Урок по ИЗО "ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАТЮРМОРТА" 6 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений и представлений окружающего мира; развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства; воспитывать художественный вкус. Оборудование: лучшие работы учащихся с изображением предметного мира; репродукции картин-натюрмортов И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», М. С. Сарьяна «Ереванские цветы».ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАТЮРМОРТА
Иконка файла материала ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАТЮРМОРТА.docx
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАТЮРМОРТА Ц е л и : обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве   и   выражении   переживаний   и   мыслей   художника,   его   личных, душевных   представлений   и   представлений   окружающего   мира;   развивать умение   понимать,   чувствовать   и   воспринимать   произведения   искусства; воспитывать художественный вкус. О б о р у д о в а н и е : лучшие работы учащихся с изображением предметного мира;   репродукции     картин­натюрмортов     И.     Т.     Хруцкого     «Цветы     и плоды»,  М. С. Сарьяна «Ереванские цветы». Ход урока I. Организационный момент. 1. П р и в е т с т в и е . У ч и т е л ь . Еще раз полюбуйтесь лучшими своими работами. Возможно, в них не столь все совершенно, как у выдающихся художников, но тем не менее они заслуживают внимания и достойны похвалы и хорошей оценки. И вполне созвучны представленным рисункам поэтические строки: Гармонии таинственная власть … Е. А. Баратынский 2. П р о в е р к а  готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь . Художники иногда шутливо говорят, что хорошо писать – это значит «взять ту самую краску и положить ее на то самое место».  Казалось бы, все очень просто. Но какая она, «та самая краска», а где «то самое» единственное место, куда ее нужно положить? Вы знаете ответы на эти вопросы?   За   этой   шуткой   скрываются   огромные   трудности,   а   иногда   – подлинные муки творчества. Сегодня   на   уроке   мы   рассмотрим,   какими   же   выразительными возможностями обладает натюрморт. III. Беседа о выразительных возможностях натюрморта по картинам И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» и М. С. Сарьяна «Ереванские цветы». У ч и т е л ь . Роскошные натюрморты – это не только воплощение огромного мастерства художника   в   передаче   неповторимого   многообразия   натуры,   но   и   выражение   его нескрываемого восторга перед красочным богатством окружающей жизни. Рассмотрим два произведения этого жанра.Первое   из   них   –   «Цветы   и   плоды»   художника   Ивана   Трефиловича   Хруцкого. Натюрморт  написан  с подлинным  мастерством,  в целом он очень эффектен, цветистая красочная гамма сочетается в нем с иллюзорной трактовкой формы предметов, тщательной выписанностью их поверхности. Все предметы в картине И. Т. Хруцкого подобраны очень продуманно. Расположив их вдоль края мраморного стола и подчеркнув светом передний план, художник сразу же наметил зрительный центр картины. Это – ваза с цветами. В богатом по краскам подборе явно преобладают цветы светлой окраски, особенно желтые. Желтый цвет господствует и в окраске   плодов,   среди   которых   выделяется   большая   тыква.   Желтый   цвет   преобладает внизу по краям и вверху в центре. Так складывается основа пирамидальной композиции, пространственной и цветовой. Разрушая монотонную фронтальность, углом повернута на зрителя корзина с персиками, небрежно, как бы случайно сгруппированы плоды в правом углу картины. И. Т. Хруцкий выразительно обыгрывает в своем натюрморте не только передний план, но стремится также создать иллюзию глубины. С огромной тыквы красиво и небрежно свисает кисть винограда. В глубине справа чуть поблескивает стеклянный графин, слева видна   корзина,   полная   ягод.   Однако   самым   привлекательным   для   многих   зрителей   в картине   И.   Т.   Хруцкого   оказывается   почти   иллюзорное   изображение   предметов.   При помощи   светотени   он   достигает   ощущения   их   объемности,   округлости.   Художник великолепно   сопоставил   грубоватую   кожуру   тыквы   и   чуть   пористую   лимона,   матовую поверхность груши и блестящую яблока. Не менее блистательно написана ваза. Однако эффектность красок, иллюзорность изображения предметов у И. Т. Хруцкого оказываются почти самоцелью. Совсем по­другому решил свой натюрморт «Ереванские цветы» живописец Мартирос Сергеевич Сарьян. Картина М. С. Сарьяна исполнена в манере, заметно отличающейся от той, в которой работал   И.   Т.   Хруцкий.   В   произведении   И.   Т.   Хруцкого   мы   находим   спокойную, уравновешенную   композицию,   художнику   было   важно   сделать   предметы   прежде   всего такими, какими они бывают в натуре. Цвет соответствовал их природной окраске, хотя и трактовался   Хруцким   довольно   эффектно.   Иное   дело   –   живопись   Сарьяна.   Его «Ереванские цветы» смотрятся как часть яркого красочного ковра, как будто бы случайно попавшая   в   поле   зрения   художника.   Основные   внешние   признаки   решения   Сарьяном натюрморта – это декоративная красочность и свободная широта живописи, та широта, которая иными зрителями принимается за незаконченность или за небрежность. Дело в том, что Сарьян ставит перед собой совсем иные творческие задачи. В чем же заключается   конечная   цель   его   поисков?   Давайте   попытаемся   вывести   ее   из   самого произведения. Что изображено на переднем плане натюрморта Сарьяна? У ч е н и к и . Сосуды с цветами, крупные плоды граната. У ч и т е л ь . В отличие от Хруцкого Сарьян и впрямь не уделял специального внимания деталям,   но   предметы,   изображаемые   им,   остаются   вполне   узнаваемыми.   Перечислите, какие вы узнали предметы в натюрморте. У ч е н и к и .   Мы   легко   отличим   керамические   сосуды   от   стеклянных.   Нетрудно определить и названия цветов, а плоды граната мы узнаем сразу. У ч и т е л ь . В этом ли, однако, заключается смысл произведения Сарьяна и с этого ли мы начинаем его смотреть?У ч е н и к и . Нет, первое, что бросается в глаза каждому, – его щедрая красочность. У ч и т е л ь .   Только   подлинное   восхищение   Сарьяна   окружающим   миром   могло побудить его буквально выплеснуть на полотно безграничное богатство красок родной ему армянской природы. Однако натюрморт Сарьяна – вовсе не хаотическое нагромождение цветовых пятен. Напротив, художник создает очень ясную композицию, в основу которой, в   отличие   от   традиционной,   пирамидальной   композиции   картины   Хруцкого,   положен другой, более сложный принцип. Сарьян собрал предметы в компактные группы, расположив их друг за другом. Однако смотрятся они скорее как расположенные друг над другом. Происходит это от того, что каждая   следующая   группа   предметов   изображена   художником   не   столько   позади предыдущей, сколько как бы над нею, то есть Сарьян заведомо меньше, чем Хруцкий, использует в построении композиции своей картины иллюзию глубины заключенного в ней пространства. Способ расположения предметов в пространстве, к которому он прибегает, напоминает   так   называемую   перспективу   средневековой   живописи,   когда   предметы, находящиеся   в   глубине,   на   плоскости   холста   располагались   как   бы   друг   над   другом. Спокойное чередование планов, наряду с энергичной красочностью, позволило художнику раскрыть свое неповторимо личное отношение к миру, передать ощущение его подлинного величия   и   тесно   обуревающим   его   чувством   в   традиционных   рамках   натюрморта, рассчитанного только на «узнаваемость» и «похожесть» изображенных в нем предметов. И уж если образ, созданный И. Т. Хруцким, не укладывался в узкие рамки термина «мертвая натура», то что же говорить о полном могучих жизненных сил произведении М. С. Сарьяна! В о п р о с ы   д л я   о б с у ж д е н и я : – Какая из картин вам понравилась больше и чем? –   Как   вы   думаете,   какие   чувства   хотел   выразить   каждый   из   художников   в   своих картинах? – Какими выразительными средствами пользуются они при этом? У п р а ж н е н и е  «Мельница» по выработке плавных, пластичных движений рук, помогающих при рисовании. Можно проводить без музыкального сопровождения, но лучше под любую неторопливую музыкальную пьесу или произведение вальсового характера. Упражнение выполняется по показу учителя. Исходное положение – стоя. Руки слегка согнуты в локтях и подняты в стороны. Легко   качают   руками   перед   собой,   скрещивая   их   перед   грудью,   затем взмахивая ими в стороны. Делают   круговые   движения   руками,  начиная   с  небольшой   амплитуды   и постепенно увеличивая ее. При небольших круговых взмахах учащиеся слегка пружинят ноги в коленях. С каждым новым взмахом движения становятся энергичными, одновременно ученики поднимаются на носки. Взмахи постепенно уменьшаются и останавливаются.IV.   Заслушивание   докладов   учащихся   по   теме   «Выразительные возможности натюрморта». V. Итог урока. З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о  учителя. При воспроизведении вещественного мира сказывается личное отношение к нему живописца. С одной стороны, объективная сущность вещи, выражаемая в ее   форме,   цвете,   фактуре;   с   другой   –   индивидуальность   художника, воспринимающего эту вещь. Обе эти стороны неразрывно переплетаются. Прекрасный мастер натюрморта К. С. Петров­Водкин определил его так: «Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой. Каков есть предмет, где он, а где я, воспринимающий этот предмет, – в этом основное требование   натюрморта.   И   в   этом   большая   познавательная   радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем». Домашнее   задание:  подготовить   реферат   на   тему   «Натюрморт   в творчестве художника…» (по выбору).