Урок музыки для 3 класса на тему: Многообразие в единстве: вариации»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 3 класса на тему: Многообразие в единстве: вариации» Урок музыки по программе В.В. Алеева и Т. Н. Кичак. Цель: формирование музыкального вкуса учащихся посредством восприятия музыки П.И.Чайковского. Задачи: Развитие у учащихся самостоятельной, творческой деятельности. Использование на уроке информационно – коммуникационных технологий. Познакомить учащихся с отличительными особенностями вариаций (главная тема в вариации; ладовые изменения главной темы; ритмические изменения; использование вариации в других видах искусства). Воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.Цель: формирование музыкального вкуса учащихся посредством восприятия музыки П.И.Чайковского.
Иконка файла материала урок.doc
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                        «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»                с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край               Разработка урока музыки                       для 3 класса на тему:            «Многообразие в единстве: вариации»          Урок по программе В.В. Алеева  и  Т. Н. Кичак.                                                                                                                                                                                                              Составитель­  учитель музыки                                                                                                                                                                                                             Трушина Светлана Юрьевна Тема: «Многообразие в единстве: вариации» Цель: формирование музыкального вкуса учащихся посредством  восприятия музыки П.И.Чайковского.  Задачи:    Развитие   у   учащихся   самостоятельной,   творческой   деятельности. Использование   на   уроке   информационно  –   коммуникационных   технологий. Познакомить учащихся с отличительными особенностями вариаций (главнаятема в вариации; ладовые изменения главной темы; ритмические изменения; использование   вариации   в   других   видах   искусства).   Воспитание   любви   и уважения   к   музыкальному,   литературному   и   художественному   наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.  Оборудование: компьютер, экран, проектор, магнитофон, диск СД с  фонограммой песни.     Ход урока. Организационный момент.  Повторение пройденного.  О чём мы говорили на прошлом уроке?  На экране – тема четверти: «Многообразие в единстве: вариации» На экране высказывания П.И.Чайковского: «Я – человек, страстно любящий жизнь и столь же страстно ненавидящий смерть», «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям радость, утешение и подмогу». Это слова русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского. Сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве этого композитора Назовите произведения П.И.Чайковского с которыми вы знакомились раньше.  Творчество П.И.Чайковского очень многогранно. Это один из немногих композиторов   19   века,   работавший   во   всех   музыкальных   жанрах:   опере, балете, симфонии, концерте; сочинивший массу замечательных вокальных и инструментальных   произведений   для   детей   «Детский   альбом»,   «Времена года».  Наверное,   не   зря   композитор   старался   охватить   как   можно   больше жанров   музыки.   Ведь   это   даёт   больше   возможности   передать   настроение, раскрыть   внутренний   мир   человека   с   его   переживаниями,   чувствами, состоянием   души.   Тонкий   и   глубокий   психолог,   Чайковский   с   огромной эмоциональной   силой     и   убедительностью   отразил   духовный   мир современников.   Творчество   Чайковского   охватило   почти   все   музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные ­ опера и симфония.   В   них   нашла   наиболее   полное   отражение   художественная концепция композитора, в центре которой ­ глубинные процессы внутреннего мира   человека,   сложные   движения   души,   раскрывающиеся   в   острых   и напряженных драматических столкновениях. Однако и в этих жанрах всегда слышна   главная   интонация   музыки   Чайковского   ­   певучая,   лирическая, рожденная   непосредственным   выражением   человеческого   чувства   и находящая   столь   же   непосредственный   отклик   у   слушателя.       МузыкаЧайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры ­ любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой   души,   непримиримость   к   злу   и   страстную   жажду   добра, красоты,   нравственного   совершенства,   ­   обнаруживает   глубокие   связи   с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова. В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. Одним из свидетельств мировой славы великого русского   композитора   стал   Международный   конкурс   его   имени, привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран. С 1957 года, 1 раз в 5 лет проводится международный конкурс имени П.И.Чайковского. Сегодня мне помогает творческая группа. Они подготовили презентацию о жизни и творчестве П.И.Чайковского. Просмотр презентации. Слушание музыки. В презентацию включены биографические данные о композиторе, характерные черты творчества,  фрагмент из  опер. Сегодня,   мы   будем   знакомиться   со   старейшей   музыкальной   формой   – вариациями,   узнаем   об   особенностях   построения   этого   произведения   и   о разнообразном использовании вариаций.  Вариации зародились, в народном творчестве. Народные исполнители обычно  повторяли свои напевы в несколько измененном виде. Сейчас прозвучат вариации на русскую народную тему. А вы послушайте и  ответьте на вопрос. Как называется песня?  Слушание. Дети “Во поле береза стояла”.  Верно молодцы, а каков характер этого произведения? В каком темпе звучит произведение? Дети Напевный, плавный, спокойный. Ребята, а как называется группа музыкантов, исполняющих это произведение? Дети ансамбль.  Физ.минутка.Ребята  давайте  вспомним, как  называются  вариации, которые  мы  сейчас  с вами прослушали? Дети: “Во поле береза стояла”.  Верно, хорошо.  Что же такое вариации? Вариации – от латинского – изменения?  Музыкальное произведение,  состоящее из темы и последующих её видоизменений (повторений).  Музыкальные темы объединенные общей художественной идей. Многие   композиторы   использовали   в   своем   творчестве   русские народные   песни,   попевки,   которые   приобретали   вид   вариаций.   Не   был исключением и П.И. Чайковский. Сейчас мы послушаем, как он использовал уже знакомое нам, по сегодняшнему уроку рус. нар. песню «Во поле береза стояла» в своей Симфонии № 4. Слушание. Чайковский Петр Ильич – Симфония № 4, Ор. 36, фа минор (IV часть)  Вариации на тему "Во поле берёза стояла"  Каков характер музыки? Что необычного вы услышали в произведении?   Дети Сколько звучит вариаций? Как называется песня, взятая за основу этого  произведения, и как главная тема изменяется, и сколько звучит вариаций? По вашему мнению, сколько вариаций прозвучало? Дети: В этом произведении звучало четыре вариации. В этом произведении действительно прозвучало 4 вариации, главная тема  звучала и в нижнем голосе, и в верхнем голосе. Почему, как догадались?  Дети Что же такое симфония? Симфония   –   греческое   –   созвучие.   Произведение   для   симфонического оркестр. Как правило, состоит из 4 частей.Закрепление   изученного.   Ребятам   раздаются   памятки   с   терминами сегодняшнего урока. Распевание «Во поле береза стояла» Пение. «Осенний пейзаж» ­ работа на интонирование и образом песни. Итог урока.  Сегодня   мы   с   вами   погрузились   в   мир   прекрасной   музыки     русского композитора   19   века   П.И.Чайковского.   Что   вы   взяли   для   себя   из сегодняшнего урока? Как называется произведение П.И. Чайковского? Что такое вариации? Что такое симфония?  Д/З Выучить термины. Наш сегодняшний урок хочется завершить словами советского композитора  20 века Д.Шостаковича:   «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие»                                                    Источники: 1. Рабочая тетрадь. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. Музыка. 3 класс. 2012 г. 2. Учебник. «Музыка». 3 класс Издательство: Дрофа      2011 г.