Разработка открытого урока по окружающему миру для 3 класса УМК Школа России. В данной разработке учитываются современные данные, полученные научным миром, рассказываются гипотезы, в частности о влиянии слов на структуру воды и затрагивается тема сотворения мира, потопа. Рассматриваются экологические проблемы.
вода на земле.doc
«ВОДА НА ЗЕМЛЕ»
Цели урока:
1. Обобщить знания детей о круговороте воды, свойствах и состояниях воды в
природе.
2. Работать над развитием и обогащением словарного запаса.
3. Формировать знания об экологической целостности природы.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
глобус;
Презентация;
физическая карта Тюменской области;
плакаты и рисунки детей на тему «Берегите воду»;
заготовки для коллективной работы обучающихся «Сохраним воду на планете!»
(нарисованный на ватмане аквариум в виде Земли, квадраты из цветной бумаги для
складывания оригами – рыбка).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Проверили готовность к уроку. Садитесь.
– Отгадайте загадку.
(слайд 2)
С горы сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей ее – и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам.
Зовут ее – …(Вода).
II. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 3 (цели)
III. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о самом удивительном веществе
нашей планеты. О Воде.
– Мы выясним, где на Земле есть вода. – Вспомним, в каком состоянии она встречается.
– Выясним кому и для чего нужна вода.
– Определим роль воды в жизни нашей планеты.
– Выясним, нужно ли беречь и охранять воду?
Может ли человек влиять на воду?
Учитель: Я предлагаю начать наш урок необычно. Представим себя в космическом
корабле и посмотрим в окно иллюминатора. Мы в космосе. Что мы видим?
Ученики: Звезды и планеты.
Слайд 4 (планеты)
Учитель: Как мы узнаем нашу планету из космоса?
Ученики: Она ярко голубая с желтозеленым рисунком. Это вода и суша.
Что вы знаете о создании Земли? (Бог сотворил все на земле за 7 дней)
В тексте говорится, что на первый день Бог создал небо, землю, тьму, воду и свет и отделил свет от тьмы; на
второй день — создал твердь посреди воды, отделил воду над твердью от воды под твердью и назвал твердь
небом; на третий — сушу, моря и растения, на четвёртый — светила на тверди небесной, на пятый — рыб,
пресмыкающихся и птиц, наконец, на шестой — зверей земных, скот, гадов земных и человека. Повествование
завершается тремя первыми стихами второй главы книги Бытия, где сказано, что Творец «почил в день
седьмый от всех дел Своих, которые делал», и «благословил Бог седьмый день, и осветил его, ибо в оный
почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (см. Быт.
1:1—2:3).
Учитель: Вода – самое необыкновенное вещество в мире. Она есть во всех уголках
Вселенной.
– Как вы думаете, на других планетах есть вода?
Ученики: Да.
Слайд 5 (Венера и Марс)
Ученики: Ученые считают, что на Венере воды очень мало и она находится в газообразном
состоянии, а на Марсе есть немного воды в виде льда.
Учитель: Почему нашу планету называют голубой?
Ученики: Наша планета имеет голубой цвет изза большого количества воды. Вода
занимает в два раза больше места, чем суша. Только на Земле есть царство жидкой воды!
Слайд 6 (вода на Земле)
Учитель: Вода занимает 3/4 земной поверхности. (пример – ¾ яблока) – Как называется оболочка, которую составляют все воды Земли?
Все воды Земли составляют водную оболочку, которая называется гидросфера.
IV. Работа по теме.
Учитель: Как распределена вода на Земле?
Ученики: Большая часть воды сосредоточена в океане, значительно меньше — в морях,
реках, озерах и подземных водах. Также запасы воды имеются в атмосфере, в виде облаков
и водяного пара. Еще часть воды находится в твёрдом состоянии в виде ледников и
снежного покрова.
Слайд 7 (океаны)
Учитель: Сколько на Земле океанов?
Ученики: 5
Учитель:Назовите их.
Ученики: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный.
Учитель: Какой океан самый большой?
Ученики: Тихий
Учитель: А какой самый глубокий?
Ученики: Тихий
Учитель: Как вы думаете, можно было бы спрятать самую высокую гору в самой глубокой
океанской впадине?
(тиб. ཇཇཇཇཇཇཇཇཇཇ
(англ )скрылась бы в океанской впадине. Если бы в самое глубокое место
Ученики: Да. Даже самая высокая гора Эверест (8 844 м) Джомол нгма
ཇཇ), Эвер стеу
Тихого океана, в Марианскую впадину (11022 м) можно было опуститься в кабине
обыкновенного лифта, пришлось бы без остановки ехать подряд 5 часов. С 10го этажа
дома – всего полминуты, а тут – 5 часов! Вот так глубина!
уу
Учитель: Сколько же тогда воды в океане, во всех океанах и морях вместе?
А вот сколько. Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, а все океаны, моря и
реки, озера разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9
метровым слоем воды.
Учитель: А много ли на Земле морей? Ученики: 54 моря.
Учитель: Какие моря вы знаете?
Ученики: Азовское, Черное, Красное, Желтое, Японское и т.д.
Слайд 8 (моря)
Учитель: Что интересного вы о них знаете?
Ученики делают короткие сообщения о морях:
1. Самые соленые моря мирового океана – Красное и Мертвое моря. В 1 литре
Красного моря содержится 41 г солей. В Красном море вода очень хорошо и
равномерно перемешана. Оно самое теплое на планете. В него не впадает ни одна
река.
2. Мёртвым море называется потому, что изза высокого содержания соли в нём не
может жить ни рыба, ни другие организмы. В течение многих лет под жаркими
лучами солнца вода Мертвого моря испарялась, а минералы накапливались,
увеличивая соленость моря. Эти условия во многом и определяют уникальность
состава воды и грязей Мертвого моря. Увеличение плотности воды при погружении
в воду создает эффект выталкивания, поэтому в этом море нельзя утонуть. В нем
живут простейшие бактерии и вирусы.
3. Самое прозрачное море называется Уэдделла. Оно находится у берегов
Антарктиды. Белый предмет, опущенный на глубину 80 м, остается видим.
Учитель: Чем море отличается от озера?
Ученики: Море имеет связь с океаном, а озеро нет.
Слайд 9 ( Байкал. Нил )
Учитель: Назовите самое глубокое озеро.
Ученики: Самое глубокое озеро – Байкал. (глубина его 1 620 м). Оно находится в России.
Учитель: Как вы думаете на Земле много рек?
Ученики: Очень много.
Учитель: Какая река самая большая?
Ученики: Нил
Учитель: Рек на Земле очень много. Только в нашей стране около 3 млн рек, а в нашей
Тюменской области около 25 тысяч больших и малых рек.
Слайд 10 (реки нашей области) Учитель: Какие реки нашей области вы знаете?
Ученики Крупнейшие реки Обь, Иртыш, Тобол, которые являются важными
транспортными магистралями. В нашем городе протекает река Тура, впадающая в Тобол.
Учитель: Он впадает в Иртыш, Иртыш в Обь. На месте соединения двух крупнейших рек
установлена плавучая часовня.
Учитель: Наша Земля окутана сетью рек. Недаром называют речные сети кровеносной
системой Земли. Куда же девается вода из рек и морей? Отчего вода не течет через край?
Слайд 11 (круговорот воды)
Ученики: При испарении воды с поверхности Земли образуется пар. Он переносится
ветрами на различные расстояния. Когда пар сгущается, образуются облака. При
охлаждении пара образуются капли воды, которые выпадают на Землю в виде осадков.
Этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Учитель: В виде каких осадков может на Землю выпадать вода?
Ученики: Снег, дождь, град.
Учитель: Отгадайте загадку:
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Учитель: Почему о воде так сказано?
Слайд 12 (три состояния воды)
Ученики: Вода в природе существует в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
Вспомните, три состояния вода напоминают нам о Ком? Кто существует в трех Лицах?
(когда в 1 классе мы говорили о воде и Боге)
Учитель: Вода – единственное на планете вещество, которое может находиться в трех
состояниях. Отчего зависит состояние воды?
Ученики: От температуры.
Поработаем группами.
1 ряд расскажет, где в природе встречается вода в жидком состоянии,
2 ряд о твердом, 3 о газообразном. Учитель: где в природе встречается вода в жидком состоянии?
Ученики: Вода рек, океанов, морей, озер, дождь, роса.
Без цвета, без запаха, прозрачная, текучая, не имеет формы, растворитель.
Учитель: Что такое лёд?
Ученики: Замерзшая вода.
Учитель: Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии?
Ученики: Это лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги, ледники в горах
Учитель: Когда мы можем наблюдать газообразное состояние воды?
Ученики: Кипение воды, туман, облака.
Учитель: Мы с вами долго путешествовали по Земле, а теперь поплаваем.
ФИЗМИНУТКА.
Мы плывем по теплой речке, (Плавательные движения руками)
Тихо плещется вода.
В небе тучки, как овечки, (Потягивания – руки вверх и в стороны)
Разбежались кто куда.
Мы из речки вылезаем, (Ходьба на месте.)
Чтоб обсохнуть, погуляем.
А теперь глубокий вдох, (Дети поднимают руки вверх)
И садимся на песок.( Дети садятся за столы.)
Учитель: В результате круговорота количество воды на планете постоянно в течение
миллионов лет.
– А где еще мы можем встретить воду? Кому нужна вода?
Слайд 13 (кому нужна вода)
Ученики: Людям, растениям, животным.
Слайд 14 (применение воды)
Учитель: Что еще мы знаем о воде?
Ученики делают короткие сообщения о применении воды:
1. Вода есть везде: на поверхности Земли, внутри планеты, в воздухе и даже внутри
самих нас. Вода входит в состав всех живых организмов. 2. Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни растения, ни люди. Воду пьют поля и
леса. Вода оживляет пустыни. Некоторые организмы могут жить без кислорода, но
без воды не сможет жить, ни один.
3. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В
воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, коньках и лыжах.
Вода минеральных источников оказывает лечебное действие на людей. В этих
местах создают курортные зоны.
4. Вода – это удобная дорога. По морям и океанам плавают тысячи судов. Именно
поэтому люди всегда селились по берегам рек. На берегах рек появились первые
города.
5. Вода "добывает" электрический ток, вращая турбины на гидроэлектростанциях.
Вода моет города, машины, дороги. Вот она какая, вода!
– А сколько воды использует в сутки человек?
Слайд 16 (сколько воды использует человек)
Ученики: Много. Чистит зубы, купается, моет руки, пьет, моет посуду.
Учитель: А вот сколько. Посмотрите на эти данные:
Мытье рук – 68 литров
Чистка зубов – 68 литров
Принятие душа – 150 литров
Учитель: Сто лет назад городской человек расходовал в сутки: в 1890 г. – 11 литров воды,
а в 2010 г. – до 700 литров. Как вы думаете, почему такая разница?
Ученики: Раньше не было водопроводов. Людям приходилось ее приносить и выносить
использованную воду. Люди расходовали воду очень бережно, так как если вода быстро
заканчивалась, то за ней приходилось снова идти к реке или к колодцу. Люди относились к
воде более бережно. Многие деревенские люди и сейчас тратят меньше воды, чем
городские.
Учитель: Человек тратит очень много воды. Вода также нужна всем предприятиям. Без
воды не могут работать ни заводы, ни фабрики. А куда потом выливается грязная вода?
Слайд 17 (станция очистки)
Ученики: Воду сначала очищают. Потом очищенную воду выливают в реки.
Учитель: Вы правы. Люди очищают воду в специальных сооружениях. В каждом городе
есть очистные сооружения, куда собирается вся грязная вода. Она очищается при помощи
фильтров. А также применяются специальные микробы, которые не вредны для людей. Они
очищают воду.
– А что будет, если не очищенная или плохо очищенная вода попадет в воду?
Ученики: Вода в реке станет грязной. Погибнет рыба. Люди могут отравиться такой
водой. Учитель: Почему сегодня говорят о нехватке воды, ведь ее так много на Земле?
Слайд 18 (пресная вода)
Ученики: Людям для жизнедеятельности нужна только пресная вода. Её на Земле мало.
Учитель: Да, я согласна с вами, на Земле много воды, но соленую воду человек пить не
может.
– Где на Земле находится пресная вода?
Ученики: Реки, горные реки, пресные озера и родники, подземные воды. Много пресной
воды в полярных льдах Арктики и Антарктики (но вода там в виде льда, пока мы ее
использовать не можем).
Слайд 19 (красивая река)
Учитель: Реки не только дают нам питьевую воду, На берегах рек мы любим отдыхать в
летний день. Хотели бы вы отдохнуть на берегу этой реки?
Ученики: Да.
Слайд 20 (грязная река)
Учитель: А на берегу этой реки?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему река стала такой?
Ученики высказывают свои версии.
Учитель: Как еще загрязняются водоемы?
Ученики:
1. Люди, отдыхая на берегу реки, часто оставляют мусор, который потом может
2. Так же моют машины в реках.
3. При попадании ядовитых веществ в почву, они растворяются и попадают тоже в
попасть в воду.
воду.
4. Если на речных судах случаются аварии, то топливо попадает в воду. Гибнет рыба.
Слайд 21 (катастрофа)
Учитель: Как вы думаете, что произошло на Земле?
Ученики: Люди не берегли воду, загрязняли её. На Земле не осталось чистой воды. Всё
живое погибло. Это катастрофа. Учитель: Пока нам не грозит полное исчезновение воды, но остро стоит проблема
нехватки чистой воды. Во многих странах её уже сегодня не хватает. Как нужно решать эту
проблему?
Слайд 22 (берегите воду)
Ученики: Человек расходует слишком много воды, нам нужно воду экономить и не
загрязнять.
Учитель: Если из вашего крана постоянно капает вода, то за 20 минут вы потеряете 1
стакан чистой воды. За месяц из вашего крана убежит 540 литров воды.
Учитель: Мы уже знаем, что вода это непростое вещество. Японский исследователь
Масару Эмото предполагает, что наши слова и даже мысли способны
воздействовать на воду. Он проводил эксперименты воздействуя на воду
словами, музыкой и после замораживания фотографировал под микроскопом.
Посмотрите, что у него получилось.
СЛАЙДЫ 2736
Учитель: В настоящее время идут исследования в этом направлении. Вода основа
жизни, таит в себе много загадок.
V. Итог урока.
Учитель: Проблема нехватки пресной воды стоит очень остро, поэтому весь мир пытается
решать эту проблему. Поэтому 2003 год был объявлен Годом Пресной Воды. А начиная с
1994 года, день 22 марта назван Всемирным Днем Воды.
Проблему охраны воды решали сегодня на уроке и мы с вами. Какие же правила вы для
себя запомнили и сегодня поделитесь ими со своими родителями?
Слайд 39 (правила бережного отношения к воде)
Ученики:
1. Следить, чтобы из крана не капала вода.
2. Не расходовать лишнюю воду.
3. Не оставлять мусор на берегу рек.
4. Не допускать попадания в реки химических веществ.
Ученики: Мы хотим, чтобы наши реки были чистыми, в них всегда плескалась рыба.
Чтобы на Земле чистой воды хватало всем людям.
Слайд 24 (Берегите воду!) Учитель: Закончить урок я хочу словами: «Вода бесценный дар природы. Вода – одно из
главных богатств на Земле. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»
Домашнее задание Нарисовать плакат «Берги воду!». Возможна коллективная работа.
Выставление оценок.
Слайд 25 (Молодцы!)
Ученики делают короткие сообщения о применении воды:
6. Вода есть везде: на поверхности Земли, внутри планеты, в воздухе и даже внутри
самих нас. Вода входит в состав всех живых организмов.
7. Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни растения, ни люди. Воду пьют поля и
леса. Вода оживляет пустыни. Некоторые организмы могут жить без кислорода, но
без воды не сможет жить, ни один.
8. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В
воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, коньках и лыжах.
Вода минеральных источников оказывает лечебное действие на людей. В этих
местах создают курортные зоны.
9. Вода – это удобная дорога. По морям и океанам плавают тысячи судов. Именно
поэтому люди всегда селились по берегам рек. На берегах рек появились первые
города.
10. Вода "добывает" электрический ток, вращая турбины на гидроэлектростанциях.
Вода моет города, машины, дороги. Вот она какая, вода!
Урок окружающего мира во 2 классе
Урок окружающего мира во 2 классе
Урок окружающего мира во 2 классе
Урок окружающего мира во 2 классе
Урок окружающего мира во 2 классе
Урок окружающего мира во 2 классе
Урок окружающего мира во 2 классе
Урок окружающего мира во 2 классе
Урок окружающего мира во 2 классе
Урок окружающего мира во 2 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.