Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)
Оценка 4.8

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
14.09.2018
Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)
На уроке окружающего мира в 4 классе по теме " Земля-кормилица" используется технология - деятельностный метод обучения. Урок проводится по учебнику "Мир вокруг нас" Плешакова. Ученики на уроке познакомятся с составом и свойствами почвы,научатся различать типы почвы, понимать то, что необходимо бережно относиться к почве.
Урок окр. мира, 4 кл. Земля-кормилица.doc
Тема урока: Земля­кормилица. Используемая технология: деятельностный метод обучения. Целеполагание для обучающихся:    знать состав и свойства почвы, уметь различать типы почвы, понимать то, что в природе все взаимосвязано, о необходимости бережного отношения к почве. Целеполагание для учителя: 1.      Предметные цели:     повторение, закрепление и углубление знаний о составе почвы, её свойствах; познакомить детей с различными типами почв и их отличительными признаками; ввести понятие «круговорот веществ в природе» и роли в этом процессе почвы; обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. 2.Развивающие цели:      развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся, развитие умения работать в группах , анализировать и делать выводы; развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные  инструкции учителя; совершенствовать мыслительные операции; развивать наблюдательность, умение критически оценивать свою работу и себя –  способность к рефлексии. 3.Воспитательные цели:    способствовать формированию представлений об ответственном отношении человека к  окружающей природе; воспитание любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки. Учебник: А.А.Плешаков. «Мир вокруг нас» 4 класс – М.: Просвещение. Ход урока I. Организационный момент.   ­ Доброе утро, юные любители природы!  Поприветствуем гостей. Мы рады видеть вас на нашей встрече. – Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо,  что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры и  приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните … Я желаю вам хорошего дня и бережного отношения друг к другу. Прочитаем дружно хором наш девиз: Смело иди вперёд, Не стой на месте, Чего не сделает один, Сделаем вместе! Каждый из вас получил оценочный лист. В течение урока нужно будет ставить себе отметку за  разные виды работы в колонке «Самооценка». В конце урока оценочный лист  сдаём. Не  забудьте его подписать. №  п/п 1 2 3 4 Виды работы Самооценка Отметка учителя Выполнение заданий № 2 и № 4 в  «Рабочей тетради», с. 71­73 Тест по теме «Наши подземные  богатства» Работа в группе: Какие почвы в нашем крае? Что произойдёт, если вдруг не станет  почвы? Полезно ­ вредно. Как поняли тему «Земля­кормилица»? II. Опрос д/з.  1. Беседа. ­  О чём говорили на прошлом уроке? ­ Назовите важнейшие полезные ископаемые нашего края. ( торф, нефть, каменный уголь и  бурый уголь, железные руды, азотный газ, глина и песок, редкий минерал волконскоит…) ­ Почему к подземным богатствам нужно относиться бережно? (Запасы в недрах Земли не  безграничны, использованные месторождения невозможно восстановить). ­По РТ № 4 с. 73 поделитесь друг с другом, что интересного вы узнали о полезных ископаемых  нашего края. Кто желает поделиться со всеми?  2. Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему. Выполним тест (индивидуально на  листочках)  Тест « Наши подземные богатства»  1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…  а) археологи;  б) геологи;  в) строители.  2. К полезным ископаемым относятся…  а) кирпич, бетон, бензин;  б) станки, вазы, ножницы;  в) нефть, газ, глина.  3. Металлы получают из …  а) каменного угля, янтаря, мела;  б) жемчуга, известняка, торфа;  в) железной руды, медной руды.  4. При помощи буровых установок добывают..  а) нефть, природный газ;  б) калийную соль, алмазы;  в) мрамор, гранит.  5. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести…  а) алмаз, известняк, графит;  б) каменный уголь, торф, нефть;  в) железная руда, поваренная соль, мел.  6. В строительстве используются…  а) торф, железная руда, самоцветы;  б) каменный угол, малахит, антрацит;  в) песок, глина, гранит.  7. В шахтах добывают…  а) каменный уголь, антрацит, железную руду;  б) поваренную соль, жемчуг, гранит;  в) известняк, ракушечник, гранит.  Критерии оценивания: «5» ­ нет ошибок «4» ­ 1­2 ошибки «3» ­ 3­4 ошибки Взаимопроверка. Презентация. III. Актуализация знаний О чём пойдёт речь на уроке, вы узнаете из сказки  «Чудесная кладовая». Расскажет нам её  Кутявина Вика.  ПРЕЗЕНТАЦИЯ.  Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать.  Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян  делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видели ли вы когда­нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и, где было крылатое семечко,  стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка.  Чудесная кладовая есть на самом деле. М. Ильин Учитель. Вы уже, конечно, догадались, как она называется. Ученики. Земля, почва. Учитель. А почему? (Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горсточек и т. д.) IV. Постановка учебной задачи ­ Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? ­ Да, речь пойдёт о почве, но наша тема может звучать и по­другому. Где можно уточнить тему  нашего урока?  (в учебнике, с. 160) ­ Откройте учебники и прочитайте тему урока. «Земля­кормилица».  ­ Как вы считаете, на какие вопросы мы должны будем ответить? (Почему Земля­кормилица?   Какие бывают почвы? Как нужно охранять почвы? ) V. Работа над новым материалом. 1. Учитель. Что же издавна делает земля­матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.) Учитель. Земля кормит и насекомых, птиц, зверей. Поэтому землю называют кормилицей. ­ Давайте вспомним, что такое почва? Вы не раз видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю.  Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста растения.   ­ Верхний плодородный слой земли толщиной от 2–3 см до 150–200 см и больше, на котором  растут растения, – это почвенный слой, почва. 2. Электронное приложение к учебнику (диск CD­ROM) «Окружающий мир» (4 кл.) Учитель. Что  входит в состав почвы? Предлагаю  заполнить схему «Состав почвы» (на доске): Учитель. Подведём итог.  Почва состоит из песка, глины и перегноя. В ней имеются вода и  воздух, соли, необходимые для жизни растений. Физминутка (пение птиц) Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны! Если я называю птицу  — вы поднимаете глаза вверх, если деревья и кустарники — смотрите по сторонам. Если я  называю грибы, вы смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название  животного или растения, которое в лесу не встретишь ­ закрывайте крепко глаза. Кукушка,  липа,  лисичка, суслик, дрозд, карликовая ива, малина, клест, опенок, крокодил, сова, ежевика,  верблюд. Молодцы, все справились с заданием! Садитесь на свои места. 3.  Учитель.  В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места  расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются ученые­ почвоведы. Рассмотрим несколько основных типов почв на с. 171 учебника.  Выступления уч­ся: 1. На крайнем Севере России почва находится почти весь год в замёрзшем состоянии. На  короткое время верхний слой оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. Почва  переувлажняется. Это тундровые почвы. 2. Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Они занимают большую площадь тайги  и смешанных лесов.  Образуются при малом количестве растительных остатков. Почвы бедны  гумусом и минеральными солями – малоплодородные. 3. В южной части тайги, особенно в широколиственных лесах, формируются серые лесные  почвы. Более плодородны, так как  возрастают летние температуры, накопление гумуса, часть  минеральных солей задерживается в почве. 4. Самые благоприятные условия почвообразования в России создаются там, где выпадает  столько же осадков, сколько может испариться с поверхности, а растения дают большую массу  органических веществ, т.е. в степях. Здесь формируются самые плодородные почвы –  чернозёмы. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На  чернозёмных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника,  сахарной свёклы и других ценных культур.        Кубический метр российского чернозёма был выкопан, перевезён в Париж (Франция),  помещён там в музей и стал эталоном ­ образцом для всех почв мира. О том, как ценно это  богатство, говорит следующее. В годы Великой Отечественной войны фашисты, временно  захватившие ряд наших областей, срезали верхний слой почвы, грузили в вагоны, вывозили в  Германию и там удобряли ею свои поля.  5. Есть болотные почвы. Само название говорит о том, что они образуются на болотах,  формируется в условиях длительного или постоянного избыточного увлажнения под  влаголюбивой болотной растительностью. Обычно болотные почвы образуются в лесной зоне  умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.  6. Ещё один тип почв – луговые. Луговые почвы формируются под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми  водами. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дёрна, который образован  переплетающимися корнями.   ­ А где вы можете найти материал для более подробного изучения типов почв? (в библиотеке,  ресурсы сети Интернет). ­ Какая почва самая плодородная?В какой природной зоне она находится? Черноземная ­ От чего зависит плодородие почвы? От количества перегноя. 4.  А какие почвы в нашем крае? Предлагаю поработать в группах: дописать названия почв,  распространенных в нашем крае.  В прошлом вся территория Удмуртии была покрыта хвойными лесами. Поэтому в республике  распространены …………………………….почвы. Они бедны микроэлементами: йодом,  цинком, медью и другими. Поэтому в почву требуется внесение большого количества  органических и минеральных удобрений. В более южных районах распространены лиственные  леса. В них находится много перегноя (гумуса). Эти почвы более плодородны и называются  ………………………………………, но их в республике мало.  В прошлом вся территория Удмуртии была покрыта хвойными лесами. Поэтому в республике  распространены подзолистые почвы. Они бедны микроэлементами: йодом, цинком, медью и  другими. Поэтому в почву требуется внесение большого количества органических и  минеральных удобрений. В более южных районах распространены лиственные леса. В них  находится много перегноя (гумуса). Эти почвы более плодородны и называются серые лесные,  но их в республике мало. 5. Обсуждение в рабочих группах. Что произойдёт, если вдруг не станет почвы? ( Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут  жить на Земле и люди).   Составление схемы на доске учителем:     Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают  в почву и под действием различных микроорганизмов: микробов, бактерий, грибов, насекомых,  личинок – превращаются в перегной. Перегной превращается в почвенные соли.     Под действием бактерий минеральные соли всасываются корнями растений для создания  органических веществ. Их используют новые растения. А растениями питаются новые  животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в  растения, из растений – в тела животных и с остатками растений и животных – снова в почву.  Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе. 6.  Земля – наша кормилица, но она нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за сколько лет? 250­300 лет!  Поэтому почва нуждается в защите. А вот что для этого нужно делать,  вы узнаете, прочитав в учебнике  стр. 162­163 Проверим, насколько вы были внимательны.  Я предлагаю вам игру «Полезно – вредно». Работаем в группах. У вас на столах листы, в которых перечислены полезные и вредные для почвы действия.  Распределите эти действия на две группы: полезно ­ вредно. (снегозадержание, образование  оврагов, посадка растений, выветривание, внесение удобрений, закапывание мусора,  использование ядохимикатов, промышленные отходы, сжигание сухой листвы, размывание  водой) Проверим у доски! ПОЛЕЗНО                                                                                                    ВРЕДНО снегозадержание посадка растений внесение удобрений использование ядохимикатов сжигание сухой листвы образование оврагов выветривание закапывание мусора промышленные отходы размывание водой Учитель. Что необходимо делать для защиты почвы?  Ученики. Необходимо высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание,  правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения и ядохимикаты, умеренно  орошать почву. А там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Ведь чем выше урожаи, тем богаче  наша Родина. VI. Закрепление изученного. Электронное приложение к учебнику (диск CD­ROM) «Окружающий мир» (4 кл.) Используя полученные знания,  решите кроссворд. Учитель предлагает решить кроссворд. Вопросы к кроссворду: 1. Слой земли, на котором растут растения. 2. Одна из составных частей почвы. 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. 4. Основное свойство почвы. VII. Домашнее задание. С. 160­163. Ответы на вопросы «Проверь себя».  РТ: с. 74­75. VIII. .Итоги урока. Выставление оценок. На какие вопросы мы ответили?  Учащиеся читают вывод на с. 174 учебника. Рефлексия.  Закончите предложение: ­ Мне было интересно… ­ Для меня было открытием… ­ Мне не понравилось… Закончим наш урок поэтическими строками. Любите родную природу – Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней родились мы с тобою, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей!

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)

Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2018