Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
искусство
5 кл
10.01.2019
Урок по изобразительному искусству на тему "Искусстов Гжели" проводит учитель в 5-м классе во второй четверти. На уроке учитель знакомит с технической стороной искусства гжели, перед данным уроком, желательно провести подготовительные этапы рисования кисточкой элементов росписи в технике гжель. Технические схемы рисования учитель использует из интернета, видеоматериалов, видеороликов.
урок.docx
Урок по изобразительному искусству в 5 классе
Тема: Искусство Гжели (сказочная гжель)
Цель: Знать основы культурного наследия народов всего человечества,
историю развития гжельского промысла. Освоить традиционную мазковую
технику гжельской росписи роза («агашка»). Владеть навыками в материале
акварель, гуашь. Формировать ответственное отношение к самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию. Уметь соотносить свои действия
с планируемыми результатами – аккуратно пользоваться водой для
смачивания кисточки, понимать, что от состояния кисточки зависит
эстетическое качество работы. Уметь анализировать изображаемые предметы,
давать оценку своей работе. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Методы обучения:
репродуктивный, наглядный, практический.
Форма обучения: урокпутешествие.
Тип урока: комбинированный
Новые термины: гончар, майолика, гжель, фарфор, промысел.
Оборудование: ИКТ –оборудование: ноутбук. Музыкальный аудио и видео
ряд; образцы декоративноприкладного искусства, предметы прикладного
искусства «Гжель»(тарелки, солонки, чашки, чайники, платки)
Художественные материалы: гуашь, акварель, кисти: синтетика плоская №
6, круглая № 3, баночки для воды, салфетка, альбомы для рисования.
Экспозиция доски: Новые термины – ГОНЧАР, МАЙОЛИКА, ФАРФОР,
ПРОМЫСЕЛ, ГЖЕЛЬ.
13.Таблица « Последовательность выполнения гжельского цветка».
4. Таблица «Основные элементы гжельского письма».
5. Таблица «Опорный конспект учебного материала»
1 6. Лист бумаги А3.
I.Организационный этап.
Структура урока
Приветствие. Отметить отсутствующих в классе. Контроль готовности
учащихся к уроку.
II.Актуализация знаний.
работа по карточкам (2 ученика)
III. Сообщение новой темы. Новый материал.
3.1. Рассказ учителя.
Сегодня у нас урокпутешествие. В некотором царстве, в российском
государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель.
Этот край богат залежами гончарных глин. Там жили умелые и талантливые
мастера, которые из белой глины решили лепить красивую белую посуду и
расписывать её синими узорами.
В нашей творческой мастерской мастера обучат вас мастерству народного
промысла и передадут вам свои умения, а вы продолжите эту традицию и
передадите их другим людям.
И первое наше волшебство тема урока на доске (написана свечкой, при
раскрашивании голубой краской появляются буквы»). Тема нашего урока –
«Сказочная Гжель».
А, что мы знаем о гжели? (Дети дают ответ)
Что бы вы хотели узнать о Гжели?
Чему мы должны сегодня научиться?
Познакомиться с искусством Гжели.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
2 Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
У некоторых ребят было задание подготовить сообщение об этой росписи.
Вызываю по очереди 2 ученика, с заранее заготовленным сообщением.
3.2.Сообщение учащихся о ГЖЕЛИ
1. Об истории промысла и технологии изготовления гжельской керамики.
В 20ти километров от Москвы находится известный центр гжельской
керамики, который собрал вокруг себя три десятка близлежащих сёл.
Промысел известен с 18 века. Сначала мастера создавали изделия из красной
глины с многоцветной росписью по белому фону и лепными украшениями.
Это майолика. Её делают и сейчас. Потом стали делать фаянсовую посуду, а
затем из белых высококачественных глин тонкий звенящий фарфор с синей
росписью. На весь мир известны работы народной художницы
Н.Бессарабовой. Расписывают изделия вручную кистью серым кобальтом
сразу по сырым лепным изделиям. Затем изделия покрывают глазурью и
помещают в печь на обжиг. Вслушайтесь в слово «гжель» и вы услышите в
его звучании чтото общее со словами «жечь», «обжигать». После обжига
совершается чудо – серая роспись превращается в синюю, а прозрачная
полива приобретает блеск.
2. О видах гжельских изделий.
Самые известные сосуды Гжели – это квасник и кумган с носиком и изящной
ручкой. Тулово квасника в отличии от кумгана имеет отверстие. Гжельские
изделия разнообразны по форме и назначению – это чайные и столовые
3 сервизы, чайники, маслёнки, тарелки, люстры, настольные лампы, вазы, часы,
а также забавные скульптурки людей, животных, сцены из жизни.
3.3.Сообщения учащихся сопровождаются показом видеослайдов.
Итак, после прослушанного и увиденного материала, давайте усвоим новые
слова:
На доске учитель вывешивает слова:
ГОНЧАР название профессии по производству глиняной посуды
МАЙОЛИКА изделие из красной глины с многоцветной росписью по
белому.
ФАРФОР керамические изделия
ПРОМЫСЕЛ занятие, ремесло, производство как источник для
добывания средств существования. это мелкое ремесленное производство,
средство заработка и благополучия).
ГЖЕЛЬ — один из традиционных российских центров производства
керамики; вид росписи.
Каждое мастерство имеет свои словатермины, предметы, которыми работают
и конечно секреты мастерства.
Везде ли на рисунках цвет синий одинаковый? А как можно получить такие
оттенки?
4 3.4.Знакомство с особенностью гжельской росписи.
Учитель. А теперь мы будем учиться волшебству у Гжельской Мастерицы в
моём лице. ( Учитель на доске показывает приёмы гжельской росписи).
Для работы вам понадобится синяя гуашь. Основой всей росписи является
особый гжельский мазок. Секрет этого мазка в том, что краска набирается на
одну сторону кисти, причём распределяется на кисти неравномерно: к краю
её больше, а к середине краска совсем истаивает. Кисть плотно кладётся на
поверхность бумаги и быстро проворачивается вокруг черенка. Получается
округлый «мазок с тенями» с постепенным переходом от тёмного к
светлому. Есть и сплошной мазок – «капелька». Краску набирают равномерно,
ставят кисть на кончик, чуть протягивают, легко нажимая, и быстро отрывают
кисть от бумаги.
3.5. Учащиеся выполняют несколько упражнений в росписи.
Учитель. Гжельская роза – один из главных мотивов гжельской росписи.
Обычно начинают писать цветок с середины, постепенно наращивая лепестки
с левой и правой стороны от первого, а также немного ниже. Бумагу можно
вращать, чтобы удобно было расписывать.
(Учащиеся выполняют гжельскую розу).
5 Учитель. После того как написан цветок, приступают к изображению стебля с
листочками.
Но в Гжели существуют и другие приёмы и элементы росписи – точки и
прямые, бордюры, «ёлочка», «усики», узоры на основе «капельки». Этому вас
обучат наши мастеровые, а вы в свою очередь другого человека.
На прошлом уроке половина ребят класса получила поисковое задание на
дом, связанное с развитием Гжели, чтобы сделать сообщение на уроке.
3.6.Практическая частьфронтальная работа учащихся
Инструктаж:
1.Во время работы не делать резких движений.
2.Соблюдать на рабочем месте порядок и дисциплину.
3.Осторожно пользоваться красками на уроке.
6 IV Физкультминутка
Наши глаза устают больше всех на уроке. Им надо быть такими
внимательными. Давайте дадим им отдохнуть. Закройте глаза и зажмурьте их
очень сильно. Откройте глаза. Еще раз крепко зажмурьте глаза. Откройте. А
теперь просто закройте и представьте, что у вас кисточка находится на
середине носа. Нарисуйте такой кисточкой завиток из гжельской росписи.
V. Выставка работ.
Просто волшебные работы у нас получились.
VI. Выставление оценок
VII. Рефлексия.
7 С каким народным промыслом вы сегодня познакомились? Гжель
Из какой глины делают Гжельскую посуду? из белой
Как она называется? фаянсовая
До сине – голубой росписи, какая роспись украшала белый фон?
многоцветная
Как она называется? Майолика
Что нового сегодня на уроке вы узнали? Чему вы научились?
об истории, рисовать гжельскую розу
Ребята у вас лежат на партах лепестки розовые и голубые.
Кто доволен, своей работой на уроке, кому понравилось и все понятно,
возьмите лепесток теплого цвета.
Кому чтото непонятно, кто недоволен, возьмите лепесток холодного цвета.
Давайте составим цветок и увидим результат нашего сегодняшнего урока.
Урок закончен всем спасибо.
VIII. Уборка рабочих мест
Приложения
Карточки с индивидуальными заданиями.
Тест№1
Тест№2
1. Как называются знаки, обозначающие
воду, солнце, землю и т. д.:
а) водные знаки; б) солярные знаки.
2. Как называются постройки из дерева:
а,) зодчество; б,) архитектура.
3. Орудие для ручного прядения
а) прялка; б) иголка
1. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по
рукавам, по подолу:
а) роспись; б) вышивка
2. Как называется главный угол в избе:
а) красный,. б,) синий.
3. Где находились лавки в избе:
а) вокруг стола, б) вдоль стен.
Техника рисования росписи ГЖЕЛЬ
1. Смачиваем кисть в воде.
2. Слегка касаемся бумажной салфетки
3. Пробуем на небольшом кусочке бумаги (бумажной палитре), если
результат нам нравится (мазок сочный, яркий, чёткий), то переходим к
альбомному листу. Плавным движением касаемся листа и по ходу
8 движения опускаем ворс кисти на поверхность, для завершения мазка
также плавно понимаем кисть вверх.
4. Одного «набирания» краски на кисть может хватить на несколько
коротких мазков, а для большого/длинного мазка может понадобиться
«обновить» краску несколько раз. Добавив воды и краски продолжайте
движение с небольшим заходом на предыдущую часть мазка.
5. Если мазок получился «суховат», с пробелами, то, намочив кисть и
добрав краски, сразу же (не дожидаясь высыхания) кладём повторный
мазок сверху. Аналогично, если получилось слишком «жидко» —
подсушиваем кисть о салфетку и корректируем работу.
6. Касаемся кончиком кисти лужицы воды на палитре, ворс напитается
влагой и снова проводим вдоль краски. Таким образом получается
быстрее и эффективнее, чем каждый раз макать в баночку и отжимать.
7. Промываем кисть только если ворс полностью испачкается краской, в
процессе росписи просто добавляем воду и краску на кисть и
продолжаем.
8. Для изогнутых мазков, дуг, капелек — проворачивайте кисть между
большим и указательным пальцами по ходу движения кисти. Это всем
знакомое движение «крутить чтото между пальцами».
9. Для получения «острого» кончика мазка, поверните кисть боком (на
«торец», если рассматривать плоскость расположения ворса) и
закончите линию.
9
Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"
Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"
Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"
Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"
Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"
Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"
Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"
Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"
Урок по изобразительному искусству в 5 классе "Искусство Гжели (сказочная гжель)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.