Урок по ИЗО 3 класс. «РУССКАЯ МАТРЕШКА В ОСЕННЕМ УБОРЕ 2» (гуашь)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: повторить материал о выразительных декоративных средствах изобразительного искусства; уточнить представления о народной декоративной игрушке; побудить интерес к историческому наследию нашей Родины. Оборудование: Изобразительный ряд: игрушки-матрешки из Семенова, Загорска, Полхов-Майдана; образец педагогического рисунка «Русская матрешка в осеннем уборе» (гуашь). Музыкальный ряд: русские народные мелодии.«РУССКАЯ МАТРЕШКА В ОСЕННЕМ УБОРЕ 2» (гуашь)
Иконка файла материала РУССКАЯ МАТРЕШКА В ОСЕННЕМ УБОРЕ 2.docx
«РУССКАЯ МАТРЕШКА В ОСЕННЕМ УБОРЕ 2» (гуашь) Ц е л и : повторить   материал   о   выразительных   декоративных   средствах изобразительного   искусства;   уточнить   представления   о   народной   декоративной игрушке; побудить интерес к историческому наследию нашей Родины. О б о р у д о в а н и е : И з о б р а з и т е л ь н ы й   р я д:   игрушки­матрешки   из   Семенова,   Загорска,   Полхов­ Майдана;   образец   педагогического   рисунка   «Русская   матрешка   в   осеннем   уборе» (гуашь). М у з ы к а л ь н ы й   р я д: русские народные мелодии. Х о д   у р о к а I. Организация класса. 1. П р и в е т с т в и е   у ч а щ и х с я . 2. П р о в е р к а   г о т о в н о с т и   к уроку. 3. П о д г о т о в к а   к р а с о к   к работе. II. Постановка темы урока. – Сегодня мы продолжим работу прошлого урока и выполним рисунок в цвете. III. Актуализация знаний учащихся.  О какой народной декоративной игрушке мы говорили на предыдущем уроке?  Что интересного вы запомнили с прошлого урока о матрешке? IV. Вводная беседа. С л о в о   у ч и т е л я.   Перед   вами   матрешки   из   Загорска,   Семенова   и   Полхов­ Майдана.   Рассмотрите   их   и   расскажите   о   выразительных   декоративных   средствах, используемых при росписи этих матрешек.  Как изображены платки?  Выполнен ли рисунок на фартуке?  Как оформлен сарафан и обозначен ли он вообще? Что общего в оформлении этих матрешек?  Найдите  отличительные  декоративные  приемы  в  росписи  этих изделий.  Какие приемы кистевой росписи использованы в оформлении этих матрешек? V. Работа над новым материалом. У ч и т е л ь. Дома вы подготовили материал о матрешках.  Кто нашел какой­то интересный материал о русской матрешке? Замечательная   игрушка   –   матрешка!   Деревянные   куклы,   помещающиеся   одна   в одной,   пришли   к   нам   из   Японии.   Родственница   русской   матрешки   –   складная   кукла Фукурума – веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо. Первым   расписал  русскую  матрешку   художник  С.  В.  Малютин  (1859–   1937).  Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник. В руках у нее черный петух. Видимо, от русского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка». Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ   женщины   –   матери   большого   семейства   –   близок   и   понятен.   Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – в этом, по всей видимости, глубокий смысл популярной игрушки. Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови,   маленький   рот.   Такой   же   образ   красавицы   воспевался   в   русских   песнях   и сказках. Интересно   отметить,   что   кроме   матрешек­девочек   и   женщин   традиционно   в Сергиевом Посаде и Семенове делали матрешек­мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой   бородой,   в   кепке   и   нарядной   рубашке.   Сюжеты   росписи   тоже   могли варьироваться. Как в старину, так и в наши дни, особенно в Сергиевом Посаде, кроме летнего наряда одевали матрешек и в зимнюю одежду. Были матрешки, изображающие жениха с невестой, боярина с боярыней, героев сказок и литературных героев. Процесс   изготовления   всех   матрешек   одинаков.   Сначала   вытачивают   форму   на токарном   станке.   Затем   подготавливают   ее   под   роспись.   Мастерицы   расписывают матрешек без предварительного рисунка с образца. Если загорская классическая матрешка, расписанная гуашевыми красками, довольно спокойна   по   расцветке,   то   матрешка   города   Семенова   (в   Нижегородской   области) представляет собой русскую красавицу, ярко раскрашенную, с обязательным букетом цветов. Матрешка   мастеров   Полхов­Майдана   отличается   несколько   вытянутыми пропорциями и еще более звонкой росписью. А   кировская   матрешка,   близкая   по   типу   загорской,   наряду   с   росписью   украшена узором из соломки.Создают свои матрешки и народные мастера других регионов России. Их отличия проявляются   в   пропорциях   токарной   формы,   в   росписи,   которая   ориентирована   на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, ее характерного цвета и деталей костюма. VI. Педагогический рисунок. Учитель   объясняет   последовательность   выполнения   рисунка   и   показывает   на образцах. – Посмотрите,  как  я  выполню  рисунок  матрешки  в  цвете  (см. Приложение): 1. Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала выполню красным цветом платок. 2. Теперь аккуратно, чтобы не было видно мазков от кисти, заливаю всю поверхность туловища – центральную часть – желтым цветом. 3. Необходимо создать впечатление – иллюзию, что матрешка настоящая. Для этого по всему краю игрушки прохожу коричневой краской. Плавными движениями аккуратно вливаю один цвет в другой. 4. Теперь выполняю завершающую стадию. Для этого раскрашиваю волосы и узор на передней части матрешки. Для волос я выбрала черный цвет. А узор выполняю красным и зеленым цветом. Учтите, что прежде чем выполнять цветы и лисья, надо убедиться, что желтый фон высох. Красный беру того же цвета, что и платок. Рисунок закончен. VII. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е.   Выполните   самостоятельно   рисунок   матрешки   в   цвете.   Постарайтесь использовать в работе те приемы свободной кистевой росписи, которые мы изучили с вами на прошлом уроке. VIII. Итог урока. 1. В ы с т а в к а   р а б о т  учащихся. У ч и т е л ь.   Перед   нами демонстрируются   лучшие   работы.   Представлены   матрешки   из   Загорска   и   Семенова, Полхов­Майдана. Все работы отличаются декоративностью и оригинальностью.   Получилась   настоящая   ярмарка   из   матрешек. 2. О б о б щ е н и е   и з у ч е н н о г о  материала.  Расскажите о выразительных декоративных средствах, используемых при росписи этих матрешек.  Вспомните упражнения по выполнению простейших приемов кистевой росписи.

Посмотрите также