Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Оценка 4.8

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
2 кл
02.04.2017
Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Цель: - формирование представления у школьников об особой роли дирижера в театре, в музыкальном спектакле – опере. Задачи: 1)продолжить работу над умением определять характер и особенности музыки; 2) дать понятие значимости дирижера в процессе исполнения и слушания музыки, расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера»; 3) воспитывать умение вслушиваться в произведение, любовь к музыкальному искусству, уважение к мнению одноклассников, умение работать в коллективе.
волшебная палочка дирижера 2 класс.doc
Сценарий урока во 2 классе на тему «Волшебная палочка дирижера»  (УМК Е.Д.Критской Г.П.Сергеевой) 1 Метапредметные   результаты:  1.Способствовать   развитию   умений учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные знания,   проводить   анализ,   синтез,   сравнение,   делать     выводы;   2. Организовать   учебное   сотрудничество   со   сверстниками   для   достижения общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог, а также хорового   сотрудничества   при   исполнении   песни;     3.Учить   детей планировать,   контролировать,   корректировать   деятельность   на   уроке   и давать оценку своей  деятельности.   Личностные   результаты:  1.   Побуждать   учащихся   к   музыкальному восприятию и нравственно­этическому росту как слушателя и зрителя; 2. Развивать   стремление   к   познанию   личных   переживаний   в   системе восприятия литературного и музыкального материала; 3. Активизировать механизмы личностного самосовершенствования. Музыкальный материал:  1) отрывки из оперы Н.А.Римского­Корсакова «Садко»: «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы»; 2)   Видеофрагмент   выступления     симфонического   оркестра   из   оперы Н.А.Римского–Корсакова   «Сказка   о   царе   Салтане»   («Полет   шмеля»), видеофрагмент песни «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко»; 3)   Фрагмент   из   оперы   «Снегурочка»   Н.А.Римского­Корсакова «Снегурочка» («Пляска скоморохов») 4) Фонограмма песни Ф.Гершовой и М.Хая «Отчизна». Оборудование:2   ноутбука,   мультимедийное   оборудование   (интерактивная доска),   колонки,     таблички с терминами «Песня», «Опера», «Дирижер», самодельные шумовые инструменты, синтезатор. Ход урока 1.Мобилизующее начало урока. Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада  встрече с вами. Надеюсь, у вас   у всех бодрое   рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся   сохранить   такое   настроение   в   течение   всего   урока, 2 поздороваемся   на   музыкальном   языке: «Здравствуйте, учитель».     «Здравствуйте,   ребята»   ­ 2. Основное содержание урока. Создание проблемной ситуации.   песни   Садко   «Заиграйте,   мои   гусельки»   из   оперы Учитель:  Ребята,   я   предлагаю   вам   послушать     отрывок   из   одного музыкального   произведения.   Ваша   задача   –   определить,   какой   у   этого произведения характер?  Что это,  по­вашему? (Слушание   Н.А.Римского­Корсакова,  название произведения детям не сообщается)  Учитель: На что похоже? Дети: На песню. У: А почему вы так решили? Д: Даютразличные варианты ответов. У: Что такое песня? (при затруднении ответа на данный вопрос учитель задает наводящий вопрос: «Какой музыкальный кит спрятался в этой музыке?») Д: Песня – это основной жанр музыки, состоит из музыки и стихов. (прикрепляется на доску табличка) Д: (Кит песня). У: Что вы можете сказать о характере этого произведения? Д: Веселый, легкий, подвижный. У: Кто расслышал слова? А что такое гусли? Д: поется инструмент.(Слайд 2) У: Ребята, а кто исполнял это произведение? Один человек или несколько? Д: Один. У: А что ему помогало петь? (при затруднении ответа задается наводящий вопрос: «Были ли здесь инструменты? Какие? Один или несколько?») Д: Симфонический оркестр. У: Молодцы! (Слайд 3) У: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?  Д: На фотографии изображён оркестр. У: Какой оркестр? Д: Симфонический оркестр о гуслях. Гусли – русский народный 3 мы   это   У:Что мы называем  оркестром? Д:  Большой   коллектив   музыкантов,   играющих   на   разных   музыкальных инструментах. У: Посмотрите еще раз на экран. Взгляните, какой большой оркестр, как много  разных  инструментов. Ребята,  а  вы  знаете  названия  инструментов симфонического   оркестра?   Сейчас     проверим!   Готовы? Приступаем!   Вам   нужно   будет   провести   линию   от   изображения инструмента к слову с его названием.   (Дети   по   желанию   выходят   к   интерактивной   доске,  выполняют   задание) (Слайд 4)  У: Молодцы! Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?(Слайд 5) Д: Есть. Он стоит перед оркестром, отдельно. У: К кому он обращается и что за таинственные знаки он подает? Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит… Д: Палочку. У:  (держит   в   руках   воображаемую   дирижерскую   палочку   и   имитирует дирижерские жесты) Взмахнет волшебной палочкой  И музыка звучит, Палочка застынет,  И весь оркестр молчит. Палочка подскажет, Кому пора вступать, Палочка укажет, Как  музыке звучать. Палочка волшебная оркестром управляет, А как назвать волшебника, кто, ребята, знает? Д:  Дирижер. (табличка прикрепляется на доску) У: Молодцы! Я  думаю, что вы уже догадались,  о чем будем говорить на  уроке. Как бы вы  назвали тему урока? Д:предлагают варианты ответов. У: Я назову  её чуть иначе: «Волшебная палочка дирижёра»(Слайд 6) У: Как вы думаете, ребята, почему? На что она похожа? 4 Д: На волшебную палочку феи.(Слайд 7) У: Совершенно верно! Какие же вы молодцы! Мне очень приятно с вами  работать! У:Какую цель на уроке мы с вами поставим? Д:Определить роль дирижера при исполнении симфонической музыки. У:Да, ребята. Приступим   к работе! Но сначала отдохнем, ведь мы так плодотворно поработали! 3. Музыкально­ритмическая деятельность. У:  Ребята,   дружно   встаньте,   сейчас   мы   с   вами   будем   музыкантами оркестра,  но  у нас  вместо инструментов  будут  самодельные (показываю самодельные   погремушки   из­под   киндер­сюрприза).     будете подыгрывать     мне.   Приготовились?   Будем   стараться   играть   слаженно (учитель   играет   мелодию   песни   «Веселый   музыкант»   композитора А.Филлипенко). У: Молодцы, ребята! Получился у нас оркестр или нет? А какой оркестр получился? Д: Не совсем слаженно играли, шумовой оркестр. У: А что для этого нужно знать?   Вы   4. Продолжение работы над темой. У:Оказывается,   этой   волшебной     палочкой   дирижер   объединяет   всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать   музыкантам   время   вступления   и   следить   за   качеством исполнения,   дирижер   помогает   музыкантам   и   певцам   выступать согласованно. Без этой согласованности невозможно добиться желаемого эффекта. У:Ребята, посмотрите на доску. Как вы это назовете? Кто находится здесь? Как их назвать?(Слайд 8) Д: Это спектакль, играют актеры.  У:А теперь я попрошу вас посмотреть на экран и внимательно послушать произведение.   (видеофрагмент   из   оперы   «Садко»   ­   «Заиграйте,   мои гусельки») (Слайд 9) У: Знакомо произведение? Д: Да, мы слушали его в начале урока. 5 У: Да, ребята, это та же песня. А что еще кроме песни здесь есть? Д:Танцы, все происходит на сцене. У:Так куда, ребята, мы с вами попали? Д:В театр(Слайд 10) У:Но не простой, а музыкальный. А что нас привело в театр? Какой музыкальный кит привел нас? Д:Песня. У:Совершенно верно, песня привела нас в новый жанр музыки – оперу. (прикрепляется на доску табличка) (Слайд 11) У:В опере все артисты поют, но могут быть и танцевальные номера. А песня эта   из   знаменитой   оперы   великого   русского   композитора­сказочника Н.А.Римского – Корсакова «Садко». (Слайд 12) У:Ребята,   а   вы   знаете,   кто   такой   Садко?   Садко   —   известный   герой народной сказки. Он играет на гуслях, поет, веселит морского царя, чтобы тот не топил корабли с его товарищами. Ребята, а вы здесь увидели оркестр? Но ведь услышали? Д: Не видели, но слышали. У:Так где же они? Может, кто-то из вас знает? Д: Дают варианты ответов. У:Правильно, симфонический оркестр может исполнять музыку сам, а может сопровождать оперу. В таком случае оркестр располагается в специальном месте перед сценой. Его называют оркестровая яма.(Слайд 13) У:А вы бы хотели посмотреть на работу дирижера? Д: Да!  (просмотр   видеофрагмента   звучания   симфонического   оркестра   из   оперы «Сказка о царе Салтане»,  фрагмент «Полет шмеля»)   (Слайд 14) У: Ребята, а кто такой шмель?  Д:Насекомое, родственник пчелы, только крупнее.(Слайд 15) У:Передает ли музыка  полет шмеля?  Д:Да. У:Как композитор это передал?  Д: Средствами  музыкальной выразительности.  6 У: Молодцы! Устали?  У:В любом спектакле всегда есть перерыв, чтобы артисты и музыканты немного отдохнули, а зрители могли   пройтись   по красивым коридорам театра. И мы сейчас сделаем небольшой перерыв –отдохнем с пользой.  5. Динамическая пауза. У:Представьте, что вы музыканты симфонического оркестра и играете на разных инструментах. Я вам буду показывать картинки, а вы изображайте, как на этом инструменте играют. Все это вы будете делать под исполнение симфонического оркестра. («Пляска скоморохов»). У:Начали!   (показ   поочередно   картинок   с  изображением   скрипки,  рояля, барабана, флейты, трубы, арфы, тарелок.)   Молодцы!  Д: Имитируют движения. У:Молодцы! 6. Продолжение работы над темой. У:Учитель: А теперь мы с вами еще раз прослушаем знакомую нам песню и представим себя в роли дирижёра. Покажем эту музыку с помощью жестов. Выпрямите   спину,   приготовьте   руки.   Попробуем   подирижировать.   А может, кто­то хочет подирижировать перед всем классом, почувствовать себя настоящим дирижером? (слушают музыку ) Д: Выполняют задание. У: Ну как, ребята, трудно быть дирижером? Что для этого нужно знать? Д: Музыкальную  грамоту, средства музыкальной выразительности и т.д. У: А сейчас мы послушаем еще одну песню из оперы  «Садко»(слушание  фрагмента «Колыбельная Волховы» без сообщения названия) У:Давайте попробуем изобразить музыку с помощью жестов. Какие они  будут?  Д: Мягкие, плавные.   У: Кто скажет, на что похожа эта песня? Какие слова вам подсказали? Д: На колыбельную песню.  У: Правильно, ребята. Песня так и называется «Колыбельная Волховы»,   это дочь морского царя.  (Слайд 16) У: Похожи ли были наши жесты в этих двух фрагментах? Д: Жесты были разными, так как музыка звучала по­разному. 7 У: Молодцы. Действительно, жесты дирижера зависят от характера музыки, ее динамики. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра  можно определить, какую музыку исполняет оркестр. 7. Вокально­хоровая работа. У:Представьте себе, что вы сейчас–хор, а я – ваш дирижер.  Сегодня  мы с вами   разучим   и   исполним   новую   песню.   Я   вам   ее   сейчас   спою,   а   вы определите, о чем в ней поется.  Д:О Родине, о Башкортостане. У:  Ребята, охарактеризуйте мелодию этой песни. Из скольких частей она состоит? Д:  Мелодичный,   лирический,   нежный   характер,   в   умеренном   темпе,   не громко. Двухчастная  песенная форма: куплеты и припев. У: Сколько куплетов услышали? Д: Два. У: Ребята, а знаете, почему  мы будем учить песню про  Башкортостан? Д: Варианты ответов. У: В этом году наша республика  будет отмечать  большой праздник – 100­ летие  со дня образования республики.  У:Но   сначала   вспомним   правила   пения:   как   надо   сидеть.   Можно   сразу начинать петь?  Д: Рассказывают о посадке во время пения, о необходимости распевки. У:Да, надо подготовить наши голоса к работе, ведь песня должна звучать ярко,   четко.   Давайте   распоемся.  Споем   такую     попевку   «Я   на   горку поднимусь и на санках вниз спущусь». Д: Распеваются вместе с учителем. У:  А сейчас подготовим наши легкие, сделаем дыхательную гимнастику «Свечка». У:    Вот   теперь   можно  и    начинать     разучивать.  Сегодня  мы  разучим 1 куплет и припев песни. Посмотрите на экран, давайте прочитаем слова  1 куплета. (Слайд  17) У:Теперь  вы как эхо будете повторять за мной.  (обращается внимание  на движение   мелодии   в   песне,   на     необходимость   эмоционального исполнения). (Аналогично проводится работа над припевом песни). (Слайд 18) 8 У:    Сейчас   попробуем   исполнить   песню   под   фонограмму.   Я   буду   вам дирижировать, а какие у меня будут жесты? Д:Плавные, спокойные.  У:А кто сейчас захочет побыть в роли дирижера?  У: Молодцы! И дирижер, и хор постарались на славу!  8. Подведение итогов урока. У:   К сожалению, наш урок подходит к концу, где мы с вами побывали сегодня?  Д:В музыкальном театре,  в опере.  У: Что же такое опера? Д: Музыкальный спектакль,  где артисты поют.  У:  Кто помогает артистам? Д: Музыканты симфонического оркестра. У: Ребята, кто главный человек в оркестре? Д: Дирижер. У: А почему же дирижерскую палочку называют волшебной? Д:Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки заставляет красиво звучать огромный коллектив музыкантов. У:Как вы считаете, справились мы с задачами урока? Д: Ответы детей. У: Да, конечно справились, я согласна с вами. 9. Рефлексия, выставление оценок. У: Ребята, на ваших столах лежат нотки разного цвета, каждой из них соответствует результат вашей работы на уроке: – красный цвет – ничего не запомнил; - желтый цвет – запомнил, но забываю; - зеленый цвет – запомнил и могу поделиться. У:Поднимите ту нотку, которую вы считаете нужной. Д: Поднимают соответствующие нотки. У:Молодцы! Я рада за вас! 9 У:Сегодня за работу на уроке я поставлю….. Вы все молодцы, поэтому я подарю вам каждому смайлики с надписью «Я молодец». (Слайд 19) 10. Домашнее задание. У:Домашнее задание: я попрошу вас нарисовать рисунок по теме: «Музыкальный театр. Волшебная палочка дирижера». (Слайд 20) У: Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать. Вы замечательные ребята! Желаю вам успешной учебы, здоровья. (Слайд 21) А теперь давайте исполним песенку-попевку на прощание «До свидания, ребята» - «До свидания, учитель». 10

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"

Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017