На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё один предмет, на котором обучающиеся получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе.
1. Заполни кластер. Приведи примеры. Запиши.
ПРИРОДА
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
2. Прочитай текст «Неживая природа осенью»
Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными. Поэтому земля получала
много тепла.
Теперь, осенью, солнце поднимается в небе уже не так высоко, дни стали заметно короче,
чем были летом. Поэтому похолодало.
Однажды утром ты посмотришь в окно и увидишь, что земля, трава и крыши домов
побелели! Нет, это ещё не снег. Это иней.
Увидел иней, значит, на улице лёгкий морозец – заморозки.
Первые заморозки обычно бывают в начале сентября. А ближе к середине сентября
бывает последняя гроза.
Летом грозы часты. Набежит тёмная грозовая туча, сверкнёт молния, загремит гром.
Дождь пойдёт сильный, но недолгий.
Осенью грозы становятся редкими, а затем и совсем прекращаются. Осенние дожди не
похожи на летние, они мелкие, моросящие, затяжные. Над рекой, озером, прудом всё
чаще нависают густые туманы.
Но ранней осенью часто стоят тёплые, сухие дни. В эти дни мы как бы провожаем лето,
прощаемся с ним.
Поздняя осень бывает холодной, дождливой. Иногда идёт мокрый снег. Поздней осенью
во всём чувствуется приближение зимы.
В самом конце осени на водоёмах, происходит ледостав – реки, озёра, пруды
покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд……
Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди,
густые, туманы, первый снег, ледостав – всё это осенние явления в неживой природе.
3. Найди ответы на вопросы в тексте. Запиши:
1Почему летом земля получала много тепла?
_______________________________________________________________________
Почему осенью похолодало?
_______________________________________________________________________
4. Заполни таблицу определений. (Используй текст и толковый словарь ).
Иней
Заморозки
Непрозрачный воздух
над рекой, озером,
насыщенный
водяными парами.
Замерзание водоёма,
образование
ледяного покрова.
5. Вставь, пропущенные слова из текста. Напиши.
Первые заморозки обычно бывают в ___________________________. А ближе к середине
сентября бывает __________________________________. Летом грозы ______________.
Осенью грозы становятся _______________, а затем и совсем _______________________.
Осенние дожди не похожи на летние, ______________
____________________________.
6. Найди соответствие, соедини стрелочками.
Иней
Туманы
Ледостав
27. Закончи предложение словами из текста.
Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые,
туманы, первый снег, ледостав –______________________________________.
8. Составь свой вопрос к тексту, который ты хотел бы задать своим одноклассникам.
Запиши.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3