Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
31.03.2017
Обобщающий урок по изучению романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин", где представлены проекты детей ("Историзм романа "Евгений Онегин", "Столичное и провинциальное дворянство", ""Картины народной жизни в романе", "Мода 19 века", "Кулинарный фон в романе") и мини-сценка "Онегин и Татьяна сегодня". Материал рассчитан на 2 урока
разработка урока.docx
Тема урока: Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Роман
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни
Цели:
Обобщить знания о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Показать историю
души человеческой, сложной и противоречивой. Доказать, что роман является
энциклопедией русской жизни 19 века.
Выяснить взаимодействие развития человека и среды. Развитие творческого
потенциала учащихся, умение выражать свои мысли и уважать мнение
одноклассников, развитие навыков выразительного чтения поэтического текста.
Воспитание познавательного интереса к творчеству А. С. Пушкина.
Тип урока: применение ЗУН
Наглядность: проектор, таблицы, схемы.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ . Психологический настрой .
Ход урока
1. Слово учителя.
Добрый день, дорогие ребята, сегодня у нас с вами обобщающий урок по роману
А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На уроке русской литературы мы будем говорить о
романе великого, гениального писателя А. С. Пушкина, об истории человеческой судьбы,
о двойственности и противоречивости мыслей, чувств, поступков.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.
1. Слово учителя: наш урок я предлагаю начать с эпиграфа В.Белинского:
«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что
принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества.
«Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени
народным произведением»
2. Постановка проблемного вопроса: сегодня на уроке мы должны с вами попробовать
доказать, что роман «Евгений Онегин» можно считать энциклопедией русской жизни.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
1. Слово учителя: Для того, чтобы суметь ответить на проблемный вопрос , мы
должны с вами вспомнить сюжетные особенности романа, для этого я предлагаю
Вам пройти интеллектуальную разминку в виде БЛИЦ теста
1.Кому посвящен роман «Евгений Онегин»?
(Петру Плетневу, другу А.С.Пушкина, а 1 глава романа брату, Льву
Сергеевичу Пушкину)
2. Из какого произведения взят эпиграф к первой главе романа? Кто его автор?
(Стихотворение «Первый снег» П. А. Вяземского)
3. Дайте определение: роман в стихах –это... Чем отличается роман в стихах от
традиционного романа?
(Роман в стихах — лироэпический жанр, синтезирующий в себе свойства
эпического романного жанра (объективность, изображение жизни во всем
многообразии ее проявлений, интерес к отдельно взятой личности) и
лирическое субъективное начало.
Роман в стихах от традиционного романа в прозе роман в стихах
отличается большим количеством лирических элементов. В нем чаще
всего сам автор становится лирическим героем, и иногда судьбы главного
персонажа и автора пересекаются в сюжете)
4. Дайте определение онегинской строфы. ( Строфа, которой был написан роман в стихах Александра Сергеевича
Пушкина
В основу строфы был положен сонет — 14строчное стихотворение с
определённой рифменной схемой)
«Евгений Онегин», 14 строк четырёхстопного ямба.
5. Кого из драматургов Пушкин называет в своём романе «другом свободы»?
(Д. И. Фонвизина)
6. Какой балериной восхищался автор, когда описывает русский театр?
(А. Истоминой)
7. В каком городе родился Евгений Онегин?
(В Петербурге)
8. Из какой страны вернулся Ленский незадолго до знакомства с Онегиным?
(Из Германии)
9. Назовите автора сонника, который читала Татьяна?
( Шиллера)
10. В какую настольную игру играли Ленский и Ольга?
(В шахматы)
11. Чей портрет украшал кабинет Онегина?
(Портрет Байрона)
12. Какой танец танцевал Онегин с Ольгой Лариной на именинах Татьяны?
(Котильон)
Теперь давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и попробуем выстроить
алгоритм работы над ним.
(на доску вывешивается надпись «Роман «Евгений Онегин» энциклопедия русской
жизни» и совместно с учениками собирается опорная схема
Обратите внимание на определение В.Белинского. Как вы понимаете слово
энциклопедия?
Энциклопедия – это сборник научных сведений и справок на различные темы,
предназначенный для широкого круга читателей.
Цель энциклопедии — собрать знания, привести их в систему, понятную для людей, ныне
живущих, и передать тем, кто придёт после нас. Мы наметили алгоритм наших действий, давайте же теперь перейдем к доказательствам
всего того, что мы выше назвали. На протяжении нескольких уроков группы учеников и
отдельные ученики получили индивидуальные задания и работали над ними .
Первая тема, к которой мы обратимся, это исторические реалии в романе.
1. Выступление «Историзм романа «Евгений Онегин «(Дзюба Юлия)
2. Слово учителя: Перед тем, как перейти к обсуждению следующей темы,
предлагаю вспомнить картины жизни в романе. На примере каких героев автор нам
показывает панораму русской жизни? ( Семья Лариных, Онегин, его дядя,
Ленский)
Правильно, в романе автор рассказывает и о столичных кругах, и о провинции . Предлагаю
вашему вниманию проект «Столичное и провинциальное дворянство», где на примерах
системы образов главных героев будет рассказано о картинах жизни.
(Брицун Таня, Туркина Кристина).
Слово учителя: О ком еще не рассказали девочки? (Правильно, о простых крестьянах,
народе)
Следующий проект «Картины народной жизни в романе»
(Пахомов Данил, Сульженко Алена)
Слово учителя: Чтоб еще глубже окунуться в атмосферу эпохи 19 века представляем
вам моду и кулинарный фон в романе. «Мода 19 века» ( Денисенко Александр, Ткачук
Ярослав, Донской Дмитрий ),
«Кулинарный фон в романе» (Бирюков Никита, Гамала Вячеслав, Быковский Виктор).
Учитель:И завершающий проект –это «Лирические отступления»
(Московченко Алена)
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
1. Метод “Ромашка Блума”
Составить вопросы:
1.К какому литературному направлению можно отнести роман “Евгений Онегин”?
(«Евгению Онегину» присущи черты реалистического романа) простой вопрос
2. Вы действительно думаете, что роман “Евгений Онегин” является энциклопедией
русской жизни 1 пол.19 в.? уточняющий вопрос
( «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным
произведением». В этом произведении отразился «век и современный человек».
Действительно, прочитав роман, можно получить полное представление об эпохе Пушкина.
В «Евгении Онегине», как в энциклопедии, можно узнать все о первой четверти XIX века: о
том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они
разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская
действительность. Здесь и глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская
Москва, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина). Пушкин
правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа.).
3. Почему нельзя утверждать, что Онегин – это прообраз Пушкина?
Интерпретационный вопрос
(Онегина нельзя считать прообразом Пушкина, потому что Евгений Онегин – это
прототип Петра Чаадаева, друга Пушкина, а также сам поэт писал: “Всегда рад заметить
разность Между Онегиным и мной» )
4. Чем отличалось столичное и провинциальное дворянство?оценочный вопрос
(Столичное дворянство: суета “везде немудрено поспеть”, мишурность;
патриархальность,мода, сплетни. Провинциальное дворянство: верность старине; сельские жители – одна большая
семья)
5. Как бы вы поступили на месте Татьяны ,когда к ней пришел изменившийся
Онегин ? практический вопрос
(Простила бы, потому что ради любви люди готовы на все.
Нет, не простила, так как Татьяна уже замужем, а семья это самое святое)
6. Как вы думаете, мог ли А.С.Пушкин закончить свой роман подругому?
Творческий вопрос
(Приступив к работе над «Онегиным», даже успев написать несколько глав, Пушкин,
однако не говорит об «Онегине» как о романе, а называет его в предисловии к
публикуемой первой главе большим стихотворением, оговариваясь, что оно «вероятно не
будет окончено». Стало быть, в «Онегине» Пушкин ставил задачу, разрешать которую
собирался всю жизнь. Так оно, собственно и получилось: роман не окончен, но оборван, как
порою обрывается жизнь человека в самом расцвете ее.)
Учитель:Молодцы!!! Все справились с заданием. А теперь давайте перенесемся в наше
время и представим , как же развивались бы отношения между Онегиным и Татьяной.
(Минисценка Бирюков Никита, Брицун Татьяна, Московченко Алена)
Онегин и Татьяна в наши дни
Люблю ли я?
Да полно, право.
Письмо не стану я писать,
Помучу Вас, да я – Татьяна,
А вы, Евгений, где сейчас?
Я в Гугле нынче , занят я
И нет мне дела до терзаний.
Купитька надо бы айфон,
А может, лучше и смартфон…
Да что это за наказанье?!
Где Ваши чувства, где любовь?
Вы слышите мое признанье?
На Вас хочу я посмотреть,
Поговорить, а может и поверить…
Чувства, любовь, о чем Вы говорите?
Не внемлю Вам, как будто на иврите
Вы разговаривать, Татьяна, мне велите.
Вот так ведет беседы нынче молодежь,
Что же для них дороже в свете?
Общение, волнующая дрожь,
Иль разговоры в интернете?
Судите сами, господа, Но в наше время с чувствами беда.
V.РЕФЛЕКСИЯ. Метод “Микрофон”:
А сейчас давайте ответим на вопросы :
1. Сегодня на уроке я узнал…
2. Было трудно …
3. Я понял, что …
4. Я приобрел …
5. Я научился …
6. Урок дал мне для жизни …
7. Мне захотелось …
VI. ОЦЕНИВАНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Творческое моделирование: «А как бы я закончил роман «Евгений Онегин» на
оценку 5; ответить письменно на вопрос «В чем новаторство романа?» оценка 4.
Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)
Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)
Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)
Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)
Урок по литературе "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.