Урок по изобразительному искусству в 6 классе « Линия и её выразительные возможности».
Оценка 4.7

Урок по изобразительному искусству в 6 классе « Линия и её выразительные возможности».

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
изобразительное искусство
6 кл
24.02.2017
Урок по изобразительному искусству в 6 классе « Линия и её выразительные возможности».
Дидактическая цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии. Задачи урока: Личностные: - активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся; - создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей; - продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности; Метапредметные: -развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности; -совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности; -формировать коммуникативные компетенции. Предметные: -сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике; -развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности. Характеристика видов деятельности учащихся В ходе урока обучающиеся получат возможность: • рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников; • выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке; • приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника; • овладевать навыками ритмического линейного изображения движения(динамики) и статики(спокойствия) Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Линия и её выразительные возможности», стихотворение Всеволода Рождественского «Рисунок Пикассо», альбом, простой карандаш, фломастеры. Тип урока: урок открытия новых знаний
ЛИНИЯ.rtf
Урок   по   изобразительному   искусству   в   6   классе   «   Линия   и   её   выразительные возможности». Дидактическая цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии. Задачи урока: Личностные: ­ активизировать познавательную деятельность и развивать творческий      потенциал обучающихся; ­ создавать условия для раскрытия интеллектуальных  и духовных возможностей детей; ­   продолжать   формировать   способность   к   художественно­образному   познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно­ творческой деятельности; Метапредметные: ­развивать навыки самостоятельной художественно­творческой деятельности; ­совершенствовать     умения   обучающихся   анализировать,   сравнивать,       обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно­творческой деятельности; ­формировать  коммуникативные компетенции. Предметные: ­сформировать  понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;                      ­развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать   их   специфику,   способность   высказывать   суждения   о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных   эмоциональных   состояниях,   умение   использовать   различные   материалы   и средства   художественной   выразительности   для   передачи   замысла   в   собственной художественной деятельности. Характеристика видов деятельности учащихся В ходе урока обучающиеся получат возможность: • • • • рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников; выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в  рисунке; приобретать   представления   о   выразительных   возможностях   линии,   о   линии   как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника; овладевать навыками ритмического линейного изображения движения(динамики) и статики(спокойствия) Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация   «Линия   и   её   выразительные   возможности»,   стихотворение   Всеволода Рождественского «Рисунок Пикассо», альбом, простой карандаш, фломастеры. Тип урока: урок открытия новых знаний Ход урока. 1. Организационный этап. Проверка готовности учащихся к уроку. (Метапредметные   результаты:   способность   сознательно   организовывать   и   регулировать свою деятельность) 2. Постановка учебной задачи ­Художник Анри Матисс говорил:  «Путь к конечной цели идёт не через  нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф записан на доске). Сообщение темы и цели урока. ­ Сегодня мы будем говорить о линии. Тема   урока так и называется ­ «Линия и её выразительные возможности». Слайд 2 ­   Для   какого   вида   изобразительного   искусства   линия   является   основным выразительным средством? (Для графики) ­   Что   такое   графика?  (Вид   изобразительного   искусства,   где   отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно) ­ Какие виды рисунка вы знаете? (Набросок, зарисовка, эскиз) ­ С чего начинается рисунок? (С линии) 3.«Открытие» обучающимися нового знания Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке. ­ Какие линии вы знаете? Какими  могут быть линии по начертанию? Слайд 3 (длинные,   короткие,   прямые,   кривые,   волнистые,   отрывистые,   тонкие,   толстые   и т.д.). Известный художник – график В.А.Фаворский говорил:  «Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе как остановившуюся и как движущуюся…». ­Как вы понимаете слова художника? (Художник относится к линии как к живой – она может двигаться, а может и остановиться). (Формируемые   умения:  умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления). Слайд 4 ­   Горизонтальные   линии   создают   ощущение   покоя   или   отдыха.   Объекты,   которые расположены   параллельно   земле,   покоятся   относительно   линии   силы   притяжения. Следовательно, композиции, где доминируют горизонтальные линии, несут в себе заряд спокойствия. Слайд 5 ­   Вертикальные   линии   создают   ощущение   высоты,   полета   и   воздушности.   Вытянутые перпендикулярные   линии   подразумевают   подавляющее   богатство,   пышность, непостижимое простым человеческим сознанием. -  А  какими   ещё  чертами   мы   можем   наделить   линию,   свойственными   и  для человека? ­ У линии может быть характер? Слайд 6 ­ А какой   характер может быть у линии? Давайте наделим линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумаем лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер  (линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной,   мягкой,  жёсткой,  нежной,  грубой  и  т.д.)  Линия  может  звучать  как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая. ­ Что мы обозначаем линией? Линией   мы   обозначаем   контур   предмета,   его   край.   Линия   –   это   знак,   она   условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии. ­ Зачем художнику столько разных линий? Для чего он их использует? (линия – это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее). Слайд 7 Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника. Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работе А.Матисса и П.Пикассо, выполненных одной линией на белом фоне. 3.Первичное закрепление Слайд 8. «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс. ­   Какие   впечатления   у   вас   от   этого   женского   образа?  (предполагаемые   ответы учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина). Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё». Слайд 9. «Голубь мира» П.Пикассо. ­   Что   видите   вы   в   рисунке   Пикассо?   Может   быть,   что­то   необычное?  (очень лаконично передан женский образ, плавно переходящий в  изображение голубя). Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника. Поэт Всеволод Рождественский к рисунку «Голубь мира» написал стихотворение, которое так и называется «Рисунок Пикассо» (прочитать отрывок) «Певучим медленным овалом Пленительно обведена, Встаёт виденьем небывалым Белее лилии – она. Голубки нежной трепетаньем Её лицо окаймлено, И вся она – любви сиянье, Зарёй вошедшее в окно…» Слайд 10. «Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов. Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины Т.Карсавиной» ­ линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой».   Вот   линия   напряглась,   как   струна,   или   мягко   расплылась,   раскрывая пластичность прекрасного тела балерины. Слайд 11. «Танец» П.Пикассо. ­ А что вы можете сказать про рисунок П.Пикассо «Танец»? Множество линий передают экспрессию танца в рисунке П.Пикассо «Танец». Динамическая пауза Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими линиями можно   нарисовать   добро,   зло.   Представить   себя   тонкой   берёзкой;   могучим   дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой. 4.Творческая практическая деятельность. Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему. Слайды 4 – 7.  Учебные рисунки с передачей разных состояний и черт характера через образ дерева. Во время практической работы учитель делает целевые обходы: ­ контроль организации рабочего места; ­ контроль правильности выполнения рисунка; ­ оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 3. Рефлексия деятельности 1.Выставка работ учащихся. 2. Заключительное слово учителя. Главное   выразительное   средство   рисунка   –   линия.   Сплетаясь   в   разнообразные   формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Вернёмся   к   эпиграфу:  «В   рисунке   художник   должен   из   всех   возможных   линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью». Сегодня   на   уроке   вы   на   практике   убедились,   что   изображая   что   –   либо,   можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем передать (достичь) выразительность образа. Домашнее задание: подготовить графические материалы, повторить виды рисунка.

Урок по изобразительному искусству в 6 классе « Линия и её выразительные возможности».

Урок по изобразительному искусству в 6 классе « Линия и её выразительные возможности».

Урок по изобразительному искусству в 6 классе « Линия и её выразительные возможности».

Урок по изобразительному искусству в 6 классе « Линия и её выразительные возможности».

Урок по изобразительному искусству в 6 классе « Линия и её выразительные возможности».

Урок по изобразительному искусству в 6 классе « Линия и её выразительные возможности».

Урок по изобразительному искусству в 6 классе « Линия и её выразительные возможности».

Урок по изобразительному искусству в 6 классе « Линия и её выразительные возможности».