Урок по изобразительному искусству "Музыкальная живопись и живописная музыка" (5 класс)
Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
doc
изобразительное искусство +1
5 кл
19.06.2017
Для урока взяты два вида искусства живопись и музыка.Знакомство с нетрадиционной техникой монотипия на примере музыки Римского -Корсакова и картин Айвазовского.Выполнение рисунка образа моря, в технике монотипия- море "с настроением".Увидеть на уроке передачу не повторимости каждого мгновения природы, с помощью музыки,красок и слов.Разработка урока по изо для 5 класса
я -музыкальная живопись,живописная музыка.doc
Конспект
урока для учащихся 5 го класса
по предметам: Музыка и Изобразительное искусство
учителя изобразительного искусства Лизиной Елены Витальевны
МОУ Лицей №8 г.Буденновска
Дата проведения урока: 11.03.2017г.
Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Тип урока: интегрированный урок
Цель урока: сформировать представление о выразительных возможностях музыкального и
изобразительного искусства на примере состояний образов природы.
Задачи:
1. Воспитательные:
воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и жизни;
воспитание музыкального, художественного вкуса;
активизировать стремление учащихся к самовыражению, смело выражать то, что они
чувствуют, изобразительными средствами, высказываниями, движениями рук.
2. Развивающие:
развитие эмоциональной сферы, умения чувствовать живопись, музыку и выражать своё
отношение к ним;
развитие творческого воображения;
развитие образноассоциативного мышления учащихся.
3. Образовательные:
углубить знания о выразительных и изобразительных возможностях музыки;
обучение элементам анализа художественного произведения;
обучение художественной грамотности, формированию практических навыков работы
цветом и различной технике мазка, для передачи настроения моря;
научить объединять различные виды художественной деятельности – изобразительное
искусство, музыку, движение.
1 Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы:
объяснительно иллюстративный (изложение материала);
практический (отработка навыков);
исследовательский (просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Оборудование и материалы:
1. Наглядные пособия (авторская мультимедийная презентация)
2. Музыкальный проигрыватель, аудиозапись
3. Образцы различной техники – МОНОТИПИЯ.
4. Художественные материалы (гуашь, акварель, простой карандаш, кисти, альбом, баночка
с водой).
Метапредметные связи: музыка, ИЗО, МХК, литература.
Продолжительность урока: 40 минут
Ожидаемый результат:
личностное освоение содержания музыкального образа на основе ассоциативных связей
музыки с другими видами искусства;
усвоение терминов и понятий музыкального и художественного языка на основе
выявления их общности и различий;
сформировать нагляднообразное представление музыкального текста;
научатся воспринимать во взаимосвязи различные виды художественной деятельности
изобразительное искусство, музыку, движение;
совершенствуется техника работы гуашью;
развитие творческого воображения;
совершенствуется умение петь в хоре.
Ход урока
На доске записана тема урока с пропущенными словами:
« ……..живопись и ………музыка»
2 "Мои помыслы краски
Мои краски напевы..."
Здравствуйте, ребята. Сегодня в мир прекрасного вас поведут два вида искусства:
музыка и живопись.
1 этап. Подготовительный
Учитель ИЗО. На доске записана тема урока, в которой я не случайно пропустила слова.
Здесь пропущены прилагательные, которые вам предстоит подобрать в процессе урока и
вставить по смыслу, чтобы раскрыть содержание темы.
А начнем мы наш урок с эпиграфа: "Мои помыслы – краски. Мои краски напевы..."
Как вы, ребята, понимаете эти слова?
Дети….
Учитель ИЗО. Как вы думаете, что может побудить, вдохновить человека творческой
профессии (композитора, художника, поэта) на создание произведения искусства
(картины, музыкального произведения, поэтических строк)?
Дети. Любимый уголок природы.
Учитель ИЗО. Предлагаю закрыть глаза и перенестись в своём воображении в красивый
уголок природы. А помогут вам в этом звуки природы.
Звучит шум моря в записи.
Учитель ИЗО. Расскажете, какие звуки вы услышали, и какая картина вам представилась в
вашем воображении?
Дети. Мы услышали звуки шума моря, крики чаек. Мы оказались на берегу моря.
Учитель ИЗО. Хорошо. Давайте вспомним, какое бывает море, и какое оно навевает
настроение.
Дети….
Учитель ИЗО.Я предлагаю послушать отрывок текста и назвать имя композитора,
который не понаслышке знал о море.
Учитель читает текст: «…В его семье была традиция все мужчины должны были
служить на флоте. И молодой юноша поступает в морское училище. Учась в училище, он
продолжает заниматься музыкой, благодаря заботам старшего брата. Когда ему
исполнилось 18 лет, он отправляется в кругосветное путешествие на корабле.
Художественность его натуры сказывалась в том, что ещё мальчиком он любил
природу, любил рассматривать звездное небо. В своё свободное время он занимается
музыкой, играет на фортепиано, сочиняет. Его музыка необыкновенно ярко описывает
природу».
Дети. Николай Андреевич РимскийКорсаков.
3 Учитель ИЗО. Верно.
2 этап. Основной
Учитель показывает 1 слайд презентации, где изображен портрет композитора.
Учитель ИЗО. Н. А. РимскийКорсаков был профессором петербуржской консерватории.,
и по сей день она носит его имя.
На уроке мы познакомимся с произведением Н. А. РимскогоКорсакова "Океан
море синее", композитор написал его для симфонического оркестра. Внимательно
послушайте музыку, и ответьте на вопросы: какой характер у музыки и какое море вы себе
представляете?
Дети. Характер музыки менялся: от спокойного до волнующегося. И море тоже было
разное: вначале море спокойное, затем поднялись волны, разыгралась буря, и в конце опять
море успокоилось.
Учитель ИЗО. Можно ли увидеть музыку? И какими выразительными средствами
пользуется композитор, чтобы создать такой яркий и живой образ моря? Вы на уроке
музыки знакомились с выразительными средствами. Чтобы ответить на этот вопрос,
обратимся за помощью к учителю изобразительного искусства.
Учитель ИЗО. Рассмотрим 2 слайд ( на экране работы художника Айвазовского с
изображением видов моря).
4 Что изображено на картинах?
Дети: Море…
Учитель ИЗО. Ребята, вы видите репродукции картин известного русского художника
Ивана Константиновича Айвазовского, выпускника Петербургской Академии художеств.
За свою жизнь И.К.Айвазовский написал более 6 тысяч картин с изображением
Иван Константинович является автором грандиозных полотен, в которых
моря.
романтически воспевает силу и величие морской стихии, художник изображал движение
живых стихий – молнию, порыв ветра, всплеск волны. Также посвящал свои полотна
героическим делам русского флота.
Задание: Посмотрите, одинаковое ли море на этих картинах?
Дети: На одной картине море спокойное, а на второй море живое, бушующее.
Учитель ИЗО. Подберите картину, которая более соответствует тому настроению,
которое прозвучало в музыке.
Дети. Вначале музыка звучит не громко, а затем она меняется от тихой звучности к
громкой и снова затихает.
Учитель ИЗО. А на картине художника изменения природной стихии выражены светом,
яркими или приглушенными красками. В рисунке используется техника мазки. А в
картине эмоциональный тон передает цветовая гамма.
Что роднит музыку и изобразительное искусство? Какой вы можете сделать вывод из всего
сказанного?
Дети: У художников и композиторов средства выразительности перекликаются. С
помощью этих средств они передают слушателю или зрителю настроение, эмоции.
5 3. Физкультминутка.
Поиграем в «Дирижёров». Звучит произведение РимскогоКорсакова «Океан море
синее», а дети дирижируют музыкой. Задача детей передать с помощью жестов
эмоциональное состояние меняющегося моря.
4 этап. Закрепление
Учитель ИЗО. Ребята, к какому жанру изобразительного искусства относятся эти
изображения?
Дети. Пейзаж
Учитель ИЗО. В нашем случае, какой это вид пейзажа?
Дети. Морской.
Учитель ИЗО. Море всегда имело огромную, притягательную силу для художников. В
разное время многие живописцы обращались к изображению морских пейзажей.
Художника, который пишет море, называют маринистом.
Учитель ИЗО. Симфоническая картина, с которой мы сегодня познакомились, является
вступлением к оперебылине «Садко» РимскогоКорсакова.
Мы с вами увидели образ моря глазами художника и услышали настроение морской
стихии с помощью звуков музыки.
Можно ли увидеть музыку?
Дети. Да
Учитель ИЗО. Можем ли мы услышать картину?
Дети. Да
Учитель ИЗО. Вернемся к теме урока и вставим пропущенные слова. Каким
прилагательным можно охарактеризовать слово «живопись» в теме урока и, каким
прилагательным можно охарактеризовать «музыку»?
Дети. «Живописная» музыка и «музыкальная» живопись.
Учитель ИЗО. Ребята, к теме урока я прочитаю стихотворение про море. Давайте
послушаем.
Морская даль во мгле туманной;
Там парус тонет, как в дыму,
6 А волны в злобе постоянной
Бегут к прибрежью моему.
Плеснула в каменную стену,
Вот звонко грянет на плиту —
А уж подкинутую пену
Разбрызнул ветер на лету.
А. Фет
Учитель ИЗО. Сегодня на уроке мы соприкоснулись с разными видами искусства (музыка,
ИЗО, литература) и увидели, как можно передать неповторимость каждого мгновения
природы с помощью музыки, красок и слов.
5 этап. Практическая часть
Учитель ИЗО. Ребята, сейчас на уроке мы будем художникамипейзажистами, и каждый
из вас нарисует своё море, море с «настроением».
Всё, что делает художник, обращено к душе человека, всё говорит о человеческих
чувствах. Не только люди, но и сама природа имеет свой характер и своё настроение,
которое художник стремится увидеть, понять, выразить. У природы, как и у любого
человека, настроение может быть разным. Пейзаж может быть тревожным, грустным,
спокойным, радостным.
Для создания моря смеющегося, радостного, используйте чистые цвета – синий, зелёный,
жёлтый. Чтобы придать морю спокойное настроение, во все цвета добавляйте белую
краску. Чтобы изобразить шторм, добавьте в краски чёрный цвет.
Важное значение имеет направление и характер мазков, которыми вы кладёте краску. Они
могут быть энергичными или текучими, мягкими; мелкими или широкими, размашистыми.
Мазки создают фактуру, которая тоже выражает ваше настроение, вашу волю, которые вы
вкладываете в изображение.
Чтобы поразному показать многогранность моря будем работать на уроке в разных
художественных техниках, разными художественными материалами (живопись, графика,
монотипия, акварель гуашь, карандаши, мелки…)
7 А сейчас вы превратитесь в художников, и под звучащую музыку рисуем на листе бумаги
свои впечатления.
Звучит симфоническая поэма "Море" литовского композитора Микалоюса Чюрлёниса.
По мере выполнения работы, на доску вывешиваются рисунки учащихся. Учитель может
давать советы по выполнению работы.
Ребята, посмотрите, «наше море» создаёт настроение нашего класса!
Море у вас получилось разное, как и мы с вами все разные, но посвоему хороши.
6. Рефлексия
На доску вывешиваются рисунки детей.
Учитель ИЗО. Ребята, выберите рисунки с одинаковым настроением. Найдите в ваших
работах картину, созвучную с музыкальным фрагментом.
Учитель ИЗО. В завершении урока, мы исполним песню о море. Это жанр, в котором
соединяются музыка со словом.
Песня "Ты слышишь море", муз. А. Зацепин, сл. М. Пляцковского
7. Домашнее задание
Д/З: Учитель ИЗО. Посмотреть репродукции картин И.К.Айвазовского, узнать о фактах
его биографии и творческой деятельности.
Выставление оценок за работу на уроке.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 8 г. Будённовска Будённовского района»
Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка»
8 Тип урока: интегрированный урок (музыка и изобразительное
искусство)
Выполнила учитель
Высшей квалификационной
категории
Лизина Елена Витальевна
Март 2017г.
Морская даль во мгле туманной;
Там парус тонет, как в дыму,
А волны в злобе постоянной
Бегут к прибрежью моему.
9 Плеснула в каменную стену,
Вот звонко грянет на плиту —
А уж подкинутую пену
Разбрызнул ветер на лету.
А. Фет
10
Урок по изобразительному искусству "Музыкальная живопись и живописная музыка" (5 класс)
Урок по изобразительному искусству "Музыкальная живопись и живописная музыка" (5 класс)
Урок по изобразительному искусству "Музыкальная живопись и живописная музыка" (5 класс)
Урок по изобразительному искусству "Музыкальная живопись и живописная музыка" (5 класс)
Урок по изобразительному искусству "Музыкальная живопись и живописная музыка" (5 класс)
Урок по изобразительному искусству "Музыкальная живопись и живописная музыка" (5 класс)
Урок по изобразительному искусству "Музыкальная живопись и живописная музыка" (5 класс)
Урок по изобразительному искусству "Музыкальная живопись и живописная музыка" (5 класс)
Урок по изобразительному искусству "Музыкальная живопись и живописная музыка" (5 класс)
Урок по изобразительному искусству "Музыкальная живопись и живописная музыка" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.