Урок по ИЗО "СОПЕРЕЖИВАНИЕ – ВЕЛИКАЯ ТЕМА ИСКУССТВА" 4 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Показать учащимся, как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю; познакомить учащихся с работами В. Перова и Рембрандта; учить определять средства художественной выразительности; совершенствовать изобразительные навыки; развивать композиционное мышление; воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому. Оборудование: для учителя – методическая таблица, репродукции; для учащихся – бумага, графические материалы. Зрительный ряд: репродукции картин В. Перова «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына». Литературный ряд: отрывок рассказа А. П. Чехова «Ванька»; стихотворения Н. Некрасова «Плач детей», Б. Слуцкого «Лошади в океане». Музыкальный ряд: запись фрагмента из Шестой симфонии П. И. Чайковского.Урок по ИЗО "СОПЕРЕЖИВАНИЕ – ВЕЛИКАЯ ТЕМА ИСКУССТВА" 4 класс
Иконка файла материала Сопереживание.docx
СОПЕРЕЖИВАНИЕ – ВЕЛИКАЯ ТЕМА ИСКУССТВА Ц е л и   и   з а д а ч и :   показать учащимся, как художник через искусство выражает   свое   сочувствие,   учит   сопереживать   чужому   горю;   познакомить учащихся с работами В. Перова и Рембрандта; учить определять средства художественной выразительности; совершенствовать изобразительные навыки; развивать композиционное мышление; воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому.  О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методическая таблица, репродукции; для учащихся – бумага, графические материалы.  З р и т е л ь н ы й   р я д :   репродукции   картин   В.   Перова   «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».  Л и т е р а т у р н ы й   р я д :   отрывок   рассказа   А.   П.   Чехова   «Ванька»; стихотворения Н. Некрасова «Плач детей», Б. Слуцкого «Лошади в океане».  М у з ы к а л ь н ы й   р я д :   запись   фрагмента   из   Шестой   симфонии   П.   И. Чайковского.  Х о д   у р о к а I. Организационный момент. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.  II. Беседа по теме урока.  У ч и т е л ь .   С   древнейших   времен   искусство   стремилось   вызвать сопереживание   зрителя.   Искусство   воздействует   на   наши   чувства. Произведения живописи всех народов объединяет людей и в радости, и в горе. Звучит фрагмент из Шестой симфонии П. Чайковского.  Учитель   демонстрирует   репродукции   картин   В.   Перова   «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».  – Какое настроение передают музыкальное произведение и произведения живописи? –   Что   выражает   художник   через   искусство?   (В   искусстве   изображено страдание людей. Художник изображает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.) – Что изображено на картине В. Перова «Тройка»? – Опишите обстановку, в которой происходит действие.  – Какую работу выполняют дети? – Как художник показал, что бочка с водой очень тяжелая? – Опишите внешний вид детей.  – Какими красками написал художник картину?– Если бы живопись была светлая и яркая, а не мрачная, отвечала бы она теме этой картины? – Сочувствует ли художник бедным детям или нет? Учитель читает отрывок из рассказа А. П. Чехова «Ванька». «А вчерась мне была выволочка, – пишет Ванька Жуков. – Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем… А на неделе хозяйка велела почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать… Милый дедушка… возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности». У ч и т е л ь . Сколько горя и отчаяния в этих скупых сиротских словах! Картина В. Перова глубоко драматична. Она написана в мрачных, серых тонах.   Небо   покрыто   мглой.   Монастырская   стена   угрюма   и   неприступна. Обледеневшие края бочки и бледные лица детей выделяются белыми пятнами на общем мглисто­сером фоне картины. Безрадостна зимняя дорога в колеях и   ухабах   с   жалким   черным   кустиком   и   каменной   тумбой   на   обочине. Покрытая   плесенью   монастырская   стена,   уходящая   вглубь,   подчеркивает бесконечность дороги. Так же бесконечна и тяжела работа детей.  С большим художественным мастерством переданы в картине страдания и муки детей, которых заставляют выполнять непосильную работу. Выбивается из сил девочка лет девяти, в изношенном ватном пальтишке. Из­под полы, отброшенной   встречным   ветром,   виднеется   легкое,   ситцевое   платье.   На голове старый, ветхий платок. Волосы растрепаны и откинуты порывом ветра назад. Лицо бледное, измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик со страдальческим изможденным лицом. Он еще слишком мал и слаб,   чтобы   тянуть   такую   лямку:   он   задыхается,   открыл   рот.   Жалкая,   с чужого   плеча,   одежонка   не   греет   исхудавшее   тело.   Средний   мальчик   – постарше;   его   рваный   зипун   и   старенький   картуз   совсем   не   греют;   не добавляет   тепла   и   платок   на   шее,   концы   которого   треплет   ветер.   Этот подросток   немного   посильнее   остальных.   Но   на   лице   же   усталость   и страдание.  Эти   дети   отданы   в   ученики   мастеровому,   который   не   столько   учит   их ремеслу, сколько заставляет выполнять самую тяжелую работу по хозяйству. Вот и сейчас они покорно ведут обледеневшую бочку с водой по приказанию безжалостного хозяина.  Лишь крошечная доля радости досталась им – это Жучка, бегущая впереди «тройки». Жучка – единственный друг детей – всегда готова защитить их. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Некрасова «Плач детей».  Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей, Из­за них вы слышите ли, братья,  Тихий плач и жалобы детей?В золотую пору малолетства Все живое – счастливо живет,  Не трудясь, с ликующего детства Дань забав и радости берет.  Только нам гулять не довелося По полям, по нивам золотым: Целый день на фабриках колеса Мы вертим­вертим­вертим! Колесо чугунное вертится,  И гудит, и ветром обдает, Голова пылает и кружится,  Сердце бьется, все кругом идет: Красный нос безжалостной старухи,  Что за нами смотрит сквозь очки,  По стенам гуляющие мухи,  Стены, окна, двери, потолки, – Все и все! Впадая в исступленье,  Начинаем громко мы кричать: «Погоди, ужасное круженье! Дай нам память слабую собрать!» Бесполезно плакать и молиться – Колесо не слышит, не щадит: Хоть умри – проклятое вертится,  Хоть умри – гудит­гудит­гудит! Где уж нам, измученным в неволе,  Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траве попадали бы спать.  Нам домой скорей бы воротиться, – Но зачем идем мы и туда?.. Сладко нам и дома не забыться: Встретит нас забота и нужда! Там, припав усталой головою  К груди бедной матери своей,  Зарыдав над ней и над собою, Разорвем на части сердце ей… У ч и т е л ь . Какие общие чувства вызывает стихотворение Н. Некрасова и живопись В. Перова? Посмотрите на произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына». Оно написано в самый горький период – после смерти сына. Какие чувства пробуждает картина в зрителях?  У ч е н и к и .   Любовь   к   людям,   веру   в   человека,   в   его   раскаяние   и исправление. У ч и т е л ь . В Евангелии есть рассказ о человеке, который покинул семью, долго скитался, а через много лет, растратив богатства, вернулся назад, былпрощен и принят в отчий дом. Рембрандт изобразил момент встречи. Блудный сын стоит на коленях у порога дома. Рваная одежда и бритая голова говорят о перенесенных   страданиях.   Чуткие   пальцы   слепого   старика   отца   касаются спины юноши. В жесте его рук мы угадываем просветленную радость почти потерявшего   надежду   человека   и   безмерную   любовь.   Картина   наполнена сияющим   светом,   мягким   мерцанием,   золотистые   блики   играют   даже   на лохмотьях   одежды   блудного   сына,   подчеркивая   духовное   преображение героя.  Величайшее достижение художника – смелое использование светотени. С помощью света он привлекает внимание к самому важному в изображении, раскрывая   его   смысл:   световые   лучи   как   бы   выхватывают   из   тьмы   лицо, выявляя внутренний мир человека. Какие   еще   средства   художественной   выразительности   использовал художник в своей работе?  У ч е н и к и . Композицию и колорит.   Ф и з к у л ь т м и н у т к а Учащиеся выполняют упражнение «Ветер» за учителем. Ветер, ветер, с горных круч Ты сорвись и стаи туч  Разгони на небосводе,  Чтоб гуляло на свободе Солнце красное с утра В небе нашего двора. III. Самостоятельная работа учащихся.  З а д а н и е : обдумать рисунок с драматичным сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. п.) и изобразить. Учитель   демонстрирует   таблицу   «Наброски   животных»,   по   которой учащиеся называют основные формы туловища, головы животных (круг, овал).П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь   р а б о т ы : 1. Продумать сюжет рисунка и его композиционное решение. 2. Прорисовка легкими линиями основных частей тела животного (голова, туловище, хвост и др.). 3. Прорисовка линий, соединяющих одну часть с другой. 4. Прорисовка мелких деталей.5. Уточнение формы, очертаний.  6.   Выполнение   легкой   штриховки,   которая   передает   тоном   форму   и окраску животного.  Для   эмоционального   настроя   учащихся   перед   работой   учитель   может прочитать стихотворение Б. Слуцкого «Лошади в океане». Лошади умеют плавать,  Но – не хорошо. Недалеко. «Глория» по­русски значит «Слава», – Это вам запомнится легко.  Шел корабль, своим названьем гордый,  Океан старался превозмочь.  В трюме, добрыми мотая мордами,  Тыща лошадей топтались день и ночь.  Тыща лошадей! Подков четыре тыщи! Счастья все ж они не принесли.  Мина кораблю пробила днище Далеко­далеко от земли.  Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.  Лошади поплыли просто так.  Что ж им было делать, бедным, если  Нету мест на лодках и плотах? Плыл по океану рыжий остров.  В море синем остров плыл гнедой.  И сперва казалось – плавать просто,  Океан казался им рекой. Но не видно у реки той края.  На исходе лошадиных сил.  Вдруг заржали кони, возражая Тем, кто в океане их топил.  Кони шли на дно и ржали, ржали,  Все на дно покуда не пошли.  Вот и все. А все­таки мне жаль их –  Рыжих, не увидевших земли.У ч и т е л ь .   Очень   важно   в   работе   передать   свою     печаль,   горе.   Для воплощения   своего   замысла   можно   ограничить   палитру   и   работать несколькими   цветами   –   холодными,   белой   и   черной   красками.   Работы выполняются индивидуально.  IV. Итог урока. Анализ и оценка работ учащихся. Уборка рабочих мест.  Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением памятников героям разных народов.

Посмотрите также