Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс
Оценка 4.7

Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
6 кл
28.03.2018
Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс
обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном восприятии. Оборудование: репродукции картин П. Брейгеля «Падение Икара», В. Хеды «Завтрак с омаром», П. П. Кончаловского «Сирень в кошелке на полу». Словарь: язык изобразительного искусства. Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных эле Орнамент (от лат. ornamentum «украшение») выполняет декоративную функцию; ментов, исполненный средствами живописи, рисунка, скульптуры или вышивки; художественное украшение.ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ
ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ.docx
ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ Ц е л и :  обобщить   знания   о   видах   изобразительного   искусства,   их   выразительных   возможностях, художественных   материалах, художественном творчестве и художественном восприятии. О б о р у д о в а н и е : репродукции картин П. Брейгеля «Падение Икара», В. Хеды «Завтрак с омаром», П. П. Кончаловского «Сирень в кошелке на полу». С л о в а р ь : язык изобразительного искусства. Ход урока I. Организационный момент. 1. П р и в е т с т в и е . 2. П р о в е р к а  готовности учащихся к уроку. 3. С м а ч и в а н и е  красок. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь .   Язык   изобразительного   искусства   служит   художнику средством   выражения   его   мыслей   и   чувств,   его   отношения   к действительности. Что же входит в это понятие? Об этом вы узнаете сегодня на уроке. III. Повторение изученного. У ч и т е л ь . Вспомните, что вам известно об орнаменте. Какую роль играет орнамент   в   изобразительном   искусстве?   В   своих   ответах   воспользуйтесь толково­сочетаемостным словарем по искусству. Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических   или   изобразительных   элементов,   исполненный   средствами живописи, рисунка, скульптуры или вышивки; художественное украшение. К л а с с и ф и к а ц и я   о р н а м е н т о в : –   по   родам   и   видам  изобразительного   искусства:   декоративный, миниатюрный и др.; скульптурный и др.; –   по   изобразительному   началу:   геометрический,   геральдический, глазковый,   крючковатый,   растительный,   ромбический,   сетчатый,   точечный, травный; фантастический; –   по   географическому,   национальному   признакам,   художественной школе: восточный, западноевропейский, скандинавский; русский, хохломской (Нижегородская область) и др.; –   по   художественному   стилю:   готический,   классицистический, ренессансный и др.; – по композиции: затейливый, криволинейный, простой, четкий; дробный, ритмичный и др.; –   по   признакам   цвета:   зеленый,   золотой,   красочный,   насыщенный   по колориту, пестрый, цветной, яркий; – по образности художественной речи: беспокойный, богатый, певучий, плавный, праздничный, скромный. Вид   по   оценке   зрителей:   изысканный,   красивый,   оригинальный, самобытный, своеобразный. Какой­либо   орнамент   в   виде   каких­либо   предметов:   вьюна,   зубчиков, листьев, полосок, поясков и т. п. Какой­либо орнамент из каких­либо фигур: веточек, листочков, квадратов, крестиков,   виноградных   лоз,   кругов,   полос,   штрихов;   из   какого­либо материала: бисера, стекляруса и др. Какой­либо   орнамент   на   каких­либо   предметах:   ковре,   ковше,   одежде, посуде, потолке и т. п. Моделировать,   реставрировать   орнамент;   вырезать,   вышить,   исполнить, набить   на   холсте,   написать,   нарисовать,   обогатить   чем­либо   (цветом...), окружить чем­либо (каким­либо фоном...), разработать, уточнить какой­либо орнамент. Заменить   что­либо   (какое­либо   изображение   заполнить   что­либо (рисунок...),   насытить   что­либо   (композицию...),   ограничить   какую­либо плоскость, окружить что­то (какой­либо мотив...), подчеркнуть какой­либо элемент, украсить что­либо (одежду...) каким­либо орнаментом. Орнамент  (от лат.  ornamentum  «украшение») выполняет декоративную функцию;   является   частью   произведения   искусства,   изделия.   Каждый орнамент   выделяется   каким­либо   образом;   допускает   какое­либо (композиционное,   цветовое...)   решение;   идет   от   какого­либо   (придворно­ религиозного...)   искусства;   олицетворяет   что­либо   (пышное   цветение природы...);   отличается   какой­либо   особенностью   (виртуозностью, изяществом,   легкостью   рисунка);   подчеркивает   что­то,   производит определенное   впечатление;   располагается   где­либо   (по   краю...); свидетельствует о чем­либо. Орнамент   строится   по   определенным   принципам   (на   четком   ритме,   из фигур…),   придает   предмету   какой­либо   вид;   украшает   его;   может   быть выполнен в разной технике: выжжен; вылеплен; наложен, нанесен; написан; окрашен; построен. Орнамент охарактеризовать можно словами: изыскан; нежен, оригинален; плоскостен; ритмичен и др. В скульптурном образе глиняной фигуры женщины с ребенком воплощена богиня жизни – «мать­земля», а элементы декоративной росписи в виде круга, квадрата,   ромба,   зигзагов,   украшающие   эти   фигурки,   таят   в   себе,   как   и орнамент, давно забытье понятия, связанные с почитанием солнца. IV. Изучение нового материала. 1. С о о б щ е н и е  теоретических сведений. У ч и т е л ь .   Под   понятием   «язык   изобразительного   искусства» подразумевается   широкий   круг   вопросов   –   от   выбора   ширины   и   толщины мазка   краски   до   решения   сложнейших   колористических   задач,   от   поисков формата и размеров картины или рисунка до использования неисчерпаемых возможностей композиции с целью заострения внимания зрителя на главном. Язык   изобразительного   искусства   неразрывно   связан   с   содержанием произведения,   он   необходим   художнику­реалисту   с   момента   зарождения замысла. 2. Б е с е д а  по картине П. Брейгеля «Падение Икара». У ч и т е л ь .   Посмотрите,   как   с   помощью   композиции   нидерландский художник эпохи Возрождения Питер Брейгель раскрывает в своей картине «Падение Икара» (1567 г.) целую жизненную философию. Античный   миф   рассказывает   о   юноше,   взлетевшем   в   небо   на   восковых крыльях: он слишком приблизился к солнцу, воск растопился, и Икар упал в море.   Красивая   легенда   о   безумстве   храбрых.   Картина   П.   Брейгеля изображает мирный пейзаж на берегу моря: пахарь идет за плугом, пастух пасет овец, рыболов сидит с удочкой, а по морю плывут суда. Где же Икар, и при чем тут его падение? Нужно внимательно всмотреться, чтобы увидеть в правом углу жалкие голые ноги, торчащие из воды. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. Обычная жизнь течет как всегда. Для крестьянина его пашня, для пастуха его стадо, для рыболова его удочка куда важнее, чем чьи­ то полеты и падения. Смысл выходящих из ряда вон событий обнаруживается не скоро: современники его не замечают, погруженные в свое повседневное. Так можно «прочесть» эту картину, и это высказано всего лишь композицией – расположением фигур в пространстве. 3. А н а л и з  языка изобразительного искусства на примере натюрморта. У ч и т е л ь .   У   каждого   вида   изобразительного   искусства   свой специфический язык. Рассмотрим картину В. Хеда «Завтрак с омаром». В олифковом сумраке мерцают хрусталь и серебро. Любовно вглядывется голландский художник VII века В. Хеда (например, натюрморт «Завтрак с омаром»)   в   каждый   изгиб   завернувшейся   спиралью   лимонной   корочки,   в каждую   складку   скатерти.   Тщательно   выписывает   подробности,   стремясь передать   свежесть   соблазнительного   окорока,   румянец   сдобных   булочек, искристость   вина.   И   на   холсте   возникает   поэма,   посвященная   тихой, спокойной жизни, полной достатка, радости общения с красивыми вещами. Спустя   двести   пятьдесят   лет   другой   художник,   француз   Дюбуа­Пилле написал натюрморт: лампу, бросающую на поверхность стола ровный свет, лист бумаги, чернильницу… Художник писал свой натюрморт так называемой «оптической смесью», то есть мельчайшими разноцветными точками, которые от близкого соседства друг с другом создавали на расстоянии новые оттенки, и   цвета   приглушались   или   загорались   ярче.   Его   интересовали   не   столько предметы как таковые, сколько их окраска, воздух и пространство вокруг них, впечатление от всей группы предметов в целом. Дюбуа­Пилле был пуантилистом – художником, использовавшим  способ письма, основанный на законах физики. Приверженцы этой художественной техники заявляли, что для них главное – расположение линий и красок, а не верное изображение природы, человека или вещей. На   дощатом   полу   веранды   ветки   сирени.   Чуть   увядшие   ярко­зеленые листья   обрамляют   белые,   фиолетовые   и   почти   красные   гроздья   цветов. Огромный   пышный   букет   сирени   и   в   кошелке,   поставленной   рядом   с деревянной скамьей. Свет мягкий, рассеянный говорит о том, что на дворе пасмурно. Но именно в пасмурный светло­серый день сирень еще краше, цвет ее насыщеннее, глубже. «Сирень в кошелке на полу» – натюрморт художника П. П. Кончаловского, написанный в 1955 году. Это не просто натюрморт, это картина,   повествующая   о   желании   принести   людям   радость   своим творчеством. Мы познакомились с тремя натюрмортами. Как своеобразен язык каждого, как различны они между собой! Язык   натюрморта   В.   Хеды   тщательно   отточен,   изыскан,   по­своему возвышен.   Он   совершенно   определенно   выражает   отношение   живописца   к изображаемому,   служит   средством   создания   художественного   образа.   И небольшой   размер   холста,   и   компактность   всей   группы   предметов,   и тщательность передачи их фактуры служат главной цели – показать красоту и взаимосвязь вещей, прелесть уюта и благополучия, привносимых ими. Язык натюрморта Дюбуа­Пилле эффектен, красочен, детально отработан, однако за ним теряется смысловая связь предметов. Ведь художнику важнее не   что   сказать,   а   как   сказать.   Он   выдвигает   на   первый   план   проблемы передачи   цвета   и   пространства,   крайне   увлекается   необычной   техникой письма, которая и бросается сразу в глаза зрителю, заслоняя все остальное. Натюрморт Кончаловского колоритен, он выражает оптимизм, жизнелюбие художника. Такое ощущение создает прежде всего феерия белых, лиловых, зеленых, красных пятен листьев и цветов. Как   видите,   даже   самая   общая   характеристика   трех   натюрмортов, написанных в разные эпохи, выявляет принципиальные различия между ними при выборе языка изобразительного искусства. Если   же   пройти   по   залам   Третьяковской   галереи,   то   сразу   нетрудно заметить   индивидуальность   манеры   каждого   художника   и   вместе   с   тем национальное своеобразие представителей разных народов и стран. Национальные особенности языка изобразительного искусства выражаются в   предпочтении   тех   или   иных   законов   композиции,   характера   колорита, приемов письма и т. д. Особенности   изобразительного   языка   зависят   от   профессионализма художника,   его   образованности.   Полученное   образование,   восприятие определенных традиций, творческое осмысление опыта мастеров – все это помогает   художнику   обрести   главное,   то,   без   чего   немыслимо   подлинное искусство, – индивидуальную манеру. Итак,   основными   выразительными   средствами   в   изобразительном искусстве   являются   рисунок,  композиция   и   колорит.  Не   только   художник должен овладеть языком изобразительного искусства. Зритель тоже должен его освоить. Ведь только тогда наступит полное понимание зрителем рисунка. V. Актуализация знаний. 1. П о д г о т о в и т е л ь н ы й  этап к выполнению практической работы. У ч и т е л ь .   Сегодня   вы   выполните   рисунок   на   свободную   тему,   самостоятельно выбирая вид (живопись, графика) и жанр изобразительного искусства. Выбор художественных материалов, композиционное решение будет зависеть от вашего замысла, от того, что вы хотите выразить в рисунке; от того, какое настроение вы хотите передать зрителю, будет зависеть колористическое решение вашего рисунка. 2. У с т н о е   р и с о в а н и е . З а д а н и я : 1) выберите тему рисунка; 2) опишите, что вы хотите изобразить; 3)   предположите,   какое   колористическое   решение   будет   соответствовать   вашему изображению. У п р а ж н е н и е  для мышц глаз. Посмотрите   прямо   вперед.   Не   поворачивая   головы,   переведите   взгляд   направо   и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя. Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз, направо, вверх. VI. Практическая работа. З а д а н и е . Выполнить рисунок на свободную тему красками или карандашами. Во время практической работы учитель делает ц е л е в ы е   о б х о д ы : 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание   помощи   учащимся,   испытывающим   затруднения;   4)   контроль   объема   и качества выполненной работы. VII. Итог урока. 1. В ы с т а в к а  работ учащихся. 2. З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о  учителя. Ценность   любого   произведения   искусства   определяется,   помимо   заложенной   в   нем идеи, своеобразием, оригинальностью ее воплощения, неповторимостью, использованных автором   языковых   средств.   Различны   жанры   и   живопись   ваших   рисунков,   но   все   они отличаются   большим   разнообразием   индивидуальных   стилей,   настроений,   которые   вы хотели передать зрителю.  Домашнее задание: написать реферат по теме; выполнить рисунок по замыслу.

Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018