Урок по чтению. Тема: М. М. Зощенко «Золотые слова».
Оценка 4.8

Урок по чтению. Тема: М. М. Зощенко «Золотые слова».

Оценка 4.8
Интерактивная доска +2
docx
русская литература
3 кл
25.04.2018
Урок по чтению. Тема: М. М. Зощенко «Золотые слова».
Презентация.
Публикация является частью публикации:
25.04 чтение.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАРМОНИЯ» г.МОЖАЙСКА

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

 

 в 3классе «В»

 

по теме:

М. М. Зощенко «Золотые слова».

 

Учитель начальных классов: Ермошенкова Е.Л.

 

25.04.18

 

Предмет Чтение

Класс 3

УМК «Школа России»

Учебник:  Чтение 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В.2ч  Авторы:Л.Ф.Климанова,, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2013

Тема: М. М. Зощенко «Золотые слова».

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, эвристический.

Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная, групповая.

Оборудование: тесты, дидактический материал для чтения, карточки с заданиями, портрет писателя, проектор, презентация, учебник

Цель:развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко;создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом, ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимать учебную задачу урока, стремиться к её выполнению;

- проявлять мотивацию учебно  – познавательной деятельности и личностного смысла учения.

- осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.

Метапредметные :

Регулятивные УУД:

- формулировать учебную задачу урока;  рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- уметь высказывать свое предположение;

- оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

-создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям.

Познавательные УУД:

- выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.

-привививать любовь  к книгам и чтению.

Оборудование : Учебник по чтению 3 класс, компьютер, проектор, интерективная доска, презентация, выполненная в программе  Power Point , раздаточный материал ( листы с  задание для групповой работы.

 

 

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Мотивация

(самоопределе-ние)

 к учебной деятельности.

Включение в деловой ритм.

– Ребята, улыбнитесь  друг другу, мне, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”

-Мы сегодня познакомимся с творчеством еще одного писателя,будем рассуждать,что же он хотел нам поведать. Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Личностные УУД- смыслообразование , проявление интереса к изучаемому предмету

Коммуникативные УУД – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Проверка домашнего задания.

Но сначала скажите над каким произведением, мы работали на прошлом уроке? (А.Платонов «Еще мама»).

Что поняли из этого рассказа?

Встали в  два круга, напротив друг друга, поделитесь ответом со своим товарищем. Теперь громко отсчитали 4 человека вправо, передвигаясь по кругу, и дайте им 5,ответьте ему. (так 3 раза)

Сели. Кто ответит?

Перескажите текст кратко.

Один ученик пересказывает рассказ.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

- уметь высказывать свое предположение;

Познавательные УУД:

выделять основную мысль произведения,

Актуализация знаний

А теперь посмотрите на доску.

-Кто знает этого писателя?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Зощенко был писателем – сатириком. Давайте посмотрим в толковом словаре, значение слова – сатира и сатирик.

В чем отличие  произведений  М.М.Зощенко?

 Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.

 

 

 

 

  Посмотрите на выставку книг. Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».

С какими произведениями мы уже знакомы?   Какие произведения М.Зощенко вы слышали или читали самостоятельно?

 

На доске записаны два слова: Этика, этикет.

Что общего у этих слов?

Кто сможет дать объяснения эти словам?

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

 

Слайд 1-5

Ученик.

Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.

Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

Слайд   6

Вызванные ученики  находят и зачитывают определение в словаре .

Сати́ра (лат.satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств.

Сатирик — писатель, осмеивающий современные пороки и слабости.

Слайд 7,8

 

 

 

 

 

 

 

Это однокоренные слова.

Уч-ся пытаются объяснить лексическое значение слов.

 

 

 

 

 

Слайд 9-11

 

Человек, который следует правилам этикета – это воспитанный человек. Слайд12

 

Регулятивные  УУД- уметь высказывать свое предположение;

- оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД-  выделять основную мысль, делать выводы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД-  выделять основную мысль, делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

 

 

Работа над новой темой.

 

. Сообщение темы, цели урока.

Попробуйте определить тему урока.

Как мы уже говорили, М. Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе,  над которым  смеются тысячи читателей.

 

 

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». Может быть, кто-то из вас в героях рассказа узнает себя.

Ребята, а как вы понимаете смысл названия рассказа? Почему так думаете?

Какие слова могут считаться «золотыми»?

 

 

 

А «золотые слова» –это какие в нашем понимании? Напишите каждый по одному слову на листочке.

Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда.  Сейчас мы узнаем, кто больше знает «волшебных слов»?

Зная тему урока, попробуем сформулировать задачи. Организую совместного составления  плана действий.

Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова.

1.     Словарная  работа.

Объясните слова:

 

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

(Во–первых, на стол ставилась вкусная еда.И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.)

Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно –излишне свободно и непринуждённо  в обращении с другими.

(В виду того что дети, действительно вели себя развязно и тем самым они не оправдали наших надежд ….)

Раскаяться –сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать  испытывать сожаление об этом.

Игра-задание «Найди соответствие», ребята работают в парах. Проверяем

М.М.Зощенко «Золотые слова» - прослушивание аудиозаписи.

Поделитесь  впечатлениями от услышанного рассказа. Какой вывод вы для себя сделали.

Рассказ называется «Золотые слова»,   слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка. звукозапись(1 часть заканчивается  предложением:«…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.

От чьего имени ведётся рассказ?

 

 

Почему дети любили ужинать со взрослыми?   Найдите  и  прочитайте  об  этом.

Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

Как наказал отец Миньку и Лёлю?

Расскажите как,  нужно себя вести за столом во время еды.

Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

 

Лексическая работа.

Объясните,  как  вы понимаете устойчивые словосочетания.

Объясните,  как  вы понимаете устойчивые словосочетания.

Тараторила без конца –говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие - исправить положение.

Учащиеся высказывают предположения.

(Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.)

Слайд13

Слово «золотые» употреблено в переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.

 

 

  

 

Пишут на листках. Поделитесь друг с другом.

 

 

 

 

 

 

Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте.

 

 

Слайд14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети разбегаются по ответам.

Всегда слушаться взрослых.

Всё делать с учётом изменившейся ситуации.

Никогда не вмешиваться в разговоры старших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.

Свои ответы дети подтверждают словами из текста.

Работа в группах по 2 человека. Дети советуются и дают объяснение.

Слайд 15,16

Познавательные УУД – самостоятельное выделение – формулирование познавательной задачи;

Регулятивные УУД – высказывать свое предположение (целеполагание)

 

 

Регулятивные, прогнозирование.

Познавательные УУД –выдвижение гипотез и их обоснование.

 Личностные –  проявлять мотивацию учебно  – познавательной деятельности и личностного смысла учения.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Коммуникативные

- в рамках совместной учебной деятельности слушать других;

- высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

-создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД – формулировка выводов

4.Физ.минутка

Сейчас, мы проверим, насколько вы внимательны.

Учащиеся выполняют команды, только в том случае если учитель скажет «пожалуйста».

Упражнения

1.И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и.п.

2. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.

3. И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 – медленно присесть; 4 – вернуться в и.п.

 

Личностные

проявлять интерес к физическим упражнениям, получать удовольствие от упражнений

 

5.Работа над текстом.

1.     Продолжение чтения произведения

2 остановка. (2 часть заканчивается  предложением:«…А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

Как изменилось поведение Лёли и Миньки?

Почему это произошло?

Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение рассказа до конца.

Почему папа назвал их поведение глупым?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Найди  соответствие,  соотнеси  правую  и  левую  части  высказываний.

2.На доске дается план в деформированном виде. Задание: восстановить правильно порядок событий. Ребята объединяются в группы по 4 человека, каждая группа получает задание

Читают хорошо читающие дети

 

 

Учащиеся отвечают.

 

 

 

Читают хорошо читающие дети

 

Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.

 

 

 

 

 

 

Слайд 17

 

Слайд18

 

Личностные:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимать учебную задачу урока, стремиться к её выполнению;

- проявлять мотивацию учебно  – познавательной деятельности и личностного смысла учения.

Познавательные УУД-  выделять основную мысль, делать выводы .

 

 

 

 

Регулятивные УУД, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные УУД,осознавать познавательную задачу, умение структурировать знания (общеучебные)

Коммуникативные УУД – следить за действиями других участников в совместной деятельности, осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных задач.

7.Итоги урока.

Рефлексия деятельности.

1. Беседа о смысле выражения «золотые слова».

Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

 

 

 

 

Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

Помогает ли понять основную мысль произведения название рассказа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В чем она заключается?  Подойдите к ответу, который закреплен на доске:

« всегда слушаться взрослых;

 всё делать с учётом изменившейся ситуации;

никогда не вмешиваться в разговоры старших»

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой  вывод вы сделали для себя?

 

Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

Мне очень хочется быть воспитанным человеком. Я  знаю волшебные слова и постараюсь, как можно часто применяет их в своей речи. Своим поведением никого не буду ставить в неловкое положение других людей. Чтобы не оказаться на месте героев рассказа, буду всё делать с умом.

 

Вспомните, какие задачи  ставили перед собой.

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

-Какие задания были особенно интересны?

- Оцените свою работу на уроке.

Я узнал (а)…..

Я научился (ась)…..

Чему еще буду учиться…

Взаимное обсуждение оценок за урок.

 

Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд(152 стр.).

Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений.

 

 

 

 

Дети совместно с учителем аргументируют выставление оценок.

 

Познавательные  - ориентируются в своей системе знаний.

Личностные

- объяснять самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет

- оценивать свои достижения, собственную учебную деятельность, степень самостоятельности.

Регулятивные

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями

- осуществлять итоговый контроль

Коммуникативные

- умение строить взаимодействие с учителем и с учащимися

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

-создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям.

 

8. Домашнее задание.

·     Составить краткий пересказ текста.     

·     Выразительное чтение по ролям.

Ребята в группах готовят выразительно чтение любого отрывка по ролям.

Задают уточняющие вопросы. Слайд 22

Регулятивные  - принимают и сохраняют учебные задачи.

 

Приложение

 

Восстановите правильный порядок событий

 

 

                                                  План:

 

 


         Помилование и папины условия.

 


          Папин совет или Золотые слова.

 


          Ужин со взрослыми.

 


          Плохое воспитание или История о пожарном.

 


          Наказание.

 

          Заключение или Золотые слова жизни.

 


          Главное преступление или случай с маслом в чае.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Предмет Чтение Класс 3 УМК «Школа

Предмет Чтение Класс 3 УМК «Школа

Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель

Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Сели. Кто ответит? Перескажите текст кратко

Сели. Кто ответит? Перескажите текст кратко

М.Зощенко был писателем – сатириком

М.Зощенко был писателем – сатириком

Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров

Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова»

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова»

Организую совместного составления плана действий

Организую совместного составления плана действий

М.М.Зощенко «Золотые слова» - прослушивание аудиозаписи

М.М.Зощенко «Золотые слова» - прослушивание аудиозаписи

Найдите и прочитайте об этом

Найдите и прочитайте об этом

Физ.минутка Сейчас, мы проверим, насколько вы внимательны

Физ.минутка Сейчас, мы проверим, насколько вы внимательны

Как изменилось поведение Лёли и

Как изменилось поведение Лёли и

Найди соответствие, соотнеси правую и левую части высказываний

Найди соответствие, соотнеси правую и левую части высказываний

В чем она заключается? Подойдите к ответу, который закреплен на доске: « всегда слушаться взрослых; всё делать с учётом изменившейся ситуации; никогда не вмешиваться в…

В чем она заключается? Подойдите к ответу, который закреплен на доске: « всегда слушаться взрослых; всё делать с учётом изменившейся ситуации; никогда не вмешиваться в…

Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа

Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа

Итоги урока. Рефлексия деятельности

Итоги урока. Рефлексия деятельности

Ужин со взрослыми.

Ужин со взрослыми.
Скачать файл