Цели: повторить материал о выразительных декоративных средствах изобразительного искусства; уточнить представления о народной декоративной игрушке; побудить интерес к историческому наследию нашей Родины.
Оборудование:
Изобразительный ряд: игрушки-матрешки из Семенова, Загорска, Полхов-Майдана; образец педагогического рисунка «Русская матрешка в осеннем уборе» (гуашь).
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.«РУССКАЯ МАТРЕШКА В ОСЕННЕМ УБОРЕ 2» (гуашь)
«РУССКАЯ МАТРЕШКА В ОСЕННЕМ
УБОРЕ 2» (гуашь)
Ц е л и : повторить материал о выразительных декоративных средствах
изобразительного искусства; уточнить представления о народной декоративной
игрушке; побудить интерес к историческому наследию нашей Родины.
О б о р у д о в а н и е :
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: игрушкиматрешки из Семенова, Загорска, Полхов
Майдана; образец педагогического рисунка «Русская матрешка в осеннем уборе»
(гуашь).
М у з ы к а л ь н ы й р я д: русские народные мелодии.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
1. П р и в е т с т в и е у ч а щ и х с я .
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и к уроку.
3. П о д г о т о в к а к р а с о к к работе.
II. Постановка темы урока.
– Сегодня мы продолжим работу прошлого урока и выполним рисунок в цвете.
III. Актуализация знаний учащихся.
О какой народной декоративной игрушке мы говорили на предыдущем уроке?
Что интересного вы запомнили с прошлого урока о матрешке?
IV. Вводная беседа.
С л о в о у ч и т е л я. Перед вами матрешки из Загорска, Семенова и Полхов
Майдана. Рассмотрите их и расскажите о выразительных декоративных средствах,
используемых при росписи этих матрешек.
Как изображены платки?
Выполнен ли рисунок на фартуке?
Как оформлен сарафан и обозначен ли он вообще? Что общего в оформлении этих матрешек?
Найдите отличительные декоративные приемы в росписи этих изделий.
Какие приемы кистевой росписи использованы в оформлении этих матрешек?
V. Работа над новым материалом.
У ч и т е л ь. Дома вы подготовили материал о матрешках.
Кто нашел какойто интересный материал о русской матрешке?
Замечательная игрушка – матрешка! Деревянные куклы, помещающиеся одна в
одной, пришли к нам из Японии. Родственница русской матрешки – складная кукла
Фукурума – веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо.
Первым расписал русскую матрешку художник С. В. Малютин (1859– 1937). Всем
полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в традиционный русский костюм:
платок, сарафан и передник. В руках у нее черный петух. Видимо, от русского имени
Матрена и возникло ласковое название «матрешка».
Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен.
Образ женщины – матери большого семейства – близок и понятен. Плодородие,
изобилие, бесконечность жизни – в этом, по всей видимости, глубокий смысл популярной
игрушки. Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает
предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные
брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и
сказках.
Интересно отметить, что кроме матрешекдевочек и женщин традиционно в
Сергиевом Посаде и Семенове делали матрешекмальчиков и отцов семейства, порой с
кудрявой бородой, в кепке и нарядной рубашке. Сюжеты росписи тоже могли
варьироваться. Как в старину, так и в наши дни, особенно в Сергиевом Посаде, кроме
летнего наряда одевали матрешек и в зимнюю одежду. Были матрешки, изображающие
жениха с невестой, боярина с боярыней, героев сказок и литературных героев.
Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на
токарном станке. Затем подготавливают ее под роспись. Мастерицы расписывают
матрешек без предварительного рисунка с образца.
Если загорская классическая матрешка, расписанная гуашевыми красками, довольно
спокойна по расцветке, то матрешка города Семенова (в Нижегородской области)
представляет собой русскую красавицу, ярко раскрашенную, с обязательным букетом
цветов.
Матрешка мастеров ПолховМайдана отличается несколько вытянутыми
пропорциями и еще более звонкой росписью.
А кировская матрешка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена
узором из соломки.Создают свои матрешки и народные мастера других регионов России. Их отличия
проявляются в пропорциях токарной формы, в росписи, которая ориентирована на
демонстрацию особенностей национальной женской одежды, ее характерного цвета и
деталей костюма.
VI. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на
образцах.
– Посмотрите, как я выполню рисунок матрешки в цвете (см. Приложение):
1. Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала
выполню красным цветом платок.
2. Теперь аккуратно, чтобы не было видно мазков от кисти, заливаю всю поверхность
туловища – центральную часть – желтым цветом.
3. Необходимо создать впечатление – иллюзию, что матрешка настоящая. Для этого
по всему краю игрушки прохожу коричневой краской. Плавными движениями аккуратно
вливаю один цвет в другой.
4. Теперь выполняю завершающую стадию. Для этого раскрашиваю волосы и узор на
передней части матрешки. Для волос я выбрала черный цвет. А узор выполняю красным
и зеленым цветом. Учтите, что прежде чем выполнять цветы и лисья, надо убедиться,
что желтый фон высох. Красный беру того же цвета, что и платок. Рисунок закончен.
VII. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е. Выполните самостоятельно рисунок матрешки в цвете. Постарайтесь
использовать в работе те приемы свободной кистевой росписи, которые мы изучили с
вами на прошлом уроке.
VIII. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
У ч и т е л ь.
Перед нами
демонстрируются лучшие работы. Представлены матрешки из Загорска и Семенова,
ПолховМайдана. Все работы отличаются декоративностью и оригинальностью.
Получилась настоящая ярмарка из матрешек.
2. О б о б щ е н и е и з у ч е н н о г о материала.
Расскажите о выразительных декоративных средствах, используемых при росписи
этих матрешек.
Вспомните упражнения по выполнению простейших приемов кистевой росписи.