, постигло
разочерование в итогах этого события. По словам В.П. Асафьева Ф. Шуберта отличает»…
редкая способность быть лириком, о не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и
передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство
людей … музыка его была пением про все, но не лично про себя».
Учитель: Чаще всего песни Ф. Шуберта лиричны, но нередко носят и драматический
характер. К таким остросюжетным произведениям относятся его песни – баллады.
Баллада – это повествуемое в стихах народное предание фантастического характера.
В музыке – пьеса для голоса с сопровождением, где сопоставляются контрастные образы
при непрерывном развитии музыки.
Одну из баллад Ф. Шуберта мы послушаем сегодня на уроке. Сочинена она на стихи
немецкого поэта И.В. Гетте и прозвучит на немецком языке. (Слушаем).
Учитель: Какое чувство осталось у вас после прослушивания произведения?
Обучающиеся: драматическая напряженность, непрерывное стремительное движение).
Учитель: Сколько в произведении действующих лиц?
Обучающиеся: Несколько.
Учитель: Назовите эти образы. Обучающиеся: Рассказчик (автор), сын, отец, Лесной царь.
Учитель: Какими средствами музыкальной выразительности этого добивается
композитор.
Обучающиеся: рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно
испуганный, задыхающийся; Лесной царь – сладостно – завлекающий, а затем и
угрожающий.
Учитель: Послушайте перевод.
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".
"О нет, то белеет туман над водой".
"Дитя, оглянися, младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".
"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит".
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".
"Ко мне, мой младенец: в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".
"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей".
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".
"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой".
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.
Учитель: Какой образ создается этим поэтическим произведением?
Обучающиеся: драматический (записать)
Учитель: слушаем произведение еще раз. Постарайтесь определять музыкальный образ и
узнавать главных героев.(слушание произведения).
Учитель: Делится ли этот драматический образ на более мелкие образы?
Обучающиеся: Да. Но их интонации объединены стремительным движением, движением
не только летящего сквозь лес коня, но и развитием чувств действующих лиц)
Учитель: Француа Де Ларошфуко французский писатель, автор сочинений философско
моралистического характера высказался по поводу впечатления от прослушанного
произведения «Лесной царь» следующим образом: «Слово и музыкальный звук неразрывны,
музыка рождена стихом».
Учитель: Ф. Шуберт сочинил «Лесного царя» когда ему было всего 18 лет. Вот как
описывает рождение этого произведения один из его друзей: «Мы застали Шуберта в
совершенно разгоряченном состоянии, громко читающего по книжке «Лесного царя». Он
прошелся с книгой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое
короткое время баллада появилась на бумаге… В этот же вечер «Лесной царь» был
исполнен и принят с восторгом».
Учитель:
Какие произведения Ф. Шуберта нам знакомы? (напомнить исполнением
фрагмента «Ave Maria», «Неоконченная симфония»).
Назовите образы, созданные композитором в данных произведениях и средства
музыкальной выразительности.
Обобщение.
Учитель: На уроке мы познакомились с драматическим образом в музыке.
В каком ранее выученном на уроках музыки произведении возникает перед нами образ
войны? (наиграть фрагмент «Баллады о солдате»).
Исполнить произведение.
Домашнее задание: Найти репродукции к произведению «Лесной царь».
Урок музыки № 2 (Первая четверть) для обучающихся 7-х классов. Тема: Музыкальный образ
Урок музыки № 2 (Первая четверть) для обучающихся 7-х классов. Тема: Музыкальный образ
Урок музыки № 2 (Первая четверть) для обучающихся 7-х классов. Тема: Музыкальный образ
Урок музыки № 2 (Первая четверть) для обучающихся 7-х классов. Тема: Музыкальный образ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.