Урок музыки "О чём рассказывает музыкальный ритм"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок музыки в 6 классе на тему "О чём рассказывает музыкальный ритм" Тема урока: «О чём рассказывает музыкальный ритм». Цель урока: Формировать у обучающихся конкретное представление о музыкальном ритме и размере на примерах музыкальных произведений И.Штрауса и Ф.Шопена. Задачи: 1. Образовательная. Познакомить с танцами И.Штрауса и Ф.Шопена. Сравнить музыкальные ритмы произведений. Развивающая. Развивать музыкальнее способности о (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока: умение слушать и анализировать прослушанный материал. 2. Воспитательная. Воспитание слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус.Цель урока: Формировать у обучающихся конкретное представление о музыкальном ритме и размере на примерах музыкальных произведений И.Штрауса и Ф.Шопена.
Иконка файла материала attachment_800368420 (1).docx
Муниципальное бюджетное  Общеобразовательное  учреждение                    «Средняя общеобразовательная кадетская казачья  школа                        Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка          РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ             В 6 КЛАССЕ  НА ТЕМУ      «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ            МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИТМ»                                     Составила  учитель музыки:                                     Трушина Светлана ЮрьевнаТема урока: «О чём рассказывает музыкальный ритм». Цель урока:  Формировать у обучающихся конкретное представление о музыкальном ритме и размере на примерах музыкальных произведений И.Штрауса и Ф.Шопена. Задачи: 1.       Образовательная.  Познакомить  с танцами И.Штрауса и Ф.Шопена. Сравнить музыкальные ритмы  произведений.  Развивающая.  Развивать музыкальнее способности о (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока: умение слушать и анализировать прослушанный материал. 2. Воспитательная.  Воспитание слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус.      Музыкальный материал. 1. 2. 3. И.Штраус «Сказки Венского леса». Ф.Шопен «Мазурка си – бемоль мажор». Ф.Шопен «Полонез ля мажор» (фрагмент).                         Ход урока 1. Организационный момент Учитель:  Мы продолжаем разговор о ритме.  Несмотря на упорядоченность музыкального ритма, именно в музыке он  достигает наибольшего многообразия. Ведь, прежде всего ритм придает  неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых  тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную  поступь марша и величавую приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны, что без труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров ­  симфониях, романсах, ариях; некоторые композиторы говорят, что  характерные ритмы порой можно услышать даже в звуках окружающего мира. И тема сегодняшнего урока­ «О чём рассказывает музыкальный ритм»  На доске вы видите  портреты композиторов. Назовите их фамилии.  (ответы детей­ И. Штраус. Ф. Шопен.)2. Работа по теме урока Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке, какая цель нашего  урока? Ответы   уч­ся:­   познакомимся   с   музыкальными   ритмами     в произведениях этих  знаменитых композиторов. На   уроке   мы   глубже   познакомимся   с   музыкальными   ритмами   таких знаменитых   композиторов,   как   И.Штраус   и   Ф.Шопен,   их   знаменитыми произведениями:   вальсами,   мазурками,   полонезом,   которые   звучали   в старинных замках,  определим музыкальный размер этих произведений. И в древности, и в среднем веке и 17­18 в. ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Работа человеческого организма, организмов животных – ритмична. Ритмичны архитектурные сооружения, замки, дворцы и др. Показ в презентации­  Картины архитектурных сооружений. Картины о живой природе. А как многообразны музыкальные ритмы, музыкальные размеры! Так, Иоганн Штраус ­ «король вальса» утверждал, что первые такты своего знаменитого   вальса «Сказки   Венского  леса» он   уловил   в   перестуке   колес кареты и только потом записал. Этот вальс, пожалуй, самый известный из всех вальсов Штрауса. Прекрасное долгое вступление рисует нам картины сельской местности, звуки и дыхание леса. Звучание цитры переносит нас из элегантных салонов Вены в очарование деревенской природы. Музыка этого вальса словно погружает нас в природу, и мы растворяемся в ее чудесных звуках. В вальсе слышится равномерное чередование одной сильной и двух слабых долей такта и сразу навевает образ плавного кружения, изящного и  лёгкого бального танца. В нашем современном мире вальс тоже популярен. Слушание:   вальс «Сказки венского леса»  Под   слушание   музыки   учащиеся   выполняют   самостоятельную   работу­ выписывают   в   тетрадь   средства   музыкальной   выразительности, характеризующие этот вальс.  После слушания­ вопрос­ ­В  чём заключаются особенности ритма  этого вальса? Ответы учащихся: Прежде всего, в его музыкальном размере ­ 3/4.  Равномерное чередование одной сильной и двух слабых долей такта сразу же навевает  образ плавного кружения, изящного и легкого бального танца.  Учитель обращает внимание детей на особенность ритма  этого вальса­  «оттягивание 3 доли.  (прослушивание фрагмента ) Слушание: «Вальс до­диез­ минор» Ф. ШопенВальсы Шопена (их 18) — это лирические миниатюры, рассказывающие о  переживаниях человеческой души. Шопен обращался к жанру вальса на  протяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году,  когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в  1847 году, за два года до смерти композитора. Среди вальсов Шопена есть произведения блестящего, виртуозного характера, а есть тихие, напевные лирические миниатюры.     В одном из последних вальсов, знаменитом вальсе до­диез минор,  соединились и блестяще­виртуозные, и лирические черты шопеновских  вальсов. Вопрос­  Для какого инструмента писал вальсы Шопен?  (ответы­ фортепиано) Задание­  при слушании вальса  определить ритмический рисунок и  характер  музыки.   Ответы учащихся:  В основе вальса три разнохарактерные вальсовые  темы. Мягкая, грациозная тема, плавная и легкая, открывает вальс. Ее  сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая мелодия. Третья ­ напевная, медленная тема – рождает ощущение размышлений. Ритмический  рисунок­ ¾. ­В этом размере написаны все вальсы мира, не только венские, но и  французские, русские, немецкие ... Равномерное чередование одной сильной и  двух слабых долей такта сразу же навевает образ плавного кружения,  изящного и легкого бального танца Так же как многообразны музыкальные ритмы, многообразны и музыкальные  размеры. Например, размер 3/4, только что названный основным признаком  вальса, в той же мере является обязательным и для мазурки, и для полонеза.  Однако,  почему­то,   несмотря на общность размера, эти жанры очень трудно  спутать друг с другом.  Были и другие распространённые танцы, оставившие в музыкальном языке  свои «знаки». Мазурка – польский народный танец, танец очень живой, требующий от  танцоров большой ловкости и изящества. Ритм мазурки изменчив. Чаще всего  акцент падает на третью, последнюю долю такта. Со временем мазурка стала  одним из любимых танцев в среде польской аристократии. Здесь она  приобрела черты бравурности и блеска. Мазурки Ф. Шопена – это пьесы танцевального характера Слушание­ «Мазурка си – бемоль мажор» Ф.Шопен. Вопросы: 1. Каков ритмический рисунок мазурки? (нет плавности, много острых и угловатых интонаций, резких акцентов, иногда на слабой доле такта). 2. Когда и где звучали мазурки?  Ритмическая минутка:А   сейчас     вы   сами   будете   показывать   ритмические   рисунки,     используя музыкальные и шумовые  инструменты. Звучит  мелодия  современного  танца «Ча­ча­ча».  Обучающиеся   показывают ритмические   рисунки   танца   в   разных   вариантах   используя,   треугольник, бубны, маракасы и т.д.  Слушание ­  полонез «Ля мажор» (фрагмент). Вопрос обучающимся:  1. Какой характер полонеза?  2. Где могла звучать такая музыка? Итак, полонез – это торжественный бальный танец – шествие. Это церемонная поступь придворных дам и кавалеров, полузабытая картина давно ушедших времен. Каков ритм полонеза? ­ Музыкальный ритм  передаёт церемонную поступь кавалеров и дам  Размер­ ¾.  Ритмический рисунок мазурки полон острых угловатых интонаций и резких акцентов. Вопрос­ Что  объединяет и что различает  мазурку и полонез? 3. Хоровое  исполнение: 1. Г.Струве, стихи К.Ибряева «Школьный корабль». 2. Е. Крылатов, стихи Л.Дербенева «Три белых коня». Вокальные упражнения для развития голосового аппарата. Распевание. Работа над дикцией, ритмом. 4. Обобщение. С какими композиторами познакомились на уроке? Какие произведения, каких размеров написали И.Штраус и Ф.Шопен? О чём рассказывает музыкальный ритм? 5. Домашнее задание: Узнать,  у  каких композиторов XVIII века есть  полонезы? Нарисовать иллюстрацию к вальсу И.Штрауса «Сказки  Венского леса».                      Источники 1. http://do.gendocs.ru/docs/index­336908.html 2. http://music­fantasy.ru/materials/vyrazitelnye­sredstva­muzyki­o­chyom­ rasskazyvaet­muzykalnyy­ritm