Данный урок музыки в 3 классе предполагает обобщение знаний обучающихся о музыкальной культуре народов, проживающих в Республике Башкортостан, способствует развитию памяти, музыкального слуха, позволяет развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, обобщать. Урок оказывает глубокое эмоциональное воздействие на детей благодаря широким возможностям использования ИКТ.
В семье единой.doc
Тема: «В семье единой».
Цель урока: обобщить представления обучающихся о музыкальной культуре
разных народов Башкортостана.
Задачи:
Образовательные:
Учить понимать и различать особенности музыкального языка разных народов
Башкортостана, вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые
произведения.
Развивающие:
Развивать вокальнопевческие навыки и умения, музыкальный слух, память,
мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения,
формировать музыкальный вкус обучающихся.
Воспитательные:
Воспитывать через музыку разных народов Башкортостана дружелюбные
отношения между людьми независимо от их национальности, воспитывать у
школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных народов
Башкортостана.
Музыкальный материал:
1. Башкирская народная песня «Сынрау торна» слушание.
2. Марийская народная песня «Кече лектыш» – слушание.
3. Музыка и слова Н.Орловой «Песня о мире» – исполнение песни.
4. Татарский народный танец «Плясовая» слушание.
5. Чувашский народный танец «Чуваш» слушание.
6. Русский народный танец «Девичий перепляс» слушание.
7. Башкирский народный танец «Гульназира» слушание.
8. Удмуртский народный танец «Плясовая» слушание.
9. Марийский танец «Плясовая» слушание.
Использование ИКТ:
1. Презентация Microsoft Power Point.
2. Ноутбук, проектор, колонки, флешнакопитель с музыкальными
файлами.
Музыкальный инструмент: синтезатор.
Ход урока. Этапы урока
I. Органи
зация детей
на занятие.
Мобили
зующий этап
II. Постановка
темы и целей
урока
Музыкальное приветствие «Мы – третьеклассники».
Содержание
Примечание
На просторах Башкортостана
Много разных народов живет.
Все народы, как братья, равны,
Всем народам – любовь и почет.
Слайд №1
(Проходит вступительная беседа об особенностях
музыкальной культуры разных народов, живущих в
Башкортостане).
Ребята, скажите, существует ли в мире язык,
который понимают все люди земного шара? (да, это
язык музыки)
Правильно. Каждый народ имеет свой
музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот
музыкальный язык в отличие от языка разговорного
понятен всем другим народам без перевода. Скажите,
а какие музыкальные особенности есть у разных
народов, населяющих нашу республику? (У каждого
народа есть свои музыкальные инструменты,
национальные танцы, народные песни и свои
композиторы, своя музыкальная культура).
Как вы уже знаете из предыдущих уроков, народы
разных национальностей имеют свою собственную
национальную музыку. Сегодня на нашем уроке мы
вспомним музыкальную культуру разных народов
нашей многонациональной республики, постараемся
запомнить черты сходства и различия между
национальной музыкой.
На предыдущих уроках мы уже знакомились с
музыкой разных народов Башкортостана. Сейчас
послушайте музыкальный фрагмент и вспомните
название этого произведения. (Дети по звучанию
называют уже знакомое им произведение).
III. Работа над
темой урока
Аудиозапись
фрагмента
башкирской
народной
песни
«Сынрау
торна»,
Приложение 1 Ребята, а это что: песня или танец? Кто автор
данной мелодии? Как догадались? (Обучающиеся
доказывают, что это песня башкирского народа).
Послушайте ещё один фрагмент музыкального
произведения и также назовите его.
А это что: танец или песня? Кто является автором
данной мелодии? Обоснуйте свой выбор.
Можем ли мы, не зная языка, определить характер
этих песен? (Да. Башкирская народная песня
плавная и протяжная, мелодичная, а марийская
песня быстрая, энергичная, шуточная).
А теперь, ребята, отгадайте загадку:
Я – ваша подруга,
Я – ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я?
Ну, конечно же, … (песня)
Аудиозапись
фрагмента
марийской
народной
песни «Кече
лектыш»,
Приложение 2
Слайд № 2
Конечно же, ребята мы с вами уже знаем, что
каждый народ имеет свои песни, народные и
композиторские. Только что мы прослушали с вами
народные песни. Знаем, что песня – это неотъемлемая
часть в жизни человека. Она помогает, когда нам
тяжело, радует нас на праздниках, сплачивает людей
единой волей. Давайте и мы с вами споём уже
известную нам песню о мире и дружбе.
(Учитель играет мелодию песни, дети по звучанию
называют её, затем следует хоровое исполнение песни
самодеятельного
Республики
Башкортостан Натальи Орловой «Песня о мире»).
композитора
Этапы вокальнохоровой работы:
А) Работа над певческой постановкой корпуса.
Приложение 3 IV.
Физминутка.
V.
Продолжение
работы над
темой урока
Б) Распевка.
В) Повторение текста всей песни.
Г) Хоровое исполнение песни.
Исполнение попевки «Если нравится тебе…»
с движениями под аккомпанемент учителя.
Ребята, мы с вами слушали не только народные
песни, но и танцы. Сейчас мы узнаем, насколько
хорошо вы их запомнили. Для этого проведем
викторину «Лучший знаток народных танцев»
(После прослушивания каждого фрагмента проходит
беседа о характере музыки, о ее специфике).
1. Татарский народный танец (Приложение 4)
2. Чувашский народный танец (Приложение 5)
3. Русский народный танец (Приложение 6)
4. Башкирский народный танец (Приложение 7)
5. Удмуртский народный танец (Приложение 8)
6. Марийский народный танец (Приложение 9)
Молодцы, ребята, вы все прекрасно справились с
нелегким испытанием. Несомненно, все мелодии
танцев необычайно красивы, неповторимы, но что,
повашему, объединяет все эти танцы? (Дружба,
мечты о мире всех народов).
Сейчас, ребята, мы с вами разучим и исполним
веселую музыкальную разминку (под аккомпанемент
учителя).
Руки сами хлопают, хлопают,
Ноги сами топают, топают.
Дружит танец с песенкой, песенкой,
Всем ребятам весело, весело.
Ребята, вы хорошо отдохнули, а сейчас вам
предстоит поиграть в игру «Угадай музыкальный
инструмент». (Дети указывают на принадлежность
инструмента определенной нации).
1. Курай
2. Тальянка
3. Кубыз
4. Кесле
VI.
Динамическая
пауза
VII. Игра
«Угадай
музыкальный
инструмент»
Аудиозаписи
фрагментов
народных
танцев, после
отгадывания
проецируются
слайды:
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14 5. Тумыр
6. Балалайка
VIII. Итог
урока,
совместные
выводы
учителя и
учащихся.
Молодцы, ребята!
Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что
музыкальная культура разных народов богата и
многообразна. И самое главное мы убедились, что
музыка – это единственный в мире язык, который
понимают все люди земного шара. Музыка способна
объединить в большом дружном хороводе народы
всех национальностей не только нашего
Башкортостана, но и всего мира.
Наш урок я бы хотела закончить стихотворением:
Школа наша — наш дом,
Наше общее счастье,
С нею встречи мы ждем,
Чтобы вместе собраться,
Разных народов сыны —
Здесь как одна мы семья.
Разные мы, но равны,
Будь это ты или я.
Я надеюсь, что вы всегда будете жить в дружбе и
согласии.
Спасибо за урок!
Слайд №15
Слайд №16
Урок музыки в 3 классе "В семье единой"
Урок музыки в 3 классе "В семье единой"
Урок музыки в 3 классе "В семье единой"
Урок музыки в 3 классе "В семье единой"
Урок музыки в 3 классе "В семье единой"
Урок музыки в 3 классе "В семье единой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.