Урок музыки "О чём рассказывает музыкальный ритм"
Оценка 4.7

Урок музыки "О чём рассказывает музыкальный ритм"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
22.02.2018
Урок музыки   "О чём рассказывает музыкальный ритм"
Урок музыки в 6 классе на тему "О чём рассказывает музыкальный ритм" Тема урока: «О чём рассказывает музыкальный ритм». Цель урока: Формировать у обучающихся конкретное представление о музыкальном ритме и размере на примерах музыкальных произведений И.Штрауса и Ф.Шопена. Задачи: 1. Образовательная. Познакомить с танцами И.Штрауса и Ф.Шопена. Сравнить музыкальные ритмы произведений. Развивающая. Развивать музыкальнее способности о (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока: умение слушать и анализировать прослушанный материал. 2. Воспитательная. Воспитание слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус.Цель урока: Формировать у обучающихся конкретное представление о музыкальном ритме и размере на примерах музыкальных произведений И.Штрауса и Ф.Шопена.
attachment_800368420 (1).docx
Муниципальное бюджетное  Общеобразовательное  учреждение                    «Средняя общеобразовательная кадетская казачья  школа                        Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка          РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ             В 6 КЛАССЕ  НА ТЕМУ      «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ            МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИТМ»                                     Составила  учитель музыки:                                     Трушина Светлана Юрьевна Тема урока: «О чём рассказывает музыкальный ритм». Цель урока:  Формировать у обучающихся конкретное представление о музыкальном ритме и размере на примерах музыкальных произведений И.Штрауса и Ф.Шопена. Задачи: 1.       Образовательная.  Познакомить  с танцами И.Штрауса и Ф.Шопена. Сравнить музыкальные ритмы  произведений.  Развивающая.  Развивать музыкальнее способности о (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока: умение слушать и анализировать прослушанный материал. 2. Воспитательная.  Воспитание слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус.      Музыкальный материал. 1. 2. 3. И.Штраус «Сказки Венского леса». Ф.Шопен «Мазурка си – бемоль мажор». Ф.Шопен «Полонез ля мажор» (фрагмент).                         Ход урока 1. Организационный момент Учитель:  Мы продолжаем разговор о ритме.  Несмотря на упорядоченность музыкального ритма, именно в музыке он  достигает наибольшего многообразия. Ведь, прежде всего ритм придает  неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых  тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную  поступь марша и величавую приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны, что без труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров ­  симфониях, романсах, ариях; некоторые композиторы говорят, что  характерные ритмы порой можно услышать даже в звуках окружающего мира. И тема сегодняшнего урока­ «О чём рассказывает музыкальный ритм»  На доске вы видите  портреты композиторов. Назовите их фамилии.  (ответы детей­ И. Штраус. Ф. Шопен.) 2. Работа по теме урока Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке, какая цель нашего  урока? Ответы   уч­ся:­   познакомимся   с   музыкальными   ритмами     в произведениях этих  знаменитых композиторов. На   уроке   мы   глубже   познакомимся   с   музыкальными   ритмами   таких знаменитых   композиторов,   как   И.Штраус   и   Ф.Шопен,   их   знаменитыми произведениями:   вальсами,   мазурками,   полонезом,   которые   звучали   в старинных замках,  определим музыкальный размер этих произведений. И в древности, и в среднем веке и 17­18 в. ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Работа человеческого организма, организмов животных – ритмична. Ритмичны архитектурные сооружения, замки, дворцы и др. Показ в презентации­  Картины архитектурных сооружений. Картины о живой природе. А как многообразны музыкальные ритмы, музыкальные размеры! Так, Иоганн Штраус ­ «король вальса» утверждал, что первые такты своего знаменитого   вальса «Сказки   Венского  леса» он   уловил   в   перестуке   колес кареты и только потом записал. Этот вальс, пожалуй, самый известный из всех вальсов Штрауса. Прекрасное долгое вступление рисует нам картины сельской местности, звуки и дыхание леса. Звучание цитры переносит нас из элегантных салонов Вены в очарование деревенской природы. Музыка этого вальса словно погружает нас в природу, и мы растворяемся в ее чудесных звуках. В вальсе слышится равномерное чередование одной сильной и двух слабых долей такта и сразу навевает образ плавного кружения, изящного и  лёгкого бального танца. В нашем современном мире вальс тоже популярен. Слушание:   вальс «Сказки венского леса»  Под   слушание   музыки   учащиеся   выполняют   самостоятельную   работу­ выписывают   в   тетрадь   средства   музыкальной   выразительности, характеризующие этот вальс.  После слушания­ вопрос­ ­В  чём заключаются особенности ритма  этого вальса? Ответы учащихся: Прежде всего, в его музыкальном размере ­ 3/4.  Равномерное чередование одной сильной и двух слабых долей такта сразу же навевает  образ плавного кружения, изящного и легкого бального танца.  Учитель обращает внимание детей на особенность ритма  этого вальса­  «оттягивание 3 доли.  (прослушивание фрагмента ) Слушание: «Вальс до­диез­ минор» Ф. Шопен Вальсы Шопена (их 18) — это лирические миниатюры, рассказывающие о  переживаниях человеческой души. Шопен обращался к жанру вальса на  протяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году,  когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в  1847 году, за два года до смерти композитора. Среди вальсов Шопена есть произведения блестящего, виртуозного характера, а есть тихие, напевные лирические миниатюры.     В одном из последних вальсов, знаменитом вальсе до­диез минор,  соединились и блестяще­виртуозные, и лирические черты шопеновских  вальсов. Вопрос­  Для какого инструмента писал вальсы Шопен?  (ответы­ фортепиано) Задание­  при слушании вальса  определить ритмический рисунок и  характер  музыки.   Ответы учащихся:  В основе вальса три разнохарактерные вальсовые  темы. Мягкая, грациозная тема, плавная и легкая, открывает вальс. Ее  сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая мелодия. Третья ­ напевная, медленная тема – рождает ощущение размышлений. Ритмический  рисунок­ ¾. ­В этом размере написаны все вальсы мира, не только венские, но и  французские, русские, немецкие ... Равномерное чередование одной сильной и  двух слабых долей такта сразу же навевает образ плавного кружения,  изящного и легкого бального танца Так же как многообразны музыкальные ритмы, многообразны и музыкальные  размеры. Например, размер 3/4, только что названный основным признаком  вальса, в той же мере является обязательным и для мазурки, и для полонеза.  Однако,  почему­то,   несмотря на общность размера, эти жанры очень трудно  спутать друг с другом.  Были и другие распространённые танцы, оставившие в музыкальном языке  свои «знаки». Мазурка – польский народный танец, танец очень живой, требующий от  танцоров большой ловкости и изящества. Ритм мазурки изменчив. Чаще всего  акцент падает на третью, последнюю долю такта. Со временем мазурка стала  одним из любимых танцев в среде польской аристократии. Здесь она  приобрела черты бравурности и блеска. Мазурки Ф. Шопена – это пьесы танцевального характера Слушание­ «Мазурка си – бемоль мажор» Ф.Шопен. Вопросы: 1. Каков ритмический рисунок мазурки? (нет плавности, много острых и угловатых интонаций, резких акцентов, иногда на слабой доле такта). 2. Когда и где звучали мазурки?  Ритмическая минутка: А   сейчас     вы   сами   будете   показывать   ритмические   рисунки,     используя музыкальные и шумовые  инструменты. Звучит  мелодия  современного  танца «Ча­ча­ча».  Обучающиеся   показывают ритмические   рисунки   танца   в   разных   вариантах   используя,   треугольник, бубны, маракасы и т.д.  Слушание ­  полонез «Ля мажор» (фрагмент). Вопрос обучающимся:  1. Какой характер полонеза?  2. Где могла звучать такая музыка? Итак, полонез – это торжественный бальный танец – шествие. Это церемонная поступь придворных дам и кавалеров, полузабытая картина давно ушедших времен. Каков ритм полонеза? ­ Музыкальный ритм  передаёт церемонную поступь кавалеров и дам  Размер­ ¾.  Ритмический рисунок мазурки полон острых угловатых интонаций и резких акцентов. Вопрос­ Что  объединяет и что различает  мазурку и полонез? 3. Хоровое  исполнение: 1. Г.Струве, стихи К.Ибряева «Школьный корабль». 2. Е. Крылатов, стихи Л.Дербенева «Три белых коня». Вокальные упражнения для развития голосового аппарата. Распевание. Работа над дикцией, ритмом. 4. Обобщение. С какими композиторами познакомились на уроке? Какие произведения, каких размеров написали И.Штраус и Ф.Шопен? О чём рассказывает музыкальный ритм? 5. Домашнее задание: Узнать,  у  каких композиторов XVIII века есть  полонезы? Нарисовать иллюстрацию к вальсу И.Штрауса «Сказки  Венского леса».                      Источники 1. http://do.gendocs.ru/docs/index­336908.html 2. http://music­fantasy.ru/materials/vyrazitelnye­sredstva­muzyki­o­chyom­ rasskazyvaet­muzykalnyy­ritm

Урок музыки "О чём рассказывает музыкальный ритм"

Урок музыки   "О чём рассказывает музыкальный ритм"

Урок музыки "О чём рассказывает музыкальный ритм"

Урок музыки   "О чём рассказывает музыкальный ритм"

Урок музыки "О чём рассказывает музыкальный ритм"

Урок музыки   "О чём рассказывает музыкальный ритм"

Урок музыки "О чём рассказывает музыкальный ритм"

Урок музыки   "О чём рассказывает музыкальный ритм"

Урок музыки "О чём рассказывает музыкальный ритм"

Урок музыки   "О чём рассказывает музыкальный ритм"

Урок музыки "О чём рассказывает музыкальный ритм"

Урок музыки   "О чём рассказывает музыкальный ритм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018