Урок музыки в 3 классе
Оценка 4.8

Урок музыки в 3 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
3 кл
13.08.2018
Урок музыки в 3 классе
Знакомство учеников с творчеством русского композитора Н.А.Римского-Корсакова и оперой "Снегурочка" На уроке ребята познакомятся с новыми словами : либретто,ария,флейта. Послушают календарные песни и исполнят сами некоторые из них. Расширят свои представления о народных праздниках и традициях своих предков славян.услышат и запомнят звучание нового для них инструмента - флейты.Разработка урока в 3 классе по теме "Опера Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка"
3 класс урок.doc
Урок музыки в 3 классе (III четверть) Учитель:  Польская Л.Д.    Тема: В музыкальном театре (опера «Снегурочка» Н.А. Римский­Корсаков). Цель урока: знакомить с оперой как  формой искусства, которая объединяет в себе народные  традиции, литературу, музыку, живопись. Задачи: Образовательная –  Знать музыкальные понятия.  Учащиеся должны знать, какие обряды показаны в сценах оперы Римского­Корсакова  "Снегурочка". Развивающая –  Учащиеся должны уметь определить, к какому жанру народной песни относятся песни, которые  композитор включил в сцены обрядовых праздников. Развивать творческие способности слышать окружающий мир в звуках. Совершенствовать навыки анализа музыкальных произведений. Совершенствовать  вокально­хоровые навыки и умения. Воспитывающая­  Учащиеся должны осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа. Воспитание любви и уважения к русской  музыке, поэзии, живописи. Тип урока: усвоение новых знаний ­ преобразование модели. Форма урока: урок­игра Оборудование урока­   Компьютер  Музыкальный центр  Доска. Музыкальный материал:  Ария Снегурочки  Каватина Берендея  Фрагменты народных обрядовых песен  Песня «Новый день»  Песня «Веснянка» Конспект урока.   I.                Организационный момент (мотивационно­ориентировочный этап). II.               Актуализация знаний. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами снова встретились на уроке музыки. Я очень рада видеть  вас. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга исполнением песни «Новый день»                                                                     Дети поют приветствие. Песня "Новый  день" муз. А. Ермолова  Постановка учебной задачи Мы продолжаем наше музыкальное путешествие. На прошлых уроках мы слушали замечательную  музыку разных композиторов и говорили о том, как бережно относятся композиторы к народной  песне. Некоторые темы народных песен звучали в операх, симфониях. Например (Звучит на фортепиано тема "Во поле береза стояла"). Дети поют эту песню вместе (с использованием приема канон) Русская народная песня  «Во поле берёза стояла» звучит в финале 4 симфонии П.И. Чайковского. III.              Открытие нового знания. А мы будем продолжать знакомиться с оперой "Снегурочка". Мы более подробно  познакомимся с народными песнями, которые композитор использует в опере. Нам с вами хорошо известна русская народная сказка «Снегурочка». В 1873 году русский  драматург А.Н. Островский написал сказку «Снегурочка» (взяв за основу русскую народную  сказку). А в 1881 году Н.А. Римский – Корсаков сочинил оперу «Снегурочка» (но уже взяв сюжет  сказки А.Н. Островского). Либретто, так называется литературный текст, который пишется к опере, либретто  определяет главную тему, содержание и смысл всей оперы.  Опера – синтетический вид искусства. Она объединяет в себе театральное действие,  декоративное оформление, музыку и вокал. Опера перенесет нас в другой мир. Мы увидим и лес, и сказочные палаты. Оркестровое вступление к прологу — красочный музыкальный пейзаж, живописующий  пробуждение природы от зимней спячки; суровая, угрюмая мелодия Мороза сменяется  нежными, обаятельными напевами Весны. В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная  песня) оркестр имитирует голоса птиц. Голос, которым поет Снегурочка, называется «сопрано». В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса  перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.                                                                                      Слушание арии Снегурочки Какие обряды древних славян воссоздал Римский­Корсаков в опере "Снегурочка"? Давайте вспомним эти эпизоды В какое время года проходила масленица? В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней. Символы этого праздника ­ соломенное чучело; блины. Все посвящено солнцу. В сказке "Снегурочка" берендеи поклонялись языческому божеству Яриле ­Солнцу. Композитор в сцене проводов Масленицы использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…";  "Ой, честная масленица". В сцене выкупа невесты звучали подлинные свадебные обрядовые песни "Как за речкою…"; "Как не пава свет по двору ходит…" А как происходит обряд выкупа невесты? Подружки водят хороводы, поют свадебные песни. Жених одаривает подружек и друзей  сладостями, деньгами, подарками. Слушание фрагментов обрядовых песен.                                           Исполнение календарной песни «А мы Масленицу дожидаем» Но самый главный праздник сказочных берендеев связан с обрядом языческого божества Ярилы­ Солнца.  Когда же отмечали этот праздник? Ярило — бог солнца древних славян. До 1492 года на Руси в этот день отмечали начало нового  года, а первые дни марта так и назывались — Ярилиными днями. Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен её необычайной  красотой.  Давайте послушаем этот эпизод.     Ария Берендея (в исполнении Сергея Лемешева) IV    Постановка учебной проблемы.   Как вы думаете, как берендеи встречали этот праздник? ­ выходили за околицу; ­ разводили костры; ­ прыгали через костер; делали венки из цветов и трав. А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы­Солнца. В опере перед  самым появлением солнца звучит хороводная песня "А мы просо сеяли…".                                                                 Исполнение песни «А мы просо сеяли»   В опере композитор  использует календарно­обрядовые песни Что помогло композитору так ярко изобразить сцены народных праздников? ­ подлинные народные песни; ­ жизнь в деревне; ­ наблюдение за жизнью и бытом крестьян; ­ наблюдение за природой.  Рефлексивно­оценочный этап Вам понравился урок? (Ответы детей) Что нового вы узнали? Мне было очень интересно с вами общаться, петь. Я надеюсь, во время нашего общения ваше  настроение не испортилось. (Контроль настроения) А кого бы вы отметили как самых ярких лидеров? (Ответ детей) (Лидеры получают цветочки и собирают веночек для Снегурочки) Домашнее задание: назовите праздники, связанные со сменой времен года, дошедшие до нас со  времен языческой Руси. Наш урок подходит к концу, весна не за горами. Давайте  в заключении  исполним  песню о весне.                                          «Веснянка», исполнение песни. Спасибо. Урок окончен. До свидания!                                                                                 Либретто  оперы   Пролог    "Снегурочка". Начало весны. Полночь. В окружении птиц и цветов на Красную горку спускается Весна­красна. Некогда она стала  женою сурового старого Мороза, и с тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Из лесу выходит Дед­Мороз. На заре он должен покинуть землю, но его беспокоит судьба Снегурочки: Ярило задумал погубить ее, заронив ее сердце огонь любви. Весна, мать Снегурочки, позволяет ей покинуть свой холодный терем. И вот она слышит пение пастуха Леля… Действие  1 Заречная слобода. Пастух Лель приходит на ночлег к Бобылю. Снегурочка просит Леля спеть ей и дарит ему цветок. Он поет. Снегурочка дарит ему цветок. Появляются девушки, они зовут Лели, и он,   бросив   подаренный   Снегурочкой   цветок,   убегает   к   ним.   Снегурочка   опечалена.   Красавица Купава сочувствует Снегурочке, но ей некогда думать о других: сегодня в слободку приезжает ее жених, Мизгирь. В Ярилин день быть их свадьбе.  Действие  2 Во   дворце   Берендея   слепые   гусляры   славят   мудрого   и   доброго   царя.   Но   на   душе   Берендея неспокойно: вот уже много лет страна берендеев в немилости у Ярилы­Солнца ­ лето все короче, а вёсны   холоднее.   Слуги   вводят   Купаву.   Заливаясь   слезами,   она   просит   Берендея   наказать   ее обидчика – Мизгиря – за то, что он отказался жениться на ней из­за Снегурочки, в которую он влюбился.   Берендей   разгневан.   Появляется   Снегурочка,   и   вот   уже   сам   Берендей   растроган   ее обликом.     Действие  3 В заповедном лесу берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки водят хороводы с песнями. Царь, растроганный пением Леля, предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы его горячим поцелуем. Снегурочка просил Леля взять ее. Но Лель выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес. Здесь к ней приближается Мизгирь. Его страстные признания пугают Снегурочку. Она убегает от него, он пытается настичь ее, но лес становится перед ним непреодолимой преградой.   Действие  4 Ранним утром у озера Снегурочка ждет свою мать: Весна­красна поднимается из озера, окруженная цветами.   Это   ее   последний   час   на   земле   –   с   рассветом   в   свои   права   вступает   бог   Ярило,   и начинается   лето.   На   прощанье   Весна   дарит   дочери   венок   из   волшебных   цветов.   Все   ярче разгорается утренняя заря. Широко раскрытыми глазами смотрит Снегурочка на мир Природы. Но Весна предостерегает дочь: Снегурочке нужно укрыться в тени лесов. Но Снегурочка не может оторвать восторженного взгляда от Мизгиря – она тает от любви…

Урок музыки в 3 классе

Урок музыки в 3 классе

Урок музыки в 3 классе

Урок музыки в 3 классе

Урок музыки в 3 классе

Урок музыки в 3 классе

Урок музыки в 3 классе

Урок музыки в 3 классе

Урок музыки в 3 классе

Урок музыки в 3 классе
Скачать файл