Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.
Оценка 4.6

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
искусство +1
Взрослым
12.02.2017
Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.
Данный материал представляет собой конспект урока по теме "Славянская мифология. Сказы и мифы". Урок проходит в форме практической самостоятельной работы учащегося с текстом какого-либо мифа. Внимательно прочитав его, учащийся должен ответить на ряд вопросов, а затем представить этот миф другим учащимся.
Урок 17 История театра.doc
Урок 17. Тема: Славянская мифология. Сказы и мифы. Цель: познакомить учащихся с некоторыми славянскими мифами и легендами. Ход урока I. Мы с вами познакомились на прошлом уроке с главными богами и разными духами, в которых верили славяне. А сейчас каждый из вас получит   текст   славянского   мифа.   Внимательно   прочтите   его, ответьте на вопросы: ­ О чем этот миф? ­ Кто главные герои этого мифа? ­   Какая   сказка   или   другое   произведение   было   написано   писателями, народом на основе этого мифа? II. Велес и Азовушка. 1­ о происхождении бога Велеса. Гл. герои – Велес,   Пан   (сын   Вия   —   царя   подземного   мира),   Азовушка   (дух Азовского   моря).   А.С.   Пушкин.   Поэма   «Руслан   и   Людмила», вступление. Велес и Ясуня. 2 –  о происхождении Бабы Яги. Гл. герои – Велес, Перун, Дубыня, Горыня и Усыня. Дубыня, Ясуня Святогоровна, она же Баба Яга. Русские народные сказки про Бабу Ягу. Внуки   Дажьбога.   3  –   о   происхождении   славянских   племен,   почему   всех славян   зовут   «дажьбожьими   внуками».   Гл.   герои   ­  Дажьбог   и   Майя Златогорка, Марена, Арий   и Жив. Сказка о Правде и Кривде. Сказание о строительстве Киева. Дажьбог. 4   ­  о рождении Дажьбога.  Гл. герои – Перун (бог грозы), девы­ русалки, Рось (дочь Дона и Аси), Велес, Сварог, Дажьбог. Песня о рябине и дубе. Дажьбог и Златогорка. 5 – о том, как наступает Весна и Лето. Гл. герои – Дажьбог, Майя Златогорка, Вий. История о Вие. Купала и Кострома. 6  – о происхождении  цветка Купала­да­Мавка (Иван­ да­Марья).Гл. герои ­ Семаргл Сварожич (бог Луны и Огня), Купальница (бошгиня   Ночи),   Кострома   и   Купала   (дети   Семаргла   и   Купальницы), птица Сирин (птица Смерти).  Сказ об Иване и Марье. Велес и Азовушка. 1 В  начале   Велес   был   рожден   Небесной   Коровой  Земун  от  бога  Рода, который протек от Белой горы Солнечной Сурьей, Ра­рекой.  Родившегося   младенца   Велеса   похитил   бог   Пан,   сын   Вия   —   царя подземного мира. Он поднял его люльку и понес над океаном. Но тут Велес стал расти и тяжелеть. Пан не сдержал младенца и уронил вместе с люлькой. Велес   в   люлечке   приплыл   к   берегам   большого   острова,   который   в память   о   сем   событии   назвали   Тавридой   («тавр»,   значит   «бык»,   а   Велес ­Быкович). Здесь Велес сразился с Коршуном и спас Царевну Лебедь, духа Азовского моря, кою звали Азовушкой. Азовушка была дочерью Сварога и Матери Сва. Велес и Азовушка полюбили друг друга, вскоре сыграли свадьбу и стали жить   вместе.   Их   волшебной   обителью   стал   остров   Буян   на   Азовском   и Черном море. На том острове стоит дворец, перед дворцом растут волшебные дуб и ель. На том дубе висит цепь златая. Кот Баюн по цепи важно ступает. Он пойдет направо — песнь напевает, А налево — сказочку начинает. .. «Книга Коляды», 1 д. Велес и Ясуня. 2   Велес и Перун были неразлучными друзьями. Перун чтил бога Велеса, ибо   благодаря   Велесу   он   получил   свободу,  был   оживлен   и   смог   победить лютого врага своего Скипера­зверя. Но, как это нередко бывает, мужскую дружбу разрушила женщина. И все из­за того, что и Перун, и Велес влюбились в прекрасную Диву­Додолу. Но Дива предпочла Перуна, а Велеса отвергла.   Впрочем, потом Велес все же сумел соблазнить Диву и она родила от него Ярилу. Но тогда он пошел, отверженный, куда глаза глядят, и пришел к речке   Смородине.   Тут   повстречались   ему   великаны   —   Дубыня,   Горыня   и Усыня. Дубыня вырывал дубы, Горыня ворочал горы, а Усыня усом ловил в Смородине   осетров.   Побратался   Велес   с  великанами,  поехали   они   вместе. Захотелось   им   переправиться   чрез   Смородину.   Только   как   это   сделать? Выручил друзей Усыня. Он раскинул усы через речку, и тогда по усам, как по мосту,   все   перешли   на   ту   сторону.   И   увидели   они   у   речки   избушечку   на курьих ножках. И Велес сказал, что это дом Бури­Яги, которая прежде в иной жизни была его супругой Ясуней Святогоровной. Но потом он погиб, и она от горя обернулась Бурей­Ягой. Зашли боги в дом и остались ночевать. Наутро ушли в лес на охоту, а в доме остался только Горыня. Тут потемнело синее небо, закрутились пыльные вихри, дубравы приклонились — и в огненной ступе, за собою заметая след, прилетела Буря­Яга Золотая Нога. Она побила Горыню и съела весь обед. На  другой день  оставили хозяйничать  в доме  Дубыню, на  третий — Усыню. С ними приключилась та же история. Наконец, в доме остался Велес. Прилетела Яга и стала сражаться с Велесом. Но потом они помирились, узнав друг друга, и стали мужем и женою. Однако  это очень не понравилось Амелфе, матери Велеса. «Как же ты, Велес, женился на ведьме с зеленой кожей?» — удивилась она. И она решила извести Ягу. Она заперла супругу Велеса в бане, которую затем натопила так жарко, что убила ее. А потом заточила тело Яги в гроб­ колоду и пустила гроб плавать по Хвалынскому морю. Велес   с   помощью   небесных   богов   освободил   и   оживил   Ягу.   Но   по велению   матери   и   закону   Вышня,   воспрещающему   жениться   без родительского   благословения,   он   вынужден   был   ее   оставить   и   очень печалился, что родители не узнали в Яге     — Ясуню Святогоровну. И Яга­Ясуня вернулась в свою избу у речки Смородины. Но потом она вновь приходила к Велесу, являла иные лики. Внуки Дажьбога. 3 У Дажьбога от трех жен было много детей и внуков. Все славянские роды   произошли   от   прародителя   Дажьбога,   потому   славян   именуют Дажьбожьими внуками. Дажьбог и Майя Златогорка родили Коляду. Коляда и Радуница родили Радогоста.   А   от   Радогоста   произошли   многие   западнославянские   роды: ратари, ободриты, руяне и иные. От потомков Радогоста — Радима и Вятки вели свой род радимичи и вятичи.  У Дажьбога и Марены был сын Богумир. Богумир и Славуня родили дочерей — Древу, Полеву и Скреву (от них идут древляне, поляне и кривичи) и сыновей — Севу, Руса, Словена, (от них — северяне, русы и словене), а также — Кимра, Хазара и Скифа (от них — киммерийцы, хазары и скифы). У  Славена   был   сын   Венд,  от   которого   произошли   венеды.  Венедами также   почитают   себя   вятичи   (они   происходят   от        Вятки,   что   можно прочесть и как Вятка, и как Венд). У Дажьбога и Живы были сыновья Кисек и Арий. От Кисека (он же по кавказским преданиям — Гисаней) произошли гессенцы — западные немцы. Восточные немцы произошли от венедов­вандалов. Арий родил сыновей — Кия, Щека и Хорива — от них вели род киям (киевские поляне), чехи и сербохорваты. От потомков Ария — Крака и Леха произошли поляне ляшские и жители Кракова. Прародителю Арию и всем внукам Дажьбога был дан Завет от Бога. Этот   завет   именуют   «Законами   Сварога»   либо   «Заветом   отца   Ария».   По этому   Завету   внукам   Дажьбога   следует   убегать   от   Кривды   и   следовать Правде, чтить Рода небесного и свой род. Почитать друзей и свою семью. Женам иметь только одного мужа. Разводы   и   многоженство   допускались   в   случае   крайней   нужды. Жениться можно было не более трех раз (по примеру Дажьбога). Верующему полагалось праздновать великие праздники и соблюдать посты. «Законы Сварога» — суть ведического мировоззрения. Главный Завет Сварога «избегать Кривды, во всем следовать Правде» не устареет никогда, пока жива Русь.   Дажьбог. 4  Бог грозы Перун проезжал по берегу Дона. А на другом его берегу Девы­русалки   водили   хоровод.   Одна   русалка   —   Рось,   дочь   Дона   и   Аси Святогоровны, пустила свой венок по волнам и спела Перуну: — Если б милый осмелился. Дон переплыл, поборол бы течение быстрой реки — то герою тому я б любовь подарила, В   жилах   Перуна   загорелась   кровь,   он   обернулся   птицей­гоголем   и бросился в воды Дона. Но Дон, а это был сам Велес­Гвидон, взволновался и отбросил его на крутой берег: — Ты, Перун Громовержец, Сварога сын! — вскричал Дон. — Ты не плавай, Перун, по моим волнам! Не гневи, Перун, Рода­батюшку, Ладу­матушку — богородицу и жену грозную! И Рось пропела Перуну: «Видно, мне с тобою не встретиться. Видно, мне,   Рябинушке   тонкой,   век   качаться   одной   у   речки   далеко   от   высокого Дуба!» И тогда Перун пустил через реку молнию. Молния ударила в камень, за которым спряталась Рось. И в камне появился огненный образ. Рось отнесла этот камень к небесному кузнецу Сварогу. Тот обтесал камень, стал бить по нему молотом, и тогда из камня родился Тарх Дажьбог. И по сию пору волхвы спорят, чей сын Дажьбог — Перуна ли, пустившего в камень молнией, либо Сварога, бившего по камню молотом. Так   родился   Дажьбог.   И   был   он   сыном   Перуна   и   Сварога,   вторым нисхождением  Вышня. Потому его  называли  также  Вышнем  Дажьбогом. И был он сыном Роси, а через нее внуком Велеса­ Гвидона. Дажьбог Перунович был мощным витязем. На весь свет он прославился своей силой и удалью. Узнал о том Перун, оседлал Бурю­ коня и отправился проведать — правду ли говорят о Дажьбоге. Съехались Дажьбог и Перун в чистом полюшке, решили изведать друг у друга   силушку.   Когда   они   боролись,   Мать   Земля   колебалась,   дубравы прикланялись, по морям и океанам расходились великие волны. И   тогда   они   сошли   со   своих   коней   и   стали   бороться   врукопашную. Обернулся Перун в Орла, а Дажьбог — Львом. Стал Лев когтить Орла. И тогда Перун ослаб и упал на матушку Землю. И Дажьбог спросил его имя, и узнал, что он победил своего отца — Перуна. Перун и Дажьбог помирились и побратались, а потом отправились в Сваргу к Алатырским горам. Дажьбог и Златогорка. 5  Дажьбог Перунович гордился своей мощью. Он полагал, что никто не может быть сильнее его, и был весьма удивлен, когда убедился в обратном. Как­то он летел ясным Соколом в поднебесье, и увидел, что в чистом поле едет поляница­наездница, а сама­то спит крепко­ накрепко. Шлем ее в облака упирается, златы косы — огнем разливаются.  Дажьбог слетел на землю, обернулся витязем и, не долго думая, ударил палицей   Златогорку.   Но   та   даже   не   заметила   это.   Удивился   Дажьбог, подъехал еще раз, вновь ударил. Потомив третий раз,  ударил изо всей силы, тут она проснулась, подняла Дажьбога вместе с конем и положила в ларчик, а ларчик заперла ключиком и засунула в карман. И забыла о приобретении, а как вспомнила, вынула Дажьбога из ларца и потребовала: — Ты возьми­ка  меня в замужество.  Будешь жить  тогда  ты  по­прежнему. Коль откажешься — знать тебе,  не жить. На ладонь положу, а другой прижму — только мокренько между ладошками будет! Делать нечего, Дажьбог признался Майе Златогорке, что она давно ему люба и он согласен принять золотой венец. Как­то Дажьбог и Златогорка ехали по Святым горам, и вдруг наехали в поле на большой каменный гроб. Златогорка захотела его примерить, залезла в гробницу и закрылась. А потом не смогла выйти, ибо был заколдован тот гроб Черным   Богом.   Дажьбог   хотел   разбить   его   мечом   Кладенцом,   но   после каждого удара гроб охватывал железный обруч. Тогда   Дажьбог   отправился   к   Вию,   дабы   просить   волшебное   кольцо, которое может снять заклятие. Вий дал кольцо, и Дажьбог расколдовал Майю. Но жизнь Майе была возвращена только на время, пока она не родит Коляду. И они поехали по чистому полю, и наступила Весна — Вышень Дажьбог, а за ним Лето — Майя. Где   Дажьбог   по   полю   проедет   —   там   он   жито   в   поле   посеет. Златогорушка где проедет — золотые колосья спеют. Купала и Кострома. 6  Бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло. Он так отвечал богине ночи Купальнице, которая звала его к Ра­реке на русалии — любовные игры:  Мне всю ночь до рассвета нужно не спать, В небесах мне на страже нужно стоять, Чтобы Черный Змей не приполз из тьмы, Жито в поле широком бы не потоптал, Молоко у коров бы не отобрал, а у матушек — малых детушек. Лишь раз в году в день Осеннего Равноденствия он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы. И тогда Ночь становится длиннее дня и в мир черным облачком проникает зло. А в день Летнего Солнцестояния, через девять месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купала. В этот день начинаются Купальские праздники. По   преданию,   когда­то   давным   давно,   в   день   Купалы   к   Ра­   реке прилетела птица смерти — Сирин. Она пела чудесные песни. Но кто слушал ее — тот забывал обо всем на свете. Он следовал за Сирином в царство Нави. Не   послушались   Купала   и   Кострома   предостережений   своей   матери Купальницы, тайком от нее побежали они в чисто полюшко — послушать птицу Сирина, и от того приключилось несчастье. Судьба   разлучила   брата   и   сестру.   Младенца   Купалу   по   велению Повелителя Тьмы гуси­лебеди и птица Сирин унесли за тридевять земель. Прошло много лет. И вот Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она   хвалилась,   что   ветру   не   сорвать   с  ее  головы   венок.  По   поверью,   это означало, что она не выйдет замуж. За похвальбу  боги ее наказали. Ветер сорвал венок и унес на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Кострома не узнала родного брата, обычай же повелел им жениться. Была сыграна свадьба, а после свадьбы жених и невеста узнали о том, что они — брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились  в реке. Кострома стала   русалкой,   или   —   мавкой.   Боги,   сжалившись,   превратили   Купалу   и Кострому в цветок Купала­да­Мавка (Иван­ да­Марья).

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.

Урок по Истории театра, тема: Славянская мифология. Сказы и мифы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017