Урок музыки в 5 классе "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу..."
Оценка 4.6

Урок музыки в 5 классе "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу..."

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
12.01.2017
Урок музыки в 5 классе "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу..."
Урок относиться к разделу "Музыка и изобразительное искусство" и посвящен образу Александра Невского. В ходе урока ребята знакомятся с произведениями искусства, в которых отражается образ великого князя: триптих Павла Корина, кантата Сергея Прокофьева и фильм Сергея Эйзенштейна. Урок сопровождается презентацией, в которую включены кадры из кинофильма С.Эйзенштейна.Презентация к уроку "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу..."
Александр Невский.docx

Интегрированный урок в 5 классе по теме

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

Урок подготовлен учителем музыки

МБОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа» Карагайского района, Пермского края Макаровой Еленой Михайловной

 

Цель:

1.     воспитание у школьников  духовно-нравственных ценностей, чувства гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому своей Родины, героическим делам наших предков;

2.     развитие умения слушать и анализировать произведения искусства;

3.     сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства и киноискусства.

 

Техническое оснащение:

компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.

Ход урока

I этап: организационный момент

- Добрый день, я очень рада нашей встрече и надеюсь на наш совместный плодотворный труд на сегодняшнем уроке.

·        Ответьте, пожалуйста, на вопрос: в чем заключается истинный смысл служения Отечеству? Рассуждения детей.

·        Назовите людей, о которых можно сказать, что они истинные сыны Отечества?Дети должны пояснить,  чем прославился человек, которого они приводят в пример.

 

Звучит  «Песнь об Александре»  из кантаты С.С.Прокофьева

«Александр Невский»

 

·        Каким героическим страницам русской истории посвящена эта музыка?Рассуждения детей.

II этап урока: Введение в тему урока и постановка проблемного вопроса

Высвечивается тема урока

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

(1 слайд)

В конце урока мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

В чем заключается исторический подвигА.Невского?

Почему его называют личностью нации?

(2 слайд)

 

III  этап урока: Основная часть урока. Знакомство с произведениями, посвященными образу Александра Невского. Обсуждение проблемного вопроса.

 

·        Что происходило на Руси в это время?  Рассуждения детей.

(3 – 6 слайды)

 

ХIII век. Русь переживала очень тяжелые времена. Она была раздроблена на удельные княжества, русские князья непрерывно воевали между собой. Этой слабостью и раздробленностью Руси воспользовались монгольские завоеватели – они разоряли русские города, уводили в рабство людей, обложили княжества данью. Считая Русь легкой добычей, Папа Римский объявил крестовый поход против русского православия, и на русскую землю двинулись полчища датских, шведских и немецких рыцарей. На защиту государства встал князь Александр Невский.

 

·        Что вы знаете об Александре Невском?          Рассуждения детей.

Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств.

 

·        Какие произведения, посвященные образу Александра Невского, вам известны? Рассуждения детей.

 

Художник П.Д.Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трех самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.

(7 слайд)

 

Этой же теме посвящены еще два выдающихся одноименных произведения: кинофильм С.Эйзенштейна и кантата С.С.Прокофьева для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра. 

(8 – 9 слайды)

 

    Фильм С.Эйзенштейна был снят по личному заказу И.Сталина в 1938 году.  В  роли А.Невского снялся очень популярный в то время актер Николай Черкасов.

(10 слайд)

 

    После 40-ых годов фильм долго не показывали. И лишь в 1986 году он был восстановлен на киностудии «Мосфильм». Это историческое полотно С.Эйзенштейна по праву можно назвать классикой советского киноискусства.

    Музыку к кинофильму написал композитор С.Прокофьев. Впоследствии на основе этой музыки появляется отдельное произведение композитора. Кантата была создана в 1938-39 годах на текст поэта В.Лугавского и самого Прокофьева.

(11 слайд)

 

    Несмотря на то, что музыка предварительно сочинялась к фильму, в кантате она приобрела свою собственную драматургию, свое развитие, свою форму, стала новым вполне самостоятельным музыкально-драматическим произведением. Обратимся к образам кантаты С.Прокофьева и кинофильма С.Эйзенштейна.

 

·        Что такое кантата?

·        С какими частями произведения С.Прокофьева мы уже знакомились?

 

    Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей. Наряду с вокальными номерами в кантате содержатся самостоятельные оркестровые живописно-изобразительные эпизоды. Таким образом, вокальное «кантатное начало» соединяется в «А.Невском» с чертами программного симфонизма.

(12 слайд)

 

·        Каков, на ваш взгляд, облик крестоносцев?  Размышления детей.

(13 слайд)

 

·        Какой должна быть музыка, изображающая крестоносцев? Размышления детей.

    Я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма, он озвучен музыкой Прокофьева. Обратите внимание на то, какие приемы использует композитор, рисуя образ крестоносцев.

 

«Крестоносцы во Пскове» (№3). Фрагмент фильма

(14 слайд)

 

·        Какие приемы использует композитор, рисуя образ крестоносцев? Рассуждения детей.

 

    Резкий контраст с номером №2 «Песнь об Александре» и сама часть внутренне контрастна (проходит русская тема). Пронзительный крик и стоны стоят в завоеванном городе. Облик рыцарей – смесь ханжества и жестокости. Мрачное оркестровое вступление сменяется тихим «святым» пением «Peregrinus» - хоралом крестоносцев. Дальше он звучит фанатически-иступленно. Один и тот же тупой мотив. В оркестре слышны новые угрожающие темы – военный сигнал крестоносцев. Все это вместе сливается в потрясающую симфонию ужаса и разрушения.

Звучит «Ледовое побоище» (№5)

(15 слайд)

 

    Это центральный эпизод фильма Эйзенштейна и номер кантаты С.Прокофьева. Сумрачный зимний пейзаж – застывшее озеро в морозной мгле. Дрожащий фон (струнные), зловещие «каркающие» звуки (прием игры смычковых инструментов у подставки). Слышится отдаленный звук тевтонского рога – сигнал крестоносцев. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, озаглавленный в фильме «Скок свиньи». В музыке ярко изображается характерное дробное постукивание, конский топот приближающегося отряда. С.Прокофьев искал здесь тембр, который он сам характеризовал как «неприятный для русского уха». И в музыке к фильму он смело использовал возможности звукозаписи. Прокофьев заставил фанфары играть, «дуть» прямо в микрофон – струя воздуха искажает звук, давит на мембрану микрофонов, и получаются рев и треск. Этот звуковой эффект, брак с точки зрения звукооператора, усилил драматургию эпизода, его эмоциональный настрой. Хриплый рев рыцарских труб — это угроза всему русскому воинству, самодовольство, уверенность в своей безнаказанности.

    Среди звуков боя возникает острая скоморошья тема. Ожесточенной становится музыка крестоносцев, более уверенной и стремительной – музыка русских, полная задора и удали. В фильме ее звучание соответствует эпизоду русской атаки. И вновь слышится тема «Вставайте, люди русские».

    Борьба двух враждебных тем выражалась сначала поочередно в контрастном их проведении. Кульминация побоища – одновременное сочетание этих тем. Вражеская тема приобретает искаженные очертания. Ярко изобразительна картина гибели рыцарей: треск льда, темные холодные волны. Суровая траурная музыка выражает трагический характер происходящего. Заканчивается картина «Ледовое побоище» нежнейшим рассветным звучанием темы «На родной земле не бывать врагу…»

 

«Ледовое побоище». Фрагмент фильма.

(16 слайд)

 

    Огромная и богатая по музыкальному материалу  часть «Ледовое побоище». Абсолютное слияние оркестра с изображением – яркий пример взаимообогащения режиссерского и композиторского замысла, наполненного историческими параллелями.

 

·        Какова основная идея произведений посвященных Александру Невскому? Рассуждения детей. (Защита Отечества)

·        Почему кинофильм С.Эйзенштейна, кантата С.Прокофьева и триптих П.Корина  появились почти одновременно, с чем это связано? Рассуждения детей. (Кинофильм и кантата появились накануне Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.),  картины Корина – в 1942 г. Произведения прозвучали как решительное предупреждение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, решившегося напасть на нашу Родину).

(17 слайд)

 

·        Чем будет знаменателен для нашей страны 2015 год?  В 2015 году в России будет отмечаться 70-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

 

    Ратные традиции, заложенные великим полководцем и государственным деятелем А.Невским, сохранились и приумножились в последующие исторические эпохи, и особенно в годы Великой отечественной войны. Советские воины отстаивали те же идеалы и ценности, которыми руководствовались Невский и его воины: отстоять родную землю, защитить от врагов родных и близких, сохранить свободу и независимость. Именно в самое тяжелое для  страны время  (1942г.) советское руководство приняло решение об учреждении ордена Александра Невского 2-ух степеней для награждения командного состава Вооруженных сил страны. Всего за годы войны орденом были награждены 42 тыс. человек, из них до конца войны дошли только 10 тыс. человек.

    Символично и то, что в Президентский Указ о Днях воинской славы России включены выдающиеся победы времен А.Невского и Великой Отечественной войны.

(18 слайд)

    Таким образом, героическая страница истории, начавшаяся с блистательных побед на Неве и Чудском озере, продолжалась под Москвой, Сталинградом, Курском и Ленинградом, что является достойным свидетельством сохранения и приумножения традиций, неразрывной связи поколений и исторической преемственности.

 

·        В чем заключается главный исторический подвиг Александра Невского? Рассуждения детей.

(19 слайд)

 

·        Почему православный князь считал первостепенным «сбережение православия»? Рассуждения детей.

 

    Ордынцам не нужна была наша душа – им нужны были наши богатства, а католики представляли для Руси реальную угрозу. Князь понимал, что Православие – это источник духовной, нравственной, политической силы русского народа, его душа. Потеряв независимость (отношения с Ордой), но оставив православие, можно было надеяться на возрождение.

 

·        Александру Невскому приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде». Как вы понимаете эти слова? Рассуждения детей.

(20 слайд)

 

    «Не в силе Бог, а в правде»: эти слова можно считать девизом  жизни Александра Невского. Достижение успеха в конечном итоге зависит не от грубой силы, а от справедливости дела, которое защищаешь. Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь. За подвиг терпения и выдержки он был причислен к лику святых. И сегодня мы называем его святой благоверный князь Александр Невский, личность нации.

(21 слайд)

 

·        Почему Александра Невского называют личностью нации? Рассуждения детей.

    В 2008 году в нашей стране проходил Всероссийский исторический конкурс «Имя России», объявленный телеканалом «Россия» совместно с Институтом российской истории Российской Академии наук. Он имел большой общественный резонанс в российском обществе, способствовал росту интереса наших граждан к отечественной истории, ее выдающимся создателям и защитникам. Победителем телевизионного проекта «Имя России» стал князь Александр Невский. Он набрал наибольшее количество голосов (520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации. Александр Невский – великий князь, благоверный святой, воин, стратег, полководец, политический деятель, дипломат, герой.

(22 слайд)

На экране высвечиваются слова патриарха  Кирилла:

«Если бы в России были святыми правители после Александра Невского,

какой была бы наша история!»

(23 слайд)

 

IV этап урока: Итог урока

 

Кадр и кинофильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»

 (24 слайд)

 

·        Подтвердила ли история России слова Александра Невского? Приведите примеры. Рассуждения детей.

 

На протяжении столетий история нашей страны подтверждает, что Россия действительно великая держава. Русь была, есть и будет.

 

 

Литература:

1.     Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5-6 класс. Методическое пособие – М.: Просвещение, 2005.,  стр.65-71;

2.     Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка: Учебник для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005., стр.90-97

3.     http://www.nameofrussia.ru/person.html?id=41

4.     http://www.pravmir.ru/article_3627.html

5.     http://days.pravoslavie.ru/Life/life6392.htm

6.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_Невский

7.     http://www.aib.ru/~kam/biography/aleksandr-nevskij.htm

8.     http://www.rusidea.org/?a=25120603

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Интегрированный урок в 5 классе по теме «На

Интегрированный урок в 5 классе по теме «На

В конце урока мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

В конце урока мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

После 40-ых годов фильм долго не показывали

После 40-ых годов фильм долго не показывали

Дальше он звучит фанатически-иступленно

Дальше он звучит фанатически-иступленно

Почему кинофильм С.Эйзенштейна, кантата

Почему кинофильм С.Эйзенштейна, кантата

Потеряв независимость (отношения с

Потеряв независимость (отношения с

Подтвердила ли история России слова

Подтвердила ли история России слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017