познакомить учащихся с одной малознакомой стороной личности А. С. Пушкина – об отношении поэта к пластическим искусствам (живописи, скульптуре), ярко выраженном в его произведениях; расширять кругозор учащихся знаниями по изобразительному искусству и литературе; прививать чувство гордости за творчество своих соотечественников; показать синтез искусств – изобразительного и литературно-поэтического; укреплять межпредметные связи (литература, мировая художественная культура, изобразительное искусство).А. С. ПУШКИН И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(тематический вечер)
А. С. ПУШКИН И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(тематический вечер)
Ц е л и : познакомить учащихся с одной малознакомой стороной личности
А. С. Пушкина – об отношении поэта к пластическим искусствам (живописи,
скульптуре), ярко выраженном в его произведениях; расширять кругозор
учащихся знаниями по изобразительному искусству и литературе; прививать
чувство гордости за творчество своих соотечественников; показать синтез
искусств – изобразительного и литературнопоэтического; укреплять
межпредметные связи (литература, мировая художественная культура,
изобразительное искусство).
О б о р у д о в а н и е : репродукции картин: Рафаэль «Мадонна с безбородым
Иосифом», О. Кипренский «Портрет В. А Жуковского», Джордж Доу
«Портрет Барклая де Толли», К. Брюллов «Всадница», «Последний день
Помпеи», «Итальянский полдень» и др.; репродукции скульптур: Б.
Торвальдсен «Император Александр I» (мраморный бюст), П. П. Соколов.
Мраморная статуя на тему басни Лафотена «Молочница и кувшин», Б. И.
Орловский. Модели статуй великих полководцев М. Кутузова, Барклая де
Толли, русского богатыря Яна Усмаря и др.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводная часть.
У ч и т е л ь . Чем более время удаляет нас от Пушкина, тем ближе он нам
становится духовно. Поэтому сегодняшний тематический вечер мы посвятим
гению русской поэзии Александру Сергеевичу Пушкину, не обошедшему
своею музою и прекрасный мир изобразительных искусств.
Как прав был Н. В. Гоголь, сказавший еще при жизни поэта замечательные
слова: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное
явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он может
быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский
язык, русский характер…»
Материал тематического вечера поможет нам узнать чтото новое о
личности и творчестве Пушкина, познакомиться с одной малознакомой вам
стороне творческой личности поэта – об отношении А. С. Пушкина к
пластическим искусствам (живописи, скульптуре), ярко выраженном в его
произведениях. Пушкин умел превращать в поэзию и свои размышления об
искусстве.III. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а « Поэзия и живопись – родные сестры».
У ч и т е л ь . Мир прекрасного для Пушкина был немыслим без театра,
музыки, живописи, скульптуры. Истинный поэт, наделенный богатым
воображением, обладающий тонким художественным вкусом, он не мог не
любить изобразительное искусство. Он хорошо чувствовал и понимал
живопись, скульптуру; нередко в своих произведениях поэт с сожалением
говорит о том, что природа не дала ему таланта живописца. Уже в шутливой
лицейской поэме мы найдем такие строки:
Ах, отчего мне дивная природа
Корреджио искусства не дала?
Но Рубенсом на свет я не родился,
Не рисовать, я рифмы плесть пустился.
А. С. Пушкин. Монах (1813)
В лицейские же годы Пушкин посвящает неизвестному живописцу (по
некоторым сведениям, лицеисту А. Илличевскому) целое стихотворение,
ведет с ним диалог, просит запечатлеть на полотне «друга сердца»:
Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;
Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты.
А. С. Пушкин. К живописцу (1815)
Поразительно, как 16летний юноша понимает, что для создания картины
необходимы порывы «пламенной души», вдохновение, наслаждение
творчеством.
В юности Пушкин был серьезно увлечен европейским искусством XVI–
XVII веков, рафаэлевскую классическую традицию Возрождения он ставил
выше всего.
Произведения Пушкина полны впечатлений от полотен выдающихся
художников. Поэзия слова откликается на поэзию, созданную кистью
талантливых живописцев. И это естественно, поскольку, по выражению Н. В.
Гоголя, поэзия и живопись – родные сестры, они рождают в нас высокие
устремления, новые ощущения и мысли, поднимают нас над мелочами жизни,
раскрывают в душе каждого чтото новое, неизведанное, о чем мы и сами не
догадывались.Под впечатлением только что отреставрированной картины Рафаэля
«Мадонна с безбородым Иосифом» молодой Пушкин в 1819 году создает
стихотворение «Возрождение».
Ученик читает стихотворение:
Художникварвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.
У ч и т е л ь . Восстановленное подлинное рафаэлевское письмо поразило
Пушкина своей красотой, всколыхнуло его душу. Обратим внимание на две
последние строфы: их соединяет слово так, отмечающее сопоставление,
сравнение, которое связывает воедино восприятие картины, мысли о ее судьбе
с осознанием собственных душевных движений.
Одним из первых поэтических откликов Пушкина на живопись
отечественного художника было стихотворение «К портрету Жуковского»
(1818), написанное под впечатлением портрета Жуковского кисти Ореста
Кипренского:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
Читая это удивительное стихотворение, приходишь к мысли, что Пушкин
словно черпал в произведениях живописи новые ощущения, будто чувство,
выраженное в красках, будило его воображение и рождало новое, более
острое чувство слова. Неслучайно П. А. Плетнев, говоря о поэзии В. А.
Жуковского, закончил свое изложение стихами Пушкина и пояснил: «В этих
пяти строках, кажется, более сказано о нем, нежели мы нашлись сказать не
нескольких страницах».
Лицейский учитель Пушкина Н. Ф. Кошанский в своей книге «Общая
риторика» писал об этом стихотворении: «Третий стих – живое чувство
пылкой юности, четвертый стих трогателен, как поэзия Жуковского, а пятыйтак пленителен своею плавностью и так ярко освещен прелестью идей и
правдой, что нельзя не назвать его стихом гения».
К о м м е н т а р и и и л е к с и ч е с к а я р а б о т а .
Корреджио (Антонио Аллегри) – известный итальянский художник XVI
века.
Рафаэль Санти (1843–1520) – великий художник эпохи Возрождения,
создавший знаменитую «Сикстинскую мадонну» – высокий образец гармонии,
пластики, совершенства.
Рубенс, Петер Пауль – талантливейший фламандский живописец первой
половины XVII века. Более сорока его картин хранится в СанктПетербурге, в
Эрмитаже.
Кипренский Орест Адамович – талантливый русский живописец первой
половины ХIХ века, один из первых классиков русского портрета, широко
известный за рубежом. В 1827 году написал портрет А. С. Пушкина.
Плетнев Петр Александрович – литератор, с середины 20х годов
руководил изданием произведений А. С. Пушкина.
Хариты – в древнегреческой мифологии – три богини веселья и радости
жизни.
В о п р о с ы и з а д а н и я :
1) Какое сожаление высказывает юный Пушкин в поэме «Монах»?
Процитируйте эти строчки. Как вы их понимаете?
2) Прочитайте отрывок из стихотворения «К живописцу». Как вы понимате
строчку «Дитя харит и вдохновенья»? О чем просит поэт художника? Какими
словами ввыражено отношение поэта к живописцу? Что вы считаете
достоинством этого стихотворения?
3) Какой живописью был увлечен Пушкин в лицейские годы?
4) Согласны ли вы с утверждением Н. В. Гоголя, что «поэзия и живопись –
родные сестры»? В чем выражается их сходство и различие?
5) Какого европейского художника особенно любил и ценил молодой
Пушкин? С чем связано создание стихотворения «Возрождение»? Как вы
понимаете роль последней строфы?
6) Какое впечатление на поэта произвел портрет В. А. Жуковского кисти
Ореста Кипренского? Что вас поражает в небольшом стихотворении «К
портрету Жуковского»? Как Н. Ф. Кошанский характеризует это
стихотворение Пушкина? Почему П. А. Плетнев заканчивает обзор поэзии
Жуковского стихотворением Пушкина? Процитируйте высказывание
Плетнева. Назовите известные портреты О. Кипренского.2. Б е с е д а «Лирика Пушкина, овеянная «грозой двенадцатого года»;
анализ стихотворения «Полководец».
У ч и т е л ь . «Пушкин был совершенным выражением своего времени, –
отмечал В. Г. Белинский. – Одаренный высоким поэтическим чувством и
удивительною способностью принимать и отражать все возможные ощущения,
он перепробовал все тоны, все лады, все аккорды своего века; он заплатил
дань всем великим современным событиям, явлениям и мыслям».
Естественно, в его творчестве не могли не отразиться события 1812 года.
И. И. Пущин вспоминал: «Жизнь наша лицейская сливается с
политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812
года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что
мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо
самого Лицея...» «Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы
братьями прощались...» – писал уже в конце жизни Пушкин, обращаясь к
друзьям и вспоминая лицейские годы. Пушкин стал свидетелем исторических
событий и всю жизнь хранил память о героях, «покрытых славою чудесного
похода и вечной памятью двенадцатого года».
В течение своей творческой жизни поэт не раз обращался к событиям
Отечественной войны, и нередко поводом для этого служили произведения
искусства. Так, посещение Военной галереи Зимнего дворца, где были
помещены портреты трехсот генералов – участников Отечественной войны
1812 года (показать репродукцию картины художника Г. Чернецова
«Военная галерея в Эрмитаже»), вызвало у него раздумья о судьбе одного
из героев Отечественной войны – Барклая де Толли и своеобразно отозвалось
в его, стихотворении «Полководец» (1835).
Это знаменитое стихотворение написано под впечатлением от портрета
Барклая де Толли кисти известного английского художника Джорджа Доу,
который в 1819 году был приглашен в Россию со своими помощниками для
создания портретной галереи военачальников Отечественной войны 1812 года.
Как построено это стихотворение?
Вот его начало:
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни
девственных мадонн,Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, – а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Читая эти строки, мы ясно представляем себе (или вспоминаем, если были
в Эрмитаже) Военную галерею. Изображая палату, Пушкин не забывает о ее
создателе,
которого характеризует метким эпитетом
быстроокой, а его кисть называет свободной и широкой. К образу художника
поэт возвращается еще не раз, воздавая ему дань уважения и восхищения его
талантом.
художнике,
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Далее поэт говорит о своих размышлениях о судьбе героев, о тех образах,
которые возникают в его воображении при виде их портретов:
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой...
Среди всех героев Пушкин выделяет одного – Барклая де Толли (1761–
1818), военного министра, до августа 1812 года командовавшего 1й русской
армией, человека драматической судьбы, который вынужден был отступать
перед полками Наполеона, численностью значительно превосходившими
русские войска. Он всячески избегал «генерального сражения», к которому
стремился Наполеон, рассчитывавший сразу разгромить русскую армию. Эта
тактика Барклая де Толли вызывала крайнее недовольство в армии и в
обществе: в нем видели иностранца, которому нельзя доверять военную
судьбу России. Он был заменен Кутузовым, который и стал победителем
Наполеона.
Пушкин же считал, что победа была подготовлена и осторожной тактикой
Барклая де Толли, судьба которого и привлекает мысли поэта:
Но в сей толпе суровой
Один меня влечет всех больше. С думой новой
Всегда остановлюсь пред ним – и не свожу
С него моих очей. Чем долее гляжу,Тем более томим я грустию тяжелой.
Поэт подробно описывает портрет, созданный художником Доу, при этом
он говорит не только о внешности героя, но и о его характере, его внутреннем
мире, тонко угаданном и переданном живописцем:
Он писан во весь рост. Чело, как череп голый,
Высоко лоснится, и, мнится, залегла
Там грусть великая. Кругом – густая мгла;
За ним – военный стан. Спокойный и угрюмый,
Он, кажется, глядит с презрительною думой.
Свою ли точно мысль художник обнажил,
Когда он таковым его изобразил,
Или невольное то было вдохновенье, –
Но Доу дал ему такое выраженье.
Пушкин, большой знаток живописи, увидел в портрете и «грусть великую»,
которая залегла на высоком челе, и взгляд «с презрительною думой»...
Вглядываясь в портрет, в выражение лица героя, которое так точно
«художник обнажил», Пушкин размышляет о суровом жребии полководца,
который не был понят народом:
О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
«Тяжелая грусть» поэта рождена глубоким сочувствием к судьбе Барклая
де Толли. Об этом свидетельствует вся лексика стихотворения: Пушкин
обращается к полководцу, изображенному на полотне, как к живому
собеседнику, используя личные местоимения, оценочные слова («о вождь
несчастливый», «суров был жребий твой», «шел один ты с мыслию
великой», «ты был неколебим пред общим заблужденьем»).
Последние строки стихотворения – горький упрек людям, «черни»,
неспособной понять талантливого современника, которого смогут оценить
только грядущие поколения:
О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и в умиленье!
В о п р о с ы и з а д а н и я.
1) Как вы думаете, почему творчество Пушкина овеяно «грозой
двенадцатого года»?
2) Какие мысли и чувства вызвало у Пушкина посещение Военной галереи
Зимнего дворца? Какое стихотворение он написал под впечатлением от
увиденного?
3) Соотнесите описание Пушкиным галереи в стихотворении
«Полководец» с картиной Г. Чернецова «Военная галерея в Эрмитаже». Какие
изобразительновыразительные средства использовали поэт и художник при
описании галереи?
4) О чьей судьбе размышляет Пушкин в стихотворении «Полководец» ?
5) Как вы думаете, размышляя о трагедии непонимания героя, не передает
ли Пушкин и свою душевную боль, которую испытывал в последние годы
своей жизни?
6) Подготовьте анализ содержания и лексики стихотворения «Полководец»
по следующему цитатному плану:
1) «У русского царя в чертогах есть палата...».
2) «Ее разрисовал художник быстроокой».
3) «Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил».
4) «Но в сей толпе суровой
Один меня влечет всех больше».
5) «Он писан во весь рост».
6) «Свою ли точно мысль художник обнажил...»
7) «О вождь несчастливый!»
8) «Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою».
9) «Ты был неколебим пред общим заблужденьем...»
10) «О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!»
3. Р а с с у ж д е н и я у ч а щ и х с я (с элементами письменного описания) по
теме «Произведения скульптуры в поэзии Пушкина».
У ч е н и к . Пушкина как ценителя высокого искусства волновала не только
живопись, но и скульптура, и архитектура. В богатом воображении поэта
мрамор, гипс, камень становились живым материалом, изумляли его
пластикой движения. Он размышлял: «Всякий талант неизъясним. Какимобразом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и
выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку?»
Прочитаем небольшое стихотворение «К бюсту завоевателям» (1829):
Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.
У ч и т е л ь. Под безличным словом завоеватель скрывается вполне
определенное лицо император Александр I, мраморный бюст которого был
выполнен с натуры датским скульптором Бертелем Торвальдсеном (1770–
1844) в 1820 году в Варшаве. Пушкин остро подметил противоречивость
выражения лица императора. Он писал по этому поводу: «Торвальдсен, делая
бюст известного человека, удивлялся странному разделению лица, впрочем
прекрасного, – верх нахмуренный, грозный, низ, выражающий всегдашнюю
улыбку. – Это не нравилось Торвальдсену». В своем стихотворении Пушкин
подчеркивает «двуязычность» лика Александра
приемом
противопоставления (улыбка – гнев), употреблением слов с негативной
оценкой (хладный лоск чела, лик двуязычен, противочувствие, арлекин).
I
Таким образом, скульптор и поэт разными средствами (мрамор, слово)
емко охарактеризовали личность «властелина».
У ч е н и к . Поэтический отклик вызвала у Пушкина бронзовая статуя,
изваянная скульптором П. П. Соколовым, которую поэт увидел в
Царскосельском парке. Царскосельская статуя (на тему басни Лафонтена
«Молочница и кувшин») изображала девушку над разбитым кувшином, из
которого льется неиссякаемый источник.
Современники Пушкина вспоминали о том, что в 1831 году, с 25 мая по 20
октября, поэт с женой жили в Царском Селе, поблизости от Лицея, и часто
прогуливались по аллеям парка. Александр Сергеевич с увлечением
рассказывал Наталье Николаевне о дворцах, памятниках и, конечно, подводил
ее к соколовской статуе, которой он посвятил четверостишие, написанное по
воспоминаниям еще в Болдине (1 октября 1830 года).
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
У ч и т е л ь. Стихотворение написано в духе античной лирики, в форме
элегических дистихов. Неслучайны здесь устаревшие слова (урна, не сякнет,изливаясь, дева), придающие стихотворению высокое и торжественное
звучание. В простом как будто бы описании скульптуры звучит мысль
Пушкина о чуде, которое творит искусство, способное частный случай
возвести в художественный образ и сохранить его навеки для людей.
У ч е н и к . В 1836 году Пушкин посетил мастерскую скульптора Б. И.
Орловского (1792–1837), где он увидел модели статуй великих полководцев
Кутузова и Барклая де Толли, а также статую русского богатыря Яна Усмаря,
отважно укрощающего дикого быка. Тогда и родилось знаменитое
стихотворение:
Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе:
Сколько богов, и богинь, и героев!..
Вот Зевс громовержец,
Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.
Тут Аполлон – идеал, там Ниобея – печаль...
Весело мне. Но меж тем в толпе молчаливых кумиров –
Грустен гуляю: со мной доброго Дельвига нет;
В темной могиле почил художников друг и советник.
Как бы он обнял тебя! Как бы гордился тобой!
А. С. Пушкин. Художнику (1836)
У ч и т е л ь . Обратим внимание на первые слова, задающие тон всему
стихотворению. Поэт весел («весело мне») – он созерцает прекрасные
произведения искусства, созданные скульптором, радуется рождению
национальной скульптуры. Пушкин тонко уловил специфику искусства своего
времени – сочетание национальной народной темы с формой, заимствованной
от античности. Поэтому неслучайно он обращается к стиху Гомера, пишет
гекзаметром.
Антологический характер стихотворения и его
гекзаметрическое строение полностью отвечают предмету описания –
мастерской, где сами статуи («Сколько богов, и богинь, и героев»)
напоминают об античности: «Вот Зевс громовержец, Вот исподлобья глядит,
дуя в цевницу, сатир» (эта статуя Орловского в настоящее время находится в
Русском музее, в СанктПетербурге). Рядом – герои 1812 года: «Здесь
зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузова (эти статуи полководцев
были поставлены перед Казанским собором в Петербурге к 25летию
Отечественной войны 1812 года), – поэт дает им сжатые, но очень емкие
характеристики. Но поэт и грустен, и тут же названа причина грусти: «со
мной доброго Дельвигa нет». Друг Пушкина А. А. Дельвиг (1798–1831),
любитель и знаток искусства, часто водил Александра Сергеевича повыставкам и мастерским художников. Его уже не было в живых: «В темной
могиле почил художников друг и советник. Как бы он обнял тебя! Как бы
гордился тобой!», – последние слова выражают и отношение к скульптору,
большому художнику, самого поэта.
У ч е н и к . Живо интересуясь работами молодых художников, Пушкин
часто посещал выставки, устраиваемые в Академии художеств. По
свидетельству современников, однажды осенью 1836 года Пушкин, шагая по
залам Академии художеств, вдруг остановился перед скульптурой Н. С.
Пименова (1812 – 1864) «Парень, играющий в бабки», широко улыбнулся,
воскликнув: «Слава Богу, наконец и скульптура в России явилась народная!»
Поэт долго всматривался в скульптуру, оживившую старинную русскую игру.
Навстречу ему как бы шагнул парень, резко наклонившийся вперед с
вытянутой рукой, прицеливаясь бросить бабку (кость).
Статуя произвела на Пушкина такое впечатление, что он достал записную
книжку и быстро написал в ней карандашом четверостишие, затем вырвал
листок с написанным и отдал его стоящему рядом молодому скульптору. Н.
Пименов, смущаясь, прочел:
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! Раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.
На статую играющего в бабки (1836)
У ч е н и к . На этой же выставке Пушкин увидел и скульптуру А. В.
Логановского (1810–1855) «Мальчик, играющий в свайку», которой посвятил
следующее четверостишие:
Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, – тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.
На статую играющего в свайку (1836)
Обращаясь к дискоболу – метателю диска, изображенному греческим
скульптором V века до. н. э., поэт предлагает ему в товарищи русского
юношу, достойного дружно обняться с греческим атлетом.
Оба стихотворения были напечатаны в статье Н. В. Кукольника «Санкт
Петербургская выставка в императорской Академии художеств». Стихам
предшествовал такой текст: «Эти изваяния имеют и литературное
достоинство! А. С. Пушкин почтил их приветными античнымичетырехстишиями, которыми, с обязательного согласия автора, мы имеем
удовольствие украсить наше издание. Эти четырехстишия равно принадлежат
как отечественной литературе, так и отечественным художникам».
С тех пор эти две статуи, воспетые Пушкиным, неразлучны, как братья
близнецы. В настоящее время они стоят рядом в Русском музее в Санкт
Петербурге.
В о п р о с ы и з а д а н и я.
1) Как относился Пушкин к произведениям скульптуры? В каких
стихотворениях Пушкин воспел скульптурные образы?
Какое из этих стихотворений вам особенно понравилось и почему?
2) Чем заинтересовал Пушкина бюст Александра I работы Торвальдсена?
Какое стихотворение посвятил поэт этой скульптуре? Какими языковыми
средствами он подчеркнул лукавый характер императора?
3) Прочитайте стихотворение, навеянное Пушкину бронзовой статуей
«Девушка с разбитым кувшином». В каком духе написано это четверостишие?
Какова лексика этого стихотворения?
4) Проанализируйте содержание и лексику стихотворения «Художнику». К
кому оно обращено? Объясните смысл первой строки стихотворения. Почему
противоположные слова (грустен – весел) стоят рядом? Какую смысловую
нагрузку несут эти антонимы? Как вы думаете, случайно ли Пушкин при
описании мастерской скульптора обратился к стиху Гомера (гекзаметру)?
Чем объясняет Пушкин причину своей грусти при посещении мастерской
художника? Прочитайте строки, в которых выражено отношение поэта к
скульптору. Какова роль знаков препинания в последнем стихе?
5) Какие скульптуры воспел Пушкин в своих четверостишиях, созданных
при посещении выставки в Академии художеств? Почему поэт выделил
именно эти произведения? Что его обрадовало? Как в этих стихах поэт
выразил специфику искусства своего времени – национального по теме и
античного по форме?
4. Р а с с к а з «Поэт Пушкин и живописец Брюллов».
У ч и т е л ь . Сегодня у нас необычный урок, посвященный литературе и
живописи, поэтому еще мы поговорим о двух гениальных людях своего
времени. Это люди творческие, и каждый из них достиг огромных высот в
своей области искусства: один – в литературе, другой – в живописи. Их
творческие пути во многом пересекались, и произведения одного
воодушевляли музу другого.
Одного из этих великих людей вы хорошо знаете. Это Александр
Сергеевич Пушкин. Если говорить о втором человеке, которому посвящен
наш сегодняшний урок, то, скорее всего, его имя и его картины тоже вам
знакомы. Это Карл Павлович Брюллов, великий русский художник XIX века.К. П. Брюллов – классик русской живописи. Путь его в искусстве был
стремителен и удачен. Брюллов был признан сразу же, шумно и
безоговорочно. Потомок старинной династии ваятелей, резчиков и
живописцев, чей род уходил своими корнями во Францию и Германию, К.
Брюллов в 1821 году блестяще заканчивает в Петербурге Академию
художеств. Среди выдающихся его полотен: «Всадница», «Последний день
Помпеи», «Итальянский полдень» и др.
А. С. Пушкин часто посещал мастерские художников, скульпторов,
выставки, которые устраивались в Академии Художеств. Это был
восторженный ценитель живописи, человек, знающий и понимающий
искусство.
Первое знакомство Пушкина с творчеством К. Брюллова произошло на
выставке в Петербурге, где была представлена картина «Итальянское утро».
Поэт долго и молча рассматривал картину Брюллова и наконец вымолвил:
«Странное дело, в нынешнее время живописцы приобрели манеру выводить из
полотна предметы и в особенности фигуры; в Италии это искусство до такой
степени утвердилось, что не признают того художника, кто не умеет этого
делать». (Корнилова А. В. Карл Брюллов в Петербурге. – Л., 1976. – С. 43.)
В русской же живописи это были первые шаги в поисках передачи
световоздушной среды для большей жизненной выразительности. Слова
Пушкина свидетельствуют о том, насколько тонко он чувствовал живопись,
мгновенно подмечая новое в русском искусстве.
Неизгладимое впечатление на Пушкина произвела картина Брюллова
«Последний день Помпеи». (Демонстрация репродукции картины.)
На создание этого масштабного полотна Брюллова вдохновило посещение
раскопок Помпеи, древнего итальянского города, в течение ночи
разрушенного безудержной стихией проснувшегося Везувия, вулкана в
Италии.
Под сполохом молнии, свет которой заливает все полотно, возникает
видение толпы. Рука гения останавливает минуту неминуемой катастрофы,
заставляет зрителя обратить взор на людей, лица и позы которых выражают
тысячу чувств в последние минуты жизни.
Перед нами люди, которых ждет неминуемая гибель. Как ведут себя люди
в эти минуты? Они не подчинились животному страху, не стали вести себя как
звери, спасаясь и заботясь лишь о собственном желании жить. Обратите
внимание на некоторые образы на картине (художник, не забывший о своих
красках; двое мужчин, не бросившие старикаотца; мать, обнимающая своихдочерей, старающаяся загородить их собой...). Люди не потеряли своей
человечности, они благородно встречают свою страшную смерть.
А. С. Пушкин увидел картину в Академии Художеств в 1834 году и был
потрясен. Снова и снова поэт отходил от картины и приближался к ней. Он
был настолько поражен картиной, что излил свои чувства, впечатления в
стихотворении «Везувий зев открыл...» (1834 г.):
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
Пораженный ярким дарованием художника, Пушкин непременно хотел
познакомиться с Брюлловым. Приехав в Москву в мае 1836 года, поэт на
другой же день отправился к живописцу, недавно возвратившемуся из Италии.
Вот что написал поэт Наталье Николаевне на следующий день после
знакомства с художником: «Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в
мастерской какогото скульптора, у которого он живет. Он мне очень
понравился... У него я видел несколько рисунков и думал о тебе, моя
прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного?
Невозможно, чтобы он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя... Мне очень
хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый
малый и готовый на все».
В Петербурге поэт и художник встретились вновь. Поэт попрежнему
мечтал о том, чтобы автор «Последнего дня Помпеи» и множества
прекрасных портретов и рисунков написал портрет Натальи Николаевны.
– У меня, брат, такая красавица жена, что будешь стоять на коленях и
просить снять с нее портрет, твердил Пушкин.
Поэт ошибся. Наталья Николаевна не произвела на художника ни
малейшего впечатления. Как он полагал, она не шла ни в какое сравнение с
графиней Ю. П. Самойловой, его возлюбленной, итальянский облик которой
был близок идеалу художника; ее портреты Брюллов писал охотно и часто.
Наталью Николаевну он рисовать не стал.
Однажды ярким зимним утром у здания Академии Художеств
остановились легкие сани. Из них вышли Пушкин и Жуковский, приехавшие к
Брюллову, в его мастерскую. Хозяин стал показывать гостям альбомы и
рисунки, гости восторгались акварелями, мастерски выполненными
художником.Один из акварельных рисунков, который назывался «Съезд на бал к
австрийскому посланнику в Смирне», особенно понравился Пушкину. Это
была акварель из турецкой серии, изображающая многочисленную охрану,
гостей, нарядных дам у подъезда в роскошный дворец, а перед входом
посреди улицы на ковре сладко спит толстый полицмейстер. Стоящая рядом
лошадь равнодушно взирает на происходящее.
Пушкин, завладев акварелью, смотрел на нее и заливался радостным,
счастливым смехом. Не выпуская ее из рук, он ходил по просторной
мастерской и ни за что не хотел возвращать Брюллову маленький шедевр.
– Ну сделай милость, Карл Павлович, подари мне это сокровище, – просил
поэт, утирая слезы и продолжая смеяться.
– Не могу, Александр Сергеевич, что поделаешь, вещь эта куплена
княгиней Салтыковой, куда теперь денешься.
– Отдай, голубчик! – молил Пушкин и вдруг стал перед художником на
колени. – Ведь другого ты не нарисуешь для меня: отдай мне этот!
– Право же не могу. Я лучше напишу с тебя портрет, хочешь? Что у нас
сегодня, двадцать пятое?.. Приезжай двадцать восьмого, в четверг, после
завтрака, сразу и начнем, даю слово.
Пушкин положил рисунок и подошел к широкому окну мастерской,
которое почти все покрылось морозным узором и только в небольшом
просвете виднелась набережная Невы.
– Приедешь?
– Пожалуй, – задумчиво ответил Пушкин, отошел от окна и снова стал
восхищаться сатирическими рисунками Брюллова.
А в четверг, 28 января, художник напрасно прождал Пушкина в своей
мастерской на Васильевском острове. Смертельно раненный поэт лежал на
диване в своем кабинете, просил моченой морошки и сдерживал стоны, чтобы
не испугать жену. (По книге Ю. Алянского «Рассказы о Русском музее».–
Л., 1981.)
В о п р о с ы и з а д а н и я.
1) Как пересеклись творческие пути Пушкина и Брюллова?
2) Какую картину К. Брюллова увидел Пушкин впервые и как оценил ее?
3) Какое впечатление на Пушкина произвело полотно К. Брюллова
«Последний день Помпеи»?
4) Как вы думаете, почему Пушкин был потрясен картиной «Последний
день Помпеи»? А что вас привлекает в этой картине? Опишите ее, обратите
внимание на позы, выражение лиц, поведение людей.5) Прочитайте стихотворение, написанное Пушкиным под впечатлением от
картины Брюллова «Последний день Помпеи», обратите внимание на
логическое ударение.
С помощью каких художественных средств поэт передает атмосферу
всеобщего ужаса, картину которого мы можем наблюдать? (Метафоры,
эпитеты, сравнения.)
В каком стиле написано это стихотворение?
Какие слова определяют высокий, торжественный стиль этого
произведения?
6) Какой акварельный рисунок просил Пушкин у Брюллова? Какие
качества личности Пушкина проявились в этой просьбе?
7) Почему К. Брюллов не написал портрет А. Пушкина?
С о с т а в л е н и е п л а н а о п и с а н и я , о т з ы в а (творческая работа).
1) А. Пушкин и К. Брюллов – великие современники.
2) Первое знакомство Пушкина с творчеством Брюллова.
3) Поэтический отклик Пушкина на картину Брюллова «Последний день
Помпеи».
4) «Неужто у меня не будет твоего портрета, им написанного?»
6) «Ну сделай милость, Карл Павлович, подари мне это сокровище».
7) Портрета Пушкина кисти Брюллова нам не суждено увидеть.
VI. Итог урока.
З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я .
Истинно талантливые произведения пластических искусств способны останавливать
мимолетные мгновения жизни, делая их достоянием столетий, а поэзия, рожденная
впечатлениями от этих творений, удесятеряет свою силу, вносит в нашу душу высокие
ощущения, рождает благородные мысли, стремление к добру. Поэтому так дорог нам
Пушкин, подаривший через свое восприятие радость познания шедевров пластических
искусств, многократно усиливший их воздействие своим волшебным стихом.