Урок окружающего мира в 3 классе
Оценка 4.8

Урок окружающего мира в 3 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
08.04.2019
Урок окружающего мира в 3 классе
План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме"Берегите воду" по учебнику "Окружающий мир" А. Плешакова, УМК "Школа России". Данный конспект поможет учителям начальных классов ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить воду,формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Урок окружающего мира 3 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                Средняя общеобразовательная школа №12              имени Н. Ш. Казиахмедова городского округа «город Дербент» РД Берегите воду Открытый урок по окружающему миру, проведенный в 3в классе  Учитель начальных классов:  Алирзаева Земфира Курбановна Дербент, 2018г Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Тема: «Берегите воду» Цель: рассмотреть причины загрязнения водоемов. Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить воду. Учебные   задачи,   направленные   на   достижение   метапредметных   результатов обучения: Регулятивные УУД:  1)формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей; 2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность. Коммуникативные УУД:  1)развивать умения работать в парах, группах, 2)внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,  3)умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные УУД: 1) формулировать тему урока; 2) искать и выделять необходимую информацию;  3) адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;  4) анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;  5) устанавливать причинно­следственные связи, строить логические цепи;  6) рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера. Личностные: 1) обеспечить ценностно­смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить   нравственный   аспект   поведения)   и   ориентацию   в   социальных   ролях   и межличностных отношениях 2) научить школьников объяснять своё отношение к миру.  3) формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребенка на уровне положительного отношения к школе, к Родине. 4) формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Методическая цель: Активизация мыслительной деятельности учащихся Технологии: 1)здоровьесберегающая 2)технология игровых методов обучения 3)проблемное обучение Оборудование: 1)  документ­камера; 2)  интерактивная доска 4)  ноутбук учителя 4)  «капли» настроения у каждого учащегося для самооценки; 5)  рисунок реки с источниками загрязнения 6) схема «Круговорот воды в природе» 7)  карта мира Ход урока: 1. Организационный момент Начинаем ровно в срок, Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмѐмся, И друг другу улыбнѐмся. Пусть сегодня для нас всех, На урок придет успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи,  И успешности в придачу! 2.Мотивация к учебной деятельности Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»  ­ Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и  уметь слушать собеседника.) ­ Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний) ­ Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю? Буду стараться узнать новое. ­ Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного ­ Сейчас я прочитаю стихотворение, после чего вы должны ответить:     Без чего невозможна жизнь на Земле? Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда наш первый друг? Снимет грязь с лица и рук? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без….(воды). Мотив Начинаю рассказ со сказки. «Пошел Андрей на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из­под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный   башмак.  В  третий   раз   закинул   удочку,  и  попалась   маленькая   рыбка.   Стало жалко Андрею рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть живёт! И тут вдруг рыбка голосом человеческим заговорила: «Не отпускай меня назад в речку! Лучше отпусти в аквариум с чистой водой. Сил нет больше жить в речке!»  ­ Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом! (Наверное, вода в речке была грязной) ­  Как и почему происходит загрязнение воды?  (гипотеза на доске). ­  Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему? Чистой   воды   на  Земле   становится   всё   меньше.  Рыбы,  растения,  звери  –  всё  живое погибает   в   такой   воде.   Грязная   вода   загрязняет   воздух,   вызывает   различные заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Что надо делать, чтобы сохранить чистоту водных ресурсов на Земле? (ученики предлагают свои варианты ответов). В ходе беседы дети приходят к тому, что воду надо беречь. (на доске появляется слово «БЕРЕЧЬ») Начинаем с учениками разбирать понятие этого слова. Предлагается игра в ассоциации.   (ученики   работают   в   группах.   Каждой   группе   предлагается   подобрать синонимы к данному слову, затем составить с этим словом несколько словосочетаний. После чего ребята выходят к доске и начинают записывать на доску свои варианты ответов. В ходе этой игры приходим к определению понятия слова «БЕРЕЧЬ». На доске появляется определение, которое ученики записывают в тетрадь.)  Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. – Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?  Правильно. О том, как надо беречь воду. (на доске появляется тема урока «Берегите воду!») ­Без чего невозможна жизнь на Земле? ­ Почему? (Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям) 3. Актуализация знаний .        1.Проверка домашнего задания. PROClass 1.На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде. PROClass.  Тест (форма работы: индивидуальная) 1) Лед и снег­это вода… А) в твердом состоянии; Б) в жидком состоянии; В) в газообразном состоянии. 2) Что происходит с водой при нагревании? А) при нагревании вода сжимается; Б) при нагревании вода расширяется; В) изменений с водой при нагревании не происходит. 3) Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим? А) вода впиталась в поверхность пола; Б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу. В) вода с поверхности пола испарилась; 4) Пар­ это… А) вода в жидком состоянии Б) вода в газообразном состоянии. В) вода в твердом состоянии; 5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы ? А) вода, превращаясь в лед, расширяется; Б) вода, превращаясь в лед, сжимается; В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано. 2.Работа со схемой «Круговорот воды в природе». (Демонстрация схемы при  помощи документ –камеры) (форма работы: фронтальная) 4.Самоопределение к деятельности. Целепологание. ­ Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете  определить сами, послушав мою сказку. Сказка В одном царстве жило­было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы. Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи ­ ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии. ­Так о чем же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством? (Воду нужно беречь, не загрязнять) ­Итак, тема урока: «Берегите воду!» (Интерактивная доска) ­ Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос: ­Почему нужно беречь и охранять ВОДУ? Почему вода находится в опасности? ­А какие задачи мы должны решить на этом уроке? Чему должны научиться? ­ Я предлагаю список задач, а вы выберите те, которые относятся к нашей теме. 1) Узнать причины загрязнения водоемов; 2) Научиться объяснять, что такое опыление;   3) Научиться бережно относиться к воде и экономить воду; 4) Научиться классифицировать растения; 5) Научиться моделировать изучаемое содержание. У.­ Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые  принесла наша гостья ­ Капелька из сказочного Красивого озера. Вопросы: 1.Где на планете встречается вода? 2.Для чего человеку нужна вода? 3.Почему чистой воды становится меньше? 4.Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна? 5.Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах? 6.Что значит «экономно расходовать воду»? ­Еще Капелька приготовила плакат. Что вы видите? ­Что вы можете сказать про эту речку? ­ Поможем Капельке очистить речку от источников загрязнения? ­Сегодня работаем в группах. А как нужно работать в группах? Назовите правила. (форма работы: совместная ) ­ Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена  группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы. 5.Физкультминутка Очень всем нужна вода, делай раз и делай два. Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились. Вместе на носочки встали, тучку лапками достали, Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора. 6.Работа по теме урока ­Очень­очень давно, много миллионов лет назад, еще до появления динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой. Затем в результате вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня   воды.   Современные   ученые   пришли   к   выводу,   что   первая   частица   жизни зародилась в воде. Значит вода ­ мать всего живого на земле. ­ А вам интересно, какие вопросы приготовила Капелька? ­ Тогда приглашаю по одному члену группы, чтобы он выбрал вопрос. Вопрос 1: Где на планете встречается вода? (Обсуждение в группах, прослушивание отчетов) ­Покажите, что группа готова.. ­Да. Она встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды много в морях и океанах. Но морская вода соленая, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные ее запасы сосредоточены в полярных льдах. Но запасы пресной воды сокращаются из­за их загрязнения. ­   Мы   сделали   первый   шаг   по   очистке   воды   в   реке.   (Убирается   первый   источник загрязнения). Вопрос 2: Для чего человеку нужна вода? У. ­ А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн бумаги. ­А кто еще нуждается в воде? (Животные, растения) Н­р: Слону в сутки необходимо 90 литров воды. Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни. ­ Мы сделали второй шаг по очистке воды в реке. (Убирается второй источник  загрязнения). ­ Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы. На доске: "Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды." Василий Михайлович Песков. ­ Вы согласны с его словами? ­А сколько пословиц о воде? Игра: «Собери пословицу». (Найдите начало и концовку пословицы). ­ Не забывайте, что работаем в группах. Тише воды,                                         не суйся в воду. Под лежачий камень                          молодецкая еда В марте вода,                                      ниже травы Хлеб да вода —                                  в апреле трава .  Не зная броду,                                   вода не течет. (Ответы) Тише воды, ниже травы. Под лежачий камень вода не течет. В марте вода, в апреле трава. Хлеб да вода — молодецкая еда. Не зная броду, не суйся в воду. ­Капелька благодарит вас за ответы. ­ Работаем дальше по очистке реки. Вопрос 3: Почему чистой воды становится меньше? ­ Покажите, что группа готова. ­Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько  вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. ­ Мы сделали третий шаг по очистке воды в реке. (Убирается третий источник  загрязнения). Вопрос 4: Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна? Ответ: От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах, морях.  Погибают растения на берегу. Заболевает человек.  ­Такой вопрос: можно пить воду из реки, озера, пруда? (В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии) Знаете, что … ­ более 5млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой  воды; ­2,5 млрд. живут в условиях антисанитарии. ­ Мы сделали четвертый шаг по очистке воды в реке. (Убирается четвертый источник загрязнения). ­ Капелька благодарит вас за ответы. Работа в группах. Решение экологических задач (слайд) 1 группа. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за  половину суток? 2 группа. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров  отходов выбрасывает завод за 2 минуты? ­ Продолжаем работу по очистке реки Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах? ­ Покажите, что группа готова. У.­ Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод.  Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно  брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду. ­ А что вы могли бы сделать для сохранения чистоты воды в вашем водоеме?  ­ Мы сделали пятый шаг по очистке воды в реке. (Убирается пятый источник  загрязнения). Вопрос 6: Что значит «экономно расходовать воду»? ­ Мы сделали шестой шаг по очистке воды в реке. (Убирается шестой источник  загрязнения). ­На все вопросы ответили. Капелька благодарит нас. Пожелаем Капельке быть всегда  чистой. 7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. 1.Беседа. – Наш урок подходит к концу. ­Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили? 2.Тест (PROClass) 1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего? а) крахмал б) воду в) соль 2.Какая вода нужна людям? а) прозрачная б) бесцветная в) чистая 3.От чего загрязняется вода в реках и озерах? а) от использования воды в быту б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм в) от использования воды на производстве 4.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды? а) фильтры б) пластиковые трубы в) кислоты ­Почему мы говорим, что вода находится в опасности? (Люди загрязняют воду,ее  становится меньше) ­ Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает всѐ живое.) ­ Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь) У.­ А беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы. 8. Самоанализ и самооценка ученика 1.«Необычная радуга» ­Я все понял, могу объяснить – желтая полоска ­ Я понял – зеленая полоска ­ Я не все понял – красная полоска. 2. Лист самооценки ­ Заполните индивидуальный лист своего открытия и познания.                                                                               Знаю                                                Не знаю 1.Свойства воды. 2.Превращения и круговорот воды. 3.Я понял, почему воду нужно беречь. 9. Д/з. (Интерактивная доска) 1. ­ Нарисовать экологический знак «Берегите воду!» 2. «Проверь себя» стр.63 в учебнике. 10. Подведение итогов урока Почему мы говорим, что вода находится в опасности? ­ Чем опасно загрязнения воды? ­ Как люди охраняют воду от загрязнения? ­ Как каждый человек должен беречь воду? ­ С какими чувствами вы уходите с урока? ­ Ребята, оцените, как прошел урок. ( Учащиеся оценивают урок с помощью смайликов.) ­ Чистой воды на Земле остается всё меньше. В водоёмы сливаются сточные воды  заводов. И от загрязнения воды страдает всё живое. ­ Загрязнённая вода вредна для здоровья человека. ­ Люди строят очистные сооружения. ­ Каждый человек должен экономить  воду. 11. Домашнее  задание Учебник: прочитать текст на с. 59­63, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на  с. 63. Рабочая тетрадь: № 2 (с. 26). Дополнительно 1. Значение воды в жизни планеты.      Из космоса  космонавты видят, что вода занимает   ¾ поверхности нашей планеты  ­ это реки, моря и океаны. Вода повсюду:  в воздухе ­  в виде пара, облаков, туч; под землей ­ это родники, подземные озера; на Северном и Южном полюсе ­ огромные скопления  льда и снега.      Вода   –   один   из   основных   факторов,   определяющих   климат   планеты   (благодаря круговороту воды в природе) .                      Вода входит в состав любого живого  организма. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе,   апельсине,   лимоне.   Этот   сок   –   вода   с   растворенными   в   ней   различными веществами.       В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Например,  тело медузы на 90% состоит из воды. Много воды и в теле человека. Если массу своего тела разделить на 3 и полученное число умножить на 2, можно узнать, сколько воды в нашем теле.   Вода   входит   в   состав   крови   человека,   которая   разносит   по   всему   организму питательные   вещества.   Испаряясь   с   поверхности   нашей   кожи,   вода   регулирует температуру нашего тела. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).       Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.  Вода – место обитания водных видов животных и растений.      Значение воды в жизни планеты не просто велико, а огромно! Вода – источник жизни на планете! Без воды существование живых существ на планете невозможно! 2. Почему воду нужно беречь. (Запасы пресной воды)      Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская  соленая вода непригодна для питья, а также для использования человеком в быту, в сельском хозяйстве, на производстве. Пресной воды очень мало на планете. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах и пока недоступны для использования. Для своих нужд человек использует два источника пресной воды: грунтовые   воды   (подземные)   и   поверхностный   сток   (ручьи,   реки,   озера, водохранилища)      Запасы пресной воды еще больше сокращаются из­за их загрязнения.   Водоемы загрязняются сточными водами промышленных предприятий, коммунальных предприятий, при заготовке и сплаве леса, водами шахт, нефтепромыслов, выбросами транспорта.           Сегодня   человек   широко   использует   моющие   средства.   Они   –  один   из   самых серьезных загрязнителей воды. К их числу можно отнести мыло, шампунь, стиральный порошок,   соду.   Они   практически   не   удаляются   очистными   сооружениями.   При попадании   моющих   средств   в   водоем   мелкие   организмы   (например,   водоросли) погибают.      Загрязняют воду не только предприятия, но и мы с вами. Повсюду можно увидеть бутылки,   плавающие   в   воде,   мусор.   Можно   увидеть,   как   водители   моют   свои автомобили на берегу реки.        А ведь людям так нужна вода, и не просто вода, а чистая, пресная вода, люди испытывают постоянный в ней недостаток, ее и так очень мало на планете, а человек загрязняет ее все больше и больше, поэтому воду нужно беречь! 3. Как люди охраняют воду от загрязнения? (Способы защиты)     Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Поэтому воду необходимо очищать.     Для этого строят очистные сооружения.     Строятся такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод.       Создаются  водоохранные  зоны – места особо охраняемые (водохранилища, реки, откуда   берут   питьевую   воду).   В   этой   зоне   не   разрешается   никакое   строительство. Запрещено сбрасывать в воду стоки, мыть машины у берега. Охраняются не только берега реки, но и леса, растущие по этим берегам. Леса помогают водоемам выжить, оберегают реки от загрязнения.    За состоянием водоемов следят специальные ученые – гидрологи* и экологи*.     Каждый человек должен беречь воду! Не бросать мусор в водоемы. Следить, чтобы краны   были   закрыты   и   исправны.   Ведь   от   каждого   из   нас   зависит,   какой   будет окружающая нас природа, в том числе и вода. Игра­конкурс «Правила безопасного поведения на воде». ­ Так приятно в жаркий летний день окунуться в прохладную воду. Но и здесь надо  соблюдать правила безопасного поведения. Давайте проверим, сможете ли вы  самостоятельно отправиться на реку. Вам предстоит посоревноваться в знаниях  правильности поведения на пляже, катаниях на лодках и купания. ­ Разделитесь на три команды. Вспомните все правила, называйте их по очереди. Будьте внимательны, чтобы не было повторений. За каждый правильный ответ команда  получает звездочку. Если команда в течение 5 секунд не дает ответа, то выбывает из  игры, соревнование продолжается с оставшимися командами. Чья команда наберет  больше звездочек, та и признается победительницей в игре ­ конкурс. Мы с вами говорили о том, как надо себя вести, чтобы не случилось несчастья. Но если  все – таки что­то произошло и на ваших глазах кто­то тонет, не надо бросаться в воду.  Спасти утопающего непросто даже взрослому. Что же делать? Если в речке тонет друг, Если он идет на дно, Кинь ему веревку, круг, Палку, мяч или бревно. ­ Что надо делать в первую очередь? (Кинуть какой – либо предмет, который поможет человек удержаться на воде.) Если возможно, надо помочь человеку. Но если вы плохо плаваете, то не лезьте в воду.  Иначе спасать придется уже двоих. ­ Надо спасать человека, кинуть спасательный круг.

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019