Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
x понимать образное единство слова и изображения в композиционном пространстве плаката;
x развивать композиционные навыки в создании плаката (использовать баланс масс, ритм расположения элементов, их сгущенность или разреженность);
Личностные результаты:
x научиться определять стилистическое единство изображения и характера шрифта при сочинении плаката;
x осознавать роль плаката в современном культурном пространстве.
Метапредметные результаты:
x осознавать информационно-образную цельность изображения и слова в рекламе;
x понимать коммуникативную ценность приложения личных усилий в создании поздравительной открытки;
x учиться конструированию в работе с различными материалами на примере поздравительной открытки«Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне
«Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
x понимать образное единство слова и изображения в композиционном пространстве
плаката;
x развивать композиционные навыки в создании плаката (использовать баланс масс,
ритм расположения элементов, их сгущенность или разреженность);
Личностные результаты:
x научиться определять стилистическое единство изображения и характера шрифта при
сочинении плаката;
x осознавать роль плаката в современном культурном пространстве.
Метапредметные результаты:
x осознавать информационнообразную цельность изображения и слова в рекламе;
x понимать коммуникативную ценность приложения личных усилий в создании
поздравительной открытки;
x учиться конструированию в работе с различными материалами на примере
поздравительной открытки.
Материалы и оборудование
К перечисленным ранее материалам добавляются журналы, подлежащие утилизации, из
которых будут вырезаться фотографии и тексты. Для поздравительной открытки
может понадобиться клей ПВА и «Моменткристалл».
Прежде чем дети начнут практическую работу над эскизом плаката, учитель должен
провести беседу, подкреплённую иллюстративным материалом. Помимо раскрытия
теоретических положений учебника о композиционных принципах макетирования
плаката, о синтезе изображения и слова, о монтажности использования изображения в
плакате, о стилистике шрифта и т. д., можно рассказать о задаче искусства плаката и
сферах его применения.
Дизайн плаката значительно изменился за последнее время. Вопервых, изменилась
технология его изготовления и тиражирования. Если когдато (в обозримом прошлом)
крупные плакаты были в основном рисованными и размножались в оформительских
мастерских ручным способом, то теперь плакат любого размера стал полиграфическим.
Плакат по природе своей — реклама. В зависимости от того, что он рекламирует,
плакаты можно разделить на три группы.
Первая группа — это чисто торговые плакаты, имеющие целью продвигать продажу
товаров или услуг. В эту же группу можно включить афиши зрелищ, театральные
афиши и киноплакаты. Вторая группа — социальные плакаты, рекламирующие
общечеловеческие моральные ценности и борющиеся с общественными пороками. К
этой же группе отнесём и часто встречающиеся плакаты по технике безопасности. И
третья группа — политические плакаты, ставящие целью победу на выборах,
продвижение той или иной политической доктрины.
В работе над эскизами плакатов должна найти своё выражение вся предыдущая
композиционная работа ребят (прежде всего поиск расположения прямоугольников,
которые в плакате могут заменяться на прямоугольные иллюстрации или
информационный текст).
Пригодятся также навыки работы с линиями и пятнами свободной формы, ведь
изобразительная часть плаката может представлять собой абстрактное пятно, пятно
символ или вырезанную по контуру фотографию.
Предлагаемые в учебнике задания не могут быть выполнены за один урок. Первые три
задания достаточно импровизационные и эскизные по технологии выполнения, с
методической точки зрения — основные. Главный упор делается на освоение
композиционных принципов, на компоновку готовых элементов, поэтому выполнятьзадания надо в технике коллажа, используя цветную бумагу и вырезки из журналов.
Фотография может быть отправной точкой в создании эскиза. Изображение часто само
подсказывает ребятам тематику плаката.
Конечно, если класс достаточно продвинут в своих изобразительных возможностях,
можно предложить четвёртое задание — выполнить плакат графически при помощи
красок или в технике коллажа. (Чтобы ровно выкрасить фон, лучше взять гуашевую
краску, добавить в неё клей ПВА или водоэмульсионные белила, а затем наносить её,
тампонируя поролоновой губкой.)
Наконец, последнее задание — создание поздравительной открытки. Чтобы сделать
открытку необычной и привлекательной, нужно придумать для неё оригинальную
конструкцию.
В работе можно использовать разнообразные материалы: пух, мех, вату, блёстки,
крашеное пшено, мак, речной песок. Короткие основные фразы открытки («С Новым
годом!», «С днём рождения!», «Поздравляю!» и т. п.) лучше «набирать» из отдельных
вырезанных из журналов букв, а текст поздравления написать от руки в отведённом для
него месте.
Контрольные вопросы для учащихся
Какими могут быть элементы полиграфической композиции?
Какие основные группы плакатов вы можете выделить?
В чём основные различия плаката и произведения живописи?
Что может быть изображением в изобразительнотекстовых композициях и как оно
может располагаться в этих композициях?