Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
2 кл
02.04.2017
Цель: - формирование представления у школьников об особой роли дирижера в театре, в музыкальном спектакле – опере.
Задачи: 1)продолжить работу над умением определять характер и особенности музыки;
2) дать понятие значимости дирижера в процессе исполнения и слушания музыки, расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера»;
3) воспитывать умение вслушиваться в произведение, любовь к музыкальному искусству, уважение к мнению одноклассников, умение работать в коллективе.
волшебная палочка дирижера 2 класс.doc
Сценарий урока во 2 классе на тему «Волшебная палочка дирижера»
(УМК Е.Д.Критской Г.П.Сергеевой)
1 Метапредметные результаты: 1.Способствовать развитию умений
учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные
знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать
выводы; 2.
Организовать учебное сотрудничество со сверстниками для достижения
общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог, а также
хорового сотрудничества при исполнении песни;
3.Учить детей
планировать, контролировать, корректировать деятельность на уроке и
давать оценку своей деятельности.
Личностные результаты: 1. Побуждать учащихся к музыкальному
восприятию и нравственноэтическому росту как слушателя и зрителя; 2.
Развивать стремление к познанию личных переживаний в системе
восприятия литературного и музыкального материала; 3. Активизировать
механизмы личностного самосовершенствования.
Музыкальный материал: 1) отрывки из оперы Н.А.РимскогоКорсакова
«Садко»: «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы»;
2) Видеофрагмент выступления симфонического оркестра из оперы
Н.А.Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»),
видеофрагмент песни «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко»;
3) Фрагмент из оперы «Снегурочка» Н.А.РимскогоКорсакова
«Снегурочка» («Пляска скоморохов»)
4) Фонограмма песни Ф.Гершовой и М.Хая «Отчизна».
Оборудование:2 ноутбука, мультимедийное оборудование (интерактивная
доска), колонки, таблички с терминами «Песня», «Опера», «Дирижер»,
самодельные шумовые инструменты, синтезатор.
Ход урока
1.Мобилизующее начало урока.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада встрече с вами. Надеюсь, у
вас у всех бодрое рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и
постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока,
2 поздороваемся на музыкальном языке:
«Здравствуйте, учитель».
«Здравствуйте, ребята»
2. Основное содержание урока. Создание проблемной ситуации.
песни Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы
Учитель: Ребята, я предлагаю вам послушать
отрывок из одного
музыкального произведения. Ваша задача – определить, какой у этого
произведения характер? Что это, повашему?
(Слушание
Н.А.РимскогоКорсакова, название произведения детям не сообщается)
Учитель: На что похоже?
Дети: На песню.
У: А почему вы так решили?
Д: Даютразличные варианты ответов.
У: Что такое песня? (при затруднении ответа на данный
вопрос учитель задает наводящий вопрос: «Какой
музыкальный кит спрятался в этой музыке?»)
Д: Песня – это основной жанр музыки, состоит из музыки и
стихов.
(прикрепляется на доску табличка)
Д: (Кит песня).
У: Что вы можете сказать о характере этого произведения?
Д: Веселый, легкий, подвижный.
У: Кто расслышал слова? А что такое гусли?
Д: поется
инструмент.(Слайд 2)
У: Ребята, а кто исполнял это произведение? Один человек
или несколько?
Д: Один.
У: А что ему помогало петь? (при затруднении ответа
задается наводящий вопрос: «Были ли здесь инструменты?
Какие? Один или несколько?»)
Д: Симфонический оркестр.
У: Молодцы! (Слайд 3)
У: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?
Д: На фотографии изображён оркестр.
У: Какой оркестр?
Д: Симфонический оркестр
о гуслях.
Гусли – русский народный
3 мы это
У:Что мы называем оркестром?
Д: Большой коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных
инструментах.
У: Посмотрите еще раз на экран. Взгляните, какой большой оркестр, как
много разных инструментов. Ребята, а вы знаете названия инструментов
симфонического оркестра? Сейчас
проверим! Готовы?
Приступаем! Вам нужно будет провести линию от изображения
инструмента к слову с его названием.
(Дети по желанию выходят к интерактивной доске, выполняют задание)
(Слайд 4)
У: Молодцы! Интересно, как им удается играть так
согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный
музыкант?(Слайд 5)
Д: Есть. Он стоит перед оркестром, отдельно.
У: К кому он обращается и что за таинственные знаки он подает? Обратите
внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит…
Д: Палочку.
У: (держит в руках воображаемую дирижерскую палочку и имитирует
дирижерские жесты)
Взмахнет волшебной палочкой
И музыка звучит,
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?
Д: Дирижер. (табличка прикрепляется на доску)
У: Молодцы! Я думаю, что вы уже догадались, о чем будем говорить на
уроке. Как бы вы назвали тему урока?
Д:предлагают варианты ответов.
У: Я назову её чуть иначе: «Волшебная палочка дирижёра»(Слайд 6)
У: Как вы думаете, ребята, почему? На что она похожа?
4 Д: На волшебную палочку феи.(Слайд 7)
У: Совершенно верно! Какие же вы молодцы! Мне очень приятно с вами
работать!
У:Какую цель на уроке мы с вами поставим?
Д:Определить роль дирижера при исполнении симфонической музыки.
У:Да, ребята. Приступим к работе! Но сначала отдохнем, ведь мы так
плодотворно поработали!
3. Музыкальноритмическая деятельность.
У: Ребята, дружно встаньте, сейчас мы с вами будем музыкантами
оркестра, но у нас вместо инструментов будут самодельные (показываю
самодельные погремушки изпод киндерсюрприза).
будете
подыгрывать мне. Приготовились? Будем стараться играть слаженно
(учитель играет мелодию песни «Веселый музыкант» композитора
А.Филлипенко).
У: Молодцы, ребята! Получился у нас оркестр или нет? А какой оркестр
получился?
Д: Не совсем слаженно играли, шумовой оркестр.
У: А что для этого нужно знать?
Вы
4. Продолжение работы над темой.
У:Оказывается, этой волшебной палочкой дирижер объединяет всех
исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать,
показывать музыкантам время вступления и следить за качеством
исполнения, дирижер помогает музыкантам и певцам выступать
согласованно. Без этой согласованности невозможно добиться желаемого
эффекта.
У:Ребята, посмотрите на доску. Как вы это назовете? Кто находится здесь?
Как их назвать?(Слайд 8)
Д: Это спектакль, играют актеры.
У:А теперь я попрошу вас посмотреть на экран и внимательно послушать
произведение. (видеофрагмент из оперы «Садко» «Заиграйте, мои
гусельки») (Слайд 9)
У: Знакомо произведение?
Д: Да, мы слушали его в начале урока.
5 У: Да, ребята, это та же песня. А что еще кроме песни
здесь есть?
Д:Танцы, все происходит на сцене.
У:Так куда, ребята, мы с вами попали?
Д:В театр(Слайд 10)
У:Но не простой, а музыкальный. А что нас привело в
театр? Какой музыкальный кит привел нас?
Д:Песня.
У:Совершенно верно, песня привела нас в новый жанр
музыки – оперу. (прикрепляется на доску табличка) (Слайд
11)
У:В опере все артисты поют, но могут быть и танцевальные номера. А песня
эта из знаменитой оперы великого русского композиторасказочника
Н.А.Римского – Корсакова «Садко». (Слайд 12)
У:Ребята, а вы знаете, кто такой Садко? Садко — известный герой
народной сказки. Он играет на гуслях, поет, веселит морского царя, чтобы
тот не топил корабли с его товарищами.
Ребята, а вы здесь увидели оркестр? Но ведь услышали?
Д: Не видели, но слышали.
У:Так где же они? Может, кто-то из вас знает?
Д: Дают варианты ответов.
У:Правильно, симфонический оркестр может исполнять
музыку сам, а может сопровождать оперу. В таком случае
оркестр располагается в специальном месте перед сценой.
Его называют оркестровая яма.(Слайд 13)
У:А вы бы хотели посмотреть на работу дирижера?
Д: Да!
(просмотр видеофрагмента звучания симфонического оркестра из оперы
«Сказка о царе Салтане», фрагмент «Полет шмеля») (Слайд 14)
У: Ребята, а кто такой шмель?
Д:Насекомое, родственник пчелы, только крупнее.(Слайд 15)
У:Передает ли музыка полет шмеля?
Д:Да.
У:Как композитор это передал?
Д: Средствами музыкальной выразительности.
6 У: Молодцы! Устали?
У:В любом спектакле всегда есть перерыв, чтобы артисты и музыканты
немного отдохнули, а зрители могли пройтись по красивым коридорам
театра. И мы сейчас сделаем небольшой перерыв –отдохнем с пользой.
5. Динамическая пауза.
У:Представьте, что вы музыканты симфонического оркестра и играете на
разных инструментах. Я вам буду показывать картинки, а вы изображайте,
как на этом инструменте играют. Все это вы будете делать под исполнение
симфонического оркестра. («Пляска скоморохов»).
У:Начали! (показ поочередно картинок с изображением скрипки, рояля,
барабана, флейты, трубы, арфы, тарелок.) Молодцы!
Д: Имитируют движения.
У:Молодцы!
6. Продолжение работы над темой.
У:Учитель: А теперь мы с вами еще раз прослушаем знакомую нам песню и
представим себя в роли дирижёра. Покажем эту музыку с помощью жестов.
Выпрямите спину, приготовьте руки. Попробуем подирижировать. А
может, ктото хочет подирижировать перед всем классом, почувствовать
себя настоящим дирижером? (слушают музыку )
Д: Выполняют задание.
У: Ну как, ребята, трудно быть дирижером? Что для этого нужно знать?
Д: Музыкальную грамоту, средства музыкальной выразительности и т.д.
У: А сейчас мы послушаем еще одну песню из оперы «Садко»(слушание
фрагмента «Колыбельная Волховы» без сообщения названия)
У:Давайте попробуем изобразить музыку с помощью жестов. Какие они
будут?
Д: Мягкие, плавные.
У: Кто скажет, на что похожа эта песня? Какие слова вам подсказали?
Д: На колыбельную песню.
У: Правильно, ребята. Песня так и называется «Колыбельная Волховы»,
это дочь морского царя. (Слайд 16)
У: Похожи ли были наши жесты в этих двух фрагментах?
Д: Жесты были разными, так как музыка звучала поразному.
7 У: Молодцы. Действительно, жесты дирижера зависят от характера музыки,
ее динамики. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра можно
определить, какую музыку исполняет оркестр.
7. Вокальнохоровая работа.
У:Представьте себе, что вы сейчас–хор, а я – ваш дирижер. Сегодня мы с
вами разучим и исполним новую песню. Я вам ее сейчас спою, а вы
определите, о чем в ней поется.
Д:О Родине, о Башкортостане.
У: Ребята, охарактеризуйте мелодию этой песни. Из скольких частей она
состоит?
Д: Мелодичный, лирический, нежный характер, в умеренном темпе, не
громко. Двухчастная песенная форма: куплеты и припев.
У: Сколько куплетов услышали?
Д: Два.
У: Ребята, а знаете, почему мы будем учить песню про Башкортостан?
Д: Варианты ответов.
У: В этом году наша республика будет отмечать большой праздник – 100
летие со дня образования республики.
У:Но сначала вспомним правила пения: как надо сидеть. Можно сразу
начинать петь?
Д: Рассказывают о посадке во время пения, о необходимости распевки.
У:Да, надо подготовить наши голоса к работе, ведь песня должна звучать
ярко, четко. Давайте распоемся. Споем такую попевку «Я на горку
поднимусь и на санках вниз спущусь».
Д: Распеваются вместе с учителем.
У: А сейчас подготовим наши легкие, сделаем дыхательную гимнастику
«Свечка».
У: Вот теперь можно и начинать разучивать. Сегодня мы разучим 1
куплет и припев песни. Посмотрите на экран, давайте прочитаем слова 1
куплета. (Слайд 17)
У:Теперь вы как эхо будете повторять за мной. (обращается внимание на
движение мелодии в песне, на
необходимость эмоционального
исполнения). (Аналогично проводится работа над припевом песни). (Слайд
18)
8 У: Сейчас попробуем исполнить песню под фонограмму. Я буду вам
дирижировать, а какие у меня будут жесты?
Д:Плавные, спокойные.
У:А кто сейчас захочет побыть в роли дирижера?
У: Молодцы! И дирижер, и хор постарались на славу!
8. Подведение итогов урока.
У: К сожалению, наш урок подходит к концу, где мы с вами побывали
сегодня?
Д:В музыкальном театре, в опере.
У: Что же такое опера?
Д: Музыкальный спектакль, где артисты поют.
У: Кто помогает артистам?
Д: Музыканты симфонического оркестра.
У: Ребята, кто главный человек в оркестре?
Д: Дирижер.
У: А почему же дирижерскую палочку называют
волшебной?
Д:Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой
палочки заставляет красиво звучать огромный коллектив
музыкантов.
У:Как вы считаете, справились мы с задачами урока?
Д: Ответы детей.
У: Да, конечно справились, я согласна с вами.
9. Рефлексия, выставление оценок.
У: Ребята, на ваших столах лежат нотки разного цвета,
каждой из них соответствует результат вашей работы на
уроке:
– красный цвет – ничего не запомнил;
- желтый цвет – запомнил, но забываю;
- зеленый цвет – запомнил и могу поделиться.
У:Поднимите ту нотку, которую вы считаете нужной.
Д: Поднимают соответствующие нотки.
У:Молодцы! Я рада за вас!
9 У:Сегодня за работу на уроке я поставлю….. Вы все
молодцы, поэтому я подарю вам каждому смайлики с
надписью «Я молодец». (Слайд 19)
10. Домашнее задание.
У:Домашнее задание: я попрошу вас нарисовать рисунок по
теме: «Музыкальный театр. Волшебная палочка дирижера».
(Слайд 20)
У: Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами
работать. Вы замечательные ребята! Желаю вам успешной
учебы, здоровья. (Слайд 21)
А теперь давайте исполним песенку-попевку на прощание
«До свидания, ребята» - «До свидания, учитель».
10
Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Урок музыки во 2 классе "Волшебная палочка дирижера"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.