Знакомство учеников с творчеством русского композитора Н.А.Римского-Корсакова и оперой "Снегурочка" На уроке ребята познакомятся с новыми словами : либретто,ария,флейта. Послушают календарные песни и исполнят сами некоторые из них. Расширят свои представления о народных праздниках и традициях своих предков славян.услышат и запомнят звучание нового для них инструмента - флейты.Разработка урока в 3 классе по теме "Опера Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка"
3 класс урок.doc
Урок музыки в 3 классе (III четверть)
Учитель: Польская Л.Д.
Тема: В музыкальном театре (опера «Снегурочка» Н.А. РимскийКорсаков).
Цель урока: знакомить с оперой как формой искусства, которая объединяет в себе народные
традиции, литературу, музыку, живопись.
Задачи:
Образовательная –
Знать музыкальные понятия.
Учащиеся должны знать, какие обряды показаны в сценах оперы РимскогоКорсакова
"Снегурочка".
Развивающая –
Учащиеся должны уметь определить, к какому жанру народной песни относятся песни, которые
композитор включил в сцены обрядовых праздников.
Развивать творческие способности слышать окружающий мир в звуках.
Совершенствовать навыки анализа музыкальных произведений.
Совершенствовать вокальнохоровые навыки и умения.
Воспитывающая
Учащиеся должны осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа.
Воспитание любви и уважения к русской музыке, поэзии, живописи.
Тип урока: усвоение новых знаний преобразование модели.
Форма урока: урокигра
Оборудование урока
Компьютер
Музыкальный центр
Доска.
Музыкальный материал:
Ария Снегурочки
Каватина Берендея
Фрагменты народных обрядовых песен
Песня «Новый день»
Песня «Веснянка»
Конспект урока.
I.
Организационный момент (мотивационноориентировочный этап).
II.
Актуализация знаний.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами снова встретились на уроке музыки. Я очень рада видеть
вас. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга исполнением песни «Новый день»
Дети поют приветствие. Песня "Новый день" муз. А. Ермолова
Постановка учебной задачи
Мы продолжаем наше музыкальное путешествие. На прошлых уроках мы слушали замечательную
музыку разных композиторов и говорили о том, как бережно относятся композиторы к народной
песне. Некоторые темы народных песен звучали в операх, симфониях.
Например (Звучит на фортепиано тема "Во поле береза стояла").
Дети поют эту песню вместе (с использованием приема канон)
Русская народная песня «Во поле берёза стояла» звучит в финале 4 симфонии П.И. Чайковского.
III.
Открытие нового знания.
А мы будем продолжать знакомиться с оперой "Снегурочка".
Мы более подробно познакомимся с народными песнями, которые композитор использует в опере.
Нам с вами хорошо известна русская народная сказка «Снегурочка». В 1873 году русский
драматург А.Н. Островский написал сказку «Снегурочка» (взяв за основу русскую народную
сказку). А в 1881 году Н.А. Римский – Корсаков сочинил оперу «Снегурочка» (но уже взяв сюжет
сказки А.Н. Островского).
Либретто, так называется литературный текст, который пишется к опере, либретто
определяет главную тему, содержание и смысл всей оперы.
Опера – синтетический вид искусства. Она объединяет в себе театральное действие,
декоративное оформление, музыку и вокал.
Опера перенесет нас в другой мир. Мы увидим и лес, и сказочные палаты.
Оркестровое вступление к прологу — красочный музыкальный пейзаж, живописующий
пробуждение природы от зимней спячки; суровая, угрюмая мелодия Мороза сменяется
нежными, обаятельными напевами Весны. В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная
песня) оркестр имитирует голоса птиц.
Голос, которым поет Снегурочка, называется «сопрано».
В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса
перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.
Слушание арии Снегурочки
Какие обряды древних славян воссоздал РимскийКорсаков в опере "Снегурочка"?
Давайте вспомним эти эпизоды
В какое время года проходила масленица?
В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней.
Символы этого праздника соломенное чучело; блины. Все посвящено солнцу.
В сказке "Снегурочка" берендеи поклонялись языческому божеству Яриле Солнцу.
Композитор в сцене проводов Масленицы использовал подлинные народные тексты и мелодии.
Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Ой, честная масленица".
В сцене выкупа невесты звучали подлинные свадебные обрядовые песни "Как за речкою…"; "Как не
пава свет по двору ходит…"
А как происходит обряд выкупа невесты?
Подружки водят хороводы, поют свадебные песни. Жених одаривает подружек и друзей
сладостями, деньгами, подарками. Слушание фрагментов обрядовых песен.
Исполнение календарной песни «А мы Масленицу дожидаем»
Но самый главный праздник сказочных берендеев связан с обрядом языческого божества Ярилы
Солнца.
Когда же отмечали этот праздник?
Ярило — бог солнца древних славян. До 1492 года на Руси в этот день отмечали начало нового
года, а первые дни марта так и назывались — Ярилиными днями.
Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен её необычайной
красотой.
Давайте послушаем этот эпизод. Ария Берендея (в исполнении Сергея Лемешева)
IV
Постановка учебной проблемы.
Как вы думаете, как берендеи встречали этот праздник?
выходили за околицу;
разводили костры;
прыгали через костер;
делали венки из цветов и трав.
А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления ЯрилыСолнца. В опере перед
самым появлением солнца звучит хороводная песня "А мы просо сеяли…".
Исполнение песни «А мы просо сеяли»
В опере композитор использует календарнообрядовые песни
Что помогло композитору так ярко изобразить сцены народных праздников?
подлинные народные песни;
жизнь в деревне;
наблюдение за жизнью и бытом крестьян;
наблюдение за природой.
Рефлексивнооценочный этап
Вам понравился урок?
(Ответы детей)
Что нового вы узнали?
Мне было очень интересно с вами общаться, петь. Я надеюсь, во время нашего общения ваше
настроение не испортилось.
(Контроль настроения)
А кого бы вы отметили как самых ярких лидеров?
(Ответ детей)
(Лидеры получают цветочки и собирают веночек для Снегурочки)
Домашнее задание: назовите праздники, связанные со сменой времен года, дошедшие до нас со
времен языческой Руси.
Наш урок подходит к концу, весна не за горами. Давайте в заключении исполним песню о весне.
«Веснянка», исполнение песни.
Спасибо. Урок окончен. До свидания!
Либретто оперы
Пролог
"Снегурочка". Начало весны. Полночь. В окружении птиц и цветов на Красную горку спускается Веснакрасна.
Некогда она стала женою сурового старого Мороза, и с тех пор страна берендеев подвержена
жестоким зимам и холодам весенним. Из лесу выходит ДедМороз. На заре он должен покинуть
землю, но его беспокоит судьба Снегурочки: Ярило задумал погубить ее, заронив ее сердце огонь
любви. Весна, мать Снегурочки, позволяет ей покинуть свой холодный терем. И вот она слышит
пение пастуха Леля…
Действие
1
Заречная слобода. Пастух Лель приходит на ночлег к Бобылю. Снегурочка просит Леля спеть ей и
дарит ему цветок. Он поет. Снегурочка дарит ему цветок. Появляются девушки, они зовут Лели, и
он, бросив подаренный Снегурочкой цветок, убегает к ним. Снегурочка опечалена. Красавица
Купава сочувствует Снегурочке, но ей некогда думать о других: сегодня в слободку приезжает ее
жених, Мизгирь. В Ярилин день быть их свадьбе.
Действие
2
Во дворце Берендея слепые гусляры славят мудрого и доброго царя. Но на душе Берендея
неспокойно: вот уже много лет страна берендеев в немилости у ЯрилыСолнца лето все короче, а
вёсны холоднее. Слуги вводят Купаву. Заливаясь слезами, она просит Берендея наказать ее
обидчика – Мизгиря – за то, что он отказался жениться на ней изза Снегурочки, в которую он
влюбился. Берендей разгневан. Появляется Снегурочка, и вот уже сам Берендей растроган ее
обликом.
Действие
3
В заповедном лесу берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки водят хороводы с
песнями. Царь, растроганный пением Леля, предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем
народом наградила бы его горячим поцелуем. Снегурочка просил Леля взять ее. Но Лель выбирает
Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес. Здесь к ней приближается Мизгирь. Его страстные
признания пугают Снегурочку. Она убегает от него, он пытается настичь ее, но лес становится
перед ним непреодолимой преградой.
Действие
4
Ранним утром у озера Снегурочка ждет свою мать: Веснакрасна поднимается из озера, окруженная
цветами. Это ее последний час на земле – с рассветом в свои права вступает бог Ярило, и
начинается лето. На прощанье Весна дарит дочери венок из волшебных цветов. Все ярче
разгорается утренняя заря. Широко раскрытыми глазами смотрит Снегурочка на мир Природы. Но
Весна предостерегает дочь: Снегурочке нужно укрыться в тени лесов. Но Снегурочка не может
оторвать восторженного взгляда от Мизгиря – она тает от любви…
Урок музыки в 3 классе
Урок музыки в 3 классе
Урок музыки в 3 классе
Урок музыки в 3 классе
Урок музыки в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.