Урок по ИЗО 2 класс. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ
Оценка 5

Урок по ИЗО 2 класс. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
2 кл
31.03.2018
Урок по ИЗО 2 класс. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ
Цели и задачи: дать представление об отражении элементов природы в произведениях художников, о свободном фантазирова¬нии на тему узоров, об украшении заданной формы узором с ис¬пользованием природных мотивов; знакомство с народными худо-жественно-декоративными промыслами; формирование понятий об орнаменте, его элементах, законах его организации (симметрия, ритм, условность цвета); развитие образного представления, фанта¬зии; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности. Оборудование урока: желток, воск. Зрительный ряд: слайды и фотографии кружев, бижутерии, бисерного и другого шитья, вышивок, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; рисунки детей; репро¬дукции: Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», иллюст¬рации к русским народным сказкам: М. Врубель «Царевна-Лебедь», Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны подземного царст¬ва», В. Суриков «Меншиков в Берёзове». Музыкальный ряд: различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ
КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ.docx
КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ Вид занятия: работа в технике «гратташ» (процарапывание). Цели и задачи: дать представление об отражении элементов природы в произведениях  художников, о свободном фантазировании на тему узоров, об украшении заданной формы  узором с использованием природных мотивов; знакомство с народными художественно­ декоративными промыслами; формирование понятий об орнаменте, его элементах, законах  его организации (симметрия, ритм, условность цвета); развитие образного представления,  фантазии; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины,  аккуратности. Оборудование урока: желток, воск. Зрительный ряд: слайды и фотографии кружев, бижутерии, бисерного и другого шитья,  вышивок, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; рисунки  детей; репродукции: Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И.  Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», иллюстрации к русским народным сказкам: М. Врубель «Царевна­Лебедь», Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны  подземного царства», В. Суриков «Меншиков в Берёзове». Музыкальный ряд: различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося  ритма. Ход урока I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. П. Беседа по теме урока. Мастер Украшения учится у природы, но без собственной фантазии невозможно создать ни одного украшения, изображения. Красоту инея, паутинок, снежинок, пены набегающей  волны, росинок на траве художник, фантазируя, преображает и превращает в кружева и  ткани, в бусы и короны, в узоры, орнаменты, украшения. На уроке показываются украшения, изделия (кружева, бижутерия, вышивка и т. д.), в  которых отражены уже знакомые детям элементы природы. Мастер Украшения ­ это художник, который создает украшения для человека. Посмотрим  на украшения с драгоценными камнями, ведь это листики и цветы с капельками росы  преображены фантазией художника! Например, художник, после того как сконструировал  форму кокошника­ старинного женского головного убора, придумал из листьев и цветов украшения для него. А вот рыбка ­ ее рисунок и сочетания цветов вдохновили художника  на создание рисунка для платья. ­Рассмотрим это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем? Так родилось декоративно­прикладное искусство. Справка. Декоративное искусство (от лат. decoro ­ «украшаю») ­ один из видов  пластических искусств. Декоративное искусство разделяется­ на 1) связанное с  архитектурой ­ монументально­декоративное искусство (витражи, мозаика, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово­парковая скульптура и т. д.);  2) декоративно­прикладное искусство (бытовые художественные изделия)  и 3)оформительское искусство. Термин «декоративное искусство» широк по охвату  входящих в него понятий. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует окружающую человека материальную предметно­пространственную среду, внося в нее эстетическое,  образное начало. В декоративно­прикладном искусстве польза и красота всегда рядом.  Предметы должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком ­ в своей конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин,  украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры по  ткани, узоры ковра ­ все это требует большого мастерства. Однако декоративные произведения демонстрируют не только эстетический вкус и  фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются  материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства  выпускаются художественной промышленностью, они в значительной мере сохраняют  национальные особенности. Все это позволяет говорить о стилевом единстве в  декоративном искусстве определенной исторической эпохи. Художественная промышленность (куда относятся и народные художественные  промыслы) ­ это массовое производство декоративно­прикладных художественных изделий по проектам и моделям художников. К отраслям художественной промышленности  относятся: художественно­текстильная промышленность, силикатная и керамическая,  производство мебели, ковров, обоев и другое. До появления фабрик они осуществлялись  ремесленными цехами, затем мануфактурами. В XX веке на них работают  квалифицированные мастера декоративного искусства, а современная техника дает  разнообразные возможности. Современные промыслы сложились на базе древнего  народного искусства. Традиционные центры славятся своими изделиями и внутри страны, и за ее пределами. Наряду с мастерами, объединенными в традиционных центрах, существует целая армия мастеров­одиночек, следующих в своем творчестве народной традиции. Традиционные виды народного декоративно­прикладного искусства начинают развиваться  в новых районах, где их раньше не было. Распространение народных промыслов является  следствием их популярности. Поэтому отдельные города, области, края, республики  стремятся создать у себя предприятия по изготовлению художественных изделий в  народном характере, гордятся ими и широко рекламируют их. И как бы далеко ни шагнула  техника, как бы ни преуспевала во всех сферах производства электроника, как бы ни  восхваляли «умных» роботов, механические руки, ­ живые человеческие руки не могут  оставаться без дела. Своими руками сработанная вещь, в которой можно выразить себя, свои чувства, проявитьсвои смекалку, умение и терпение, вкус, ­ эта вещь всегда найдет  себе место среди стандартных промышленных изделий. Мастерить, фантазировать,  подчинять себе материал и преодолевать его сопротивление ­ в этом человек проявляет  свою истинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом. В нашей стране в области керамики славятся: Гжель, игрушки Дымково иФилимоно,  Скопин. Резьба и роспись по дереву: Городец, игрушки Сергиев Посада и Богородского,  Хохлома. Вышивка и кружево: Набойна. Особенно знамениты елецкие кружева, павлово­ посадские платки, вязаные вещи Архангельской области, украшенные вышивкой, бисером  меховые вещи, сработанные на Севере; ковры Дагестана. В области художественного металла: каслинское литье, серебро с чернью Великого  Устюга, кубачинские изделия, ростовская финифть, ювелирные изделия Мсте­ры и села  Красное (Костромская область), златоустовская гравюра на стали. Художественные  изделия из кости и камня Архангельска, Тобольска и Чукотки. Русские художественные  лаки: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй, подносы Жостово. Россия ­ многонациональная страна. В ней проживают люди различных национальностей. И  каждый народ имеет свое декоративно­прикладное искусство. Общей основой изделий  народных мастеров, народных умельцев является их практическая направленность (посуда, полотенце, одежда, шкатулки и т. п.). Также на изделиях умельцев разных народностей  есть украшения в виде орнамента. Каждый орнамент, хотя и имеет много общего с  орнаментами других народов (ритмическое построение, растительные и геометрические  формы животного мира, общее композиционное решение ­ формат, цветовую гамму), все  же отличается своими особенностями, национальным колоритом, сочетанием элементов и  т. д. Большим своеобразием отличаются орнаменты народов мира. Географические  особенности очень влияют на рисунок, колорит, композицию орнамента каждого народа. III. Работа над заданием. Задание: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Украшение  заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.). Работа в технике «гратташ» (процарапывание). Этапы выполнения задания: 1) Грунтовка листа: ­ расположить лист перед собой, отчертить сверху­снизу, справа­слева по 3­4 см, сделать  внутреннюю рамку; ­  подготовить мягкий желток (растопить воск), распределить между учащимися (по рядам, на 2­3 парты; яйца и воск свечи приносят дети); ­  загрунтовать желтком (воском) внутренний прямоугольник, промывая кисть в конце  работы; ­ загрунтовать 2­3 раза тушью или черной (можно цветной) гуашью так, чтобы не было  пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро, аккуратно, не растирая по одному месту  более 2­3 раз кистью до высыхания; ­ высушить; ­ на полях ­ рамке ­ придумать сюжет будущего рисунка, сделав маленький эскиз в  карандаше. 2) Пока грунт подсыхает, можно выполнить серию графических упражнений на отдельном  листе: ­ разная сила штриха; ­ короткий и длинный штрих; ­ разная ширина просветов между штрихами. 3)  Рисунок узора выполнить процарапыванием, рисовать тонкой кисточкой белой гуашью.  Контур «изделия» обводят по трафарету. Справка. Орнамент (от лат. ornanentum ­ «украшение») ­ узор, построенный на  ритмическом чередовании, организованном расположении элементов. В зависимости от  характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический,  растительный, зооморфный, антропоморфный. По характеру композиции можно выделить  такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), в  квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый. Орнамент можно нарисовать  графическим материалом, написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по  дереву или вычеканить по металлу, его можно сплести в виде кружева, циновки. Орнамент  является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и к  данной стране (готику, барокко, модерн мы угадываем сразу). Симметрия (от греч. symmetria) ­ соразмерность. Гармония (от греч. hannonia) ­ связь, стройность, соразмерность. Ритм (от греч. rhythmos) ­ чередование каких­либо элементов (звуковых, речевых и т. д.),  происходящее с определенной последовательностью, частотой. Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок. Требования к рисункам: ­ равновесие, соразмерность; ­ оправданное заполнение листа (не мелко, не крупно); ­ умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, владение материалом,  изобразительной техникой; ­ аккуратность, не должно быть прорезов бумаги, дырок. Справка. Способом «процарапывание» пером или острым инструментом картона или  бумаги, залитых тушью, пользуются многие художники, называется такая техника  ­ «граттаж» (от франц. ­ «скрести, царапать»). IV. Итоги урока. Экспресс­выставка. Оценка выполненных работ, отбор лучших рисунков. Уборка рабочих  мест. Домашнее задание: посмотреть в детских книжках украшения сказочных героев.

Урок по ИЗО 2 класс. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ

Урок по ИЗО 2 класс. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ

Урок по ИЗО 2 класс. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ

Урок по ИЗО 2 класс. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ

Урок по ИЗО 2 класс. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ

Урок по ИЗО 2 класс. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ

Урок по ИЗО 2 класс. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ

Урок по ИЗО 2 класс. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ

Урок по ИЗО 2 класс. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ

Урок по ИЗО 2 класс. КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018