обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном восприятии.
Оборудование: репродукции картин П. Брейгеля «Падение Икара», В. Хеды «Завтрак с омаром», П. П. Кончаловского «Сирень в кошелке на полу».
Словарь: язык изобразительного искусства.
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных эле
Орнамент (от лат. ornamentum «украшение») выполняет декоративную функцию; ментов, исполненный средствами живописи, рисунка, скульптуры или вышивки; художественное украшение.ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ
ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ.docx
ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ
Ц е л и : обобщить знания о видах изобразительного искусства,
их выразительных возможностях,
художественных материалах,
художественном творчестве и художественном восприятии.
О б о р у д о в а н и е : репродукции картин П. Брейгеля «Падение Икара», В.
Хеды «Завтрак с омаром», П. П. Кончаловского «Сирень в кошелке на полу».
С л о в а р ь : язык изобразительного искусства.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е .
2. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
3. С м а ч и в а н и е красок.
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . Язык изобразительного искусства служит художнику
средством выражения его мыслей и чувств, его отношения к
действительности. Что же входит в это понятие? Об этом вы узнаете сегодня
на уроке.
III. Повторение изученного.
У ч и т е л ь . Вспомните, что вам известно об орнаменте. Какую роль играет
орнамент в изобразительном искусстве? В своих ответах воспользуйтесь
толковосочетаемостным словарем по искусству.
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании
геометрических или изобразительных элементов, исполненный средствами
живописи, рисунка, скульптуры или вышивки; художественное украшение.
К л а с с и ф и к а ц и я о р н а м е н т о в :
– по родам и видам изобразительного искусства: декоративный,
миниатюрный и др.; скульптурный и др.;
– по изобразительному началу: геометрический, геральдический,
глазковый, крючковатый, растительный, ромбический, сетчатый, точечный,
травный; фантастический;
– по географическому, национальному признакам, художественной
школе: восточный, западноевропейский, скандинавский; русский, хохломской
(Нижегородская область) и др.; – по художественному стилю: готический, классицистический,
ренессансный и др.;
– по композиции: затейливый, криволинейный, простой, четкий; дробный,
ритмичный и др.;
– по признакам цвета: зеленый, золотой, красочный, насыщенный по
колориту, пестрый, цветной, яркий;
– по образности художественной речи: беспокойный, богатый, певучий,
плавный, праздничный, скромный.
Вид по оценке зрителей: изысканный, красивый, оригинальный,
самобытный, своеобразный.
Какойлибо орнамент в виде какихлибо предметов: вьюна, зубчиков,
листьев, полосок, поясков и т. п.
Какойлибо орнамент из какихлибо фигур: веточек, листочков, квадратов,
крестиков, виноградных лоз, кругов, полос, штрихов; из какоголибо
материала: бисера, стекляруса и др.
Какойлибо орнамент на какихлибо предметах: ковре, ковше, одежде,
посуде, потолке и т. п.
Моделировать, реставрировать орнамент; вырезать, вышить, исполнить,
набить на холсте, написать, нарисовать, обогатить чемлибо (цветом...),
окружить чемлибо (какимлибо фоном...), разработать, уточнить какойлибо
орнамент.
Заменить чтолибо (какоелибо изображение заполнить чтолибо
(рисунок...), насытить чтолибо (композицию...), ограничить какуюлибо
плоскость, окружить чтото (какойлибо мотив...), подчеркнуть какойлибо
элемент, украсить чтолибо (одежду...) какимлибо орнаментом.
Орнамент (от лат. ornamentum «украшение») выполняет декоративную
функцию; является частью произведения искусства, изделия. Каждый
орнамент выделяется какимлибо образом;
допускает какоелибо
(композиционное, цветовое...) решение; идет от какоголибо (придворно
религиозного...) искусства; олицетворяет чтолибо (пышное цветение
природы...);
отличается какойлибо особенностью (виртуозностью,
изяществом, легкостью рисунка); подчеркивает чтото, производит
определенное впечатление;
располагается гделибо (по краю...);
свидетельствует о чемлибо.
Орнамент строится по определенным принципам (на четком ритме, из
фигур…), придает предмету какойлибо вид; украшает его; может быть
выполнен в разной технике: выжжен; вылеплен; наложен, нанесен; написан;
окрашен; построен.
Орнамент охарактеризовать можно словами: изыскан; нежен, оригинален;
плоскостен; ритмичен и др. В скульптурном образе глиняной фигуры женщины с ребенком воплощена
богиня жизни – «матьземля», а элементы декоративной росписи в виде круга,
квадрата, ромба, зигзагов, украшающие эти фигурки, таят в себе, как и
орнамент, давно забытье понятия, связанные с почитанием солнца.
IV. Изучение нового материала.
1. С о о б щ е н и е теоретических сведений.
У ч и т е л ь .
Под понятием «язык изобразительного искусства»
подразумевается широкий круг вопросов – от выбора ширины и толщины
мазка краски до решения сложнейших колористических задач, от поисков
формата и размеров картины или рисунка до использования неисчерпаемых
возможностей композиции с целью заострения внимания зрителя на главном.
Язык изобразительного искусства неразрывно связан с содержанием
произведения, он необходим художникуреалисту с момента зарождения
замысла.
2. Б е с е д а по картине П. Брейгеля «Падение Икара».
У ч и т е л ь . Посмотрите, как с помощью композиции нидерландский
художник эпохи Возрождения Питер Брейгель раскрывает в своей картине
«Падение Икара» (1567 г.) целую жизненную философию.
Античный миф рассказывает о юноше, взлетевшем в небо на восковых
крыльях: он слишком приблизился к солнцу, воск растопился, и Икар упал в
море. Красивая легенда о безумстве храбрых. Картина П. Брейгеля
изображает мирный пейзаж на берегу моря: пахарь идет за плугом, пастух
пасет овец, рыболов сидит с удочкой, а по морю плывут суда. Где же Икар, и
при чем тут его падение? Нужно внимательно всмотреться, чтобы увидеть в
правом углу жалкие голые ноги, торчащие из воды. Икар упал с неба, но этого
даже никто не заметил. Обычная жизнь течет как всегда. Для крестьянина его
пашня, для пастуха его стадо, для рыболова его удочка куда важнее, чем чьи
то полеты и падения. Смысл выходящих из ряда вон событий обнаруживается
не скоро: современники его не замечают, погруженные в свое повседневное.
Так можно «прочесть» эту картину, и это высказано всего лишь композицией
– расположением фигур в пространстве.
3. А н а л и з языка изобразительного искусства на примере натюрморта.
У ч и т е л ь . У каждого вида изобразительного искусства свой
специфический язык. Рассмотрим картину В. Хеда «Завтрак с омаром».
В олифковом сумраке мерцают хрусталь и серебро. Любовно вглядывется
голландский художник VII века В. Хеда (например, натюрморт «Завтрак с
омаром») в каждый изгиб завернувшейся спиралью лимонной корочки, в
каждую складку скатерти. Тщательно выписывает подробности, стремясь передать свежесть соблазнительного окорока, румянец сдобных булочек,
искристость вина. И на холсте возникает поэма, посвященная тихой,
спокойной жизни, полной достатка, радости общения с красивыми вещами.
Спустя двести пятьдесят лет другой художник, француз ДюбуаПилле
написал натюрморт: лампу, бросающую на поверхность стола ровный свет,
лист бумаги, чернильницу… Художник писал свой натюрморт так называемой
«оптической смесью», то есть мельчайшими разноцветными точками, которые
от близкого соседства друг с другом создавали на расстоянии новые оттенки,
и цвета приглушались или загорались ярче. Его интересовали не столько
предметы как таковые, сколько их окраска, воздух и пространство вокруг
них, впечатление от всей группы предметов в целом.
ДюбуаПилле был пуантилистом – художником, использовавшим способ
письма, основанный на законах физики. Приверженцы этой художественной
техники заявляли, что для них главное – расположение линий и красок, а не
верное изображение природы, человека или вещей.
На дощатом полу веранды ветки сирени. Чуть увядшие яркозеленые
листья обрамляют белые, фиолетовые и почти красные гроздья цветов.
Огромный пышный букет сирени и в кошелке, поставленной рядом с
деревянной скамьей. Свет мягкий, рассеянный говорит о том, что на дворе
пасмурно. Но именно в пасмурный светлосерый день сирень еще краше, цвет
ее насыщеннее, глубже. «Сирень в кошелке на полу» – натюрморт художника
П. П. Кончаловского, написанный в 1955 году. Это не просто натюрморт, это
картина, повествующая о желании принести людям радость своим
творчеством.
Мы познакомились с тремя натюрмортами. Как своеобразен язык каждого,
как различны они между собой!
Язык натюрморта В. Хеды тщательно отточен, изыскан, посвоему
возвышен. Он совершенно определенно выражает отношение живописца к
изображаемому, служит средством создания художественного образа. И
небольшой размер холста, и компактность всей группы предметов, и
тщательность передачи их фактуры служат главной цели – показать красоту и
взаимосвязь вещей, прелесть уюта и благополучия, привносимых ими.
Язык натюрморта ДюбуаПилле эффектен, красочен, детально отработан,
однако за ним теряется смысловая связь предметов. Ведь художнику важнее
не что сказать, а как сказать. Он выдвигает на первый план проблемы
передачи цвета и пространства, крайне увлекается необычной техникой
письма, которая и бросается сразу в глаза зрителю, заслоняя все остальное.
Натюрморт Кончаловского колоритен, он выражает оптимизм, жизнелюбие
художника. Такое ощущение создает прежде всего феерия белых, лиловых,
зеленых, красных пятен листьев и цветов. Как видите, даже самая общая характеристика трех натюрмортов,
написанных в разные эпохи, выявляет принципиальные различия между ними
при выборе языка изобразительного искусства.
Если же пройти по залам Третьяковской галереи, то сразу нетрудно
заметить индивидуальность манеры каждого художника и вместе с тем
национальное своеобразие представителей разных народов и стран.
Национальные особенности языка изобразительного искусства выражаются
в предпочтении тех или иных законов композиции, характера колорита,
приемов письма и т. д.
Особенности изобразительного языка зависят от профессионализма
художника, его образованности. Полученное образование, восприятие
определенных традиций, творческое осмысление опыта мастеров – все это
помогает художнику обрести главное, то, без чего немыслимо подлинное
искусство, – индивидуальную манеру.
Итак, основными выразительными средствами в изобразительном
искусстве являются рисунок, композиция и колорит. Не только художник
должен овладеть языком изобразительного искусства. Зритель тоже должен
его освоить. Ведь только тогда наступит полное понимание зрителем рисунка.
V. Актуализация знаний.
1. П о д г о т о в и т е л ь н ы й этап к выполнению практической работы.
У ч и т е л ь . Сегодня вы выполните рисунок на свободную тему, самостоятельно
выбирая вид (живопись, графика) и жанр изобразительного искусства.
Выбор художественных материалов, композиционное решение будет зависеть от вашего
замысла, от того, что вы хотите выразить в рисунке; от того, какое настроение вы хотите
передать зрителю, будет зависеть колористическое решение вашего рисунка.
2. У с т н о е р и с о в а н и е .
З а д а н и я :
1) выберите тему рисунка;
2) опишите, что вы хотите изобразить;
3) предположите, какое колористическое решение будет соответствовать вашему
изображению.
У п р а ж н е н и е для мышц глаз.
Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и
сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя
глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.
Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз,
направо, вверх. VI. Практическая работа.
З а д а н и е . Выполнить рисунок на свободную тему красками или карандашами.
Во время практической работы учитель делает ц е л е в ы е о б х о д ы : 1) контроль
организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3)
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и
качества выполненной работы.
VII. Итог урока.
1. В ы с т а в к а работ учащихся.
2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.
Ценность любого произведения искусства определяется, помимо заложенной в нем
идеи, своеобразием, оригинальностью ее воплощения, неповторимостью, использованных
автором языковых средств. Различны жанры и живопись ваших рисунков, но все они
отличаются большим разнообразием индивидуальных стилей, настроений, которые вы
хотели передать зрителю.
Домашнее задание: написать реферат по теме; выполнить рисунок по замыслу.
Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс
Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс
Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс
Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс
Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс
Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.