характеризовать астрономию как науку о кос¬мосе;
описывать приборы и летательные аппараты для изучения космоса;
проводить наблюдения за явлениями окру¬жающего мира.
Учащиеся узнают, что еще с древних времен основным способом изучения Вселенной было наблюдение. Для этого они должны понять, что астрономия изучает тела, которые находятся на очень далеком расстоянии.
Поймут, какие важные открытия были совершены в древности при помощи наблюдения за небес-ными телами. Для этого они проанализируют, что можно заметить невооруженным глазом в небе, какие открытия можно было совершить при помощи этих знаний.
как люди изучали космос.docx
Предмет: естествознание Ф.И. О. учителя:
Класс: 1 Количество присутст:
Дата: Количество отсутст:
Тема: Как люди изучали космос
Цели
обучения
:
Критери
и
оценива
ния
Учащиеся узнают, что еще с древних времен основным способом изучения Вселенной было
наблюдение. Для этого они должны понять, что астрономия изучает тела, которые находятся на
очень далеком расстоянии.
Поймут, какие важные открытия были совершены в древности при помощи наблюдения за небес-
ными телами. Для этого они проанализируют, что можно заметить невооруженным глазом в небе,
какие открытия можно было совершить при помощи этих знаний.
характеризовать астрономию как науку о космосе;
описывать приборы и летательные аппараты для изучения космоса;
проводить наблюдения за явлениями окружающего мира.
•
•
•
•
•
Языковы
е цели
Межпре
дметные
связи
Этапы
урока
Начало
урока
Середин
а урока
Политика трехязычья: календарь; открытие.
Познание мира. Хронологически систематизировать ряд событий и объектов.
Запланированная деятельность на уроке и дескрипторы Ресурсы
Человек всегда пытался постичь тайны звездного неба. В процессе наблюдения
люди заметили, что звезды не меняют своего взаимного расположения и образуют
созвездия. При помощи созвездий человек научился ориентироваться в
пространстве. Но считалось, что небо поворачивалось вокруг Земли, как сфера с
нарисованными звездами. При наблюдении за Луной было отмечено, что она
меняет свои точки восхода и заката, а также видимую форму. Первыми
изобретениями в освоении неба стали
лунные календари, а также гномон — инструмент для определения высоты Солнца
по длине тени, ставший основой солнечных часов. Позже был создан солнечный
календарь. Годом в них считался период между равноденствием и солнцестоянием.
Конечно, никто не может точно сказать, что именно было первым, что вторым.
Но с большой долей вероятности можно предположить, что лунный календарь
возник после наблюдения за сменой лунных фаз, солнечный — после изобретения
гномона
Предложите учащимся представить себя в роли древних людей. Начните таким
образом: "Представьте, что вы находитесь в степи ночью. Вокруг нет современных
домов. Повсюду необъятный простор. Вдалеке пасутся животные. Посмотрите
наверх, на небо. Что вы можете увидеть?"
Выслушайте ответы учащихся, обсудите.
Эту игру можно продолжить в течение всего урока.
Первые открытия. Попросите предположить, какие астрономические открытия
были совершены первыми. Для этого необходимо еще раз "взглянуть на небо" и
рассказать, что можно заметить в первую очередь. Выслушайте все
предположения. Можно показать без звука первые кадры видео о том, как люди
ориентируются по звездам. Спросите: "Что видно?" Учащиеся должны прийти к
выводу, что почти наверняка первыми люди увидели звезды и “составили" из них
созвездия. Уточните, зачем это было нужно. Можно показать видео, как
ориентироваться по звездам и Луне. Расскажите о том, как древние люди
представляли себе движение неба и небесных светил вокруг Земли, используйте
для этого фактический материал к уроку.
Следующие открытия. Предложите школьникам побыть еще в роли древних
людей и предположить, что могло им понадобиться для жизни. Напомните, что
древние люди в основном занимались земледелием и животноводством.
Поинтересуйтесь у детей, как они считают, что необходимо для этой деятельности.
Первоклассники смогут перечислить, что необходимо знать, когда наступит теплое
время года, когда пойдут дожди и т. д. Спросите, как наблюдения за небесными
телами могут помочь это определить. Можно устроить небольшую викторину. В
итоге учащиеся смогут прийти к выводу, что следующими открытиями
человечества стали солнечные часы и лунный календарь.
Календарь. Представьте разные варианты календарей. Можно раздать их
группам. Покажите, что на многих современных календарях указаны
Учебник:
Как
люди
изучали
космос, с. 52—
53.
Рабочая
тетрадь:
Рабочий лист
33 "Как люди
изучали
космос", с. 35.
Рабочий лист
34
"Шифровка", с.
36.
разные
варианты
календарей:
настенный,
настольный,
перекидной и
т. д.
рисунки
первых
календарей. Изучение космоса. При выполнении данного задания спросите:
пробуем на язык, нюхаем, слушаем и т. д.)
праздничные даты, дни затмения, время восхода и захода солнца. Еще раз
вернитесь к вопросу о том, для чего нужны были календари в древности.
(Что бы подготовиться к важным событиям жизни, сбору и посадке урожая,
ежегодному разливу рек и т. д.). Уточните, были ли древние календари похожи на
современные. Покажите рисунки древних календарей, предложите сравнить, найти
сходства и отличия. (В центре первых календарей изображено Солнце или Луна,
месяцы изображены по кругу. На всех календарях отмечались даты, месяцы.
Каждый месяц имел свой символ и название.)
— Как обычно мы изучаем что-либо неизвестное? (Трогаем, рассматриваем,
— Как человек изучает небесные тела? (Наблюдает за ними.)
— Почему? (Они очень далеко; вблизи они большие; не ко всем можно
приблизиться, например, Солнце — это раскаленный шар.)
Исследуй. Разделите класс на группы примерно по шесть-восемь человек, при
этом следует учесть способности учащихся, их возможности. Для выполнения
задания потребуются листы формата А4 (для детей, которые работают медленнее
остальных, заранее заполните листы списком астрономических открытий,
совершенных в древности), краски, цветные карандаши.
Школьники смогут вписать в листы названия данных астрономических открытий.
Один лист — одна запись.
Каждое открытие учащиеся смогут проиллюстрировать.
Далее открытия (листы) ученики смогут расположить в хронологически верном
порядке и пронумеровать их.
В группах школьники смогут продумать, как каждое открытие представить в
виде пантомимы, ролевой постановки.
Каждая группа сможет показать свой вариант. Первоклассники смогут понять,
что астрономические открытия были сделаны при помощи наблюдений для
улучшения жизни людей. Также в ходе выполнения данного задания они усовер-
шенствуют умение представлять результаты наблюдений (устно, в виде рисунков,
пантомим).
Учащиеся смогут расшифровать словосочетание "солнечные часы”, пользуясь кодом.
Оценивание
Школьники знают, что основной метод получения информации в астрономии —
наблюдение; понимают, какие открытия были совершены с его помощью.
- ■ *■ -
Созвездия.
Смена дня и ночи.
Открытия. Учащиеся смогут подписать рисунки, изображающие первые
астрономические открытия, пронумеровать их в определенной последовательности.
В ходе работы уточняйте, почему они выбрали
именно такой порядок, выслушивайте аргументы.
Возможные ответы
По порядку расположения рисунков:
4.
2.
1. Видимый суточный путь Солнца.
5.
3.
Так как точную хронологию установить сложно, то возможны варианты,
например: 2 — 4 — 1 —
5 — 3; 4 — 2 — 1 — 5 — 3. Важно, чтобы солнечный календарь был последним (он
не может быть первым), гномон (солнечные часы) — только после видимого
суточного пути Солнца.
Солнечные часы.
Солнечный календарь.
Конец
урока
Урок по естествознанию " Как люди изучали космос"
Урок по естествознанию " Как люди изучали космос"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.