Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».
Оценка 5

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
23.04.2017
Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».
Тема урока: Водный путь «Из варяг в греки». 3 класс Цели урока: 1. Создание условий для формирования у учащихся представления о торговом водном пути «Из варяг в греки» и раскрытия его исторического значения. 2.Развитие умения добывать и анализировать полученные знания, умения сравнивать, классифицировать, используя информационно-коммуникативные технологии, развитие воображения, внимания, речи учащихся и обогащение словарного запаса. 3.Воспитание любви и бережного отношения к природным ресурсам родного края, формирование экологической культуры учащихся. Ожидаемые результаты формирования УУД при усвоении нового материала: -ориентироваться в понятии исторического времени и анализировать его; -воспроизводить названия событий данного времени; -умение устанавливать межпредметные связи; -умение работать в группе, распределять работу между собой и соседями; -умение высказывать и подтверждать свою точку зрения. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Форма урока: заочное путешествие. Методы: объяснительно – иллюстративный с применением средств наглядности, частично - поисковый, эвристический, проблемный. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Из варяг в греки», раздаточный материал для создания мини-проекта по охране водоемов (рисунки машины, бак для мусора, сеть, рыба, мусор, клей-карандаш), тесты, таблицы-опоры, карта-схема Руси 9-10 веков и современная, фишки-символы для обозначения объектов путешествия.
Урок по АСК 3 класс.doc
Силаева Елена Анатольевна учитель МБОУ СОШ №2 г.Десногорска 1 Водный путь «Из варяг в греки»    .   Тема урока:    Цели урока: 1. Создание условий для формирования у учащихся представления о торговом  водном  пути «Из варяг в греки» и   раскрытия его исторического значения. 2.Развитие умения добывать и анализировать полученные знания,   умения  сравнивать, классифицировать, используя информационно­коммуникативные  технологии, развитие воображения, внимания, речи учащихся и обогащение  словарного запаса. 3.Воспитание любви и бережного отношения к природным ресурсам родного  края, формирование экологической культуры учащихся. Ожидаемые результаты формирования УУД при усвоении нового материала: ­ориентироваться в понятии исторического времени и анализировать его; ­воспроизводить названия событий данного времени; ­умение устанавливать межпредметные связи; ­умение работать в группе, распределять работу между собой и соседями; ­умение высказывать и подтверждать свою точку зрения. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Форма урока: заочное путешествие. Методы: объяснительно – иллюстративный с применением средств наглядности,  частично ­ поисковый,  эвристический, проблемный. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  презентация «Из варяг в греки»,   раздаточный материал для создания мини­ проекта по охране водоемов (рисунки машины, бак для мусора,  сеть, рыба,  мусор,  клей­карандаш), тесты, таблицы­опоры, карта­схема Руси 9­10 веков и  современная, фишки­символы для обозначения объектов путешествия. Силаева Елена Анатольевна учитель МБОУ СОШ №2 г.Десногорска 2 Ход урока: Оргмомент.  ­ Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, и мне очень хочется  приоткрыть вам занавес новых тайн и открытий знаний о нашем родном крае. Мы  будем общаться, говорить и думать, думать и говорить, добывать новые знания.  Втягивание в деятельность. Подготовка к восприятию. Мотивация  деятельности. Создание проблемной ситуации.  ­ Но пришла я к вам сегодня не с пустыми руками, я приготовила для вас  интересные задания и вопросы, маленькие сюрпризы. Вот один из них.  ­ Ребята, закройте глазки. Прислушайтесь. (4­5 сек – слышен шум волн).  Откройте глазки.  (На экране: шум волн и иллюстративный ряд на  интерактивной доске общения людей на берегу реки). Что вы слышали и увидели сейчас? (аудиальное и визуальное восприятие:  звучит аудиозапись и воспроизводится изображение: шум воды, плеск волн).   Дети (примерные ответы): ­ река, на берегу идет торговля, где­то в стороне  готовят к отплытию лодки. Учитель: ­Как вы думаете, на берегу, какой реки мы оказались? Свидетелями  данных событий мы стали сегодня?  Дети: река Днепр. Учитель: ­А что на это указывает? Дети: вдали видна крепостная стена, церковь,… Рефлексия материала, изученного на прошлом уроке. Учитель:­  хорошо, предположим, что это река Днепр. Что вы можете рассказать  о людях, которые селились по берегам  реки Днепр? (Как их называли, род их  занятий) Дети: давным­давно жил народ, который назывался – славяне.   :­  Я предлагаю игру «Найди лишнее»: из перечисленного выберите  Учитель   название племени наших предков: поляне, полочане, древляне, кривичи, северяне. Силаева Елена Анатольевна учитель МБОУ СОШ №2 г.Десногорска 3 Учитель: ­ Правильно, кривичи ­ это люди, которые селились вдоль рек Днепр,  Западная Двина и верховья Волги.  Занятия их были разнообразны.  Учитель:­ Ребята, дома вы подготовили рисунки о том, чем занимались наши  предки.  Рисунки получились очень интересные, красочные,  но когда я поместила их на доску, они перепутались. Пожалуйста, поработайте в группах и  распределите рисунки по роду занятий кривичей. Работа в группах: 1 – земледелие, 2 – охота, 3 – бортничество, 4 – рыболовство,  5 – смолокурение. Учитель: ­ Наши предки селились среди полей, лесов, по берегам рек и озер не  случайно. Леса были богаты дичью и лесом, реки – рыбой, добываемых продуктов питания было достаточно не только для себя, но еще много и оставалось. Что   делали с остатками, как вы думаете? Дети: делились с соседями, продавали. Учитель: ­Я с вами согласна, но есть одна проблема – а кому продавать и как  это делать?   Учитель:­ А можете ли вы сказать, что вы все знаете о наших предках?  Поднимите руки, кто знает или слышал что­либо  о кривичах, о том, как и почему река Днепр стала для них главным, основным средством общения с соседями и  даже с другими странами?   Учитель: ­Конечно, ребята, мы знаем еще очень мало о нашем крае – о  Смоленщине. И сегодня на уроке нас ждут новые открытия. Какие они будут  большие или маленькие?!. У каждого они будут свои. Работа над темой урока  Определение темы и целей урока ­ Я предлагаю вам еще один сюрприз – давайте представим себе…   ­ Ученица на фоне видеоряда рассказывает: Давным­давно, в 863 году из Новгорода в Константинополь  (города помечаются красной фишкой на карте­схеме Руси 9­10 веков) Силаева Елена Анатольевна учитель МБОУ СОШ №2 г.Десногорска 4 отплыли крашеные струги. Команда состояла из княжеских дружинников. А  это были сильные, ловкие и смелые люди. Путь их был нелегким: им  приходилось не только плыть по разным рекам, но и тащить волоком на себе  струги там, где не было воды. Так они добрались до Днепра, и быстрое  течение понесло струги меж высоких берегов, поросших ольхой, ежевикой,  дикой смородиной…. А когда вечер окутывал все вокруг, река буквально  вскипала от резвящейся крупной рыбы. Действие (инсценировка): дружинники забрасывают за борт сети и  вытаскивают на борт рыбу, затем причаливают к берегу реки, где  разжигают костры и готовятся к ужину и отдыху среди красиво поющих  птиц и благоуханья разных трав. И вдруг они увидели – стоит на берегу  поселение. Весь в зелени, гордо возвышался он на холмах, окруженный  земляным валом и деревянной стеной на нем. Дружинники очень удивились  «Что за люди? Что за город? Почему мы ничего не знаем о нем?»  Все гости,  прибывшие на стругах, очень обрадовались новой встрече. Гости и селяне  разговорились и пожаловались, что за время долгого плаванья их струги  совсем пришли в негодность – дали течь. Жители города предложили свою  помощь: у нас есть смола, мы можем просмолить струги, и они будут, как  новые! Эта идея очень понравилась гостям, и, наблюдая за работой кривичей,  кто­то из толпы восторженно воскликнул «Смоленск!»  Так этот возглас  покатился по толпе, и  все повторяли: «Смоленск! Смоленск!» Ученица:  наш город находился на пути, по которому народы севера – варяги – везли свои товары в южные страны Византию, столицей которой был  Константинополь.  Так и получил этот путь свое название – какое? Дети:  «Из варяг в греки». Словарная работа:   непонятные слова?  На экране высвечивается слова:     кто внимательно смотрел постановку? Какие встретились   Струги – старинное речное деревянное судно  Селяне – то же, что и крестьяне Силаева Елена Анатольевна учитель МБОУ СОШ №2 г.Десногорска 5 Волоком –тащить, волоча по земле Дружинники – в Древней Руси преданные князю люди. Учащиеся работают по группам со «Школьным толковым словарем русского  языка» автор М.С.Лапатухин и др. ­ Подберите слова синонимы.  Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?  Тема нашего урока: водный путь «Из  варяг в греки».  ­ А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке нового? ­ На какие вопросы хотели бы узнать ответы? Задайте их с помощью  вопросительных слов: кто? что? где? когда? чем? почему? в чём различие?  Приблизительные ответы детей ­ Я очень хочу,  чтобы мы сегодня как можно  больше узнали о водном торговом пути, проходящим через нашу родную  Смоленщину и др. Учитель: ­ Вы все любите путешествовать. И сегодня я приглашаю вас   отправиться в заочное путешествие. (музыка «Клуба путешественников»).   Цель: Я надеюсь, что путешествуя, мы сделаем новые открытия и ответим на  ваши вопросы: почему торговый путь «Из варяг в греки» проходил именно через  Смоленск и какое значение имеет река Днепр для нас и сегодня, спустя 1150лет?  И конечно, мы поговорим об охране водных ресурсов.     Вводная информация     (таблица­опора)       Но прежде, чем мы отправимся в наше заочное путешествие, я прошу вас  обратить внимание на розовые листы с таблицей, которые лежат перед вами. Пока они пустые. Ваша задача – внимательно слушать меня и своих товарищей,  принимать активное участие в путешествии, делать для себя новые открытия. А  на маленьких остановках вам нужно будет самим заполнить небольшую таблицу­ опору. (Таблица заполняется по ходу путешествия, используя карту и  материал учебника) Название водоема Место пути Балтийское море Начало Значение  Северяне  возили свой товар на юг (янтарь,  Силаева Елена Анатольевна учитель МБОУ СОШ №2 г.Десногорска рыбу, меха) 6 Река Днепр Середина  Смоление лодок,  обмен товаром (мед, лес,  Византия  Конец  пшеница, смола, лен,  овчину  на янтарь,  жемчуг и др.) Обмен товаром с севером (жемчуг,  (Константинополь серебро, шелк, сукно, перчатки) ) (Фронтальная проверка после каждого этапа путешествия) Работа с картой:  Учитель: ­  1) Внимательно рассмотрите карту в учебнике на с. 22. Если вы  найдёте   начало и конец этого пути, вы сможете сказать, почему этот водный  путь получил такое название. (Самостоятельная работа) 2) Рассмотрите в учебнике на с.23 рисунки  и определите, на каком корабле  могли плыть купцы по пути  «Из варяг в греки». Учитель: А теперь посмотрим на карту­схему Руси и отметим весь путь «Из варяг в греки» (Работа с интерактивной доской: показать продвижение кораблика  по всему пути): 1. 2. 3. 4. 5. Водный путь начинался в шведском городе Бирка. Гружёные товарами корабли из Балтийского моря  через Финский залив и Неву попадали в Ладожское озеро. Далее по реке Волхов шли купцы к Новгороду. Из Новгорода корабли пройдя озеро Ильмень поднимались по реке Ловать к её верховьям. Здесь корабли приходилось перетаскивать волоком в З.Двину и спускаться вниз по её течению. 6. Чтобы избежать волока из Ловати некоторые  купцы вели свои корабли по З.Двине к  Смоленскому волоку. 7. Здесь суда, пришедшие обеими путями,  перетаскивали в Днепр. Силаева Елена Анатольевна учитель МБОУ СОШ №2 г.Десногорска 8. Суда купцов спускались по Днепру к Киеву. 7 9. Поторговав в Киеве, купцы продолжали свой путь к Чёрному морю.  Однако… 10. Им встречалось препятствие – Днепровские пороги (каменистые выступы  75км. Постоянно опасаясь набегов кочевников, приходилось тащить корабли  посуху – волоком. Преодолев препятствия, купцы могли отдохнуть и подготовить корабли к  морскому плаванию на о.Хортица Выйдя в Чёрное море, корабли продолжали плавание вдоль западного его  11. 12. берега к г.Константинополю. Физминутка для глаз (по интерактивной доске глазками следить за  движением кораблика: вверх­вниз, по диагонали, быстро­медленно и т.д.) Работа с интернет­ресурсами   вопрос)   Учитель: ­ А вот что нам расскажет интернет о первом упоминании в летописи   : (учитель на компьютере в поисковике вводит  города Смоленска. В Устюжской летописи под 863 и 882 годами. В ней описывается плавание  Аскольда и Дира и плавание Олега. Другого крупного торгового  международного центра на Верхнем Поднепровье тогда не было. Аскольд и  Дир проплыли мимо этого поселения, ибо «...город велик и мног людьми». Эта интересная формулировка свидетельствует о том, что, если бы поселение  было малым, они пристали бы к берегу и ограбили, а так спешно проплыли  мимо, дабы не привлекать к себе внимания.      Групповая работа по созданию мини проекта «Охрана водоемов»  Создание проблемной ситуации.  Экологический тренинг – путем мозгового штурма выполнить творческое задание. ­ Вода – это источник жизни на Земле. Водные ресурсы: Силаева Елена Анатольевна учитель МБОУ СОШ №2 г.Десногорска 8 поверхностные и подземные воды, используются в промышленности, в сельском  хозяйстве, на бытовые нужды человека. Главная проблема сегодня – нехватка  чистой воды. ­ Как вы думаете, почему? (загрязнение, засорение, сброс нечистот в воду,         не выполнение человеком правил поведения    на воде)  Работа с раздаточным материалом по группам. Визуальное восприятие и проговаривание правил по охране водоемов, составленных учащимися.  водоемы   – это наше богатство. Их Основным  законом нашей страны – запрещается загрязнять водоемы.  Обобщение знаний  1.Кто такие варяги и греки? 2. Трудности пути. Вывод: с давних времен  нужно беречь и охранять.   Конституцией строго   (Путь волоком, речные пороги, охрана товара и его огораживание, степные  кочевники) Какое значение имел торговый путь? 3. Какое значение имеет река Днепр для нас и сегодня, спустя 1150лет? Учитель: ­ Смоленск ­ один из древнейших русских городов, расположенный на  берегах Днепра. В силу своего географического положения он всегда находился  на пересечении важных торговых путей, что способствовало его превращению в  крупный торговый центр. Торговая дорога всегда ускоряет развитие земель, по которым проходит. Вдоль  такого пути возникают города. Это не были города в современном значении.  Слово «град» означало огороженное место. Такие поселения стали возникать  Силаева Елена Анатольевна учитель МБОУ СОШ №2 г.Десногорска 9 вдоль всего пути «Из варяг в греки».   В города  тянулись окрестные жители,  развивались различные производства.  Путешественники – купцы (в те времена их называли гости) знакомили население с новыми товарами, с культурой других  народов, с новостями о мире.  К XI веку на Руси насчитывается около 90 городов, в XII веке – 224, а к середине  XIII в. – около 300 (академик М.Н. Тихомиров). Сегодня  Смоленск один из  красивейших городов центральной России, богат своим историческим прошлым,  талантливыми людьми, культурным наследием.  Рефлексия учебной деятельности ­ Составим синквейн по теме «Путь из варяг в греки»  Путь « из варяг в греки» Торговый, необходимый, трудный Плыть, тащить, защищать По пути возникали города Торг ­ Смогли ли мы достичь целей урока: узнать новое, учиться работать с научно –  познавательным текстом,  с картой­схемой, работать в группе? Д\З    По выбору:  ­ составить рассказ от имени купца, который отправился в г. Константинополь; ­ проиграть в ролях встречу поселян Смоленска с гостями. Силаева Елена Анатольевна учитель МБОУ СОШ №2 г.Десногорска 10 Силаева Елена Анатольевна учитель МБОУ СОШ №2 г.Десногорска 11 Силаева Елена Анатольевна учитель МБОУ СОШ №2 г.Десногорска 12

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».

Урок окружающего мира "Водный путь «Из варяг в греки».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017