Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
3 кл
13.05.2018
Цели: ознакомить с произведениями декоративно-прикладного искусства; развивать творческое воображение детей; систематизировать знания учащихся о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы и росписи по дереву; воспитывать бережное отношение к народным традициям на примере творчества мастеров богородской игрушки.
Оборудование:
Изобразительный ряд: образцы (фотографии) богородской деревянной резной игрушки; образец педагогического рисунка «Веселые игрушки» (карандаш, гуашь).
Литературный ряд: стихотворение А. Блока «Как прозрачен…».«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)
ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ.docx
«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш,
гуашь)
Ц е л и : ознакомить с произведениями декоративноприкладного искусства;
развивать творческое воображение детей; систематизировать знания учащихся о
некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной
резьбы и росписи по дереву; воспитывать бережное отношение к народным традициям
на примере творчества мастеров богородской игрушки.
О б о р у д о в а н и е :
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: образцы (фотографии) богородской деревянной
резной игрушки; образец педагогического рисунка «Веселые игрушки» (карандаш,
гуашь).
Л и т е р а т у р н ы й р я д: стихотворение А. Блока «Как прозрачен…».
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
1. П р и в е т с т в и е у ч а щ и х с я .
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и к уроку.
3. П о д г о т о в к а к р а с о к к работе.
II. Постановка темы урока.
У ч и т е л ь. Сегодня мы составим эскиз подарочного изделия, которое можно будет
потом выполнить на уроках технологии или в группе продленного дня. Тема
сегодняшнего урока – «Веселые игрушки».
III. Актуализация знаний учащихся.
Через многие уроки изобразительного искусства и в первом, и втором, и в третьем
классах проходит тема народного искусства, связанная с различными видами
художественной обработки дерева. Сегодня мы будем знакомиться с забавными
игрушками с движением и звуком из села Богородское Московской области.
IV. Вводная беседа.
С л о в о у ч и т е л я. Сюжеты сказок и герои из сказок волновали людей всегда.
Мастера резьбы и росписи по дереву использовали темы сказок для создания своих
изделий, например игрушек. Послушайте замечательное стихотворение русского поэта:
Как прозрачен, белоснежен Блеск узорных окон!
Как пушист и мягко нежен
Золотой твой локон!
Как тонка ты в красной шубке,
С бантиком в косице!
Засмеешься – вздрогнут губки,
Задрожат ресницы.
Веселишь ты всех прохожих –
Молодых и старых,
Некрасивых и пригожих,
Толстых и поджарых.
Подивятся, улыбнутся,
Поплетутся далее,
Будто вовсе, как смеются
Дети, не видали.
И пойдешь ты дальше с мамой
Покупать игрушки
И рассматривать за рамой
Звезды и хлопушки.
Ты сама нарядишь елку
В звезды золотые
И привяжешь к ветке колкой
Яблоки большие,
Чтоб оттягивать большими
Яблоками ветки
И привязывать под ними Для орехов сетки.
Ты на елку бусы кинешь,
Золотые нити,
Ветки крепкие раздвинешь,
Крикнешь – посмотрите!
Крикнешь ты, подымешь ветку
Тонкими руками…
А уж там смеется дедка
С белыми усами.
А. Блок
Кто из вас знает чтонибудь о создателях деревянной игрушки в селе Богородском
(Московская область)?
Народные мастера из села Богородское создают деревянную резную игрушку, в
которой отражены ценные традиции искусства резьбы, заключена богатая пластика.
Посмотрите, как остроумно действуют эти игрушки.
Вы поняли, что главные персонажи богородской игрушки – зайцы, медведи, лисицы –
трудятся у станка, ездят на лыжах, летают в космос, фотографируют Луну.
Современные темы решаются поигрушечному весело, с выдумкой. Особенно близки
мастерам басня, сказка.
Д о п о л н и т е л ь н ы й м а т е р и а л
Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы
по дереву находится в селе Богородском. Близость к ТроицеСергиевой лавре
(нынешний город Загорск) обеспечивала хороший сбыт продукции мастеров. По примеру
других промыслов в Богородском на рубеже XVI–XVII вв. стали вырезать из дерева
игрушку. В XVIII веке она приобрела достаточно самобытный характер по тематике и в
манере исполнения. XIX в. дал новые стимулы развитию творчества богородских
мастеров. Не без влияния статуэток из фарфора, изображающих горожан, крестьян,
игрушка становилась скульптурой, сюжеты и мотивы которой шли от лубка, но
трактовались посвоему, с учетом особенностей дерева. На этом этапе развития в
богородской игрушке и скульптуре появились многофигурные композиции, а сами
изображения фигур стали более динамичными, раскованными в движении. С этим
связано и введение в богородскую скульптуру окраски. Правда, раскраску некоторой
части изделий выполняли уже ремесленники Сергиева Посада, куда поступала
продукция богородских резчиков.
Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы,
ольхи, осины. Она легко обрабатывается и позволяет в скульптурном изображении воспроизводить любые мелкие детали. Однако богородские мастера умело используют
«разделку» поверхности. И в игрушке, и в скульптуре форма строится на обобщении,
передающем характерные особенности изображаемого человека или животного.
Необходимые детали или порезки орнаментального узора выгодно контрастируют с
чистыми поверхностями светлого дерева.
Инструмент богородского резчика несложен. Топор, набор полукруглых стамесок и
нож, остро отточенный и законченный треугольным срезом, позволяют выполнять все
приемы обработки древесины, начиная с заготовки болванки и кончая отделкой,
завершающей процесс создания скульптуры.
Для одинарной игрушки или скульптуры типична собранность формы,
продиктованная объемом заготовки, которая получается в результате раскалывания
полена на четыре части. Таковы фигуры гусаров, барынь и других типажей в скульптуре
конца XIX в.
Богородский промысел имеет активную тенденцию к развитию своего искусства.
Кадры мастеров готовятся в местной профтехшколе и в художественном училище,
расположенном в Загорском районе. Обучение проводится и непосредственно на
производстве путем передачи основ ремесла опытными мастерами молодому поколению.
Профессиональная подготовка кадров резчиков позволяет находить новые
оригинальные решения игрушек и все чаще создавать работы, представляющие
оригинальную декоративную скульптуру из дерева.
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
У ч и т е л ь. Перед вами настоящие богородские игрушки (показывает фотографии).
Рассмотрим остроумные эти игрушки.
В отличие от игрушек Севера и Поволжья, в Богородском и Сергиевом Посаде
делают фигурки реалистические. Их сначала обрубают топором, а затем детально
отделывают ножом и стамесками. Тщательно прорабатывают шерсть животного или
оперение птицы, но выполняются они орнаментально и декоративно. Рельефные,
плоские и заглубленные порезки создают удивительно живописную игру поверхности и
выявляют красоту неокрашенного дерева. Все это помогает сохранить определенную
меру условности и подчеркнуть выразительность формы.
Знаменитые «Кузнецы» стали символом русской народной деревянной игрушки. По
сторонам наковальни укреплены на планочках резные фигурки кузнеца и медведя.
Привлекают не только занимательный сюжет, теплый юмор, типичность персонажей, но
и движение игрушки – весело стучат молоточки по наковальне, когда двигаешь
планочки.
В облике богородского коня привлекают гордо поднятая голова, крутой выгиб шеи,
динамичная линия силуэта – так создается прекрасный и могучий образ.
Медведь в богородской игрушке – большой и добродушный зверь. Вместе с тем
мастер подчеркивает в его характере черты, присущие человеку.
Интересно отметить, что игрушечный медведь может выполнять не только
традиционную крестьянскую работу: пилить дрова, косить траву, ловить рыбу, подметать, носить воду, пахать, – но и играть в хоккей, мыться под душем и даже
работать на компьютере.
Игрушка получается запоминающейся и веселой. Так в народной игрушке нашли
отражение старые и современные сюжеты.
Самое притягательное в народной деревянной игрушке – яркая образность,
сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и сказочным вымыслом.
Изображение любимых игрушек поможет вам в оформлении подарочных изделий,
которые можно сконструировать из коробков, коробочек, катушек на уроках труда. Это
могут быть звери, машины, мебель, куклы.
VI. Работа над новым материалом.
Что вы знаете о художественных традициях народного творчества в области
художественной резьбы и росписи по дереву?
Что вы знаете об украшениях крестьянских деревянных изб?
Почему эти дома напоминают сказочные?
Какие мастера делают кухонную утварь, украшенную травкой, купавами и
розанами?
Какие деревянные игрушки народных мастеров вы уже знаете?
Какие образцы народной деревянной игрушки встречаются в глиняной игрушке?
Каковы излюбленные изображения в народной росписи, вышивке и игрушке?
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на
образцах.
– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок богородской игрушки(см.
Приложение).
1. Определяю положение листа в зависимости от композиции. У меня будет игрушка,
состоящая из двух героев, поэтому лучше лист расположить по горизонтали. Намечаю
размеры каждого из героев – медведя и мужичка.
2. Намечаю движение каждого из героев. Мужик сидит прямо, а медведь наклонился
вперед, чтобы бить по наковальне. У каждого из них – молоток. А сидят они на двух
бревнах. Эти «бревна» движутся и приводят в действие игрушку – каждый из героев
попеременно бъет молотком по наковальне.
3. Точно прорисую движение каждого из героев. Изображаю одежду мужика –
длинную рубаху, широкие штаны и лапти, на голове – высокая шапка. Уточняю фигуру
медведя и прорисовываю его морду. 4. Выполняю цветом охры заливку всей игрушки. Для проработки объема выполняю
коричневым цветом складки одежды, отдельные части тела у медведя. Тонкой кистью
темнокоричневым цветом прорисовываю мелкие детали. Рисунок закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е. Выполните самостоятельно рисунок богородской игрушки карандашом и
гуашевыми красками.
IX. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
У ч и т е л ь. А сейчас перед вами ребята продемонстрируют самые оригинальные
работы. Посмотрите, как творчески … (фамилии, имена учеников) подошли к
выполнению этого трудного задания.
2. О б о б щ е н и е и з у ч е н н о г о материала.
Вы поняли, что народная игрушка позволяет нам лучше узнать историю народа, учит
ценить и понимать традиции и народную мудрость.
Какие деревянные игрушки народных мастеров вы уже знаете?
Что является изюминкой народной деревянной игрушки?
Самое притягательное в народной деревянной игрушке – яркая образность,
сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и сказочным вымыслом.
Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)
Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)
Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)
Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)
Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)
Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.