Урок музыки «Путешествие через века — от классики до современности»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
29.03.2018
Конспект урока музыки на тему "Путешествие через века — от классики до современности"
________________________________________
Пояснение к уроку. На уроке рассматривается произведение И. С. Баха "Прелюдия и фуга C-dur" из ХТК I том, его музыкальная жизнь во времени "Путешествие через века" (от классики до рэпа). Прослеживается постепенный переход произведения из "серьезной" области, раскрывающее глубокое музыкальное содержание образа классики, в область "лёгкой" музыки с легким восприятием, в рэп обработке.
Цель урока.
• Приобщить детей к наследию мирового музыкального искусства.
• Сформировать представление о стилистических особенностях композиторского творчества И.С. Баха, музыкальных жанрах и стилях современной музыки.
Задачи урока:
1. Воспитательная.
• Формировать навыки оценочной деятельности с духовно-нравственной и эстетической позиции. Воспитание музыкально-эстетического вкуса у учащихся.
2. Развивающая.
• Развивать образно-творческое мышление в процессе интеграции изобразительного и музыкального искусства, критическое мышление в анализе стилей современной музыки.
3. Образовательная.
• Научить разбираться и анализировать музыкальные жанры и стилистические особенности музыкальных произведений классики и современности.
• Сформировать у учащихся представление о направлении рок-музыки: рэпа
Методы обучения:
• Метод моделирования художественно-творческого процесса;
• Метод ретроспективы (повторение знаний);
• Метод проблемной ситуации;
• Метод размышления и обобщения музыки.
Тип урока: Углубление темы.
Оборудование. Компьютер, синтезатор, музыкальный центр.
Музыкальный материал: "Прелюдия и фуга C-dur" И.С. Баха "Ave Maria" И.С, Бах - Ш. Гуно, 3. "Прелюдия" (JAY), исполнение песни "Есть только миг".
Ход урока
(На экране 1 слайд презентация).
У. Сегодня мы продолжаем с вами разговор о теме "Музыка "серьезная" и музыка "легкая". Я приглашаю вас в необычное путешествие - "Путешествие через века".
Мы станем свидетелями жизни замечательного произведения.
Послушайте, пожалуйста музыку, кто из композиторов, вам хорошо знакомых, мог написать это музыкальное произведение?
Звучит «Прелюдия и фуга С-dur» И.С.Баха
У. Итак, что же за музыка прозвучала и кто композитор?
Исполнить фрагмент фуги.
(Выяснить как развивается мелодическая линия - тема в фуге. Какой это склад гамофонно-гармонический или полифонический? Кто мог из композиторов прошлого создать такое произведение?)
Д. Многоголосие-полифония. Многоголосные произведения полифонического склада писал И. С. Бах - немецкий композитор, живший в конце 17 начале 18 века (1685-1750г).
(На экране 2 слайд презентации, портрет И. С. Баха открывается по щелчку мыши))
У. Да, действительно многоголосие свойственно музыке Баха. И. С. Бах - один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличается всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма.
У. (Исполнение фрагмента фуги)
Прозвучавший фрагмент называется - Фуга, что в переводе бег.
Но разве сразу начиналось произведение с фуги?
(Исполняется фрагмент прелюдии)
У. Ей предшествовало музыкальное вступление, которое во времена И. С. Баха называлось прелюдия. Прелюдировать - это значило импровизировать перед исполнением певца или к фуге.
Мы услышали с вами инструментальное произведение И. Баха "Прелюдия и фуга C-dur" из "Хорошо темперированного клавира", цикл, написанный Бахом для фортепиано включающий в себя 24 произведения, написанные во всех существующих тональностях?
У. Какой музыкальный образ раскрывается в этом произведении?
(Отталкиваясь от характера, настроения, чувств.)
(В помощь в обсуждении должны звучать фрагменты прелюдии и фуги).
Д. Прелюдия - мечтательна. Фуга - рассудительный, степенный рассказ.
У. Как вы думаете, это произведение к какой области музыки можно отнести "серьезной" или "легкой"? Заставляет ли музыка задуматься?
Д. (Дети должны смело высказывать своё мнение и аргументировать почему они так считают).
У. Я предлагаю отправиться в ту эпоху, в которой жил и творил И. С.Бах.
(На экране 3 слайд, по щелчку мыши в презентации открываются слайды: музыкальные инструменты: старинные виолы, виолины, клавесин; соборы архитектурного готического стиля)
У. (Обсуждение увиденного, обратить внимание на особенности архитектуры готического стиля)
У. Но всё же давайте еще раз вслушаемся в прелюдию, есть ли мелодия в прелюдии (звучит фрагмент), как она развивается?
Д. Переливающимся движением.
У. А если я эти переливающиеся звуки соберу вместе (исполнение гармонии).
Д. Это уже аккорды - аккомпанемент.
У. А раз есть аккомпанемент, почему бы нам не добавить мелодию
(Исполняется фрагмент из «Ave Maria» Ш.Гуно (вокализом))
У. Такое построение прелюдии дало возможность обращаться к ней композиторов последующих веков и аранжировать в своём представлении. Ведь, если вы помните музыка И. С. Баха была "открыта" после смерти через полвека и заинтересовала своим великолепием и философским взглядом многих музыкантов и композиторов XIX века.
Давайте послушаем с вами одну из таких аранжировок. Может быть, эта музыка вам знакома?
(Звучит «Ave Maria» И.С.Бах, Ш.Гуно)
У. Ну как знакомо произведение? Мы только - что исполнили несколько фраз произведения французского композитора Ш. Гуно, который обратился к прелюдии И. С. Баха и на основе его написал свое произведение.
(На экране 4 слайд презентации, портрет Ш. Гуно открывается по щелчку мыши)
Что нового внес композитор Ш. Гуно в прелюдию? Остается ли музыкальный образ прелюдии созданный И. Бахом?
Д. Музыкальный образ - это образ света, нежности, любви, образ Матери. Произведение из инструментального перешло в вокальное.
У. Прозвучало произведение "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно
Можно ли оставить это произведение в понятии "серьёзной" музыки?
Д. Музыка заставляет задуматься, вслушаться, представить образ Марии.
У. Образ Марии - матери Иисуса Христа раскрывался во многих искусствам, в том числе и в живописи. Я предлагаю обратиться сейчас к картинам Рафаэля и А. Мантенья "Мадонна". Как вы думаете, есть ли что-то общее и различное между звучащей музыкой "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно и картинами.
(На экране 5 слайд презентации, на фоне музыки по щелчку мыши открываются картины Мадонны)
У и Д: (Обсуждение, высказывание мнений. В музыке и картинах раскрывается один образ - образ Матери, но разным языком искусств, в живописи - красками, в музыке - музыкальными интонациями, музыкальными средствами выразительности).
У. Многие музыкальные произведения классических композиторов продолжают жить и звучать в наши дни, в конце XX и начале XXI века. Но не только так, как создал композитор, а в различных аранжировках и ремиксах.
(На экране 6 слайд, Звучит "Прелюдия" И. С. Баха в рэп обработке, на фоне музыки идут слайды зданий, построек современного архитектурного стиля - конструктивизма, слайды меняются по щелчку мыши)
У. Ваши впечатления от услышанной музыки? Что нового вы услышали в "Прелюдии"?
(Обратить внимание на музыкальные особенности этого стиля)
Д. Музыка приобрела современные ритмы: звучит в рэп обработке. Стала импульсивной, стремительной.
Приобрела танцевальность благодаря быстрому темпу, активному ритму, введенным современными инструментам: ударным, синтезатором, речитативному проговариванию слов.
У. Изменился ли музыкальный образ, созданный И. С. Бахом: образ нежности, мечты.
Д. Конечно. (высказывания детей)
У. Можно ли оставить "Прелюдию" современного представления в области "серьёзной" музыки.
Д. (Дети должны смело высказывать своё мнение. В таком представлении прелюдии конечно музыка перешла в область легкой музыки, т.к. нет желания задуматься, вслушаться, а хочется двигаться)
(На экране 7 слайд презентации с темой урока и четверти)
У. Предлагаю поимпровизировать на основе "Прелюдии" (с помощью синтезатора.)
Инструментальная импровизация.
Д. (Дать возможность выбрать из заданных ритмов и тембров (уже знакомых детям) и импровизировать на основе фрагмента из "Прелюдии". В стилях: pop, Rock, джаз.)
Обобщение.
У. Сегодня в классе прозвучала музыка замечательного немецкого композитора
И.С. Баха не только как создал её композитор, но и через музыку Ш. Гуно и современное представление этого произведения.
(На экране 8 слайд презентации, по щелчку мыши открывается портрет И. С, Баха, слова Д. Б. Кабалевского)
Эпилог:
Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. (Д. Б. Кабалевский)
У. А как вы думаете, имеем ли мы право создавать такие аранжировки, ремиксы на основе музыки классических композиторов.
Ведь меняется музыкальный образ созданный композитором (его чувства и мысли выраженные в музыке).
Д. (Высказывания детей, мнения, предположения).
У. Я не стану настаивать на своем мнении, но хотелось бы, чтобы вы задумались над моим вопросом.
И в завершении нашего путешествия почти через три века, а оно прошло как один миг, предлагаю исполнить песню "Есть только миг".
Исполнение песни "Есть только миг".
Приложение № 1: Мультимедийная презентация к уроку.
Приложение № 2: Музыка к уроку:
1. "Прелюдия и фуга C-dur" И. С. Баха
2. "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно
3. "Прелюдия" (JAY)Конспект урока музыки на тему "Путешествие через века — от классики до современности"
________________________________________
Пояснение к уроку. На уроке рассматривается произведение И. С. Баха "Прелюдия и фуга C-dur" из ХТК I том, его музыкальная жизнь во времени "Путешествие через века" (от классики до рэпа). Прослеживается постепенный переход произведения из "серьезной" области, раскрывающее глубокое музыкальное содержание образа классики, в область "лёгкой" музыки с легким восприятием, в рэп обработке.
Цель урока.
• Приобщить детей к наследию мирового музыкального искусства.
• Сформировать представление о стилистических особенностях композиторского творчества И.С. Баха, музыкальных жанрах и стилях современной музыки.
Задачи урока:
1. Воспитательная.
• Формировать навыки оценочной деятельности с духовно-нравственной и эстетической позиции. Воспитание музыкально-эстетического вкуса у учащихся.
2. Развивающая.
• Развивать образно-творческое мышление в процессе интеграции изобразительного и музыкального искусства, критическое мышление в анализе стилей современной музыки.
3. Образовательная.
• Научить разбираться и анализировать музыкальные жанры и стилистические особенности музыкальных произведений классики и современности.
• Сформировать у учащихся представление о направлении рок-музыки: рэпа
Методы обучения:
• Метод моделирования художественно-творческого процесса;
• Метод ретроспективы (повторение знаний);
• Метод проблемной ситуации;
• Метод размышления и обобщения музыки.
Тип урока: Углубление темы.
Оборудование. Компьютер, синтезатор, музыкальный центр.
Музыкальный материал: "Прелюдия и фуга C-dur" И.С. Баха "Ave Maria" И.С, Бах - Ш. Гуно, 3. "Прелюдия" (JAY), исполнение песни "Есть только миг".
Ход урока
(На экране 1 слайд презентация).
У. Сегодня мы продолжаем с вами разговор о теме "Музыка "серьезная" и музыка "легкая". Я приглашаю вас в необычное путешествие - "Путешествие через века".
Мы станем свидетелями жизни замечательного произведения.
Послушайте, пожалуйста музыку, кто из композиторов, вам хорошо знакомых, мог написать это музыкальное произведение?
Звучит «Прелюдия и фуга С-dur» И.С.Баха
У. Итак, что же за музыка прозвучала и кто композитор?
Исполнить фрагмент фуги.
(Выяснить как развивается мелодическая линия - тема в фуге. Какой это склад гамофонно-гармонический или полифонический? Кто мог из композиторов прошлого создать такое произведение?)
Д. Многоголосие-полифония. Многоголосные произведения полифонического склада писал И. С. Бах - немецкий композитор, живший в конце 17 начале 18 века (1685-1750г).
(На экране 2 слайд презентации, портрет И. С. Баха открывается по щелчку мыши))
У. Да, действительно многоголосие свойственно музыке Баха. И. С. Бах - один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличается всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма.
У. (Исполнение фрагмента фуги)
Прозвучавший фрагмент называется - Фуга, что в переводе бег.
Но разве сразу начиналось произведение с фуги?
(Исполняется фрагмент прелюдии)
У. Ей предшествовало музыкальное вступление, которое во времена И. С. Баха называлось прелюдия. Прелюдировать - это значило импровизировать перед исполнением певца или к фуге.
Мы услышали с вами инструментальное произведение И. Баха "Прелюдия и фуга C-dur" из "Хорошо темперированного клавира", цикл, написанный Бахом для фортепиано включающий в себя 24 произведения, написанные во всех существующих тональностях?
У. Какой музыкальный образ раскрывается в этом произведении?
(Отталкиваясь от характера, настроения, чувств.)
(В помощь в обсуждении должны звучать фрагменты прелюдии и фуги).
Д. Прелюдия - мечтательна. Фуга - рассудительный, степенный рассказ.
У. Как вы думаете, это произведение к какой области музыки можно отнести "серьезной" или "легкой"? Заставляет ли музыка задуматься?
Д. (Дети должны смело высказывать своё мнение и аргументировать почему они так считают).
У. Я предлагаю отправиться в ту эпоху, в которой жил и творил И. С.Бах.
(На экране 3 слайд, по щелчку мыши в презентации открываются слайды: музыкальные инструменты: старинные виолы, виолины, клавесин; соборы архитектурного готического стиля)
У. (Обсуждение увиденного, обратить внимание на особенности архитектуры готического стиля)
У. Но всё же давайте еще раз вслушаемся в прелюдию, есть ли мелодия в прелюдии (звучит фрагмент), как она развивается?
Д. Переливающимся движением.
У. А если я эти переливающиеся звуки соберу вместе (исполнение гармонии).
Д. Это уже аккорды - аккомпанемент.
У. А раз есть аккомпанемент, почему бы нам не добавить мелодию
(Исполняется фрагмент из «Ave Maria» Ш.Гуно (вокализом))
У. Такое построение прелюдии дало возможность обращаться к ней композиторов последующих веков и аранжировать в своём представлении. Ведь, если вы помните музыка И. С. Баха была "открыта" после смерти через полвека и заинтересовала своим великолепием и философским взглядом многих музыкантов и композиторов XIX века.
Давайте послушаем с вами одну из таких аранжировок. Может быть, эта музыка вам знакома?
(Звучит «Ave Maria» И.С.Бах, Ш.Гуно)
У. Ну как знакомо произведение? Мы только - что исполнили несколько фраз произведения французского композитора Ш. Гуно, который обратился к прелюдии И. С. Баха и на основе его написал свое произведение.
(На экране 4 слайд презентации, портрет Ш. Гуно открывается по щелчку мыши)
Что нового внес композитор Ш. Гуно в прелюдию? Остается ли музыкальный образ прелюдии созданный И. Бахом?
Д. Музыкальный образ - это образ света, нежности, любви, образ Матери. Произведение из инструментального перешло в вокальное.
У. Прозвучало произведение "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно
Можно ли оставить это произведение в понятии "серьёзной" музыки?
Д. Музыка заставляет задуматься, вслушаться, представить образ Марии.
У. Образ Марии - матери Иисуса Христа раскрывался во многих искусствам, в том числе и в живописи. Я предлагаю обратиться сейчас к картинам Рафаэля и А. Мантенья "Мадонна". Как вы думаете, есть ли что-то общее и различное между звучащей музыкой "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно и картинами.
(На экране 5 слайд презентации, на фоне музыки по щелчку мыши открываются картины Мадонны)
У и Д: (Обсуждение, высказывание мнений. В музыке и картинах раскрывается один образ - образ Матери, но разным языком искусств, в живописи - красками, в музыке - музыкальными интонациями, музыкальными средствами выразительности).
У. Многие музыкальные произведения классических композиторов продолжают жить и звучать в наши дни, в конце XX и начале XXI века. Но не только так, как создал композитор, а в различных аранжировках и ремиксах.
(На экране 6 слайд, Звучит "Прелюдия" И. С. Баха в рэп обработке, на фоне музыки идут слайды зданий, построек современного архитектурного стиля - конструктивизма, слайды меняются по щелчку мыши)
У. Ваши впечатления от услышанной музыки? Что нового вы услышали в "Прелюдии"?
(Обратить внимание на музыкальные особенности этого стиля)
Д. Музыка приобрела современные ритмы: звучит в рэп обработке. Стала импульсивной, стремительной.
Приобрела танцевальность благодаря быстрому темпу, активному ритму, введенным современными инструментам: ударным, синтезатором, речитативному проговариванию слов.
У. Изменился ли музыкальный образ, созданный И. С. Бахом: образ нежности, мечты.
Д. Конечно. (высказывания детей)
У. Можно ли оставить "Прелюдию" современного представления в области "серьёзной" музыки.
Д. (Дети должны смело высказывать своё мнение. В таком представлении прелюдии конечно музыка перешла в область легкой музыки, т.к. нет желания задуматься, вслушаться, а хочется двигаться)
(На экране 7 слайд презентации с темой урока и четверти)
У. Предлагаю поимпровизировать на основе "Прелюдии" (с помощью синтезатора.)
Инструментальная импровизация.
Д. (Дать возможность выбрать из заданных ритмов и тембров (уже знакомых детям) и импровизировать на основе фрагмента из "Прелюдии". В стилях: pop, Rock, джаз.)
Обобщение.
У. Сегодня в классе прозвучала музыка замечательного немецкого композитора
И.С. Баха не только как создал её композитор, но и через музыку Ш. Гуно и современное представление этого произведения.
(На экране 8 слайд презентации, по щелчку мыши открывается портрет И. С, Баха, слова Д. Б. Кабалевского)
Эпилог:
Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. (Д. Б. Кабалевский)
У. А как вы думаете, имеем ли мы право создавать такие аранжировки, ремиксы на основе музыки классических композиторов.
Ведь меняется музыкальный образ созданный композитором (его чувства и мысли выраженные в музыке).
Д. (Высказывания детей, мнения, предположения).
У. Я не стану настаивать на своем мнении, но хотелось бы, чтобы вы задумались над моим вопросом.
И в завершении нашего путешествия почти через три века, а оно прошло как один миг, предлагаю исполнить песню "Есть только миг".
Исполнение песни "Есть только миг".
Приложение № 1: Мультимедийная презентация к уроку.
Приложение № 2: Музыка к уроку:
1. "Прелюдия и фуга C-dur" И. С. Баха
2. "Ave Maria" И. С, Бах - Ш. Гуно
3. "Прелюдия" (JAY)
Путешествие через века.docx
Конспект урока музыки на тему
"Путешествие через века — от классики
до современности"
Пояснение к уроку. На уроке рассматривается произведение И. С. Баха "Прелюдия и фуга
Cdur" из ХТК I том, его музыкальная жизнь во времени "Путешествие через века" (от
классики до рэпа). Прослеживается постепенный переход произведения из "серьезной"
области, раскрывающее глубокое музыкальное содержание образа классики, в область
"лёгкой" музыки с легким восприятием, в рэп обработке.
Цель урока.
Приобщить детей к наследию мирового музыкального искусства.
Сформировать представление о стилистических особенностях композиторского
творчества И.С. Баха, музыкальных жанрах и стилях современной музыки.
Задачи урока:
1. Воспитательная.
Формировать навыки оценочной деятельности с духовнонравственной и
эстетической позиции. Воспитание музыкальноэстетического вкуса у учащихся.
2. Развивающая.
Развивать образнотворческое мышление в процессе интеграции изобразительного и
музыкального искусства, критическое мышление в анализе стилей современной
музыки.
3. Образовательная.
Научить разбираться и анализировать музыкальные жанры и стилистические
особенности музыкальных произведений классики и современности.
Сформировать у учащихся представление о направлении рокмузыки: рэпа
Методы обучения:
Метод моделирования художественнотворческого процесса; Метод ретроспективы (повторение знаний);
Метод проблемной ситуации;
Метод размышления и обобщения музыки.
Тип урока: Углубление темы.
Оборудование. Компьютер, синтезатор, музыкальный центр.
Музыкальный материал: "Прелюдия и фуга Cdur" И.С. Баха "Ave Maria" И.С, Бах Ш.
Гуно, 3. "Прелюдия" (JAY), исполнение песни "Есть только миг".
(На экране 1 слайд презентация).
Ход урока
У. Сегодня мы продолжаем с вами разговор о теме "Музыка "серьезная" и музыка "легкая".
Я приглашаю вас в необычное путешествие "Путешествие через века".
Мы станем свидетелями жизни замечательного произведения.
Послушайте, пожалуйста музыку, кто из композиторов, вам хорошо знакомых, мог
написать это музыкальное произведение?
Звучит «Прелюдия и фуга Сdur» И.С.Баха
У. Итак, что же за музыка прозвучала и кто композитор?
Исполнить фрагмент фуги.
(Выяснить как развивается мелодическая линия тема в фуге. Какой это склад гамофонно
гармонический или полифонический? Кто мог из композиторов прошлого создать такое
произведение?)
Д. Многоголосиеполифония. Многоголосные произведения полифонического склада
писал И. С. Бах немецкий композитор, живший в конце 17 начале 18 века (16851750г).
(На экране 2 слайд презентации, портрет И. С. Баха открывается по щелчку мыши))
У. Да, действительно многоголосие свойственно музыке Баха. И. С. Бах один из
величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха,
музыкантауниверсала, отличается всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило
достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма.
У. (Исполнение фрагмента фуги)
Прозвучавший фрагмент называется Фуга, что в переводе бег.
Но разве сразу начиналось произведение с фуги? (Исполняется фрагмент прелюдии)
У. Ей предшествовало музыкальное вступление, которое во времена И. С. Баха называлось
прелюдия. Прелюдировать это значило импровизировать перед исполнением певца или к
фуге.
Мы услышали с вами инструментальное произведение И. Баха "Прелюдия и фуга Cdur" из
"Хорошо темперированного клавира", цикл, написанный Бахом для фортепиано
включающий в себя 24 произведения, написанные во всех существующих тональностях?
У. Какой музыкальный образ раскрывается в этом произведении?
(Отталкиваясь от характера, настроения, чувств.)
(В помощь в обсуждении должны звучать фрагменты прелюдии и фуги).
Д. Прелюдия мечтательна. Фуга рассудительный, степенный рассказ.
У. Как вы думаете, это произведение к какой области музыки можно отнести "серьезной"
или "легкой"? Заставляет ли музыка задуматься?
Д. (Дети должны смело высказывать своё мнение и аргументировать почему они так
считают).
У. Я предлагаю отправиться в ту эпоху, в которой жил и творил И. С.Бах.
(На экране 3 слайд, по щелчку мыши в презентации открываются слайды: музыкальные
инструменты: старинные виолы, виолины, клавесин; соборы архитектурного
готического стиля)
У. (Обсуждение увиденного, обратить внимание на особенности архитектуры готического
стиля)
У. Но всё же давайте еще раз вслушаемся в прелюдию, есть ли мелодия в прелюдии (звучит
фрагмент), как она развивается?
Д. Переливающимся движением.
У. А если я эти переливающиеся звуки соберу вместе (исполнение гармонии).
Д. Это уже аккорды аккомпанемент.
У. А раз есть аккомпанемент, почему бы нам не добавить мелодию
(Исполняется фрагмент из «
» Ш.Гуно (вокализом))
Ave
Maria
У. Такое построение прелюдии дало возможность обращаться к ней композиторов
последующих веков и аранжировать в своём представлении. Ведь, если вы помните музыка И. С. Баха была "открыта" после смерти через полвека и заинтересовала своим
великолепием и философским взглядом многих музыкантов и композиторов XIX века.
Давайте послушаем с вами одну из таких аранжировок. Может быть, эта музыка вам
знакома?
(Звучит «
Ave
» И.С.Бах, Ш.Гуно
Maria
)
У. Ну как знакомо произведение? Мы только что исполнили несколько фраз
произведения французского композитора Ш. Гуно, который обратился к прелюдии И. С.
Баха и на основе его написал свое произведение.
(На экране 4 слайд презентации, портрет Ш. Гуно открывается по щелчку мыши)
Что нового внес композитор Ш. Гуно в прелюдию? Остается ли музыкальный образ
прелюдии созданный И. Бахом?
Д. Музыкальный образ это образ света, нежности, любви, образ Матери. Произведение из
инструментального перешло в вокальное.
У. Прозвучало произведение "Ave Maria" И. С, Бах Ш. Гуно
Можно ли оставить это произведение в понятии "серьёзной" музыки?
Д. Музыка заставляет задуматься, вслушаться, представить образ Марии.
У. Образ Марии матери Иисуса Христа раскрывался во многих искусствам, в том числе и
в живописи. Я предлагаю обратиться сейчас к картинам Рафаэля и А. Мантенья
"Мадонна". Как вы думаете, есть ли чтото общее и различное между звучащей музыкой
"Ave Maria" И. С, Бах Ш. Гуно и картинами.
(На экране 5 слайд презентации, на фоне музыки по щелчку мыши открываются
картины Мадонны)
У и Д: (Обсуждение, высказывание мнений. В музыке и картинах раскрывается один образ
образ Матери, но разным языком искусств, в живописи красками, в музыке
музыкальными интонациями, музыкальными средствами выразительности).
У. Многие музыкальные произведения классических композиторов продолжают жить и
звучать в наши дни, в конце XX и начале XXI века. Но не только так, как создал
композитор, а в различных аранжировках и ремиксах.
(На экране 6 слайд, Звучит "Прелюдия" И. С. Баха в рэп обработке, на фоне музыки
идут слайды зданий, построек современного архитектурного стиля
конструктивизма, слайды меняются по щелчку мыши)
У. Ваши впечатления от услышанной музыки? Что нового вы услышали в "Прелюдии"?
(Обратить внимание на музыкальные особенности этого стиля) Д. Музыка приобрела современные ритмы: звучит в рэп обработке. Стала импульсивной,
стремительной.
Приобрела танцевальность благодаря быстрому темпу, активному ритму, введенным
современными инструментам: ударным, синтезатором, речитативному проговариванию
слов.
У. Изменился ли музыкальный образ, созданный И. С. Бахом: образ нежности, мечты.
Д. Конечно. (высказывания детей)
У. Можно ли оставить "Прелюдию" современного представления в области "серьёзной"
музыки.
Д. (Дети должны смело высказывать своё мнение. В таком представлении прелюдии
конечно музыка перешла в область легкой музыки, т.к. нет желания задуматься,
вслушаться, а хочется двигаться)
(На экране 7 слайд презентации с темой урока и четверти)
У. Предлагаю поимпровизировать на основе "Прелюдии" (с помощью синтезатора.)
Инструментальная импровизация.
Д. (Дать возможность выбрать из заданных ритмов и тембров (уже знакомых детям) и
импровизировать на основе фрагмента из "Прелюдии". В стилях: pop, Rock, джаз.)
Обобщение.
У. Сегодня в классе прозвучала музыка замечательного немецкого композитора
И.С. Баха не только как создал её композитор, но и через музыку Ш. Гуно и современное
представление этого произведения.
(На экране 8 слайд презентации, по щелчку мыши открывается портрет И. С, Баха,
слова Д. Б. Кабалевского)
Эпилог:
Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем.
(Д. Б. Кабалевский)
У. А как вы думаете, имеем ли мы право создавать такие аранжировки, ремиксы на основе
музыки классических композиторов.
Ведь меняется музыкальный образ созданный композитором (его чувства и мысли
выраженные в музыке).
Д. (Высказывания детей, мнения, предположения). У. Я не стану настаивать на своем мнении, но хотелось бы, чтобы вы задумались над моим
вопросом.
И в завершении нашего путешествия почти через три века, а оно прошло как один миг,
предлагаю исполнить песню "Есть только миг".
Исполнение песни "Есть только миг".
Приложение № 1: Мультимедийная презентация к уроку.
Приложение № 2: Музыка к уроку:
1. "Прелюдия и фуга Cdur" И. С. Баха
2. "Ave Maria" И. С, Бах Ш. Гуно
3. "Прелюдия" (JAY)
Урок музыки «Путешествие через века — от классики до современности»
Урок музыки «Путешествие через века — от классики до современности»
Урок музыки «Путешествие через века — от классики до современности»
Урок музыки «Путешествие через века — от классики до современности»
Урок музыки «Путешествие через века — от классики до современности»
Урок музыки «Путешествие через века — от классики до современности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.