Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Стадницкая основная общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района
Воронежской области
Конспект урока музыки
7 класс
Учитель: Рогозина
А.В.
2014-2015 уч. год
Тип урока: углубление в тему.
Цель урока:
1 * Углубить знания учащихся о народной песне источнике многовековой народной духовной
культуры.
*Создать условия для пробуждения интереса к народной культуре.
*Создать условия для пробуждения творческой активности детей, актуализации их личностных
качеств.
Задачи урока:
*Воспитать уважение к народному творчеству.
*Познакомить с различными жанрами народной песни.
*Совершенствовать вокальноисполнительские навыки.
*Совершенствовать умение воплотить и передать художественный образ исполняемой музыки.
Ведущие методы:
1) Метод художественного, нравственно эстетического познания музыки.
2) Погружение в ситуацию.
3) Беседа
4) Проживание образа через совместное творчество.
5) Игровой
6) Эмоционального воздействия
7) Метод создания ситуации успеха
Ход урока
Звучит музыка р.н.п. «Как у наших у ворот» (1).
У: Что вы представляете, слушая подобное произведение?
Ребята, звучала музыка народная или композиторская?
Д: Народная.
У: Почему вы так думаете?
Д: Русские народные инструменты, манера исполнения, слова, которые сейчас так не
произносят, ритмические частицы «ой», «люли».
У: Что же ты за сердце меня трогаешь
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
2 На кресте, распятая и клятая,
Возрождалась в новых именах.
Берегу надежды твои свято я,
Ты как очищенье мне дана!
То уводишь хороводы во поле,
То сжигаешь в плеске ты себя!
Ты вовек созвучна русской доле,
Песня родниковая моя! (Тамара Пономарева)
У: Вот такие красивые стихи о русской песне.
Как вы понимаете выражение «созвучна русской доле»?
Д: Отражена жизнь и история русского народа.
У: Песни создавались на протяжении многих столетий. Поэтически обаятельные и задушевные,
они глубоко раскрывают в своем содержании внутренний мир человека, являются примером
высокой талантливости русского народа.
В них отражены лучшие черты русского национального характера:
стойкость в жизненных испытаниях,
сила воли и мужество,
чувство человеческого достоинства,
удаль, отвага и горячая любовь к родине и свободе.
(презентация «Русская песня – история жизни народа»)
У: Ребята, чем же является песня для народа? (его душой)
Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки» (2)
У: Назовите характер песни, ее жанр.
Д. Песенномаршевый, песнямарш.
У: Многие солдатские песни проникнуты глубоким патриотическим настроением, несмотря на
тяжесть солдатской службы.
«Хлеб да вода солдатская еда»
«Пошел в службу терпи нужду»
Но как бы ни трудна была служба, как бы ни скучал солдат по родному дому, всегда любил свою
родную землю.
«Наша слава русская держава!
Вот где наша слава!» (слайды)
Учитель: Большой частью народных традиционных песен являются песни, созданные народом на
бытовые темы:
3 песни любовные, семейные, шуточные, плясовые.
Сердечные переживания девушки и молодца в любовных песнях изображались как поэтические
картины жизни: от светлых и радостных до задушевнопечальных.
Любовное счастье или несчастье часто раскрывалось в них через сопоставление девушки и
молодца с миром природы.
Назовите песни, которые вы знаете
Дети: «Как на тоненький ледок» (3)
«Во саду ли в огороде.» (4)
«Тонкая рябина» (5) и др. (слайды)
Исполнение детьми р.н.п. «Во кузнице» по голосам. (6)
У: К какому жанру р.н.п. вы бы отнесли эту песню? Определите характер.
Д: Плясовые. Задорные, веселые, радостные, с большим чувством юмора, какойто загадки.
У: Назовите, пожалуйста, еще песни, которые можно отнести к разряду плясовых.
Д: («Уж вы, сени», «Светит месяц», «Как под горкой», «Барыня» (7)и т.д.)
У: Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для большей
художественной достоверности вводились в литературные и музыкальные произведения — часто с
элементами обряда. К примеру, свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме Александра
Сергеевича Пушкина «Русалка» и в опере Даргомыжского, созданной на основе этого
произведения. Знаете ли вы, как в далёком прошлом праздновали на Руси свадьбы? Свадебная игра,
как её принято называть (во многих сказках вы, вероятно, слышали: «сыграли свадьбу»),
продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных
сцен, то лирических, то комических, а то и трагедийных, из различных игр и обрядов. Очень
большое место в ней занимали песни.
Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту и жениха, шуточные, комические,
иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые, застольные, плясовые. Всё в этом
своеобразнейшем действе — песни, хороводы, диалоги, прибаутки — проникнуто мудростью и
красотой сердца русского народа.
Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь наших предков
сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни бытовые: колыбельные,
шуточные, лирические; песни причитания, оплакивающие умерших; песни — сказы, былины,
повествующие о далёком прошлом.
У: Русский народ всегда любил праздники, гуляя весело, с размахом, широко. Но праздник
возможен, если человек много работал.
Труд этот всегда был тяжелым. И порой, опять музыка помогала пережить нелегкие трудовые
будни. Назовите вам известные песни
Д: «Дубинушка» (8), «Эй, ухнем» и т.д.
(слайд картины И.Репина «Бурлаки на Волге»)
4 У: Скажите, пожалуйста, что вы видите на картине и к какой песне вы соотнесли бы этот сюжет?
Давайте обсудим.
(рассуждения детей, учитель корректирует их ответы)
У: Вы заметили, что мы с вами говорим о разнохарактерных р.н. п.:
серьезных и шуточных, лирических и плясовых.
Ведь радость и боль, удача и разочарование всегда существуют рядом с человеком. Но не одну
сотню лет веселит народ, помогая пережить порой самые страшные и тяжелые времена, войны и
разруху, голод и нищету, беды и несчастья, веселая песенка – коротышка, которую вы тоже
полюбили. Это…
Д: Частушка.
У: Почему ее так называют?
Д: Произошла от слова «частый», « быстрый, много раз повторяющийся».
У: Какие они по содержанию?
Д: Острая сатира, озорной юмор, лирические раздумья, страдания.
У: А сейчас мы поиграем. На прошлом уроке я просила вас придумать частушки, которые
рассказывают о жизни своего класса, своих увлечениях и учебе. Конкурс называется «Расскажи о
себе с помощью частушки»
( Ребята исполняют свои частушки :
1. У кометы, что летает
Есть и хвост, и голова.
А Гоар наша считает:
У нее есть и глаза.
2. В математике наш Слава
Пусть пока и не силен,
Но в труде он в нашем классе
Настоящий чемпион!
У: Спасибо вам, дорогие ребята за радость, которую подарили на этом уроке.
Сегодня вы славно потрудились и, надеюсь, еще больше полюбили русскую народную песню.
Наш урок мне хочется закончить стихотворением, которое послужит итогом нашего занятия.
***
У русских песен крылья лебединые,
До глубины открытая душа.
По вечерам над золотом рябиновым
Они плывут кудато не спеша.
Они плывут над реками, над плесами,
Как будто их сама земля поет…
И на полях с кудрявыми березами
5 Шальные ветры водят хоровод.
За то, что в будни с ними не до устали,
За то, что праздник с ними веселей.
За то, что в горе могут посочувствовать,
Они родными стали для людей.
Они летят… Веселые и грустные,
Не прерывая кружевную нить…
У русских песен бьется сердце русское, и от России их не отделить.
(П.Синявский)
Что нового вы узнали на уроке?
Песни пришли к нам сквозь «дым столетий». Их создавал весь народ. И рождались они для
определённых «житейских» целей. Были песни трудовые, помогающие в работе — бурлацкие,
покосные, жатвенные; существовали песни обрядовые, звучавшие на праздниках, — свадебные,
масленичные, колядки; есть песни игровые; исторические, лирические и т.д. Веками, переходя из
поколения в поколение, оттачивались напевы, шлифовался текст. И лучшие из народных песен
радуют нас величайшей художественной ценностью, нерасторжимым сплавом текста и мелодии. В
них живут вечная мудрость и красота.
Учитель: Почему надо учиться уважительно относиться к
народной музыке?
(Родная песня выражает характер и обычаи народа.
Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках
нашей земли, мы становимся ближе к разным людям, учимся любить и
уважать наши песни, искусство, природу.)
Урок заканчивается песней «Край родной». (9)
Источники:
1 Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для
общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко,
Т.Н. Кичак.- 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.- С. 53
2 Науменко, Т.И., Музыка. 7 кл.: учеб.для общеобразоват.
Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 7 – е изд., стереотип.-М.:
Дрофа, 2006.- 190
Оценка урока по музыке в 7 классе
на тему «Картины народной жизни».
Учитель: Рогозина А.В.
Дата: 20.11.2014 г.
Тип урока: углубление в тему.
Вид урока: беседа.
Технология: развивающее обучение, индивидуализация.
6 Цели урока:
углубить знания учащихся о народной песне – источнике многовековой народной
духовной культуры;
создать условия для пробуждения интереса к народной культуре;
создать условия для пробуждения творческой активности детей; актуализации их
личностных качеств.
Эти цели достигаются через следующие задачи урока:
Образовательные:
воспитывать уважение к народному творчеству;
познакомить с различными жанрами народной песни;
совершенствовать умение воплотить и передать художественный образ исполняемой
музыки.
Развивающие:
♦
♦
историческим материалом;
♦
♦
♦
Воспитательные:
♦
♦
окружающем
нас мире.
Оборудование и наглядность:
компьютер,
запись произведений,
фотослайды.
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
умение пользоваться своими знаниями;
умение понять суть вопроса.
развивать умение слушать и слышать музыку;
развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
воспитывать уважение и интерес к музыке, умение видеть прекрасное в
Методы обучения, применяемые на уроке:
Метод художественного, нравственноэстетического познания музыки.
Погружение в ситуацию.
Беседа.
Проживание образа через совместное творчество.
Игровой.
Эмоционального воздействия.
Метод создания ситуации успеха.
Анализ
дидактическая задача этапа;
содержание этапа;
условия достижения положительных результатов этапа;
показатели выполнения дидактической задачи этапа.
I. Организационный этап.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.
каждого этапа урока по следующим параметрам:
7 СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия; проверка внешнего состояния класса и
готовности учеников к уроку; организация внимания.
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ – собранность
учителя, отсутствие многословия, последовательность и постоянство в
предъявлении требований.
ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ –
кратковременность организационного момента, полная готовность к работе,
быстрое включение в деловой ритм, установка внимания всего класса.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели
познавательную деятельность учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ – формулировка темы и целей урока, актуализация опорных
знаний.
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ – тему урока
учащиеся выводят самостоятельно, участвуя в беседе и прослушивая разные
музыкальные произведения.
ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ – активность
познавательной деятельности учащихся на данном и последующих этапах урока.
III. Этап усвоения новых знаний.
Так как данный урок по своему типу относится к урокам углубления в тему, то
этот этап занимает доминирующее положение по времени и объёму, являясь главной
и решающей частью урока.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся представление о народном
творчестве, жанрах народной песни; развивать умения передавать художественный
образ исполняемой музыки.
СОДЕРЖАНИЕ – организация внимания; организация учителем процесса
восприятия, осознания, осмысления изучаемого материала.
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ – использование
приёмов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала с
помощью музыкальных произведений и фотослайдов и картин.
В этот же этап урока, для повышения интереса учащихся к предмету, я добавила
рассказ о народных традициях. Затем, через наводящие вопросы, вместе с
учащимися оценивали характер музыкального произведения; пытались понять
чувства, которые возникали в процессе прослушивания разных мелодий и
раскрасить музыку в разные цвета; учились видеть своеобразие музыкальных
интонаций.
ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ – правильность
ответов учащихся; активное участие класса в закреплении темы произведений и
жанров народного творчества.
IV. Этап закрепления новых знаний:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у учащихся знания и умения,
необходимые для самостоятельной работы по изученному материалу.
СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений, через вопросы и
обобщение.
8 УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ – выработка
умения оперировать ранее полученными знаниями.
ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ – учащиеся при
опросе умеют:
1. правильно оценить музыкальное произведение;
2. правильно использовать полученные знания при прослушивании и сравнении
мелодий;
3. умеют правильно назвать жанр музыкального произведения.
V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его
выполнению:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся оценки; домашнее задание,
разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его
выполнению; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся
особенно старался; что повторили, что нового узнали, что закрепили.
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ коротко
разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание. При подведении
итогов, учащиеся вновь возвращаются к целям, поставленным в начале урока, и
отвечают на вопросы.
В конце урока проведена рефлексия по выбору смайликов настроения, которая
показала, что всему классу урок понравился (все выбрали смайлик с улыбкой).
Исходя из данного анализа показателей выполнения дидактических задач каждого
этапа урока, урок цели достиг.
9 Ах вы, сени мои, сени
Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!
Как и мне по вам, по сенечкам,
Не хаживати,
Мне мила друга за рученьку
Не важивати!
Выходила молода
За новые ворота,
Выпускала сокола
Из правого рукава.
Ты лети, лети, соколик,
На родиму сторону;
На родимой на сторонке
Грозен батюшка живёт.
Не пускает молоду
Поздно вечером одну.
Я не слушала отца,
Спотешала молодца.
Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!
Сударыня-барыня
Пошла плясать по соломочке,
Отойдите рябятёж ка стороночке!
Барыня, барыня, сударынябарыня!
Барыня, барыня, барынясударыня!
Я пою да все пою, а плясать стесняюся
Зато в поле за троих одна управляюся
Барыня, барыня, сударынябарыня!
Барыня, барыня, барынясударыня!
Ой, кум Пронька, Гармонь тронька. А я, кума Полька, Пойду полегоньку.
А маво у Ванечки да ва кармане прянички
Да меня Ваня целовать, а я прянечки жевать
Барыня, барыня, сударынябарыня!
Барыня, барыня, барынясударыня!
Проводил меня миленок и хотел поцеловать
Мать в окошко увидала, гражданин не баловать
Барыня, барыня, сударынябарыня!
10 Барыня, барыня, барынясударыня!
Ах чтож ты стоишь! улыбаешься
Подойди ты ко мне да повидаемся!
Барыня, барыня, сударынябарыня!
Барыня, барыня, барынясударыня!
Рассыпчатая, раззгарчивая хоть на личико некрасива,
Но приманчивая
Барыня, барыня, сударынябарыня!
Барыня, барыня, барынясударыня!
А я частушки петь кончаю
И сажуся в решето,
До свидания, уплываю за частушками еще !
Эх, Барыня!
Эх, Сударыня!
ВО КУЗНИЦЕ
Во ку… во кузнице,
Во ку… во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.
К себе, к себе Дуню,
К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают,
К себе Дуню приговаривают.
«Пойдем, пойдем, Дуня,
Пойдем, пойдем, Дуня,
Пойдем, Дуня во лесок, во лесок,
Пойдем, Дуня во лесок, во лесок.
Сорвем, сорвем Дуне,
Сорвем, сорвем Дуне,
Сорвем Дуне лопушок, лопушок,
Сорвем Дуне лопушок, лопушок.
Под са… под саменький,
Под са… под саменький,
Под саменький корешок, корешок,
Под саменький корешок, корешок.
11 Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.
По пра… по праздничкам,
По пра… по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.
В коро… в коробочку,
В коро… в коробочку,
В коробочку покладай, покладай,
В коробочку покладай, покладай».
12
Урок музыки в 7 классе "Картины народной жизни"
Урок музыки в 7 классе "Картины народной жизни"
Урок музыки в 7 классе "Картины народной жизни"
Урок музыки в 7 классе "Картины народной жизни"
Урок музыки в 7 классе "Картины народной жизни"
Урок музыки в 7 классе "Картины народной жизни"
Урок музыки в 7 классе "Картины народной жизни"
Урок музыки в 7 классе "Картины народной жизни"
Урок музыки в 7 классе "Картины народной жизни"
Урок музыки в 7 классе "Картины народной жизни"
Урок музыки в 7 классе "Картины народной жизни"
Урок музыки в 7 классе "Картины народной жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.