Урок окружающего мира по теме «Прирожденные разрушители», 3 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
24.02.2017
Данный конспект урока разработан по учебнику А.А.Вахрушева. Он содержит вопросы с примерными ответами обучающихся. На этапе актуализации знаний учащиеся отгадывают загадки, называют одним словом отгадки, делят на группы, называют отличие и сходство. Создается проблемная ситуация куда отнесут гриб, в какое царство живых организмов. Затем для решения работают в группах читая текст и заполняя таблицы. Далее отвечают по проделанной работе. Решают биологические задачи.
Урок окружающего мира 3 класс грибы.docx
Урок окружающего мира 3 класс
Тема «Прирожденные разрушители»
Цель: создание условий для формирования знаний о грибах как отдельном царстве организмов.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать представление о грибах, их строении и особенностях питания, познакомить с
разнообразием грибов;
2. Подвести к выводу о том, почему грибы относятся к отдельному царству;
3. Учить применять полученные знания в знакомой ситуации.
Развивающие:
1. Развивать познавательные способности, логическое мышление, внимание, память, речь,
умение сопоставлять и делать выводы.
2. Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в группах.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к знаниям;
2. Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое
поведение в природе, любовь к природе.
Ход урока:
Отгадайте загадки:
Пушистый цветок
Качнул ветерок.
Ой! И шапка долой. (Одуванчик)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит. (береза)
То рыжая, то серая,
А по названью белая. (Белка)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит, да ноги. (Черепаха)
Назовите одним словом. (объекты живой природы)
На сколько групп можно разделить эти объекты живой природы?
На какие? (животные и растения)
В чём их различие? (животные двигаются, растения нет; растения создают органические
вещества, а животные –добывают, разный способ размножения)
Какую роль в природе выполняют растения? (производители)
А животные? (потребители)
О представителях какой профессии мы ещё не упомянули? (разрушители)
Что вы можете рассказать о разрушителях? (ответы детей)
Сегодня урок посвятим изучению одного из представителей живой природы. Что это, вы узнаете,
разгадав загадку.
Под сосною у тропинки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть нет головы? (гриб)
САМООЦЕНКА работы на данном этапе (Лист самооценки, где дети рисуют грибочки разных
цветов)
III. Этап открытия нового знания.
1. Проблемная ситуация.
К какой группе (растения или животные) вы бы отнесли грибы? Почему?
Сформулируйте проблему урока.
?! Грибы – это растения или животные?
2.Поиск решения проблемы.
На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить проблему? (ответы детей)
Отвечаем на первый вопрос
«Каково строение грибов?»
Сколько грибов на картинке? (ответы детей)
На картинке изображён лишь один организм гриба – это грибница (мицелий). Но он образовал
несколько плодовых тел.
Где на картинке мицелий, а где плодовое тело?
Из каких частей состоит плодовое тело гриба? (ответы детей)
Какое правило должен помнить каждый грибник, собирая грибы ? (грибы нужно срезать)
Почему? (ответы детей)
ИТАК, можно ли отнести грибы к растениям или животным по строению? Почему?
Какой второй вопрос мы задали себе?
Как питаются грибы?
Вспомните, как питаются растения и животные? (ответы детей)
В чем отличие питания растений и животных?
Растения ПРОИЗВОДЯТ органические вещества из воды, минеральных веществ и углекислого
газа под действием солнечного света, а животные ДОБЫВАЮТ готовую пищу.
Найдите в тексте учебника на стр.121 ответ на вопрос: «А как же питаются грибы?» (поиск
информации в учебнике)
У грибов особый вид питания. Они поселяются в питательную среду и всасывают питательные
вещества через стенки.
ИТАК, можно ли отнести грибы к растениям или животным по способу питания? Почему?
Какой третий вопрос мы задали себе?
Как размножаются грибы?
Найдите ответ в тексте учебника. (ответы детей)
По способу размножения в какую группу мы отнесём грибы? Почему? (ответы детей)
На какой следующий вопрос мы должны ответить?
Какие бывают грибы? Ответ на это вопрос вы ответите, работая в группах. Я бы хотела, чтобы вы ещё ответили и на
следующий вопрос.
Каково значение грибов для человека (и для природы)?
3. Работа в группах.
Вспомните правила эффективной работы в группе.
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Группа 1.
1.Прочитайте текст о плесени в учебнике страница 121 и дополнительный материал.
Заполните таблицу.
1
Виды
плесени
СЕРАЯ,
СИЗАЯ,
ГОЛУБАЯ,
ЖЕЛТАЯ,
ЗЕЛЕНАЯ
Как
образуется?
СПОРЫ
РАЗВИВАЮТС
Я НА
ОСТАТКАХ
ЕДЫ, ГДЕ
ВЛАГА
В чём вред
плесени?
Польза для
человека
ВЫРАБАТЫВАЮ
Т ЯДОВИТЫЕ
ВЕЩЕСТВА
ПРЛУЧАЮТ
ЛЕКАРСТВА,
АНТИБИОТИК
И
Группа 2.
1. Прочитайте текст о дрожжах в учебнике страница 121 и дополнительный материал.
2. Заполните таблицу.
Размер
ОЧЕНЬ МЕЛКИЕ,
ОДНОКЛЕТОЧНЫ
Е
Где обитают?
НА
ПОВЕРХНОСТИ
ФРУКТОВ
Применение
ДЛЯ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ТЕСТА, ВИНА,
ПИВА
Группа 3.
1. Прочитайте текст о лишайниках в учебнике страница 121 и дополнительный материал.
2. Заполните таблицу.
Что это такое?
ГРИБ+ВОДОРОСЛ
Ь
Где обитают?
НА СКАЛАХ,
СТВОЛАХ
Роль в природе
ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ К
ЧИСТОТЕ ВОЗДУХА,
ПОЭТОМУ
ЯВЛЯЮТСЯ
Интересные факты
СОЖИТЕЛЬСТВО
(СИМБИОЗ) ДЕРЕВЬЕВ,
СТЕНАХ ЗДАНИЙ
ИНДИКАТОРАМИ
ЗАГРЯЗНЕННОСТИ,
УЧАВСТВУЮТ В
КРУГОВОРОТЕ
ВЕЩЕСТВ
Группа 4.
1 Прочитайте текст о содружестве грибов и деревьев в учебнике (страница 123) и
дополнительный материал.
Заполните таблицу.
2
Название
Что получает гриб?
«содружества
»
МИКОРИЗА
Что получает
растение?
Какие грибы с какими
деревьями образуют
микоризу?
ОРГАНИЧЕСКИЕ
ВЕЩЕСТВА
МИНЕРАЛЬНЫЕ
ВЕЩЕСТВА,
ПОДБЕРЕЗОВИК,
ПОДОСИНОВИК,БОРОВ
ИК
5. Вывод.
Какую проблему мы решали сегодня на уроке?
( !? Гриб – это растение или животное?)
К какому же выводу вы пришли? Почему?
Грибы – уникальный живой организм, который учёные объединили в отдельную группу и назвали
её ЦАРСТВО ГРИБОВ.
Какую роль выполняют грибы в природе? (разрушители)
6. Самооценка деятельности и результата. (с помощью грибочков трёх цветов)
Мы с вами убедились, что грибы – это уникальный живой организм, который, выполняя свою
«работу» разрушителя приносит и пользу и может быть источником опасности для человека. Чтобы
грибы не наносили человеку вред, давайте сформулируем правила безопасного поведения.
IV.Самостоятельное применение знаний.
У каждого из вас на партах есть карточки с памятками. Прочитайте их. Как выдумаете, какое
задание я вам хочу предложить?(вычеркнуть неверные утверждения)
ПАМЯТКА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГРИБНИКА
1. Собирай грибы, о которых когдато слышал.
2. Собирай только известные тебе грибы.
3. Не разрывай и не раскидывай листву, мох. Грибница может высохнуть и погибнет.
4. Грибы можно срывать рукой.
5. Грибы нужно срезать только ножом, чтобы не повредить грибницу.
6. Чем больше гриб, тем он вкусней и полнее корзина.
7. Не собирай грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городской
черте.
Биологические задачи
1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в
год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и
том же месте? (ДА, ЕСЛИ НЕ ПОВРЕЖДАТЬ ГРИБНИЦУ) 2. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья
пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в чернофиолетовые
“рожки”. Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.
3. Задача для “мозгового штурма”. Известно, что шляпочные грибы растут около
определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез, рыжики в сосновых и еловых
лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое “доброжелательное
соседство” грибов и деревьев.
4. Задача “мозговой штурм”. На Украине в 1996 году отравились грибами 36 человек. После
беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?
(ВПИТЫВАЮТ В СЕБЯ ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА)
5. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др.
цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете,
фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?
V. Рефлексия.
Что такое гриб?
Что нового узнали про грибы?
Какие знания и где будете использовать?
Урок окружающего мира по теме «Прирожденные разрушители», 3 класс
Урок окружающего мира по теме «Прирожденные разрушители», 3 класс
Урок окружающего мира по теме «Прирожденные разрушители», 3 класс
Урок окружающего мира по теме «Прирожденные разрушители», 3 класс
Урок окружающего мира по теме «Прирожденные разрушители», 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.