Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)
Оценка 4.6

Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
3 кл
13.05.2018
Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)
Цели: ознакомить с произведениями декоративно-прикладного искусства; развивать творческое воображение детей; систематизировать знания учащихся о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы и росписи по дереву; воспитывать бережное отношение к народным традициям на примере творчества мастеров богородской игрушки. Оборудование: Изобразительный ряд: образцы (фотографии) богородской деревянной резной игрушки; образец педагогического рисунка «Веселые игрушки» (карандаш, гуашь). Литературный ряд: стихотворение А. Блока «Как прозрачен…».«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)
ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ.docx
«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь) Ц е л и : ознакомить   с   произведениями   декоративно­прикладного   искусства; развивать   творческое   воображение   детей;   систематизировать   знания   учащихся   о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы и росписи по дереву; воспитывать бережное отношение к народным традициям на примере творчества мастеров богородской игрушки. О б о р у д о в а н и е : И з о б р а з и т е л ь н ы й   р я д:   образцы   (фотографии)   богородской   деревянной резной   игрушки;   образец   педагогического   рисунка   «Веселые   игрушки»   (карандаш, гуашь). Л и т е р а т у р н ы й   р я д: стихотворение А. Блока «Как прозрачен…». Х о д   у р о к а I. Организация класса. 1. П р и в е т с т в и е   у ч а щ и х с я . 2. П р о в е р к а   г о т о в н о с т и   к уроку. 3. П о д г о т о в к а   к р а с о к   к работе. II. Постановка темы урока. У ч и т е л ь. Сегодня мы составим эскиз подарочного изделия, которое можно будет потом   выполнить   на   уроках   технологии   или   в   группе   продленного   дня.   Тема сегодняшнего урока – «Веселые игрушки». III. Актуализация знаний учащихся. Через многие уроки изобразительного искусства и в первом, и втором, и в третьем классах   проходит   тема   народного   искусства,   связанная   с   различными   видами художественной   обработки   дерева.   Сегодня   мы   будем   знакомиться   с   забавными игрушками с движением и звуком из села Богородское Московской области. IV. Вводная беседа. С л о в о   у ч и т е л я.   Сюжеты   сказок   и   герои   из   сказок   волновали   людей   всегда. Мастера резьбы и росписи по дереву использовали темы сказок для создания своих изделий, например игрушек. Послушайте замечательное стихотворение русского поэта: Как прозрачен, белоснежен Блеск узорных окон! Как пушист и мягко нежен Золотой твой локон! Как тонка ты в красной шубке, С бантиком в косице! Засмеешься – вздрогнут губки, Задрожат ресницы. Веселишь ты всех прохожих – Молодых и старых, Некрасивых и пригожих, Толстых и поджарых. Подивятся, улыбнутся, Поплетутся далее, Будто вовсе, как смеются Дети, не видали. И пойдешь ты дальше с мамой Покупать игрушки И рассматривать за рамой Звезды и хлопушки. Ты сама нарядишь елку В звезды золотые И привяжешь к ветке колкой Яблоки большие, Чтоб оттягивать большими Яблоками ветки И привязывать под ними Для орехов сетки. Ты на елку бусы кинешь, Золотые нити, Ветки крепкие раздвинешь, Крикнешь – посмотрите! Крикнешь ты, подымешь ветку Тонкими руками… А уж там смеется дедка С белыми усами.                                 А. Блок  Кто из вас знает что­нибудь о создателях деревянной игрушки в селе Богородском (Московская область)? Народные   мастера   из   села   Богородское   создают   деревянную   резную   игрушку,   в которой отражены ценные традиции искусства резьбы, заключена богатая пластика. Посмотрите, как остроумно действуют эти игрушки. Вы поняли, что главные персонажи богородской игрушки – зайцы, медведи, лисицы – трудятся   у   станка,   ездят   на   лыжах,   летают   в   космос,   фотографируют   Луну. Современные   темы   решаются   по­игрушечному   весело,   с   выдумкой.   Особенно   близки мастерам басня, сказка. Д о п о л н и т е л ь н ы й   м а т е р и а л Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по   дереву   находится   в   селе   Богородском.   Близость   к   Троице­Сергиевой   лавре (нынешний город Загорск) обеспечивала хороший сбыт продукции мастеров. По примеру других   промыслов   в  Богородском   на   рубеже   XVI–XVII   вв.   стали   вырезать   из   дерева игрушку. В XVIII веке она приобрела достаточно самобытный характер по тематике и в манере   исполнения.   XIX   в.   дал   новые   стимулы   развитию   творчества   богородских мастеров. Не без влияния статуэток из фарфора, изображающих горожан, крестьян, игрушка   становилась   скульптурой,   сюжеты   и   мотивы   которой   шли   от   лубка,   но трактовались   по­своему,   с   учетом   особенностей   дерева.   На   этом   этапе   развития   в богородской   игрушке   и   скульптуре   появились   многофигурные   композиции,   а   сами изображения   фигур   стали   более   динамичными,   раскованными   в   движении.   С   этим связано и введение в богородскую скульптуру окраски. Правда, раскраску некоторой части   изделий   выполняли   уже   ремесленники   Сергиева   Посада,   куда   поступала продукция богородских резчиков. Для   изготовления   игрушки   и   скульптуры   издавна   применяется   древесина   липы, ольхи,   осины.   Она   легко   обрабатывается   и   позволяет   в   скульптурном   изображении воспроизводить любые мелкие детали. Однако богородские мастера умело используют «разделку» поверхности. И в игрушке, и в скульптуре форма строится на обобщении, передающем   характерные   особенности   изображаемого   человека   или   животного. Необходимые   детали   или   порезки   орнаментального   узора   выгодно   контрастируют   с чистыми поверхностями светлого дерева. Инструмент богородского резчика несложен. Топор, набор полукруглых стамесок и нож, остро отточенный и законченный треугольным срезом, позволяют выполнять все приемы   обработки   древесины,   начиная   с   заготовки   болванки   и   кончая   отделкой, завершающей процесс создания скульптуры. Для   одинарной   игрушки   или   скульптуры   типична   собранность   формы, продиктованная   объемом   заготовки,   которая   получается   в   результате   раскалывания полена на четыре части. Таковы фигуры гусаров, барынь и других типажей в скульптуре конца XIX в. Богородский   промысел   имеет   активную   тенденцию   к   развитию   своего   искусства. Кадры   мастеров   готовятся   в   местной   профтехшколе   и   в   художественном   училище, расположенном   в   Загорском   районе.   Обучение   проводится   и   непосредственно   на производстве путем передачи основ ремесла опытными мастерами молодому поколению. Профессиональная   подготовка   кадров   резчиков   позволяет   находить   новые оригинальные   решения   игрушек   и   все   чаще   создавать   работы,   представляющие оригинальную декоративную скульптуру из дерева. V. Анализ произведений изобразительного искусства. У ч и т е л ь. Перед вами настоящие богородские игрушки (показывает фотографии). Рассмотрим остроумные эти игрушки. В   отличие   от   игрушек   Севера   и   Поволжья,   в   Богородском   и   Сергиевом   Посаде делают   фигурки   реалистические.   Их   сначала   обрубают   топором,   а   затем   детально отделывают   ножом   и   стамесками.   Тщательно   прорабатывают   шерсть   животного   или оперение   птицы,   но   выполняются   они   орнаментально   и   декоративно.   Рельефные, плоские и заглубленные порезки создают удивительно живописную игру поверхности и выявляют красоту неокрашенного дерева. Все это помогает сохранить определенную меру условности и подчеркнуть выразительность формы. Знаменитые «Кузнецы» стали символом русской народной деревянной игрушки. По сторонам   наковальни   укреплены   на   планочках   резные   фигурки   кузнеца   и   медведя. Привлекают не только занимательный сюжет, теплый юмор, типичность персонажей, но и   движение   игрушки   –   весело   стучат   молоточки   по   наковальне,   когда   двигаешь планочки. В облике богородского коня привлекают гордо поднятая голова, крутой выгиб шеи, динамичная линия силуэта – так создается прекрасный и могучий образ. Медведь в богородской игрушке – большой и добродушный зверь. Вместе   с   тем  мастер  подчеркивает  в  его  характере  черты,  присущие человеку. Интересно   отметить,   что   игрушечный   медведь   может   выполнять   не   только традиционную   крестьянскую   работу:   пилить   дрова,   косить   траву,   ловить   рыбу, подметать,   носить   воду,   пахать,   –   но   и   играть   в  хоккей,   мыться  под   душем   и   даже работать на компьютере. Игрушка   получается   запоминающейся   и   веселой.   Так   в   народной   игрушке   нашли отражение старые и современные сюжеты. Самое   притягательное   в   народной   деревянной   игрушке   –   яркая   образность, сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и сказочным вымыслом. Изображение любимых игрушек поможет вам в оформлении подарочных изделий, которые можно сконструировать из коробков, коробочек, катушек на уроках труда. Это могут быть звери, машины, мебель, куклы. VI. Работа над новым материалом.  Что   вы   знаете   о   художественных   традициях   народного   творчества   в   области художественной резьбы и росписи по дереву?  Что вы знаете об украшениях крестьянских деревянных изб?  Почему эти дома напоминают сказочные?  Какие   мастера   делают   кухонную   утварь,   украшенную   травкой,   купавами   и розанами?  Какие деревянные игрушки народных мастеров вы уже знаете?  Какие образцы народной деревянной игрушки встречаются в глиняной игрушке?  Каковы излюбленные изображения в народной росписи, вышивке и игрушке? VII. Педагогический рисунок. Учитель   объясняет   последовательность   выполнения   рисунка   и   показывает   на образцах. –   Внимательно   посмотрите,   как   я   выполню   рисунок   богородской   игрушки(см. Приложение). 1. Определяю положение листа в зависимости от композиции. У меня будет игрушка, состоящая из двух героев, поэтому лучше лист расположить по горизонтали. Намечаю размеры каждого из героев – медведя и мужичка. 2. Намечаю движение каждого из героев. Мужик сидит прямо, а медведь наклонился вперед, чтобы бить по наковальне. У каждого из них – молоток. А сидят они на двух бревнах. Эти «бревна» движутся и приводят в действие игрушку – каждый из героев попеременно бъет молотком по наковальне. 3.   Точно   прорисую   движение   каждого   из   героев.   Изображаю   одежду   мужика   – длинную рубаху, широкие штаны и лапти, на голове – высокая шапка. Уточняю фигуру медведя и прорисовываю его морду. 4. Выполняю цветом охры заливку всей игрушки. Для проработки объема выполняю коричневым цветом складки одежды, отдельные части тела у медведя. Тонкой кистью темно­коричневым цветом прорисовываю мелкие детали. Рисунок закончен. VIII. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е. Выполните самостоятельно рисунок богородской игрушки карандашом и гуашевыми красками. IX. Итог урока. 1. В ы с т а в к а   р а б о т  учащихся. У ч и т е л ь.   А   сейчас   перед   вами   ребята   продемонстрируют   самые   оригинальные работы.   Посмотрите,   как   творчески   … (фамилии,   имена   учеников) подошли   к выполнению этого трудного задания. 2. О б о б щ е н и е   и з у ч е н н о г о  материала. Вы поняли, что народная игрушка позволяет нам лучше узнать историю народа, учит ценить и понимать традиции и народную мудрость.  Какие деревянные игрушки народных мастеров вы уже знаете?  Что является изюминкой народной деревянной игрушки? Самое   притягательное   в   народной   деревянной   игрушке   –   яркая   образность, сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и сказочным вымыслом.

Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018