Показать учащимся, как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю; познакомить учащихся с работами В. Перова и Рембрандта; учить определять средства художественной выразительности; совершенствовать изобразительные навыки; развивать композиционное мышление; воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому.
Оборудование: для учителя – методическая таблица, репродукции; для учащихся – бумага, графические материалы.
Зрительный ряд: репродукции картин В. Перова «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Литературный ряд: отрывок рассказа А. П. Чехова «Ванька»; стихотворения Н. Некрасова «Плач детей», Б. Слуцкого «Лошади в океане».
Музыкальный ряд: запись фрагмента из Шестой симфонии П. И. Чайковского.Урок по ИЗО "СОПЕРЕЖИВАНИЕ – ВЕЛИКАЯ ТЕМА ИСКУССТВА" 4 класс
СОПЕРЕЖИВАНИЕ – ВЕЛИКАЯ ТЕМА ИСКУССТВА
Ц е л и и з а д а ч и : показать учащимся, как художник через искусство
выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю; познакомить
учащихся с работами В. Перова и Рембрандта; учить определять средства
художественной выразительности; совершенствовать изобразительные навыки;
развивать композиционное мышление; воспитывать любовь и сочувствие ко
всему живому.
О б о р у д о в а н и е : для учителя – методическая таблица, репродукции;
для учащихся – бумага, графические материалы.
З р и т е л ь н ы й р я д : репродукции картин В. Перова «Тройка»,
Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Л и т е р а т у р н ы й р я д : отрывок рассказа А. П. Чехова «Ванька»;
стихотворения Н. Некрасова «Плач детей», Б. Слуцкого «Лошади в океане».
М у з ы к а л ь н ы й р я д : запись фрагмента из Шестой симфонии П. И.
Чайковского.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
II. Беседа по теме урока.
У ч и т е л ь . С древнейших времен искусство стремилось вызвать
сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.
Произведения живописи всех народов объединяет людей и в радости, и в горе.
Звучит фрагмент из Шестой симфонии П. Чайковского.
Учитель демонстрирует репродукции картин В. Перова «Тройка»,
Рембрандта «Возвращение блудного сына».
– Какое настроение передают музыкальное произведение и произведения
живописи?
– Что выражает художник через искусство? (В искусстве изображено
страдание людей. Художник изображает свое сочувствие страдающим, учит
сопереживать чужому горю, чужому страданию.)
– Что изображено на картине В. Перова «Тройка»?
– Опишите обстановку, в которой происходит действие.
– Какую работу выполняют дети?
– Как художник показал, что бочка с водой очень тяжелая?
– Опишите внешний вид детей.
– Какими красками написал художник картину?– Если бы живопись была светлая и яркая, а не мрачная, отвечала бы она
теме этой картины?
– Сочувствует ли художник бедным детям или нет?
Учитель читает отрывок из рассказа А. П. Чехова «Ванька».
«А вчерась мне была выволочка, – пишет Ванька Жуков. – Хозяин выволок меня за
волосья на двор и отчесал шпандырем… А на неделе хозяйка велела почистить селедку, а я
начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать… Милый
дедушка… возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности».
У ч и т е л ь . Сколько горя и отчаяния в этих скупых сиротских словах!
Картина В. Перова глубоко драматична. Она написана в мрачных, серых
тонах. Небо покрыто мглой. Монастырская стена угрюма и неприступна.
Обледеневшие края бочки и бледные лица детей выделяются белыми пятнами
на общем мглистосером фоне картины. Безрадостна зимняя дорога в колеях
и ухабах с жалким черным кустиком и каменной тумбой на обочине.
Покрытая плесенью монастырская стена, уходящая вглубь, подчеркивает
бесконечность дороги. Так же бесконечна и тяжела работа детей.
С большим художественным мастерством переданы в картине страдания и
муки детей, которых заставляют выполнять непосильную работу. Выбивается
из сил девочка лет девяти, в изношенном ватном пальтишке. Изпод полы,
отброшенной встречным ветром, виднеется легкое, ситцевое платье. На
голове старый, ветхий платок. Волосы растрепаны и откинуты порывом ветра
назад. Лицо бледное, измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает
ноги мальчик со страдальческим изможденным лицом. Он еще слишком мал и
слаб, чтобы тянуть такую лямку: он задыхается, открыл рот. Жалкая, с
чужого плеча, одежонка не греет исхудавшее тело. Средний мальчик –
постарше; его рваный зипун и старенький картуз совсем не греют; не
добавляет тепла и платок на шее, концы которого треплет ветер. Этот
подросток немного посильнее остальных. Но на лице же усталость и
страдание.
Эти дети отданы в ученики мастеровому, который не столько учит их
ремеслу, сколько заставляет выполнять самую тяжелую работу по хозяйству.
Вот и сейчас они покорно ведут обледеневшую бочку с водой по приказанию
безжалостного хозяина.
Лишь крошечная доля радости досталась им – это Жучка, бегущая впереди
«тройки». Жучка – единственный друг детей – всегда готова защитить их.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Некрасова «Плач
детей».
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Изза них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?В золотую пору малолетства
Все живое – счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертимвертимвертим!
Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, все кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки, –
Все и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
«Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!»
Бесполезно плакать и молиться –
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудитгудитгудит!
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траве попадали бы спать.
Нам домой скорей бы воротиться, –
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бедной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…
У ч и т е л ь . Какие общие чувства вызывает стихотворение Н. Некрасова и
живопись В. Перова?
Посмотрите на произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Оно написано в самый горький период – после смерти сына. Какие чувства
пробуждает картина в зрителях?
У ч е н и к и . Любовь к людям, веру в человека, в его раскаяние и
исправление.
У ч и т е л ь . В Евангелии есть рассказ о человеке, который покинул семью,
долго скитался, а через много лет, растратив богатства, вернулся назад, былпрощен и принят в отчий дом. Рембрандт изобразил момент встречи. Блудный
сын стоит на коленях у порога дома. Рваная одежда и бритая голова говорят о
перенесенных страданиях. Чуткие пальцы слепого старика отца касаются
спины юноши. В жесте его рук мы угадываем просветленную радость почти
потерявшего надежду человека и безмерную любовь. Картина наполнена
сияющим светом, мягким мерцанием, золотистые блики играют даже на
лохмотьях одежды блудного сына, подчеркивая духовное преображение
героя.
Величайшее достижение художника – смелое использование светотени. С
помощью света он привлекает внимание к самому важному в изображении,
раскрывая его смысл: световые лучи как бы выхватывают из тьмы лицо,
выявляя внутренний мир человека.
Какие еще средства художественной выразительности использовал
художник в своей работе?
У ч е н и к и . Композицию и колорит.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнение «Ветер» за учителем.
Ветер, ветер, с горных круч
Ты сорвись и стаи туч
Разгони на небосводе,
Чтоб гуляло на свободе
Солнце красное с утра
В небе нашего двора.
III. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е : обдумать рисунок с драматичным сюжетом (больное животное,
погибшее дерево и т. п.) и изобразить.
Учитель демонстрирует таблицу «Наброски животных», по которой
учащиеся называют основные формы туловища, головы животных (круг, овал).П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь р а б о т ы :
1. Продумать сюжет рисунка и его композиционное решение.
2. Прорисовка легкими линиями основных частей тела животного (голова,
туловище, хвост и др.).
3. Прорисовка линий, соединяющих одну часть с другой.
4. Прорисовка мелких деталей.5. Уточнение формы, очертаний.
6. Выполнение легкой штриховки, которая передает тоном форму и
окраску животного.
Для эмоционального настроя учащихся перед работой учитель может
прочитать стихотворение Б. Слуцкого «Лошади в океане».
Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо. Недалеко.
«Глория» порусски значит «Слава», –
Это вам запомнится легко.
Шел корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далекодалеко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил.
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и все. А всетаки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли.У ч и т е л ь . Очень важно в работе передать свою печаль, горе. Для
воплощения своего замысла можно ограничить палитру и работать
несколькими цветами – холодными, белой и черной красками. Работы
выполняются индивидуально.
IV. Итог урока.
Анализ и оценка работ учащихся.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением памятников
героям разных народов.