Урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро»
Оценка 4.6

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
01.05.2018
Урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро»
Представлен урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро» Цель урока: познакомить учащихся с «циклом» пьес «Карнавал» Р. Шумана. Задачи: Образовательные – сравнить музыкальные и художественные образы Пьеро и Арлекино. Развивающие – ладо-высотный слух, чувство ритма, память, мышление, речь, воображение. Воспитательные – воспитывать интерес в классической музыке.Цель урока: познакомить учащихся с «циклом» пьес «Карнавал» Р. Шумана.
4 кл.doc
Тема урока: «Арлекин и Пьеро» Цель урока: познакомить учащихся с «циклом» пьес «Карнавал» Р. Шумана. Задачи:  Образовательные   –  сравнить   музыкальные   и   художественные   образы   Пьеро   и   Арлекино. Развивающие   –  ладо­высотный   слух,  чувство   ритма,  память,   мышление,   речь,   воображение. Воспитательные – воспитывать интерес в классической музыке. Организационный момент Ход урока А сейчас вас ждёт встреча с гениальным композитором и его гениальным произведением.  РОБЕРТ ШУМАН (Schumann) (1810­1856) Немецкий   композитор   Роберт   Шуман   хотел,   чтобы   "музыка   исходила   из   глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему­ то   еще".   Само   это   желание   резко   отличает   Роберта   Шумана   от   многих   композиторов   его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством. Шуман боролся за прогресс в музыке всеми силами.  Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семействе весьма немузыкальном. Отец его был известный книгопродавец. С семи лет он начал брать уроки фортепиано, импровизировал, сочинял пьесы. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на двенадцатом году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150­й псалом. Этот опыт был смелым потому, что в то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции.  Родители настаивали на том, чтобы юноша стал юристом. Произведения Франца Шуберта, с которыми он тогда впервые познакомился вдохновили его заниматься музыкой. Так 30 июня 1830 года Роберт решился важный шаг ­ посвятил себя музыке. Он написал матери длинное письмо, в котором прямо объявил  свое намерение. Добрая женщина сильно встревожилась,   сомневаясь,   будет   ли   Роберт   в   состоянии   "зарабатывать   насущный   хлеб" посредством своего музыкального таланта.  Но   скоро   судьба   его   снова   переменилась.   Безумной   была   операция,   которой   Шуман подвергнул   свою  правую   руку  для  скорейшего  приобретения   беглости   игры   на  фортепиано. Средний   палец   перестал   действовать;   несмотря   на   медицинскую   помощь,   рука   навсегда сделалась   неспособной   к   игре   на   фортепиано.   Шуман   должен   был   навсегда   отказаться   от желания стать пианистом. Зато теперь его все более начало занимать сочинение музыкальных пьес.  Шуман решился, наконец, серьезно заняться теорией музыкальных композиций.  В 1833 году в Лейпциг приехал из Штутгарта музыкант Шунке, и Шуман заключил с ним почти химерический союз дружбы.  Музыкального друга­женщину нашел он в Генриетте Фохт, ученице Людвига Бергера; но его сердцем владела в то время Эрнестина фон Ф. из Аша, в Богемии.  В   конце   1833   года,   как   рассказывал   сам   Шуман,   "каждый   вечер   как   бы   случайно сходилось несколько человек, большею частью молодых музыкантов; ближайшею целью этих сходок было обыкновенное общественное собрание; но тем не менее здесь происходил взаимный обмен мыслей о музыке, искусстве, которое было для них насущною потребностью". Тогдашнее далеко не блестящее состояние музыки было причиною того, что "однажды молодым, горячим головам  пришло на мысль  не быть праздными зрителями  этого упадка, а постараться снова возвысить поэзию и искусства".  Шуман,   вместе   со   своими   друзьями,   основал   журнал   "Новая   музыкальная   газета", который имел огромное влияние на развитие музыкального искусства в Германии. В течение многих   лет   он   сам   писал   в   журнал   под   различными   псевдонимами   статьи   и   боролся   с   так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие   музыки.   Как музыкальный  критик  он оценил  значение  Ф.  Шопена,  Г.  Берлиоза,  И. Брамса,   которые   были   его   современниками,   признавая   и   огромную   ценность   своих предшественников ­ И.С. Баха, Бетховена, Моцарта и Шуберта. Шуман был исключительным знатоком немецкой литературы.  Деятельные   занятия   композицией   принесли   свои   плоды.   Шуман   создает   целый   ряд интересных произведений. Среди них фортепианные циклы из небольших пьес или миниатюр: "Бабочки" (1831), "Давидсбюндлеры" (1837). Они, так же как и "Фантастические пьесы" (1837), "Крейслериана" (1838), имеют программные заголовки, рожденные фантазией композитора или указывающие   на   связь   с   литературой.   Так,   "Крейслериана"   напоминает   о   произведениях немецкого   романтика   Э.А.   Гофмана.   В   ней   оживает   облик   вдохновенного   музыканта   Фрица Крейслера, его грезы, мечты и видения. Крейслер, глубоко страдающий от обывательщины в жизни и искусстве, ведет с ней мужественный поединок. Этот борец­одиночка сродни самому Шуману.  Сегодня мы познакомиться с творениями великого немецкого композитора Р. Шумана. Услышав   это   произведение,   с   которым   мы   познакомимся   через   несколько   минут,   русский композитор и критик Кюи писал:  «Нужно было иметь талант этого композитора, чтобы так беспечно и в таком количестве расточать его в одном произведении». Одно из самых оригинальных шумановских сочинений ­ фортепианный цикл "Карнавал" (1835). Это   произведение   композитор   посвятил   девушке,   некой   Эрнестине   Фон   Фрикен, занимавшей в это время воображение молодого композитора. Композитор был большой выдумщик, поэтому именно Шуман, мог подарить любимой девушке целый карнавал. Он именно так и назвал своё произведение «Карнавал».  В этих пестрых, фантастических картинах воплотилось многое из жизни, увлечений и помыслов молодого Шумана в пору его творческого расцвета. Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, выражать одним штрихом самое характерное в   облике   человека   или   в   его   настроении.   Таков   и   его   "Карнавал",   где   словно   кружатся   в стремительном   танце   или   медленно   проходят,   погруженные   в   свои   мысли,   персонажи   под масками   Пьеро   и   Арлекина,   веселых   бабочек   или   танцующих   букв.   Здесь   и   современники композитора: знаменитый скрипач Н. Паганини и великий поэт фортепиано Ф. Шопен. А вот Флорестан и Эвсебий. Так Шуман называл выдуманных им героев, от имени которых он писал статьи о музыке.  Но он ещё был человеком склонным мистике, таинственности, и поэтому каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Как он сам сказал: «Маленькие сцены на 4 ноты». Всего их было 20 сцен.    Вы наверное знаете, что ноты могут записываться ещё и буквами. И если написать эти ноты буквами, то получится слово……….. город, где жила его девушка Эрнестина.  Роберт Шуман и его гениальный «Карнавал». Но что, же это за карнавал без людей в смешных костюмах и масках, без карнавальных шуток, тайн, загадок. И всё это рисует нам рояль. Сейчас вы услышите 2 пьесы. Мне было бы интересно узнать, как на ваш взгляд, к чему они близки­ может это описание природы, какая­то ситуация происшедшая на карнавале, маски или философские раздумья. Поскольку на карнавале есть маски – то вы услышали 2 из них: Пьеро и Арлекин. Слушание:  «Пьеро и Арлекин» Р. Шуман Анализ музыкального произведения. А кто сможет рассказать характеры этих героев? Описать их?  Пьеро­  это неуклюжий человек, неровная походка, каждую минуту он на что­то натыкается, падает. Таким нам рисует его музыка медленная, словно нехотя сыгранная фраза и сразу же её обрывает другая коротенькая из 3 нот, громких и резких. Ну а ещё он философ ­ любит изрекать глубокомысленные вещи, но тяготится своей ролью смешить. Об этом говорят скорбные, жалобные интонации. Ну а там где Пьеро ­ там и Арлекин! Арлекин­ насмешник и весельчак, весь в движении. Лёгкая, живая чуть поддразнивающая музыка. Полная противоположность Пьеро. Роберт   Шуман   был   удивительным   мастером   музыкального   портрета.   Его   называли музыкальным  психологом,  он очень четко умел  схватывать  одним штрихом самое  главное  в облике человека, в его настроении и чувствах. Вот и сейчас музыка создала очень точные образы Арлекина и Пьеро. Давайте   посмотрим,   как   изображает   художник  Поль   Сезанн  (Paul   Cezanne)   в   своей картине «Пьеро и арлекин» [1888]. На картине изображены персонажи масленичного карнавала Пьеро и Арлекин. Моделями для них послужили сын художника Поль (Арлекин) и его друг Луи Гийом (Пьеро). Сезанн с поразительной пластической силой выражает контраст между упругим, словно выточенным из крепкого   материала   Арлекином   и   неуклюже­мешковатым   Пьеро.   Материальная   весомость объемов   с   почти   осязательной   убедительностью   передается   цветом.   По   свидетельству   сына художника, картина была написана в 1888 году в Париже, в мастерской на улице Валь де Грас. Давайте сравним эти два произведения Повторное слушание:  «Пьеро и Арлекин» Р. Шуман Ответы детей. Поль Сезанн «Пьеро и арлекин» [1888] Вывод: Ребята, сейчас мы подошли к самому главному, к какой музыке лёгкой или серьёзной отнесёте это произведение? В музыке, как и в жизни, есть место, как веселью так и серьёзным чувством, т.е. серьёзное и лёгкое ходят в жизни рядом.  И в жизни, как и в творчестве, не бывает лёгких дорог. Настоящий человек и художник в течение своей жизни постоянно преодолевает препятствия, чтобы стать настоящим человеком и художником. Музыкально – ритмическая разминка Распевание Пение «Слезинки» повторение. «Маленькая страна» разучивание слов и мелодии песни. Итог:  Что нового узнали на уроке? С каким произведением мы познакомились на уроке? Кто композитор этого произведения? Что общего у таких двух на первый взгляд не похожих образов Пьеро и Арлекино?

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Арлекин и Пьеро»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2018