Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"
Оценка 4.7

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
искусство
5 кл
10.01.2019
Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"
Урок по изобразительному искусству на тему "Искусстов Гжели" проводит учитель в 5-м классе во второй четверти. На уроке учитель знакомит с технической стороной искусства гжели, перед данным уроком, желательно провести подготовительные этапы рисования кисточкой элементов росписи в технике гжель. Технические схемы рисования учитель использует из интернета, видеоматериалов, видеороликов.
урок.docx
Урок по изобразительному искусству в 5 классе Тема: Искусство Гжели (сказочная гжель) Цель: Знать основы культурного наследия народов всего человечества,  историю развития гжельского промысла. Освоить традиционную мазковую  технику гжельской росписи ­ роза («агашка»). Владеть навыками в материале  акварель, гуашь. Формировать ответственное отношение к самообразованию  на основе мотивации к обучению и познанию. Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами – аккуратно пользоваться водой для  смачивания кисточки, понимать, что от состояния кисточки зависит  эстетическое качество работы. Уметь анализировать изображаемые предметы, давать оценку своей работе. Воспитывать интерес к народному творчеству. Методы обучения: репродуктивный, наглядный,  практический. Форма обучения: урок­путешествие. Тип урока: комбинированный Новые термины: гончар, майолика, гжель, фарфор, промысел. Оборудование: ИКТ –оборудование: ноутбук. Музыкальный аудио и видео  ряд; образцы декоративно­прикладного искусства, предметы прикладного  искусства «Гжель»(тарелки, солонки, чашки, чайники, платки) Художественные материалы: гуашь, акварель, кисти: синтетика плоская №  6, круглая № 3, баночки для воды, салфетка, альбомы для рисования. Экспозиция доски: Новые термины – ГОНЧАР, МАЙОЛИКА, ФАРФОР,  ПРОМЫСЕЛ, ГЖЕЛЬ.      1­3.Таблица « Последовательность выполнения гжельского цветка». 4. Таблица «Основные элементы гжельского письма». 5. Таблица «Опорный конспект учебного материала»  1 6. Лист бумаги А­3. I.Организационный этап.  Структура урока Приветствие. Отметить отсутствующих в классе. Контроль готовности  учащихся к уроку. II.Актуализация знаний. ­работа по карточкам (2 ученика) III. Сообщение новой темы.  Новый материал. 3.1. Рассказ учителя. ­Сегодня у нас урок­путешествие. В некотором царстве, в российском  государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель.  Этот край богат залежами гончарных глин. Там жили умелые и талантливые  мастера, которые из белой глины  решили лепить красивую белую посуду и  расписывать её синими узорами. В нашей творческой мастерской  мастера обучат вас мастерству народного  промысла и передадут вам свои умения, а вы продолжите эту традицию и  передадите их другим людям.  ­И первое наше волшебство ­ тема урока на доске (написана свечкой, при раскрашивании голубой краской появляются буквы»). Тема нашего урока – «Сказочная Гжель». ­ А, что мы знаем о гжели?  (Дети дают ответ) ­Что бы вы хотели узнать о Гжели?  Чему мы должны сегодня научиться? ­Познакомиться с искусством Гжели. Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. 2 Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! ­ У некоторых ребят было задание подготовить сообщение об этой росписи. Вызываю по очереди 2 ученика, с заранее заготовленным сообщением. 3.2.Сообщение учащихся о ГЖЕЛИ 1.  ­ Об истории промысла и технологии изготовления гжельской керамики.      В 20­ти километров от Москвы находится известный центр гжельской  керамики, который собрал вокруг себя три десятка близлежащих сёл.  Промысел известен с 18 века. Сначала мастера создавали изделия из красной  глины с многоцветной росписью по белому фону и лепными украшениями.  Это майолика. Её делают и сейчас. Потом стали делать фаянсовую посуду, а  затем из белых высококачественных глин тонкий звенящий фарфор с синей  росписью.  На весь мир известны работы народной художницы  Н.Бессарабовой. Расписывают изделия вручную кистью серым кобальтом  сразу по сырым лепным изделиям.  Затем изделия покрывают глазурью и  помещают в печь на обжиг. Вслушайтесь в слово «гжель» ­ и вы услышите в  его звучании что­то общее со словами «жечь», «обжигать». После обжига  совершается чудо – серая роспись превращается в синюю, а прозрачная  полива приобретает блеск. 2. ­ О видах гжельских изделий.  Самые известные сосуды  Гжели – это квасник и кумган с носиком и изящной  ручкой. Тулово квасника в отличии от кумгана имеет отверстие. Гжельские  изделия разнообразны по форме и назначению  – это чайные и столовые  3 сервизы, чайники, маслёнки, тарелки, люстры, настольные лампы, вазы, часы,  а также забавные скульптурки людей, животных, сцены из жизни.                                                          3.3.Сообщения учащихся сопровождаются показом видеослайдов. Итак, после прослушанного и увиденного материала, давайте усвоим новые  слова: На доске учитель вывешивает слова: ГОНЧАР ­ название профессии по производству глиняной посуды МАЙОЛИКА ­ изделие из красной глины с многоцветной росписью по  белому. ФАРФОР ­ керамические изделия    ПРОМЫСЕЛ  ­ занятие, ремесло, производство как источник для   добывания средств существования. это мелкое ремесленное производство,  средство заработка и благополучия). ГЖЕЛЬ —  один из традиционных российских центров производства  керамики; вид росписи. Каждое мастерство имеет свои слова­термины, предметы, которыми работают и конечно секреты мастерства. ­ Везде ли на рисунках цвет синий одинаковый? А как можно получить такие  оттенки?  4 3.4.Знакомство с особенностью гжельской росписи. Учитель. А теперь мы будем учиться волшебству у Гжельской Мастерицы  в  моём лице. ( Учитель на доске показывает приёмы гжельской росписи). Для работы вам понадобится синяя гуашь. Основой всей росписи является  особый гжельский мазок. Секрет этого мазка в том, что краска набирается на  одну сторону кисти, причём распределяется на кисти неравномерно:  к краю  её больше, а к середине краска совсем истаивает. Кисть плотно кладётся на  поверхность бумаги и быстро проворачивается вокруг черенка. Получается  округлый «мазок с тенями» ­ с постепенным переходом от тёмного к  светлому. Есть и сплошной мазок – «капелька». Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик, чуть протягивают, легко нажимая, и быстро отрывают кисть от бумаги.                                     3.5. Учащиеся выполняют несколько упражнений в росписи. Учитель. Гжельская роза – один из главных мотивов гжельской росписи.  Обычно начинают писать цветок с середины, постепенно наращивая лепестки  с левой и правой стороны от первого, а также немного ниже. Бумагу можно  вращать, чтобы удобно было расписывать. (Учащиеся выполняют гжельскую розу). 5 Учитель. После того как написан цветок, приступают к изображению стебля с листочками. Но в Гжели существуют и другие приёмы и элементы росписи – точки и  прямые, бордюры, «ёлочка», «усики», узоры на основе «капельки». Этому вас  обучат наши мастеровые, а вы в свою очередь другого человека. На прошлом уроке половина ребят класса получила поисковое  задание на  дом, связанное с развитием Гжели, чтобы сделать сообщение на уроке. 3.6.Практическая часть­фронтальная работа учащихся  Инструктаж: 1.Во время работы не делать резких движений. 2.Соблюдать на рабочем месте порядок и дисциплину. 3.Осторожно пользоваться красками на уроке. 6 IV  Физкультминутка Наши глаза устают больше всех на уроке. Им надо быть такими  внимательными. Давайте дадим им отдохнуть. Закройте глаза и зажмурьте их  очень сильно. Откройте глаза. Еще раз крепко зажмурьте глаза. Откройте. А  теперь просто закройте и представьте, что у вас кисточка находится на  середине носа. Нарисуйте такой кисточкой завиток из гжельской росписи. V.  Выставка работ. Просто волшебные работы у нас получились. VI. Выставление оценок VII. Рефлексия. 7 С каким народным промыслом вы сегодня познакомились? Гжель ­­ Из какой глины делают Гжельскую посуду? из белой ­­ Как она называется? фаянсовая ­ До сине – голубой росписи, какая роспись украшала белый фон? многоцветная ­ Как она называется? Майолика Что нового сегодня на уроке вы узнали? Чему вы научились? об истории, рисовать гжельскую розу ­  Ребята у вас лежат на партах лепестки розовые и голубые. Кто доволен, своей работой на уроке, кому понравилось и все понятно,  возьмите лепесток теплого цвета. Кому что­то непонятно, кто недоволен, возьмите лепесток холодного цвета. Давайте составим цветок и увидим результат нашего сегодняшнего урока. ­Урок закончен всем спасибо. VIII. Уборка рабочих мест Приложения Карточки с индивидуальными заданиями. Тест№1 Тест№2 1. Как называются знаки, обозначающие  воду, солнце, землю и т. д.: а) водные знаки;  б) солярные знаки. 2. Как называются постройки из дерева: а,) зодчество;  б,) архитектура. 3. Орудие для ручного прядения а) прялка; б) иголка 1. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по  рукавам, по подолу: а) роспись; б) вышивка 2. Как называется главный угол в избе: а) красный,. б,) синий. 3. Где находились лавки в избе: а) вокруг стола,  б) вдоль стен. Техника рисования росписи ГЖЕЛЬ 1. Смачиваем кисть в воде. 2. Слегка касаемся бумажной салфетки 3. Пробуем на небольшом кусочке бумаги (бумажной палитре), если  результат нам нравится (мазок сочный, яркий, чёткий), то переходим к  альбомному листу. Плавным движением касаемся листа и по ходу  8 движения опускаем ворс кисти на поверхность, для завершения мазка  также плавно понимаем кисть вверх. 4. Одного «набирания» краски на кисть может хватить на несколько  коротких мазков, а для большого/длинного мазка может понадобиться  «обновить» краску несколько раз. Добавив воды и краски продолжайте  движение с небольшим заходом на предыдущую часть мазка. 5. Если мазок получился «суховат», с пробелами, то, намочив кисть и  добрав краски, сразу же (не дожидаясь высыхания) кладём повторный  мазок сверху. Аналогично, если получилось слишком «жидко» —  подсушиваем кисть о салфетку и корректируем работу. 6. Касаемся кончиком кисти лужицы воды на палитре, ворс напитается  влагой и снова проводим вдоль краски. Таким образом получается  быстрее и эффективнее, чем каждый раз макать в баночку и отжимать. 7. Промываем кисть только если ворс полностью испачкается краской, в  процессе росписи просто добавляем воду и краску на кисть и  продолжаем. 8. Для изогнутых мазков, дуг, капелек — проворачивайте кисть между  большим и указательным пальцами по ходу движения кисти. Это всем  знакомое движение «крутить что­то между пальцами». 9. Для получения «острого» кончика мазка, поверните кисть боком (на  «торец», если рассматривать плоскость расположения ворса) и  закончите линию. 9

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"

Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2019