Урок по географии "Животный мир тундры" (7 класс)
Оценка 5

Урок по географии "Животный мир тундры" (7 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
7 кл
24.02.2017
Урок по географии "Животный мир тундры" (7 класс)
Публикация является частью публикации:
Животный мир зоны тундры.docx

 

 

Казенное общеобразовательное учреждение 

Ханты- Мансийского Автономного округа- Югры

«Няганская  школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок географии в 7 классе

Зона тундры.

Животный мир тундры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     Провела:

                                                                                                        учитель географии

                                                                                                               высшей категории

                                                                                                                     Петунина С.В.

 

 

 

 

 

 

 

Нягань, 2016

 

 

 

Урок географии в 7 классе

 

Тема:  Животный мир тундры

Цели:

Образовательные:

Закрепить знания  о географическом положении тундры, особенностях климата и  растительном мире.

Познакомить с представителями животного мира тундры и особенностями приспособления животных к жизни в суровых условиях Севера,

Коррекционные:

Развивать пространственную ориентировку при работе с картой  в процессе нахождения природных зон на карте; память в процессе запоминания и воспроизведения названий животных, обитающих в тундре с опорой на иллюстрации и текст учебника, учить устанавливать причинно-следственные зависимости на примере приспособления животных к среде обитания.

Воспитательные:

Формировать основы экологической культуры, воспитывать интерес к изучаемому предмету.

 

Тип урока: комбинированный

 

Методы: рассказ, беседа, объяснение, упражнения, демонстрация, практическая деятельность, слайд-программа

 

Оборудование:, компьютер, проектор, карта природные зоны России, атласы, карточки, учебники

 

Литература:

1.Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «География России» 7 класс.

2.Т.М. Лифанова « Рабочая тетрадь по физической географии России» 7 класс.

3.Т.М.Лифанова, Е.В.Подвальная «Дидактический материал по географии России».

4.Т.А.Бороздина «Уроки географии в 7 классе».

5.Фильм «Животный мир тундры» [ Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.radostmoya.ru/project/shishkina_shkola_geografiya/video/?watch=zhivotnyi_mir_tundry

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Диф-я

р-та

I.Оргмомент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

Повторение

 

 

 

 

 у каждого на столах цветные полоски

 

 

 

 

 

 

карта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на доске схема

недост. эл-ты рядом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

СЦУ

 

 

 

 

IV. Новая тема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работа с текстом учебника с.56

 

с.57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.Дом.зад.

 

 

 

Слайд  Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами 
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

 

Давайте вспомним, что означает слово ТРУД. Слайд

Вашими помощниками на уроке будут тетрадь, ручка и учебник. Проверьте все необходимые принадлежности у себя. А результатом вашего труда будет оценка, которую поставим в дневник.

     Чтобы оценка была объективной и справедливой оценивать будете  себя самостоятельно и каждый вид выполняемой работы на уроке. Перед вами лежит карточка, разделенная на пронумерованные сектора – это виды работ на уроке, за которые вы себя должны будете оценить. А в конце урока подведем итог вашей работы.

         Вы молодцы и сегодня все хорошо будете работать на уроке и заработаете только хорошие оценки.

 

- Какой раздел географии мы изучаем?

- Как обозначаются ПЗ на карте?

 

      Поиграем в игру «Географические запоминалки». Цель игры: проверить, кто из вас запомнил географическое положение ПЗ на карте и условный цвет, с помощью которого обозначают ПЗ. Ваша задача определить, о какой ПЗ идет речь и поднять полоску соответствующего цвета.

- ПЗ, граничащая на севере с тундрой (лес)

- ПЗ, граничащая на юге с зоной пустынь (степь)

-ПЗ, расположенная на островах СЛ океана (арктика)

- ПЗ, расположенная южнее степей (пустыня)

- ПЗ, расположенная на побережье Черного моря (субтропики)

- ПЗ, северная граница которой проходит по южной границе с зоной арктических пустынь (тундра)

 

- Какую ПЗ мы изучаем? СЛАЙД

 Расскажите о тундре с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша карта - помощница? (тундра расположена на побережье морей СЛ океана)

-Найдите и покажите зону тундры на карте.

- Какую территорию она занимает?

-Что такое тундра?

-Вы любите путешествовать?

Если вам предложат поехать в тундру, какую одежду вы возьмете с собой? Почему?

      Несмотря на суровые климатические условия в тундре можно увидеть много растений, причем разнообразных.

 

     Я составила схему на доске, но в ней не хватает некоторых слов, помогите мне ее заполнить. Ваша задача правильно определить место недостающего элемента в схеме и разместить.

Растения тундры

 

 

 

Ягодные кустарничкиры

 

Травы

 
 

 

 


 

 

Карликовая береза

 

 

 

 

 
                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 


- Какие растения растут в тундре?

- Как растения приспособились к суровым условиям тундры?

       Молодцы, я вижу, вы усвоили материал прошлых уроков. Оцените себя.

Мы можем перейти к изучению новой темы.

      Чтобы иметь полное представление о тундре, что  нужно еще изучить.

      Какая тема нашего урока – животный мир тундры. Слайд

- Что мы должны сегодня узнать на уроке?

 

1.Видеоролик о тундре или рассказ учителя. 

      Посмотрите внимательно небольшой сюжет о животном мире тундры. Ваша задача запомнить   животных, обитающих в тундре и их особенности.

         Послушайте внимательно рассказ.

         Растительный мир тундры  по сравнению с растительным миром арктических пустынь богаче, поэтому и животный мир  более разнообразнее. В тундре на первом месте по своему величию находится северный олень. Для жителей севера олень служит универсальным домашним животным-он их кормит- мясо, молоко   оленей составляет их главную пищу; согревает - из шкур оленя они шьют себе    верхнюю   одежду, на легких санях - нартах, запряженных оленями, северяне и зимой и летом передвигаются по бесконечным просторам тундры.  Но у оленей есть их главный враг полярные волки, которые охотятся на оленей преследуя стадо. Чаще всего их жертвами становятся больные и старые животные, которые не могут быстро бегать и отстают от стада. Охотятся волки поодиночке или стаями. Еще один обитатель тундры- это маленький грызун лемминг. Всю зиму лемминги живут под снегом. Ведь под снегом скрыты огромные запасы, которыми питается лемминг: ягоды, грибы, лишайники. Лемминг отличается своей храбростью: он самоотверженно защищает свой домик и даже может укусить врага. Поэтому жители севера говорят о бесстрашном человеке «Смел, как лемминг!» Однако такое поведение не спасает их от многочисленных хищных обитателей тундры, для которых лемминги являются одним из основных объектов питания. От обилия леммингов зависит напрямую численность  песцов. Это ценные пушные звери. Их мех высоко ценится. Кроме песцов на леммингов охотятся  птицы, обитающие в тундре -  полярная сова. Полярная сова или белая сова, как её ещё называют. Одна из самых крупных летающих птиц. В день полярная сова съедает не менее 4-х грызунов, чтобы насытиться. Эта  птица  летает почти бесшумно,  охотиться предпочитает в ранние утренние или вечерние часы.  У полярной совы – интересная  внешность. Голова круглая, жёлтые глаза, чёрно-белые перья. Густое оперение с пухом, "мохнатые" ноги и белая окраска делают полярную сову хорошо приспособленной к жизни среди вечных льдов и снегов.

 

- Какие животные обитают в тундре?  Слайд

- Про какого животного не рассказал нам профессор? (песец)

- Что это за животное?

          Северный олень, волки, лемминги, песцы, белая сова, являются постоянными жителями тундры. Весной в тундру прилетает много птиц.

- Ради чего птицы летят весной в тундру?

- Почему животный мир тундры разнообразнее животного мира зоны арктических пустынь?

 

     А сейчас вам предстоит подумать и предложить признаки, которыми должны обладать животные в условиях вечной мерзлоты. Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами вновь отправляемся в тундру. Но для этого нужна небольшая подготовка и спортивная сноровка. Прошу ребята всех вас встать физкульминутку выполнять.

Арктика на севере - там холодно

Пустыня на юге – там жарко

Тундра на севере – там холодно

Субтропики на юге - там жарко

А лес холодит и работать нам велит.

      Откройте тетради, прочитайте инструкцию к заданию. Ваша задача в первую колонку записать животное тундры, но для этого нужно угадать загадку. Во вторую колонку записать, как животное приспособилось к жизни в тундре.

Животные

Приспособление животных  к жизни в тундре

 

 

Если затрудняетесь при ответе вам поможет наш друг учебник.

 

1.На севере далёком обитает

И жителей тех мест и греет, и питает.   (Северный олень) Слайд

- Как северный олень приспособился к жизни в тундре?

Слайд Оленеводство для жителей тундры – основное занятие. Для жителей севера олень служит универсальным домашним животным-он их кормит- мясо, молоко   оленей составляет их главную пищу; согревает - из шкур оленя они шьют себе    верхнюю   одежду, на легких санях - нартах, запряженных оленями, северяне и зимой и летом передвигаются по бесконечным просторам тундры.   

 

2. Не на прогулку – на охоту (а в ней он, дети знает толк), Слайд

Прошёл по тундре вдоль болота матёрый, старый, серый  (Волк).

-  Как полярный волк приспособился к жизни в тундре?

     Полярные волки главный враг северных оленей. Волки охотятся на оленей преследуя стадо. Чаще всего их жертвами становятся больные и старые животные, которые не могут быстро бегать и отстают от стада. Охотятся волки поодиночке или стаями.

 

3. Корешки морошки гложем, мох грызём в конце концов.

   Но без тундры жить не можем,

    хоть пугаемся песцов.   (Лемминги). Слайд

- Как лемминг приспособился к жизни в тундре?

Обратите внимание,  как правильно пишется слово лемминг.

       Всю зиму лемминги живут под снегом. Ведь под снегом скрыты огромные запасы, которыми питается лемминг: ягоды, грибы, лишайники. Лемминг отличается своей храбростью: он самоотверженно защищает свой домик и даже может укусить врага.

 

4.   Что за хищник за такой, с шерстью бело – голубой?

 Хвост пушистый, мех густой, в норы ходит на постой.

 Птицы, яйца, грызуны для него всегда вкусны.   (Песец) Слайд

- Как песец приспособился к жизни в тундре?

 

5.Всю зиму до самого лета в наряд белоснежный одета.
   Глаза, как зеленые блюдца, не плачут и не смеются.
   При солнце таится и спит, во тьме на охоту летит.(Сова) Слайд

- Как сова приспособилась к жизни в тундре?

       Полярная сова или белая сова, как её ещё называют. Одна из самых крупных летающих птиц. В день полярная сова съедает не менее 4-х грызунов, чтобы насытиться. Эта  птица  летает почти бесшумно,  охотиться предпочитает в ранние утренние или вечерние часы.  У полярной совы – интересная  внешность. Голова круглая, жёлтые глаза, чёрно-белые перья. Густое оперение с пухом, "мохнатые" ноги и белая окраска делают полярную сову хорошо приспособленной к жизни среди вечных льдов и снегов.

 

С заданием справились хорошо.           Оцените себя.

 

Следующее задание  - кроссворд.

Слайд     Я предлагаю  придумать вопросы к кроссворду. Перед вами лежат картинки с изображением животного. Ваша задача придумать вопрос, чтобы остальные смогли определить, о каком животном идет речь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-Какое слово лишнее? Почему?

-Почему среди  животных - растение?

    

    Мы рассмотрели на уроке довольно объёмный материал.

Давайте проанализируем свою работу на уроке. Я предлагаю вам закончить предложения. Слайд

Сегодня я узнал….

Мне было интересно… 

Мне было трудно…

Теперь я могу…

 

 

Ребята все вы сегодня молодцы, активно работали на уроке. А сейчас подведите итог своей работы на уроке и оцените себя за урок.  

 

с.56-57 всем. СЛАЙД

1-2гр- составить рассказ о любом животном тундры.

3 гр.- прочитать текст для любознательных и найти ответ на вопрос № 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работа с цветовыми полосками

 

 

 

 

оценили себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уч-ся называют недостающий элемент и прикрепляют к доске

 

 

 

 

 

 

оценили себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценили себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценили себя

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Казенное общеобразовательное учреждение

Казенное общеобразовательное учреждение

Урок географии в 7 классе Тема:

Урок географии в 7 классе Тема:

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

III. СЦУ IV. Новая тема работа с текстом учебника с

III. СЦУ IV. Новая тема работа с текстом учебника с

V. Закрепление

V. Закрепление

VI.Итог урока

VI.Итог урока

I.Оргмомент

I.Оргмомент
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017