Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс)
Оценка 4.9

Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология +1
8 кл
08.06.2017
Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс)
Тема урока «Мочевыделительная система. Строение и функции почек» Тип урока: изучение нового материала Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями. Задачи урока: Образовательные • Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы • Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почек в связи с выполняемыми функциями Воспитательные • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни. Развивающие • Развивать приемы критического мышления на примере работ с текстом, таблицами • Умение давать объяснения биологическим терминам Оборудование: • карточки (раздаточный материал) • презентация «строение и функции почек» • видеоматериал: «мочевыделительная система», «процесс образования и выделения мочи» Формы и методы обучения: - фронтальная беседа; - выполнение дифференцированных заданий; - постановка и решение проблемных вопросов; - творческая самостоятельная работа Основные термины и понятия: Почка: корковый слой, мозговой слой (почечные пирамиды), почечная лоханка. Нефрон: капсула, каналец, капиллярный клубочек. Первичная и вторичная моча. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал.Тема урока «Мочевыделительная система. Строение и функции почек» Тип урока: изучение нового материала Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями. Задачи урока: Образовательные • Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы • Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почек в связи с выполняемыми функциями Воспитательные • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни. Развивающие • Развивать приемы критического мышления на примере работ с текстом, таблицами • Умение давать объяснения биологическим терминам Оборудование: • карточки (раздаточный материал) • презентация «строение и функции почек» • видеоматериал: «мочевыделительная система», «процесс образования и выделения мочи» Формы и методы обучения: - фронтальная беседа; - выполнение дифференцированных заданий; - постановка и решение проблемных вопросов; - творческая самостоятельная работа Основные термины и понятия: Почка: корковый слой, мозговой слой (почечные пирамиды), почечная лоханка. Нефрон: капсула, каналец, капиллярный клубочек. Первичная и вторичная моча. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал.
био 8.doc
Дата: ______                Предмет: Биология              Класс: 8              № урока: ___ Тема урока: Органы равновесия, кожно­мышечной чувствительности, обоняния и вкуса Цель: сформировать у учащихся знания о значении каждого из анализаторов в жизни  человека, об их взаимодействии и взаимном контроле. Задачи  Образовательные: сформировать у учащихся понятия о вестибулярном аппарате,  мешочках, полукружных каналах, волосковых клетках, мышечном чувстве, кожной  чувствительности, вибрационном чувстве, осязании, обонятельных клетках, вкусовых  сосочках, вкусовых рецепторах Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения на основе  знаний о значении каждого из анализаторов в жизни человека, воспитывать  гигиеническое, медицинское воспитание Методы: словесный (рассказ с элементами беседы), наглядный (демонстрация таблиц, иллюстраций учебника) Комбинированный урок: Фронтальная беседа Работа по карточкам (индивидуальная), см.Приложение. Оборудование: таблица « Слуховой анализатор», «Обонятельный и вкусовой  анализаторы». Ход урока I. Организационный момент У. Здравствуйте! Садитесь! В. кто сегодня отсутствует? О.  II Проверка домашнего задания У. проверим домашнее задание, закрываем тетради, книги. Раздаю карточки с вопросами, подпишите листок, число, имя, фамилия и класс Даю вам время 15 минут (собираю карточки) У. ответьте на вопросы В. при стрельбе, при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему? О. мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может  порвать ее. С целью выравнивания давления на барабанную перепонку с внешней и  внутренней сторон рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдет  выстрел или взрыв. В. ритмические колебания жидкости у улитке уха, возникающие под влиянием  музыки, рефлекторно повышает тонус мышц. Почему под музыку приятно идти,  делать гимнастику, танцевать? О. ритм делает движения точными. Если тонус мышц повышается, то все движения  облегчаются, утомление наступает медленнее. В. сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление,  бессонницу, психические заболевания. Какие меры можно предложить, чтобы  уменьшить воздействие шума человека? О. соблюдение тишины в общественных местах, увеличение зелени в городах, т.к.  деревья заглушают шум, индивидуальные защитные средства от шума на шумных  производствах. III. Объяснение нового материала У. ребята, какое значение для человека имеет чувство равновесия? О. постоянное поддержание равновесия необходимо дл нормальной ходьбы, бега У. верно  У. тема нашего урока, Тема: « Органы равновесия, мышечного и кожного чувства,  обоняния вкуса». У. положение нашего тела непрерывно контролируется специальным органом  равновесия – вестибулярным аппаратом. С его помощью мы можем выполнять  сложные движения, например, занимаясь спортом. Запишите определение Вестибулярный аппарат – специальный орган равновесия, непрерывно  контролирующий положение нашего тела. У. Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трех полукружных каналов.  Каналы расположены в трех взаимоперпендикулярных направлениях. Это соот­ ветствует трем измерениям пространства (высоте, длине, ширине) и позволяет  определять положение и перемещение тела в пространстве. Рецепторы вестибулярного аппарата представляют собой волосковые клетки. Они  находятся в стенках мешочков и полукружных каналов. Мешочки заполнены густой  жидкостью, в которой находятся небольшие кристаллики солей кальция. Если голова  находится в вертикальном положении, давление приходится на волоски клеток,  находящихся на дне мешочка. Если положение головы меняется, давление смещается  на боковые его стенки (рис. 109). Полукружные каналы представляют собой, как и мешочки, замкнутые резервуары с  жидкостью. При вращательных движениях тела жидкость в определенном канальце  либо отстает в движении, либо продолжает двигаться по инерции, приводя к  отклонению чувствительных волосков и возбуждению рецепторов. От рецепторов вестибулярного аппарата нервные импульсы идут в центральную  нервную систему. На уровне среднего мозга центры вестибулярного анализатора  образуют тесные связи с центрами глазодвигательного нерва. Этим, в частности, и  объясняется иллюзия движения предметов по кругу, после того как мы прекращаем  вращение. Вестибулярные центры тесно связаны с мозжечком и гипоталамусом, из­за чего при  укачивании у человека теряется координация движения и возникает тошнота.  Заканчивается вестибулярный аппарат в коре больших полушарий. У. в стенках наших мышц и сухожилий находятся рецепторы, регистрирующие  растяжение и степень сокращения мышц. Рецепторы постоянно посылают в мозг  нервные импульсы, соответствующие положению мышцы. Более того, человеку  достаточно представить будущее движение, как рецепторы определяют, на какую  величину мышца должна сократиться, чтобы это движение осуществилось. В начале  приобретения спортивного или трудового навыка, человек вынужден контролировать  зрением каждое свое движение. После того, как навык выработан, надобность в зрительном контроле отпадает. Например,  программист набирает текст не глядя на клавиатуру, а пианист не смотрит на клавиши перед тем, как взять аккорд. Контроль мозга за этими движениями становится  автоматическим. Значение мышечного чувства особенно возрастает при ослаблении или потере зрения. В космических полетах у человека отсутствует привычное мышечное чувство.  Отсутствие «земной» тяжести скелетных мышц входит в общее ощущение  невесомости. Запишем определение Кожа – это важнейший приемник информации от окружающего нас мира. Кожа  воспринимает прикосновения и давление, тепло и холод и наконец, боль. Боль ­ это очень важный сигнал мобилизации на борьбу с опасностью. К болевым  ощущениям человек привыкнуть не может. А к температурным воздействиям человек  легко привыкает.  На основе тактильных ощущений может быть развито вибрационное чувство, т.е.  способность распознавать и оценивать вибрацию. Для слепоглухонемых людей  ощущение вибрации становиться одним из способов замены слуха. Запишем  Осязание – кожное чувство, связанное с ощупыванием предметов. Оно создается  благодаря специальным рецепторам. Их больше всего на подушечках пальцев, на губах и на кончике языка. Главным органом осязания у человека является рука. У. мир заполнен разными запахами. Запахи имеют большое значение в жизни человека.  Они сигнализируют о предстоящих событиях: например, обнаружен запах бытового  газа – значит, надо перекрыть газовые краны, ощущается запах несвежей пищи – надо  отказаться от нее. В самой верхней части носовой полости расположен орган обоняния. Запишем Орган обоняния – это скопление обонятельных рецепторов, имеющих булавовидную  форму и снабженных ресничками. Зарисуйте орган обоняния рис.111 под буквой Б на с.261 У. Вкус­ ощущение сложное. Оно, как правило, возникает при восприятии пищи  одновременно с запахом. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка – на вкусовых сосочках. Разные участки языка по – разному ощущают вкус:  Кончик языка – сладкий вкус Корень языка – горький вкус Боковые края – кислый вкус Передняя и боковые части – соленый вкус Рядом со вкусовыми сосочками находятся железы, выделяющие жидкость, которая  непрерывно омывает сосочки. В. что такое иллюзия? О. ложное восприятие Найдите страницу, где есть цифра 8, оба кружка ее кажутся одинаковыми.  Переверните страницу шрифтом вниз В. что вы видите? О. верхний кружок восьмерки кажется меньше У. верно! Возникновению иллюзии может способствовать физическая и  психологическая причина. Вы уже знаете, что слуховой анализатор связан со зрительным, а зрительный с  мышечным и вестибулярным, вкусовой – с осязательным обонятельным  анализаторами. Если у человека нарушается один из анализаторов, то обостряется  действие другого. III Закрепление У. что вы сегодня узнали на уроке? О. мы узнали о значении вестибулярного аппарата, что такое мышечное чувство,  осязание, обоняние, орган вкуса, что иллюзорные восприятия исправляются  практикой, как анализаторы связаны между собой  У. запишите домашнее задание  Подготовиться к контрольной работе, повторить темы: «Покровные органы;  Терморегуляция; Выделение; Нервная система; Анализаторы; Органы чувств» Урок закончен. До свидания!

Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс)

Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс)

Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс)

Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс)

Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс)

Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс)

Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс)

Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс)

Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс)

Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017