Урок: Песня - верный спутник человека

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: формировать познавательный интерес к истории возникновения песни - основного источника музыки. Материалы к уроку: портреты композиторов, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент. Звучит песня Е. Крылатова, на стихи Ю. Энтина «Крылатые качели». - Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Как волшебный клубок из сказки песни – на всем моем пути… Идите по следу до самой последней, коль захотите меня найти!» (М. Джалиль)
Иконка файла материала 4.docx
Песня ­ верный спутник человека Цель урока: формировать познавательный интерес к  истории возникновения песни ­ основного источника  музыки. Материалы к уроку: портреты композиторов,  музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент. Звучит песня Е. Крылатова, на стихи Ю. Энтина  «Крылатые качели». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Как волшебный клубок из сказки песни – на всем моем  пути…Идите по следу до самой последней, коль захотите меня  найти!»                                                                                      (М. Джалиль) Сообщение темы урока. ­ Темой сегодняшнего урока является песня. Песня – самый   главный,   самый   первый   музыкальный   жанр, который   родился   почти   одновременно   с   первыми музыкальными звуками. Работа по теме урока. 1. Как появилась песня. ­ Десятки тысяч лет назад первобытные мамы, укачивая своих   младенцев,   напевали   тихим,   нежным   голосом следующее: «А­а­а! а­а­а», такое мы слышим и в наш компьютерный  век. А ведь этот незатейливый  напев ­ самая настоящая колыбельная с её размеренным ритмоми убаюкивающими интонациями. Так вот, колыбельная – это начало песни. Колыбельная   ­   первая   представительница   вокального жанра, да и музыкальных жанров вообще. И эта самая первая   песня   была   без   слов.   Догадайтесь почему? (Потому   что   люди   тогда   ещё   не   умели разговаривать.) Видите,   как   интересно   получается.   Человек   и человеком­то ещё не стал, а первый музыкальный жанр уже появился. 2. Песня и деятельность человека. ­   Песен   написано   огромное   количество.   Да   это   и понятно,   ведь   песня   является   верным   спутником человека   на   протяжении   всей   жизни.   Она   убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и считать, сопровождаетповсюду. Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева­Кумача: Нам песня строить и жить помогает. Она, как друг и зовёт, и ведёт И тот, кто с песней пo жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадёт.  Годы   учёбы,   труда,   будни   и   праздники,   сражения   и победы   –   всё   оставляет   свои   песни,   если   попытаться собрать   воедино   все   когда­либо   рождённые   песни, получилась   бы   огромная   летопись   всей   истории человечества. Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека? Давайте   прочитаем   фрагмент   из   повести   Юрия Нагибина «Книга детства» на стр. 52 ваших учебников.«Я   рано   узнал   прелесть   песни,­   вспоминает   писатель Юрий   Нагибин   в   своей   «Книге   детства».   ­   Мне   пела мама. Шумом полны бульвары, Ходят, смеются пары... ­ Звучало по утрам в залитой солнцем комнате. Мама вытирала   пыль   с   вещей,   отдавая   солнцу   их лакированные   глади.   А   я   был   во   власти   бульваров, полных светлой радости, шумящих молодыми голосами и весенней листвой. И может всё случиться! Я не знал, пела ли мама ещё, я просто больше ничего не слышал. Сердце обмирало и замыкалось в своей тайне: что­то   случится   в   моей   жизни,   непременно   случится, грозное, счастливое, до стыда сладкое, о чём я и думать не смел».­   Какой   вывод   можно   сделать   из   прочитанного отрывка? (Слова   песни,   с   душой   пропетые   родным человеком,   заставляют   задуматься   о   будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.) Да, человек, даже совсем юный, впервые ощущает в себе неизведанные   ещё   силы,   способность   к   поэтическому состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ.Вера Север. Иллюстрация к сказке Антуана   де   Сента   Экзюпери   «Маленький   принц»3. Вокально­хоровая работа. Учитель   играет   несколько   тактов   мелодии   песни «Маленький   принц»   М.   Таривердиева.   Учащиеся называют произведение. ­   Скажите,   о   чём   эта   песня   и   чей   образ   здесь присутствует? (Это   песня   ­   мечта   о   высокихстремлениях.   Образ   Маленького   принца   возник   из одноименной   сказочной   повести   Антуана   де   Сент­ Экзюпери.) О   чём   говорится   в   сказке?   Кто   такой   маленький принц? (Маленький   принц  ­  мальчик  с  очень  далёкой планеты,   который   очень   любил   путешествовать. Однажды   он   попал   и   на   нашу   планету.   Его путешествия принесли ему знания главных истин на свете:   что   такое   любовь   и   дружба,   что   такое ответственность за другое живое существо и что всё это и составляет главное богатство жизни, а вовсе не   деньги   и   власть.   Он   очень   удивился,   что   такое понимание жизни недоступно очень многим людям, которых повстречал на своём пути маленький принц: Королю   ­   который   был   горд   своим   величием, Звездочёту  ­  который  только и делал,  что считал своё   богатство,   Пьянице   ­   который   искал   своёсчастье   в   вине,   и   только   Лётчику,   встретившему Маленького принца в конце его путешествия к людям, открылись   эти   пронзительные   в   своей   чистоте истины,   которые   поведал   ему   маленький, затерявшийся в пустыне ребёнок. И с той поры для Лётчика   и   для   всех   нас,   узнавших   от   него   эту историю,   Маленький   принц   и   его   далёкая   планета стали воплощением высокой сказочной мечты.) Диапазон   у   песни   достаточно   широкий,   поэтому обращаем   внимание   на   лёгкое,   полётное, нефорсированное   звучание   как   самых   низких,   так   и самых высоких звуков. (Хоровое исполнение песни). 4. Песни о главном. ­ А сейчас мы обратимся к ещё одному воспоминанию о песне   ­   оно   из   повести   «Последний   поклон»   Виктора Петровича   Астафьева.   Автор   описывает,   как   ещё мальчиком   он   с   бабушкой   ходил   на   рассвете   заземляникой   и   как   встретило   их   то   далёкое   туманное утро. «Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и побрели   по   нему,   как   по   мягкой,   податливой   воде, выбредали из него медленно и бесшумно. Вот он уже по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу из­за дальних   увалов   плеснулось   яркое   и   празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на камнях, на валежинах,   на   упругих   шляпках   молодых   маслят   и   в каждой травинке. Над   моей   головой   встрепенулась   птичка,   стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым ­ голосом, как будто она и не спала, будто все время была начеку: «Тить­тить­ти­ти­рри­и...» ­ Что это, баба?­ спросил я шёпотом. ­ Это зорькина песня.­ Как? ­ Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает. И правда, на голос зорьки (так в наших краях называют зорянку)   ответило   сразу  несколько   голосов­   и  пошло, пошло! С неба, с сосен, с берёз ­ отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много, и были они один звонче другого, и все­таки зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась громче, яснее других. Зорька   улавливала   какие­то   мимолётные,   почти незаметные   паузы   и   вставляла   туда   свою   сыпкую, неудержимо радостную песню. ­   Зорька   поёт!   Зорька   поёт!   ­   закричал   я   и   запрыгал неизвестно отчего.­ Зорька поёт, значит, утро идёт,­ сказала бабушка, и мы поспешили   навстречу   этому   утру   и   солнцу,   медленно поднимающемуся   из­за   увалов.   Нас   провожали   и встречали   птичьи   голоса:   нам   низко   кланялись обомлевшие от росы и притихшие от песен сосенки и ели, рябины и берёзы. В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники.   Я   наклонился,   взял   пальцами   чуть шершавую, ещё только с одного бока опалённую ягодку и   осторожно   опустил   ее   в   бокал.   Руки   мои   запахли лесом, травой и этой яркой зарею, разметавшей ел по всему небу. А птицы все так же громко и многоголосо славили утро и   солнце,   и   зорькина   песня,   песня   пробуждающегося дня, вливалась в моё сердце и звучала, звучала, звучала... Да и по сей день неумолчно звучит». Беседа о прочитанном.О чем она, эта зорькина песня? Почему она звучит в душе   автора   вечно,   не   умолкая?   Как   вы думаете? (Потому что она родом из детства: о доме, бабушке, о самом сокровенном и близком.) Вениамин Ефимович Баснер (1925­ 1996),   советский   и   российский   композитор,   народный артист   РСФСР   (1982)Сколько   таких   песен   ­   добрых, тихих и светлых – написано об ушедших днях детства, опервых рассветах, первых дорогах. У каждого человека звучит в душе песня, близкая только ему. Вы можете рассказать   о   своей   любимой   песне? (Заслушиваются ответы учащихся). ­ А сейчас мы с вами послушаем одну из самых лучших и   трогательных   песен,   которая   называется   «С   чего начинается Родина?». Музыку к этой песне написал В. Баснер, слова М. Матусовский. (Слушание песни). ­   Какие   чувства   вызвала   у   вас   эта   песня? (Очень хорошая, добрая песня, вызывает чувство гордости, любви.) ­ А что для вас Родина? (Для меня ­ мамины руки, голос, родной двор, дом, родители и т. д.) Итог урока. Слушая   эту   песню,   мы   понимаем,   как   много   можно высказать в одном небольшом произведении. Хорошая песня ­ целый мир: иногда она трогает душу сильнее,чем самое серьёзное и сложное сочинение. Может быть, это   происходит   оттого,   что   в   песне   чувства   и стремления   человека   находят   своё   прямое, непосредственное   выражение.   Песня   поддерживает человека   в   его   радостях   и   невзгодах,   вдохновляет   во всех начинаниях, утешает в трудную минуту. Вопросы и задания: 1. Что вы узнали о песне? 2. Вспомни известные тебе русские народные песни. О чем   в   них   поётся?   Как   в   музыке   передаётся   их содержание? 3. Сравни   два   приведённых   фрагмента   из воспоминаний Ю. Нагибина и В. Астафьева. О каких песнях   они   писали?   Можно   ли   сказать,   что   между этими песнями есть что­то общее? 4. Дневник музыкальных наблюдений, стр. 11­12.­ Следующий урок у нас с вами будет обобщающим; в начале урока вы ответите на вопросы тестов, затем мы с вами поговорим о пройденном за эту четверть материале с опорой на дневники музыкальных наблюдений.   Урок 9 Тема: Урок­обобщение. Цель урока: обобщить пройденный материал за период  обучения в первой четверти. Материалы к уроку: тестовые задания, музыкальный  материал, портреты композиторов. Ход урока. Организационный момент. В начале урока детям раздаются тестовые задания по  пройденному материалу (два варианта).Михаил Львович Матусовский  (1915­1990), советский поэт­песенник, лауреат  Государственной премии СССР (1977)Урок открывается песней «С чего начинается Родина?» М. В. Баснера, сл.  М. Матусовского. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?Запись на доске: Соло и тутти «Она еще не родилась, Она – и музыка и слово Содержание: 1. Сочетания тембров музыкальных инструментов. 2. Симфонический   оркестр,   его   инструментальные группы. 3. Выразительные   и   изобразительные   возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента   «Три   чуда»   из   оперы   «Сказка   о   царе Салтане» Н. Римского­Корсакова). Музыкальный материал:1. Н. Римский­Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); «Музыканты». Немецкая народная песня (пение). 2. Характеристика видов деятельности: 1. Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. 2. Понимать   значение   средств   художественной выразительности   (тембров)   в   создании   музыкального произведения (с учётом критериев, представленных  в учебнике). 3. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. Искусство сочетания оркестровых звучностей, есть одна из сторон души самого сочинения…  (Н. Римский­Корсаков)На   прошлом   уроке   мы   узнали   лишь   о   нескольких музыкальных инструментах. Разумеется, и эти и другие инструменты   могут   использоваться   в   «чистом»   виде: практически для каждого из них созданы специальные концерты,   сонаты   и   пьесы.   Кроме   того,   широко применяются и соло различных инструментов, входящих в   многозвучные   оркестровые   сочинения.   В   таких фрагментах   солирующие   инструменты   ещё   ярче обнаруживают   свои   выразительные   возможности,   то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам. Но   чаще   всего   они   участвуют   в   общем   составе симфонического   оркестра,   где   сопоставления   и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового   богатства.   Ведь   именно   сочетания   тембров придают   музыке   такую   выразительность,   делают доступной   передачу   практически   любого   образа,возможности картины   или   настроения.   Это   всегда   чувствовали большие мастера оркестра – Бетховен, Берлиоз, Глинка, Шостакович,   которые,   тщательно   использовали   все выразительные музыкальных инструментов. История   симфонического   оркестра   насчитывает   более трёх   столетий.   За   это   время   был   постепенно сформирован   тот   состав   инструментов,   которым пользуются и современные композиторы. Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов: 1)   струнные   смычковые   (скрипки,   альты,   виолончели, контрабасы); 2)   деревянные   духовые   (флейты,   гобои,   кларнеты, фаготы); 3) медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);4)   ударные   и   клавишные   (литавры,   колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т. д.) Эти четыре группы при их умелом сочетании способны создавать   подлинные   музыкальные   чудеса.   Они поражают   слушателей   то   прозрачностью   звучания,   то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом.  Выразительность   музыкальных   тембров   с   особенно проявляет   себя   в   произведениях,   связанных   с   яркой изобразительностью.   Давайте   ещё   раз   обратимся   к музыкальной   сказке   Н.   Римского­Корсакова   –   опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно­ фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы,   и   различные   чудеса,   представленные   в волшебных звуках оркестра. Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда».   Эти   три   чуда   мы   помним   ещё   по   сказке   А.Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона. Эти   строки   из   пушкинской   «Сказки   о   царе   Салтане» составляют   главное   содержание   музыки   Н.   Римского­ Корсакова. Остров на море лежит, Град на острове стоит, С златоглавыми церквами, С теремами и садами… Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом: Белка в нем живёт ручная, Да чудесница какая! Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт; А орешки не простые, Скорлупы­то золотые.Ядра ­ чистый изумруд; Белку холят, берегут.  Первое   из   трёх   чудес   ­   Белка,   грызущая   орешки   и поющая свою беззаботную песенку. Второе – тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря. И третье, самое чудесное из чудес,­ прекрасная Царевна­ Лебедь. Музыкальное изображение Белки поручено ксилофону и флейте­пикколо.   Обратите   внимание   на   щёлкающий характер звучания ксилофона, точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты­пикколо,   придающий   песенке   Белки   характер насвистывания. Но   только   этим   не   исчерпывается   всё   богатство представлений   о   «первом   чуде».   Второе   проведение мелодии   обогащается   челестой   ­   одним   из   самых­   рисующей   образ «сказочных»   инструментов, хрустального дома, в котором живёт Белка. Там ещё другое диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в скором беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор ­ С ними дядька Черномор ... Музыка   «второго   чуда»   ­   богатырей   ­   нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон,у   на котором выступают богатыри, создаётся различными группами   инструментов,   рисующих   образ   сильный, могучий, несокрушимый. Богатыри   предстают   в   тембровой   характеристике медных   духовых   ­   самых   мощных   инструментов симфонического оркестра. А князя Что Днём Ночью Месяц А во лбу звезда горит. Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы   ­   нежного   и   пленительного   инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещённого луной. есть, отвесть: затмевает, освещает; блестит,   землю   жёнка свет   глаз     не   можно   косой   божий   подПение   Лебедь­птицы   поручено   солирующему   гобою   ­ инструменту,   напоминающему   своим   звучанием   голос водяной птицы. Момент   превращения   Лебедь­птицы   в   Царевну, вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение,   что   кульминация   эпизода   становится подлинным   торжеством   всего   мыслимого   света   и красоты.   Оркестр   в   этот   момент   достигает   высшей полноты   и   яркости.   В   общем   потоке   звучания выделяются   тембры   медных   духовых,   ведущих   свою торжественную мелодию. «Три   чуда»   Н.   Римского­Корсакова   открывают   нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении  достиг такой  живописности, такой неслыханной   красочности,   что   становятся   понятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.Однако важно подчеркнуть и то, что музыка творит и свою   собственную   красоту,   как   творят   её   живопись, архитектура или поэзия. Эта красота, может быть, не выше   и   не   лучше   красоты   реального   мира,   но   она существует   и,   воплощённая   в   чуде   симфонического оркестра,   обнаруживает   перед   нами   ещё   одну   тайну   разгадку   которой   следует   искать   в музыки, пленительном разнообразии её звучаний. Вопросы и задания: 1. Какие   четыре   группы   музыкальных   инструментов включает симфонический оркестр? 2. В   чём   заключается   разница   звучания   между   музыкальными отдельными   оркестром   инструментами? и 3. Как   инструменты   симфонического   оркестра   могут изображать   музыкальный   образ?   Расскажите   напримере одного из «чудес» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского­Корсакова. 4. Назовите ваши любимые музыкальные инструменты. Объясните, почему вы выбрали именно их тембры. Тембры ­ музыкальные краски Содержание: 1. через тембры. Выражение настроений окружающего мира в музыке2. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады   из   симфонический   сюиты   «Шехеразада» Н.   Римского­Корсакова   и   «Полёта   шмеля»   из   оперы «Сказка   о   царе   Салтане»   Н.   Римского­Корсакова); виолончели (на примере «Вокализа» С. Рахманинова в переложении  для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха). Музыкальный материал: 1. Н.   Тема   Шехеразады   из   Римский­Корсаков. симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание); 2. Н.   Римский­Корсаков.   «Полёт   шмеля»   из   оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); 3. С.   Рахманинов.   «Вокализ»   (в   переложении   для виолончели и фортепиано) (слушание);4. И.   С.   Бах.   «Шутка»   из   сюиты   №   2   для   оркестра (слушание); 5. М.   Славкин,   стихи   И.   Пивоваровой.   «Скрипка» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. 2. Определять тембры   при   прослушивании инструментальной   музыки   (с   учётом   критериев, представленных в учебнике).   3. Устанавливать   внешние   связи   между   звуками природы и звучаниями музыкальных тембров.   Искусство сочетания оркестровых звучностей, есть одна из сторон души самого сочинения…  Н. Римский­КорсаковМузыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи.   Подобно   краскам,   выражающим   цветовое богатство   окружающего   мира,   и   многообразие   его настроений,   музыкальные   тембры   также   передают многоликость   мира,   его   образы   и   эмоциональные состояния. Поёт ли человеческий  голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы ­ любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки. Композиторы   никогда   не   создают   такую   музыку, которая может быть предназначена для любого тембра. Каждое,   произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять. Каждому   музыканту   известно,   что   скрипке   присуща особая   певучесть,   поэтому   ей   нередко   поручаются мелодии плавного, песенного характера.   даже   самое   маленькое,Вот,   например,   тема   Шехеразады   из   одноимённой симфонической   сюиты   Н.   Римского­Корсакова.   В   ней слышится   и   прелесть   волшебной   арабской   ночи,   и нежный голос Шехеразады. Не   менее   известна   и   виртуозность   скрипки,   её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной   лёгкостью   и   блеском.   Среди   примеров подобной роли скрипки ­ «Полёт Шмеля» из оперы Н. Римского­Корсакова «Сказка о царе Салтане».  Рассерженный   Шмель,   готовясь   ужалить   Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который   музыка   воспроизводит   с   изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки.   Эта   мелодия   столь   стремительна,   что   у слушателя   действительно   остаётся   впечатление грозного шмелиного жужжания.Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближает её интонацию с живым человеческим голосом ­ глубоким, волнующе­эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели, поражая естественностью тембра   и   дыхания.   Яркий   пример   такого   рода   – «Вокализ» С. Рахманинова. Слово   «вокализ»   означает   вокальную   пьесу   без   слов. Гениальный   «Вокализ»   занимает   особое   место   в вокальной   лирике   Рахманинова.   Рахманинов   написал «Вокализ»   в   1912   году   и   посвятил   его   знаменитой певице   А.   В.   Неждановой.   «Вокализ»   примыкает   к романсам   композитора,   в   истоках   своих   связанным   с русской   песенностью.   Элементы   народного   песенного стиля   органично   вливаются   здесь   в   мелодику, индивидуальностью. отмеченную О   связи   «Вокализа»   с   русской   протяжной   песней яркойговорит широта мелодии, неторопливый и, как кажется, «бесконечный»   характер   её   развития.   Музыка   столь выразительна,   столь   содержательна,   что   композитор счёл   возможным   отказаться   от   поэтического   текста. «Вокализ» хочется назвать русской «песней без слов». Там, где требуются лёгкость, изящество и грация, царит флейта.   Изысканность   и   прозрачность   тембра   в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность. Прелестное Скерцо («Шутка») И. С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра ­ пример такого изящно­юмористического звучания   флейты.   Щебетание   флейты   в   виртуозной манере   такое   грациозное   и   жизнерадостное,   что кажется,   будто   музыка   может   продолжаться   ещё   и ещё…Скерцо ­ «Шутка» ­ так переводится это слово. Но это не всегда «смешная» музыка. Название это закрепилось за   инструментальными   произведениями   острого характера,   с   живыми   интонациями   и   неожиданными музыкальными оборотами. Вопросы и задания: 1. Почему   музыкальные   тембры   можно   сравнить   с красками в живописи? 2. Какие   особенности   отличают   звучание   скрипки? Расскажите на примере темы «Шехеразады» и «Полёта шмеля» Н. Римского­Корсакова. 3. С   каким   тембром   можно   сравнить   звучание виолончели? 4. Как изменился бы характер звучания в «Шутке» И. С.   Баха,   если   бы   вместо   флейты   солировала виолончель?5. Как   вы   считаете,   можно   ли   мелодию,   написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назовите варианты таких замен.Пространство фактуры Содержание: 1. Стремительное движение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». 2. Пространство   фактуры   во   фрагменте   «Утро   в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Музыкальный материал: 1. С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. «Весенние воды» (слушание); 2. Ж. Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию из оперы «Кармен» (слушание) Характеристика видов деятельности: 1. Понимать   значение   средств   художественной выразительности   (фактуры)   в   создании   музыкальногопроизведения (с учётом критериев, представленных  в учебнике). 2. 3. Рассуждать о яркости образов в музыке. Творчески   интерпретировать   содержание   и   форму музыкальных   произведений   в   изобразительной деятельности. Известно,   что   фактура   ­   дословно   «изготовление», «обработка»   (лат.),   а   в   музыке   ­   музыкальная   ткань произведения,   его   звуковая   «одежда».   Если   в   пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса ­   аккомпанементом,   аккордами   гармонии,   то   такая гомофонно­гармонической. фактура Гомофония (от греч. Homos ­ один и phone ­ звук, голос) – тип многоголосия с разделением голосов на главный и сопровождающие. Она имеет множество разновидностей. Основные из них:   называется1. Мелодия с аккордовым сопровождением; 2. Аккордовая   фактура;   это   последовательность аккордов, в которых верхний голос представляет собой мелодию; 3. Унисонная   фактура;   мелодия   излагается   Каждый     «многоголосная». одноголосно или в унисон (лат. один звук). Другой важнейший тип ­ полифоническая фактура, что значит голос полифонической  фактуры  ­ самостоятельная  мелодия. Полифоническая   фактура   связана   прежде   всего   с полифонической   музыкой.   Двух   ­   и   трёхголосные инвенции   И.   С.   Баха,   написаны   в   полифонической фактуре.   «фуга», Такие   понятия, упоминавшиеся   ранее,   относятся   к   полифонической музыке.   Сочетание   гомофонно­гармонической   и   как   «имитация»,средства   мелодии, полифонической   фактуры   можно   найти   в   различных произведениях. Таким   образом,   фактура   ­   это   способ   изложения музыкального   материала:   аккордов, фигураций, подголосков и т. д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти     музыкальной   выразительности, обрабатывает:   ведь   factura,   как   мы   уже   сказали,   есть обработка.   Фактура   неразрывно   связана   с   жанром музыкального произведения, его характером, стилем. Обратимся к романсу С. Рахманинова ­ «Весенние  воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он не только  передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую  стремительность и динамику. Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят ­ Бегут и будят сонный брег,Бегут и блещут, и гласят ... Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!» Весна идёт, весна идёт! И тихих, тёплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней. Радостное   предчувствие   скорой   весны   буквально пронизывает романс. По­особенному светло и солнечно звучит   тональность   ми­бемоль   мажор.   Движение музыкальной   фактуры   ­   стремительное,   бурлящее, охватывающее   огромное   пространство,   подобно мощному и весёлому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного почувству и настроению недавнему оцепенению зимы с её холодной тишиной и бестрепетностью. В   «Весенних   водах»   ­   чувство   яркое,   открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка романса как будто намеренно построена таким образом,   чтобы   избежать   всего   успокаивающего, убаюкивающего.   Окончания   почти   всех   мелодических фраз   ­   восходящие;   они   содержат   даже   больше восклицаний, чем стихотворение. Важно   также   отметить   и   то,   что   фортепианное сопровождение   в   этом   произведении   не   просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по   силе   выразительности   и   изобразительности   порой превосходящий даже солирующий голос!Любовь земли и прелесть года, Весна благоухает нам! – Творенью пир даёт природа, Свиданья пир даёт сынам!.. Дух жизни, силы и свободы Возносит, обвевает нас! .. И радость в душу пролилась, Как отзыв торжества природы, Как Бога животворный глас! .. Эти   строки   из   другого   стихотворения   Ф.   Тютчева   ­ «Весна» звучат как эпиграф к романсу ­ может быть, самому   радостному   и   ликующему   в   истории   русской вокальной лирики. Огромную   роль   выполняет   фактура   в   тех произведениях,   где   необходимо   передать   идею музыкального пространства.Одним   из   примеров   может   служить   Антракт   к   III действию   из   оперы   Ж.   Бизе   «Кармен»,   которая называется «Утро в горах». Уже   само   название   определяет   характер   музыки, рисующей   яркую   и   выразительную   картину   утреннего горного пейзажа. Слушая   данный   фрагмент,   мы   буквально   видим,   как первые   лучи   восходящего   солнца   нежно   касаются высоких   вершин   гор,   как   постепенно   они   опускаются всё   ниже   и   ниже   и  в   момент   кульминации   как   будто заливают   своим   ослепительным   сиянием   всё необозримое горное пространство. Начальное   проведение   мелодии   даётся   в   высоком регистре. Её звучание по отношению к аккомпанементу составляет диапазон трёх октав. Каждое последующее проведение   мелодии   даётся   по   нисходящей   линии   –голоса   сближаются,   динамика   нарастает,   наступает кульминация. Итак, мы видим, что в фактуре запечатлевается всё, что связано   с   выразительностью   музыкального   звучания. Одинокий   голос   или   мощный   хор,   стремительное движение воды или бескрайнее горное пространство – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный   покров»   фактуры,   всегда   новый, неповторимый, глубоко своеобразный. Вопросы и задания: 1. Какие чувства выражены в романсе «Весенние воды» С.   Рахманинова?   Как   эти   чувства   выражаются   в фактурном изложении произведения? 2. За   счёт   чего   создаётся   впечатление   музыкального пространства в музыкальном антракте «Утро в горах» Ж. Бизе?3. Вспомните,   в   каких   музыкальных   жанрах используется   фактурное   пространство   значительного диапазона. С чем это связано? Хоровая музыка в храме Цели   урока:   раскрыть   понятие   хоровой   музыки; развивать умение отличать музыку духовную от музыки светской. Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, репродукции картин, фотографии. Ход урока: Организационный момент: Урок   начинается   с   произведения   Д.   Бортнянского «Херувимская песнь» в исп. детского хора «Весна».­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет  её, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом  божественное пение».                                                               (Иоанн Златоуст) Сообщение темы урока: ­   Ребята,   вообразите   себе   хоровое   звучание   ...   Не ошибусь,   если   скажу,   что   большинство   из   вас представили себе какую­либо духовную музыку. Может быть,   всплыло   в   памяти   народное   хоровое   пение   или оперный хор и т. д. Во всех этих хоровых жанрах естьнечто   общее.   Именно   о   хоровых   жанрах   и   хоровом пении мы будем говорить на уроке. Работа по теме урока: 1. Происхождение хоровой музыки. ­   Словом   «хор»,   которое   произошло   от   греческого «choros»   и   латинского   «chorus»,   что   означает   толпа, собрание,   называют   коллектив   людей,   исполняющий вокальную   музыку   и   произведения,   сочиненные   для этого коллектива. Конечно, не всякий коллектив можно назвать   хором.   Хор   отличается   значительно   большим числом исполнителей. Давайте   вспомним,   какие   бывают   хоры,   начнём   с состава   исполнителей.   Детские,   мужские,   женские, смешанные   ­   когда   одновременно   или   в   разных сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и мужские голоса.)Правильно,   а   ещё   какими   бывают   хоры? (Одноголосными, когда все вместе поют одну мелодию, и   многоголосные,   когда   у   каждого   голоса   своя мелодия.) Ребята,   а   как   ещё   называют   одноголосие?   (Унисон.) Правильно. Своеобразные формы многоголосного пения создали   русские   певцы.   Основную   мелодию   они расцвечивают разными подголосками, которые свободно варьируют. Получается необыкновенно красиво. А ещё некоторые   хоры   поют   с   сопровождением   и   без сопровождения,   я   думаю,   вы   это   заметили.   Как называется   пение   без   сопровождения?   (Пение   без сопровождения называется «а капелла».) О самой ранней хоровой музыке известно то, что она была   составной   частью   культового   группового   танца. Хорошо знакомые нам хороводы ­ это самый древний тип   коллективного   музицирования,   связанный   собрядами   и   ритуалами   разных   народов.   А   поскольку обрядовая   сторона   жизни   не   была   отделена   от повседневной   деятельности   человека,   то   от   этого неделимого   корня   хоровой   музыки   пошли   два родственных начала: духовное и светское. Как   вы   думаете,   ребята,   откуда   произошла   хоровая музыка? (Наверное,   как   и   песня,   из   жизни.) Она возникла   там,   где   собирались   люди   для   совместного труда   и   отдыха:   сначала   в   народных   хороводах,   во время жатв и сенокосов, на крестьянских праздниках и просто   в   спокойной   домашней   обстановке   хотелось помечтать, поговорить о жизни. Народная   хоровая   музыка,   подобно   народной одноголосной   песне,   произросла   непосредственно   из жизни,   поэтому   ее   тематика,   сюжеты   и   образы рассказывают нам о характере людей и местах, где онижили,  так  же ярко и достоверно,  как  и  все  народное искусство. Однако   в   хоровой   музыке   есть   и   много   своего.   Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают особая мощь   и   слаженность   звучания.   В   народном   хоровом пении слышится шум суровых лесов, могучее течение великих рек ­ вся многогранная жизнь народа. Сейчас мы с вами послушаем русскую народную песню «Есть на Волге утёс». Слушание   музыкального   произведения:   русская народная   песня   «Есть   на   Волге   утёс»   в   исполнении Волжского   русского   народного   хора   им.   П.   М. Милославова. ­   Что   вы   можете   сказать   о   прозвучавшей   песне? (Прозвучала русская народная песня «Есть на Волге утёс» в исполнении смешанного хора. Музыка звучаласурово,   серьёзно,   медленно.   Представляется   этот высокий   утёс,   весь   обросший   лесом;   орёл, прилетающий терзать своих жертв. Такое мощное, могучее   звучание,   которое   задевает   душу   каждого человека.) 2. Хоровое пение и религия. ­ Культовое хоровое пение было чрезвычайно развито во втором тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте, Вавилоне, Палестине, Сирии, Индии, в Древней Греции и в   Древнем   Риме.   Унаследовало   эту   обрядность   и христианство.   Однако   с   разделением   христианства   на католицизм   и   православие   в   каждой   из   этих   церквей сложились различные музыкальные традиции. Так, римско­католическая церковь продолжила древний обычай   использования   музыкальных   инструментов, сопровождающих   хоровое   пение.   Византийская православная   церковь   выработала   церковный   хоровойстиль   без   сопровождения   «а   капелла»   и   запретила инструментальную музыку в церкви. С   давних   пор   церковный   храм   был   храмом   музыки. Прихожане   собирались   в   храмах   для   совместной молитвы,   и   в   их   пении   слышались   отзвуки   небесной гармонии,   искренность   и   чистота   чувства,   живущие   в людях   вопреки   их   заблуждениям.   Музыка   обращала души и чувства верующих к Богу лучше, чем слово. Ведь многие простые люди не всегда понимают слова молитв. Другое дело ­ музыка, с помощью которой сердца людей в едином порыве обращались к Богу. Слушание   музыкального   произведения   «Тебе   поём»   в исполнении мужского хора «Православные Певчие». Русская хоровая музыка имеет исключительно богатые традиции,   связанные,   прежде   всего,   с   народным творчеством.   Церковная   музыка   в   старой   России   не теряла  связи  с народной жизнью. Церковь никогда  неоставалась в стороне от главных событий человеческой жизни,   в   церкви   совершались   таинства   крещения   и причастия,   венчание   и   благословение   человека   в последний   путь.   Церковные   праздники   отмечались повсеместно на Руси, они были частью уклада русской жизни. Приведите праздников. (Рождество, Благовещение, и т.д.) Да, образ России всегда ассоциировался с церковью, с колокольным звоном, с церковным пением. Учащиеся вспоминают песню «Вечерний звон» на слова И. Козлова, одноимённую картину И. Левитана. Слушание музыкального произведения «Вечерний звон» в исполнении хора Новоспасского монастыря.     Пасха, примеры   церковных Троица,Беседа   с   детьми   о   картинах,   представленных   в учебнике. ­ Прочитайте текст на стр. 93 учебника (1­й абзац). Вслушайтесь в названия московских улиц ­ в них до сих пор   звучат   имена   городских   монастырей   и   храмов: Воздвиженка   (по   церкви   Воздвижения   Креста), Якиманка   (по   церкви   в   честь   Иоакима   и   Анны   ­ родителей   Богородицы),   Рождественка,   Петровка, Сретенка... Облик русских городов с их белокаменными храмами и церквями   запечатлён   в   музыке   многих   русских композиторов. Среди ярчайших музыкальных образцов – вступление   к   опере   М.   Мусоргского   «Хованщина», получившее   название   «Рассвет   на   Москве­реке». Оркестровому   вступлению   Мусоргский   придал, казалось бы, характер жанровой картины.Над   Красной   площадью   занимается   рассвет.   Кричат петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся стрельцов.   Раздаётся   колокольный   звон.   В   свои   права вступает яркое, солнечное утро. Все эти моменты нашли своё воплощение в музыке. Из тонкой паутины звуков, как бы воссоздающих прозрачность и свежесть утренних   вырастает   песенная   тема   необычайного красок, благородства и чистоты мелодичных очертаний. Близкая   по   своему   складу   и   принципу   развития   к народной   песне,   эта   тема   является   воплощением духовной   красоты   русского   народа.   Спокойная   и величавая,   она   отразила   и   необъятность   русских просторов и привольную гладь русских рек. Вместе   с   тем   в   ней   звучит   взволнованное   лирическое чувство, пробуждающееся в душе человека при мысли о родной стране. Так картинность переплетается в музыке с   выражением   лирических   чувств,   с   глубокимпсихологическим содержанием. Через частную картину из жизни старой Москвы композитор воплотил гораздо более   широкий,   обобщённый   образ   ­   образ   Руси   и русского народа. Слушание   музыкального   произведения:   вступление   к опере   М.   Мусоргского   «Хованщина»   «Рассвет   на Москве­реке». Однако   не   только   внешний   облик,   но   и   внутреннее убранство   храма   было   отмечено   печатью   «великой красоты».   Церковное   искусство   соединяло   в   себе   все искусства.   Оно   создавалось   усилиями   архитекторов   и живописцев,   музыкантов   и   певчих.   В   нем   все   было цельно, все ­ от строения храма до мелодии распева ­ подчинялось   одной   идее,   идее   духовного   очищения, восхождения. Вера   на   Руси   называется   православной.   Одной   из особенностей   православного   богослужения   являетсяхоровое   пение   без   инструментального   сопровождения. Православное   пение   долгие   века   было   такой   же неотъемлемой   частью   русской   культуры,   как архитектурный облик церквей, городов и посадов. Тесная   спаянность   хорового   пения   со   всем   укладом русской жизни была связана с годовым богослужебным циклом,   который   строго   соблюдался   по   всей   Руси. Каждому   событию   этого   цикла   соответствует   особое богослужение   и   –   соответственно   ­   свой   круг песнопений.   Вечерня,   Утреня,   Литургия   ­   основные суточные службы (вечером, утром и днём), которые в дни   больших   праздников   служатся   без   перерыва. Соединение   служб   получило   название   «Всенощное бдение».  «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое;Да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» Во   время   служб   исполняется   много   молитв.   Одна   из главных   –   «Отче   наш»   (также   молитва   Господня)   ­ главная   молитва   в   христианстве,   заповеданная,   по преданию,   самим   Иисусом   Христом.   Музыкальный облик   этого   песнопения   традиционно   строг,   в   нем преобладает   речитативный   склад,   что   подчёркивает важность каждого слова этой молитвы. Слушание Чайковский «Отче наш». ­   Музыка   христианского   храма   подарила   людям, верующим   и   неверующим,   замечательные   образцы произведения: П.     музыкальногомузыкального   искусства.   Для   церкви   писали   музыку лучшие   композиторы.   Церковная   музыка   стала украшением концертных залов всего мира. 3. Вокально­хоровая работа. ­   Сейчас   мы   с   вами   продолжим   разучивать замечательный романс «Жаворонок». Кто авторы этого романса? (Музыка написана М. И. Глинкой, слова ­ Н. Кукольником.) Проводится   работа   над   интонацией,   дыханием   и артикуляцией. Итог урока: ­ Пение в хоре ­ одна из самых больших человеческих радостей.   Развитая   хоровая   культура   народа свидетельствует о развитости его общей культуры, ибо хоровая музыка обладает могучим облагораживающим воздействием на человека.Вопросы и задания: 1. Почему,   иногда   хочется   петь   одному,   а   иногда вместе с другими людьми, хором? 2. Назовите различные виды хорового пения. 3. Приготовьте   небольшой   рассказ   о   деятельности какого­либо известного вам хорового коллектива. Мир человеческих чувств.Цели урока: развивать умение выделять, прослеживать особый внутренний мир личных переживаний человека через музыку композиторов­романтиков. Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов. Ход урока: Организационный момент. Звучит произведение «Жаворонок» М. И. Глинки. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Проникая глубже в тайны гармонии, научись выражать наиболее тонкие оттенки чувств».                                                (Р. Шуман) Сообщение темы урока. ­ Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о романсе.