Урок по ИЗО "ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ" 6 класс
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
6 кл
28.03.2018
расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве; дать понятие точки зрения, точки схода; познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности; учить изображать предметы с соблюдением правил перспективы; совершенствовать технику работы карандашом и гуашью.
Оборудование: методическая таблица «Пространственная модель построения перспективного изображения»; образец педагогического рисунка.
Словарь: линейная и воздушная перспектива, точка схода, горизонт, точка зрения.ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПеРСПЕКТИВЫ.docx
ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
Ц е л и : расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах
передачи глубины пространства в искусстве; дать понятие точки зрения,
точки схода; познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и
изменения контрастности; учить изображать предметы с соблюдением правил
перспективы; совершенствовать технику работы карандашом и гуашью.
О б о р у д о в а н и е : методическая таблица «Пространственная модель
построения перспективного изображения»; образец педагогического рисунка.
С л о в а р ь : линейная и воздушная перспектива, точка схода, горизонт,
точка зрения.
Ход уроков
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е .
2. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . На предыдущих уроках вы уже познакомились с системой
изображения пространства и объемных тел, их удаления от наблюдателя. Как
называется эта система? Конечно, это перспектива. Научились вы и рисовать
объемное геометрическое тело, используя приемы линейной перспективы. Но
знаете ли вы, что существуют и другие виды перспектив, которые помогают
художнику на небольшой картинной плоскости показать огромные
пространства, порой – целый мир? Об этом и пойдет речь на сегодняшнем
уроке.
III. Повторение изученного материала.
Б е с е д а п о в о п р о с а м :
У ч и т е л ь . Что такое миниатюра?
У ч е н и к и . Страницы старинных рукописных книг были украшены
рисунками, иллюстрировавшими текст книги. Эти рисунки назывались
миниатюрами. И хотя размер рисунков был порой очень мал, художники
умели искусно передавать на них мельчайшие детали. Рисовали они
тоненькими кисточками или птичьими перышками. Много месяцев трудились
художники над книгой, а специальные мастерапозолотчики украшали ее
потом золотыми узорами. Тщательность отделки, яркость цвета придавали
миниатюре нарядность и утонченность.
Миниатюрными называются также портреты на маленьких пластинках из
дерева, металла, слоновой кости. Нарисованы они масляными красками (или акварельными, гуашевыми). Особенно увлекались такими портретами в
восемнадцатом веке. Это также чрезвычайно тонкая работа: художники
наносили рисунок на пластину, смотря через лупу.
У ч и т е л ь . Что называют плакатом?
У ч е н и к и . Как бы ни спешил человек, но, увидев вдруг на улице большой
красочный рисунок, он обязательно остановится, чтобы посмотреть на него.
Такие рисунки называют плакатами. Плакат всегда сообщает о чемто новом,
интересном: о только что вышедшем фильме, о спектакле. Плакаты могут
напомнить о больших праздниках, они могут призывать людей к какому
нибудь действию.
Прохожий задерживается лишь на минуту, чтобы посмотреть на плакат, и в
это короткое время он должен увидеть и прочесть то, что на нем есть.
Поэтому художник избегает деталей, которые могут отвлечь внимание.
Рисунок плаката очень прост и скуп, но чтобы плакат был замечен, он должен
быть ярким и выразительным.
У ч и т е л ь . Что представляет собой натюрморт?
У ч е н и к и . В переводе с французского слово «натюрморт» буквально
значит «мертвая природа». Это картины, героями которых являются
различные предметы обихода, фрукты, цветы и снедь.
У ч и т е л ь . Что называют орнаментом?
У ч е н и к и . Орнаментом называется узор, построенный на чередовании в
определенном порядке какихнибудь рисунков или линий. Слово «орнамент»
произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».
С давних пор народные мастера украшали узорами вазы, шкатулки и
другие предметы домашней утвари, расписывали ими потолки и стены
дворцов, вырезали их на деревянных спинках стульев и кресел.
Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, из
листьев, цветов, ягод, даже из птиц и зверей.
В каждую эпоху в каждой стране создавались свои, очень разные
орнаменты. У нас национальные народные орнаменты часто используются для
росписи стен и для украшения посуды, тканей, одежды.
Орнамент относится к декоративноприкладному искусству.
У ч и т е л ь . А что вы знаете о декоративноприкладном искусстве?
У ч е н и к и . В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И
если их коснулась рука художника или народного умельца, они становятся
произведениями декоративноприкладного искусства. Прикладное и значит
то, к чему приложено умение, искусство.
IV. Изучение нового материала.
1. О з н а к о м л е н и е с основными положениями линейной перспективы. У ч и т е л ь . Все, что наблюдатель может охватить одним взглядом, не
двигаясь и не поворачивая головы, называется полем зрения. Наиболее ясное
и отчетливое восприятие предмета заключается в пределах угла, равного
примерно 30 . Поэтому, чтобы его воспринять отчетливо, точка зрения
наблюдателя должна находиться на удалении, превышающем в 2,5–3 раза
самое большое измерение этого предмета. Если же к предмету подойти ближе
этого расстояния, его можно увидеть (не поворачивая головы) только
частично.
Если же наблюдатель будет перемещаться около предмета направо, налево,
вверх, вниз, он будет представляться ему с каждой новой точки зрения по
новому, в иных поворотах и ракурсах.
Глядя в окно, мы видим многое – улицу, поле или лес, небо. Если
расположиться на расстоянии вытянутой руки от стекла, закрыть один глаз и,
не меняя положения головы повторить пером или красками на стекле то, что
мы видим за ним, получится изображение, картина видимого за стеклом.
Такая плоскость, на которой изображаются видимые предметы в том порядке,
в котором мы их видим, называется картинной плоскостью.
Итак, отраженные от наблюдаемых предметов лучи, воспринимаемые
глазом наблюдателя, как бы пронизывают картинную плоскость и оставляют
на ней такое изображение предметов, какими они видятся наблюдателю с
избранной точки зрения.
Чтобы ясно представить процесс построения перспективы, рассмотрим
условную пространственную модель, где все происходящее увидим как бы со
стороны.
Если представить себе наблюдателя, стоящего перед картиной, то условная
горизонтальная плоскость, на которой и стоит он сам и находится наблюдаемый предмет (по другую сторону картинной плоскости), называется
предметной плоскостью.
Место на предметной плоскости, на котором стоит наблюдатель,
называется точкой стояния (Z1). Местонахождение глаза наблюдателя
называется точкой зрения (Z).
Если параллельно предметной плоскости на уровне глаз наблюдателя
провести другую, условную горизонтальную плоскость, то ее пересечение с
картинной плоскостью даст линию горизонта (ЛГ). Точка на линии горизонта,
куда направлен центральный перпендикулярный картине луч зрения, будет
главной или центральной точкой схода (Р). Именно в этой точке сойдутся на
картине линии. Все другие параллельные, но идущие под иными углами к
картине линии, будут сходиться на линии горизонта в других точках схода,
располагающихся справа и слева от центральной и обозначаемых (F).
Обратим внимание еще на две условные точки схода на линии горизонта,
так называемые точки отдаления. Эти точки (Д1 и Д2) получаются, если на
линии горизонта слева и справа от точки Р отложить расстояние, равное
отдалению точки зрения Z от картинной плоскости, то есть от точки Р.
Поскольку РZ = РД1, 2, луч зрения, направленный в точку отдаления, образует
с картинной плоскостью угол 45°. Следовательно, эти точки будут точками
схода всех линий, идущих под таким углом к картине.
2. О з н а к о м л е н и е с основными положениями воздушной перспективы.
У ч и т е л ь . Воздушная перспектива имеет мало общего с линейной
перспективой. Степень контрастности света и тени, объемность предмета,
четкость его очертаний, цветовая окраска при его удалении от рисующего
резко изменяются. Это связано с тем, что окружающий нас воздух не
абсолютно прозрачен: он всегда содержит в себе пыль, влагу и другие
мельчайшие взвешенные частицы, которые делают его мутной средой. Эта
мутная среда влияет на проходящие через нее лучи, определяя наше
восприятие окутанных ею предметов. Удаляясь от нас, предметы не только
зрительно уменьшаются в размерах. По мере удаления контрастность их
темных и светлых мест постоянно все более смягчается, предметы становятся
как бы более плоскими и в конце концов превращаются на горизонте в
однотонную дымку едва различимых силуэтов. Одновременно происходит и
изменение их цветовой окраски. Это явление и называется воздушной
перспективой.
Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором)
и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются
наиболее объемно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – все это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.
Такое трехплановое деление условно. Конечно, можно различать очень много
планов, например, в удаляющейся от зрителя парковой аллее каждое
очередное дерево – это уже следующий план, оно отличается по тону и цвету
от предыдущего и последующего.
Передача воздушной перспективы основана на тональных (светлотных) и
цветовых отношениях, причем первые играют большую роль. В этом можно
убедиться,
посмотрев на чернобелую репродукцию живописного
произведения: цвет исчез, но воздушная перспектива воспринимается
отчетливо.
При удалении изменяется и цвет предметов, так как отраженные от них
цветовые лучи проникают через воздушную линию поразному: темнокрасные
и оранжевые – более беспрепятственно, а холодные – голубые и синие –
подвергаются более сильному рассеиванию.
Долгий опыт наблюдений показал, что далекие темные предметы кажутся
голубоватыми, так как отражают очень мало света, и потому их окраска
определяется в большей степени теми холодными по тону лучами, которые
всегда рассеяны в атмосфере. Однако белые или очень светлые предметы –
снежные вершины гор или облака, отражающие много света, наоборот,
кажутся нам теплыми, розоватыми, потому что лучи, отраженные от них,
теряют по пути к нам свою холодную часть, наиболее рассеиваемую, и
сохраняют наиболее устойчивую, теплую часть, а рассеянные в атмосфере
холодные лучи в этом случае мало что могут сделать вследствие своей
относительной слабости.
Под влиянием воздушной среды восприятие цветов изменяется уже с
относительно небольших расстояний. Примерно на расстоянии полукилометра
желтые и особенно оранжевые цвета заметно краснеют, а на расстоянии около
километра оранжевый уже почти невозможно отличить от красного. Так же
сближаются зеленые и голубые цвета.
Это общие закономерности, но не всегда природа предлагает нам картины,
где эти закономерности соблюдены, так сказать, в самом чистом, элементарно
ясном виде. Бывает так, что именно дальний план ярко освещен, как бы
выхвачен солнцем из общей мягкой картины, а первый план как бы более
мягок, смутен в тени набежавших туч. Но как бы ни был труден такой мотив,
если в нем очень внимательно разобраться, он окажется подчиненным
изложенным закономерностям. Именно такой «коварный» мотив изобразил И.
Левитан в картине «Вечерний звон». Белые стены монастыря и облака на
дальних планах написаны в розовых и охристых тонах очень легко, а передний план выписан очень плотно, контрастно. Все поставлено на свое место,
воздух, пространство переданы с необычайной силой.
Воздушная перспектива позволяет художнику передать на плоскости
полотна впечатление необъятной глубины, уходящих далей, огромного
пространства, заполненного воздухом. Передача этого «воздуха» – одна из
главных задач пейзажиста.
Знаменитый русский художник Александр Кондратьевич Саврасов
говорил: «Без воздуха нет пейзажа, сколько березок или елей ни сажай, что ни
придумывай, если воздух не напишешь, – значит, пейзаж дрянь».
Вот такие правила линейной и воздушной перспективы помогают
художнику не просто запечатлеть событие или предметы, но и так заполнить
картинное пространство, что созданное произведение будет полно жизни.
V. Актуализация знаний учащихся.
У ч и т е л ь. Сегодня на уроке вы выполните рисунок уходящей вдаль аллеи,
применяя правила линейной и воздушной перспективы.
Посмотрите, как это изобразил художник А. Грицай в картине «Летний
сад» (пастель).
Как всегда, первым этапом работы должно стать решение вами
композиционных задач: выбор формата бумаги, его расположение,
определение высоты горизонта, выбор точки зрения, расположение предметов.
В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и й :
1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Наклониться вперед к
крышке стола – вдох. Повторить 5–6 раз. 2. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко
зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5–6 раз.
3. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернув голову вправо, посмотреть на
локоть левой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в
исходное положение. Повторить 5–6 раз.
4. Исходное положение – сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение
по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки.
Повторить 5–6 раз.
5. Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять
руки вверх – вдох; следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить – выдох.
Повторить 4–5 раз.
6. Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2–3
секунды, перевести взор к кончику носа на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз.
7. Исходное положение – сидя, закрыть веки. В течение 30 секунд массировать их
кончиками указательных пальцев.
VI. Практическая работа.
З а д а н и е 1го у р о к а . Выполнить эскиз рисунка уходящей вдаль аллеи с
соблюдением правил линейной и воздушной перспективы (работа карандашом).
З а д а н и е 2го у р о к а . Выполнить рисунок уходящей вдаль аллеи (работа красками
с ограниченной палитрой).
Во время практической работы учитель делает ц е л е в ы е о б х о д ы : 1) контроль
организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3)
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и
качества выполненной работы.
VII. Итог уроков.
1 . В ы с т а в к а р а б о т у ч а щ и х с я .
2 . Б е с е д а с учащимися по вопросам:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Назовите способы передачи глубины пространства.
– Что называется точкой зрения? точкой схода?
– Расскажите об основных правилах линейной перспективы.
– Как изменяется контрастность света и тени при удалении объемного предмета от
рисующего?
– Смогли ли вы в своих рисунках передать глубину пространства?
Домашняя работа: сбор информации по данной теме; постараться отработать
практические приемы по овладению правил линейной и воздушной перспективы.
Урок по ИЗО "ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ" 6 класс
Урок по ИЗО "ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ" 6 класс
Урок по ИЗО "ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ" 6 класс
Урок по ИЗО "ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ" 6 класс
Урок по ИЗО "ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ" 6 класс
Урок по ИЗО "ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ" 6 класс
Урок по ИЗО "ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.