Урок окружающего мира "Кто такие птицы?"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить с птицами как одной из групп животных; организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц; познакомить с их разнообразием; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строе¬ние пера птицы. Планируемые результаты: учащиеся научатся называть ос¬новной признак птиц; узнавать птиц среди других животных; на¬зывать птиц с помощью атласа-определителя; описывать птиц по плану. Оборудование: конверт с письмом, картинки с изображением птиц; у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
Иконка файла материала кто такие птицы.doc
Урок окружающего мира 1 класс Тема урока: Кто такие птицы? Цели: познакомить с птицами как одной из групп животных; организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц; познакомить с их разнообразием; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера птицы. Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основной признак птиц; узнавать птиц среди других животных; называть птиц с помощью атласа-определителя; описывать птиц по плану. Оборудование: конверт с письмом, картинки с изображением птиц; у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши. I.Организационный момент Прозвенел звонок весёлый, И вошли вы в светлый класс! Что здесь нужно? Не лениться И старательно учиться. – Проверим готовность к уроку. Ход урока II. Актуализация знаний 1. Беседа - Кто дома вместе с родителями узнал о какой-нибудь рыбе? (Ответы детей.) - Кто узнал, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей? - Отгадайте загадку. На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом.) Сом - это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Это самые крупные из обитающих в Европе рыб. Длина тела сома достигает 2,5 м, а масса - 150 кг. Днем сомы прячутся в углублениях дна, а ночью становятся активными. Считается, что в природе сом может прожить 80 лет. 2. Работа с перфокартами (Учитель раздает детям перфокарты с названиями рыб.) - Какие рыбы речные, а какие морские? Закрасьте кружочки: речные рыбы - зеленым цветом, морские рыбы - синим цветом. -Ой ребята, я совсем забыла, когда я шла в школу то встретила почтальона и он передал вам письмо. Вот оно. Как вы думаете от кого оно. (Учитель достает из конверта письмо и читает: «Дорогие пер- воклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зеленом доме?») - А вы хотите узнать кого Муравьишка услышал в лесу? (Голоса птиц)­ Ребята, кого же Муравьишка услышал в лесу? (Птиц.) ­ Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.) ­ Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он решил, что раз бабочка умеет летать, значит, она птица. Прав ли Муравьишка? (Нет.) ­ Почему? (Бабочка — насекомое.) ­ Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О птицах.) ­ Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Кто такие птицы?) Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой. IV. Работа по теме урока 1. Игра «Кто больше» - Вспомните, каких птиц вы знаете. (Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.) Молодцы! Сколько птиц назвали! - А как можно отличить птиц от других животных? (Ответы детей.) 2. Работа по учебнику — Рассмотрите верхний рисунок на с. 36. Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку-летягу.) — Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.) -Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных относится к птицам? (Курица, у нее есть крылья.) —Но ведь курица летает плохо, а ее ученые (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц? Тогда что? Рассмотрите других птиц на с. 37. Найдите общий при знак всех птиц. (Это перья.) ­ Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело которых покрыто перьями.) Муравьшка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 36 и познакомиться со строением птицы (Работу можно провести в парах. Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы. Затем дети меняются ролями.) - Чем покрыто тело птицы? (Перьями.) V. Физкультминутка «Воробей» с гимнастикой для глаз (2 мин.) Воробей взлетел повыше: (Руки в стороны – взмахи, как крыльями.) Видно все с высокой крыши. (Встать на носочки, приложить руку ко лбу, посмотреть в обе стороны) - Я люблю своих друзей. (Руки вперед, в стороны, на пояс) Зачирикал воробей. - Следите глазами за воробьем, не поворачивая головы. (На указке воробей. Учитель выполняет движения «восьмерка») VI. Продолжение работы по теме урокаптиц.) Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.) 1. Практическая работа в парах (На каждой парте лежат разные по размеру, форме и цвету перья -Каждое перо имеет стрежень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. ­ А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. ­ Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки. Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие.) -Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие. ­ Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.) ­ А теперь отрежьте кусочек и опустите в воду. Утонуло ли пер? ­ Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости.) -Подумайте, для чего нужны птицам большие перья. (Чтобы летать.) - Для чего же нужны маленькие перышки? {Для тепла.) Из истории письма. - А как человек использует перья? (для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения) Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями? (Учитель может рассказать и показать, как писали перьями.) 4. Беседа, работа по учебнику Еще раз рассмотрите птиц на с. 37. Вспомните их названия. Посоветуйтесь с соседом по парте. Неизвестных вам птиц назовите с помощью атласа-определителя. (Самопроверка по учебнику (с. 90).) - А все ли птицы умеют летать? — Отгадайте загадки. И петь не поет, И летать не летает За что же тогда Его птицей считают? (Страус.) Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги! Скажи-ка мне, Какой чудак И днем и ночью Носит фрак? (Пингвин.) Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу - рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеютлетать, зато у них есть лапы — ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым опереньем. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают, их крылья выполняют другие функции. картинки с изображением пингвина, страуса.) — Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. - Почему? (Их тело покрыто перьями.) (На доске появляются - Отгадайте, о какой птице идет речь. (По мере отгадывания учитель показывает картинки с изобра- жением птиц, о которых идет речь.) Пестрая крякушка Ловит лягушек. Ходит вразвалочку, Спотыкалочку. (Утка.) Ночь, как смола, черным-черна. Серой птице не до сна. Меж кустов, как тень, скользит, Караулит, кто не спит. Ловит каждый шорох чутко. А как крикнет, станет жутко, Вздрогнет спящая трава. Это ухает... (сова). Чёрный жилет, Красный берет. Нос, как топор. Хвост, как упор. (Дятел.) Спереди - шильце, Сзади — вильце, Сверху - черное суконце, Снизу - белое полотенце. (Ласточка.) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.) - Попробуйте рассказать об одной из птиц по плану на с. 37. (Работа в парах.) Пример рассказа Сорока - птица средних размеров. Крылья черные, хвост длинный. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. (Заслушиваются три- четыре рассказа о разных птицах.) - Придумайте сказочную историю по нижнему рисунку нас. 37. Бывают птицы разными: Одни боятся вьюг И улетают на зиму На добрый, тёплый юг. ­ Как называются такие птицы?  (перелётные)- Почему их так называют? Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь. Когда прилетают птицы? Весной. Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки. Другие ­ те народ иной: В мороз над лесом кружат. Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи. Как называются такие птицы?  (зимующие) Зимующие – воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока. 5. Работа в тетради. № 2 (с.26). - Что можно сказать об окраске перьев? (Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.) —Рассмотрите рисунок. Назовите птиц. ­ Чем эти птицы похожи? (Имеют черное оперение.} ­ Чем отличаются? (Размером.) У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и У галки серый только затылок, все остальное оперение черное. Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглен, оперение синевато-черного цвета. хвост. Остальное оперение светло-серое. - Выполните задание. № 3 (с.26). -А сейчас нам предстоит научиться рисовать птичку. Рассмотрите порядок выполнения рисунка. Выполните задание. (Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика. Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией о какой-либо птице. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем группы рассказывают о том, что узнали, всему классу. Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о птицах.) VII. Рефлексия (На доске крупное изображение птицы. Учитель называет части птицы, учащиеся по очереди выходят к доске и показывают их. Затемучитель показывает части птицы, учащиеся называют их.) Ребята наступила осень, а скоро зима. Птицам будет очень - трудно добывать себе корм. - Как мы им можем помочь? (стих. «Покормите птиц зимой») У меня есть кормушка и я предлагаю вам посадить вашу птичку в кормушку. VIII. Подведение итогов урока уроке? - Каких животных называют птицами? (Тело, которых покрыто перьями.) ­ Приведите примеры птиц. – Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на - Выполнение какого задания вызвало затруднение? - Какое задание было самым интересным на уроке? - Как мы находили ответы на свои вопросы? Рекомендации для занятий дома 1. Рассказать об одной из птиц по плану на с. 37 учебника.