Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)
Оценка 5

Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
31.03.2017
Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)
Обобщающий урок по изучению романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин", где представлены проекты детей ("Историзм романа "Евгений Онегин", "Столичное и провинциальное дворянство", ""Картины народной жизни в романе", "Мода 19 века", "Кулинарный фон в романе") и мини-сценка "Онегин и Татьяна сегодня". Материал рассчитан на 2 урока
разработка урока.docx
Тема урока: Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Роман  «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни Цели:   Обобщить знания о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Показать историю  души человеческой, сложной и противоречивой. Доказать, что роман является  энциклопедией русской жизни 19 века.  Выяснить взаимодействие развития человека и среды. Развитие  творческого  потенциала учащихся, умение выражать свои мысли  и уважать мнение  одноклассников, развитие навыков выразительного чтения поэтического текста.  Воспитание познавательного интереса к творчеству А. С. Пушкина. Тип урока: применение ЗУН Наглядность: проектор, таблицы, схемы.                  I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ . Психологический настрой . Ход урока 1. Слово учителя.   ­Добрый день,  дорогие ребята, сегодня у нас с вами обобщающий урок по роману  А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На  уроке русской литературы мы будем говорить  о  романе великого, гениального писателя А. С. Пушкина,   об истории человеческой  судьбы,  о двойственности и противоречивости мыслей, чувств, поступков. II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. 1. Слово учителя: наш урок я предлагаю начать с эпиграфа В.Белинского: «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что  принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества.   «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени  народным произведением»  2. Постановка проблемного вопроса: сегодня на уроке мы должны с вами попробовать  доказать, что роман «Евгений Онегин» можно считать энциклопедией русской жизни.  III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. 1. Слово учителя: ­ Для того, чтобы суметь ответить на проблемный вопрос ,  мы  должны с вами вспомнить сюжетные  особенности  романа, для этого я предлагаю  Вам пройти интеллектуальную разминку в виде  БЛИЦ­ теста  1.Кому посвящен роман «Евгений Онегин»? (Петру Плетневу, другу А.С.Пушкина, а 1  глава  романа брату, Льву  Сергеевичу Пушкину) 2. Из какого произведения взят эпиграф к первой главе романа? Кто его автор? (Стихотворение «Первый снег» П. А. Вяземского) 3. Дайте определение: роман в стихах –это... Чем отличается роман в стихах от  традиционного романа? (Роман в стихах — лиро­эпический жанр, синтезирующий в себе свойства  эпического романного жанра (объективность, изображение жизни во всем  многообразии ее проявлений, интерес к отдельно взятой личности) и  лирическое субъективное начало. Роман в стихах от традиционного романа в прозе роман в стихах  отличается большим количеством лирических элементов. В нем чаще  всего сам автор становится лирическим героем, и иногда судьбы главного  персонажа и автора пересекаются в сюжете) 4. Дайте определение онегинской строфы. ( Строфа, которой был написан роман в стихах Александра Сергеевича  Пушкина   В основу строфы был положен сонет — 14­строчное стихотворение с  определённой рифменной схемой)  «Евгений Онегин», 14 строк четырёхстопного ямба. 5. Кого из драматургов Пушкин называет в своём романе «другом свободы»? (Д. И. Фонвизина) 6. Какой балериной восхищался автор, когда описывает русский театр? (А. Истоминой) 7. В каком городе родился Евгений Онегин? (В Петербурге) 8. Из какой страны вернулся Ленский незадолго до знакомства с Онегиным? (Из Германии) 9. Назовите автора сонника, который читала Татьяна? ( Шиллера) 10. В какую настольную игру играли Ленский и Ольга? (В шахматы) 11. Чей портрет украшал кабинет Онегина? (Портрет Байрона) 12. Какой танец танцевал Онегин с Ольгой Лариной на именинах Татьяны? (Котильон) ­Теперь давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и попробуем выстроить  алгоритм работы над ним. (на доску вывешивается надпись  «Роман «Евгений Онегин» ­ энциклопедия русской  жизни»  и совместно с учениками собирается опорная схема  ­Обратите внимание на определение  В.Белинского. Как вы понимаете слово  энциклопедия?  Энциклопедия – это  сборник научных сведений и справок на различные темы,  предназначенный для широкого круга читателей. Цель энциклопедии — собрать знания, привести их в систему, понятную для людей,  ныне живущих, и передать тем, кто придёт после нас. ­ Мы наметили алгоритм наших действий, давайте же теперь перейдем к доказательствам  всего того, что мы  выше назвали. На протяжении нескольких уроков группы учеников  и  отдельные ученики получили  индивидуальные задания и работали над ними . Первая тема, к которой мы обратимся, это исторические реалии в романе. 1. Выступление  «Историзм романа «Евгений Онегин «(Дзюба Юлия) 2. Слово учителя: ­ Перед тем, как перейти к обсуждению следующей темы,  предлагаю вспомнить картины жизни в романе. На примере каких героев автор нам  показывает панораму русской жизни? ( Семья Лариных, Онегин, его дядя,  Ленский) Правильно, в  романе автор рассказывает и о столичных кругах, и о провинции . Предлагаю  вашему вниманию  проект «Столичное и провинциальное дворянство», где  на примерах  системы образов главных героев будет рассказано о картинах жизни.                                           (Брицун Таня, Туркина Кристина). Слово учителя: ­О ком еще не рассказали девочки? (Правильно, о простых крестьянах, народе) ­ Следующий проект «Картины народной жизни в романе»                                (Пахомов Данил, Сульженко Алена) Слово учителя:  Чтоб еще глубже окунуться в атмосферу эпохи 19 века представляем вам моду и кулинарный фон в романе.  «Мода 19 века»  ( Денисенко Александр, Ткачук Ярослав, Донской Дмитрий  ),  «Кулинарный фон в романе» (Бирюков Никита, Гамала Вячеслав, Быковский Виктор). Учитель:­И завершающий  проект –это  «Лирические отступления»                                                                    (Московченко Алена) IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.  1. Метод “Ромашка Блума” Составить вопросы: 1.К какому литературному направлению можно отнести роман “Евгений Онегин”? («Евгению Онегину» присущи черты реалистического романа) простой вопрос 2. Вы действительно думаете, что роман “Евгений Онегин”  является энциклопедией русской жизни 1 пол.19 в.? уточняющий вопрос (  «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».   В   этом   произведении   отразился   «век   и   современный   человек». Действительно, прочитав роман, можно получить полное представление об эпохе Пушкина. В «Евгении Онегине», как в энциклопедии, можно узнать все о первой четверти XIX века: о том,   как   одевались   и   что   было   в   моде,   что   люди   ценили   больше   всего,   о   чем   они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская действительность.   Здесь   и   глухая   помещичья   провинция,   крепостная   деревня,   барская Москва,   светский   Петербург,   губернские   города   (в   путешествии   Онегина).   Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа.). 3. Почему нельзя утверждать, что Онегин – это прообраз Пушкина?  Интерпретационный вопрос (Онегина нельзя считать прообразом Пушкина, потому что Евгений Онегин – это  прототип Петра Чаадаева, друга Пушкина, а также сам поэт писал: “Всегда рад заметить  разность  Между Онегиным и мной» ) 4. Чем отличалось  столичное и провинциальное дворянство?оценочный вопрос (Столичное дворянство: суета “везде немудрено поспеть”, мишурность;  патриархальность,мода, сплетни. Провинциальное дворянство: верность старине; сельские жители – одна большая  семья) 5. Как бы вы поступили на месте Татьяны ,когда к ней пришел изменившийся Онегин ? практический вопрос (Простила бы, потому что ради любви люди готовы на все. Нет, не простила, так как Татьяна уже замужем, а семья­ это самое святое) 6. Как вы думаете, мог  ли  А.С.Пушкин закончить свой роман по­другому?  Творческий вопрос (Приступив к работе над «Онегиным», даже успев написать несколько глав, Пушкин,  однако не говорит об «Онегине» как о романе, а называет его в предисловии к  публикуемой первой главе большим стихотворением, оговариваясь, что оно «вероятно не  будет окончено». Стало быть, в «Онегине» Пушкин ставил задачу, разрешать которую  собирался всю жизнь. Так оно, собственно и получилось: роман не окончен, но оборван, как порою обрывается жизнь человека в самом расцвете ее.) Учитель:­Молодцы!!! Все справились с заданием. А теперь давайте перенесемся в наше  время и представим , как же развивались бы отношения между Онегиным и Татьяной. (Мини­сценка Бирюков Никита, Брицун Татьяна, Московченко Алена) Онегин и Татьяна в наши дни Люблю ли я? Да полно,  право. Письмо не стану я писать, Помучу Вас, да я – Татьяна, А вы, Евгений, где сейчас? Я в Гугле нынче , занят я И нет мне дела до терзаний. Купить­ка надо бы айфон, А может, лучше и смартфон… Да что это за наказанье?! Где Ваши чувства, где любовь? Вы слышите мое признанье? На Вас хочу я посмотреть, Поговорить, а может и поверить… Чувства, любовь, о чем Вы говорите? Не внемлю Вам, как будто на иврите Вы разговаривать, Татьяна, мне велите. Вот так ведет беседы нынче молодежь, Что же для них дороже в свете? Общение, волнующая дрожь, Иль разговоры в интернете? Судите сами, господа, Но в наше время с чувствами беда. V.РЕФЛЕКСИЯ. Метод “Микрофон”:  А сейчас давайте ответим на вопросы : 1. Сегодня на уроке я узнал… 2. Было трудно … 3. Я понял, что … 4. Я приобрел … 5. Я научился … 6. Урок дал мне для жизни … 7. Мне захотелось … VI. ОЦЕНИВАНИЕ  С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.  VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.  Творческое моделирование: «А как бы я закончил роман «Евгений Онегин» ­ на  оценку 5; ответить письменно на вопрос «В чем новаторство романа?» ­ оценка 4.

Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)

Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)

Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)

Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)

Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)

Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)

Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)

Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)

Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)

Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017