Урок ИЗО в 7-м классе
"Искусство Древней Греции. Вазопись".
Цель урока: выполнение античной вазы в технике «граттаж» посредством полученных знаний по теме «Искусство Древней Греции».
Задачи:
познакомить учащихся с искусством древнегреческой керамики, видами росписи;
систематизировать и обобщить знания учащихся об искусстве Древней Греции;
развить чувство прекрасного, творческое мышление, воображение;
воспитывать усидчивость, трудолюбие.
совершенствовать навыки работы в технике «граттаж;
совершенствовать приемы построения композиции, при выполнении орнамента;
закрепить технические навыки работы в технике «граттаж».
Оборудование: интерактивная доска, образцы работ, выполненные в технике «граттаж»
Материалы: раздаточный материал по теме, скребок, ручки без стержней,
Зрительный ряд: презентация, плакат с изображением различных форм сосудов, Литературный ряд: отрывок из поэмы Гомера.
Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия - танец «Сиртаки»
План урока:
1.Организационый момент - 1 мин
2.Сообщение темы и цели урока – 1 мин
3.Беседа - 11 мин
4.Инструктаж -5 мин
5.Самостоятельная работа -20 мин
6.Подведение итогов урока -2 мин
Ход урока.
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
2.Сообщение темы урока.
Слайд №1. Учитель: Тема сегодняшнего урока искусство Древней Греции. Вазопись». Мы продолжаем разговор об античной расписной керамике. Выполним работу на греческих сосудах в технике «граттаж».
3.Беседа
Слайд №2. Учитель: А эпиграфом к уроку будут слова великого древнегреческого поэта Гомера:
« О, Греция!
Из глубины веков я слышу звуки праздника.
Яви свой лик, богам подобный!
Пусть зрители увидят твое искусство!»
Слайд №3. Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. Древние греки создавали искусство, понятное не только эллинам, но и всем другим народам. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Идеалом Древних греков стал образ гармонически развитого человека – гражданина.
Ученики: Говорили о том, что от названия афинского предместья Керамик, где работали искусные гончары, произошло слово «керамика».
Учитель: Что означает это слово?
Ученики: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.
Слайд №4. Учитель: Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство.
Слайд №5. Учитель: Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы.
Она была наградой победителю на играх. Греческие сосуды были самой различной формы. Вспомните и перечислите разновидности ваз и их назначения:
Слайд №6. Ученики: Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой (неразбавленного вина греки не пили).
Слайд №7. Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу.
Слайд №8. Амфоры (остродонные сосуды) – для хранения оливкового масла и вина.
Слайд №9. Килик – изящные вазы для пития.
Слайд №10. Гидрии – сосуды для наливания воды.
Слайд №11. Учитель: Греческая керамика предназначалась для постоянного использования, но несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью.
Слайд №12. На вазах можно выделить орнамент и картинку - сюжетную роспись.
Учитель: В росписи ваз древние греки различается несколько видов техники с использованием специального состава, так называемого «черного лака».
Слайд №13. Ребята, скажите, чем на ваш взгляд отличается техника выполнения двух этих ваз?
Ученики. На одном - черные фигуры, на другом - красные.
Учитель. Значит, какие бывают греческие вазы? (щ. щ.)
Ученики: Чернофигурные и краснофигурные.
Слайд № 14. Учитель: Правильно. Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.
Слайд № 15. Учитель: Если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины (красновато - коричневый) – такую роспись называли краснофигурной.
Таким образом, мы с вами увидели - на примере росписей ваз - живопись Древней Греции.
Слайд № 16. Скажите, ребята, что чаще всего изображали древние греки в росписи ваз?
Ученики. Сюжеты из легенд и мифов, сцены повседневной жизни.
Учитель: Саша, прочитай, пожалуйста, отрывок из поэмы Гомера
Слайд № 17. Ученик: ...Герой в
колеснице летит на войну.
Слайд № 18. Плывут аргонавты в чужую страну.
Слайд № 19. Персей убивает медузу Горгону.
Слайд № 20. Афина Паллада диктует законы.
Слайд № 21. Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Ректор, как видно, лишается сил)...
Слайд № 22. А вот Артемида, богиня охоты,
их меткого лука стреляет в кого-то.
Слайд № 23. А это на лире играет Орфей.
Слайд № 24. А это вручают спортивный трофей,
Слайд № 25. А вот – Одиссей, подающий советы.
Слайд № 26. А это – кентавры...
Слайд № 27. А это... А это....
Слайд № 28. Но мы описать, и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Учитель. Спасибо, Оля, садись. Слайд № 29.Итак, кто изображен в центре греческих сюжетов в росписи ваз ?
Ученики. Человек.
Учитель. Главной задачей искусства для древних греков было воплощение идеального типа человека, гармонично соединяющего физическое и духовное совершенство. Творимая искусством идеальная красота рождает в человеке благородное стремление к самоусовершенствованию.
Учитель. Каждый из вас тоже способен творить, творить по-своему. Я хочу, чтобы наша коллекция ваз пополнилась вашими работами.
Слайд № 30. Учитель: Итак, ребята на прошлом уроке мы уже заготовили вазы различных форм выполненные в технике «граттаж». Представьте, что многовековая пыль покрыла эти сосуды. Скорее всего, это вазы 6 и 5 веков до н.э. чернофигурных и краснофигурных стилей, сюжетами, для росписи которых служили сцены из мифов и из повседневной жизни. Для того чтобы отреставрировать данные сосуды каким инструментом можем пользоваться?
Ученик: Скребок, ручка без стержня, зубочистка, пилочка.
Учитель: Как называется техника процарапывания?
Ученик: «Граттаж»
Учитель: Объект для реставрации перед вами, приспособлением для процарапывания рисунка мы определились.
4.Инструктаж.
Слайд № 31. Учитель: Итак, план наших реставрационных работ:
Слайд № 32. -Определим сюжет росписи.
Слайд № 33.-Наметим и процарапаем орнаментальные полосы, характерные для античной вазописи.
Слайд № 34.-В центральной части сосуда наметим сюжет. В сюжете можете изобразить одного или нескольких героев. Помним, что при изображении человека учитываем пропорции фигуры человека.
Слайд № 35 -Проведем контур сюжета. Для процарапывания мифологического сюжета вы можете пользоваться эскизами, которые лежат у вас на столах.
Во время работы будет звучать национальная греческая музыка – танец «Сиртаки». Кстати, изображение танца может служить сюжетом вашей работы.
Слайд № 36. -Затем, процарапывая, освободим от краски фон или фигуры. В зависимости, от того какую часть рисунка вы освобождаете от краски, определим краснофигурный стиль либо чернофигурный. В чернофигурном стиле, определяем контур фигуры, соскребаем фон сосуда. Соответственно, в краснофигурном стиле освобождаем от краски фигуры персонажей, а фон оставляем черным.
5.Самостоятельная работа
Слайд № 37. Учитель: Ребята, выполняя задание в технике «граттаж» помните о технике безопасности, т.к. вы работаете колющими предметами.
Вовремя работы не крутиться, не размахивать руками.
А крошки, стружки, которые образуются в результате работы, собирайте в сложенную на столе газету, чтобы они вам не мешали в процессе выполнении задания.
6.Подведение итогов.
Слайд № 38.Учитель: Итак, законченными работами оформляем выставку.
Учитель: Ну, а мы с вами еще раз полюбуемся красотой формы и росписи древнегреческих сосудов.
Тысячелетия отделяют нас от древних греков, неузнаваемо изменился мир, но до сих пор произведения античного искусства доставляют нам художественное наслаждение и служат нормой и образцом.
Слайд № 39.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.