Урок по литературе на тему "К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (7 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Тип урока: Комбинированный Технологии: развитие критического мышления дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, информационно – коммуникационные. Форма работы: групповая Образовательная цель: познакомить уч-ся с некоторыми фактами биографии и творчества К.М.Симонова, учить применять знания по теории литературы в ходе анализа лирического произведения
Иконка файла материала Тематический урок.docx
Тема: К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Остаюсь военным писателем… К.М.Симонов Тип урока: Комбинированный Технологии: развитие критического мышления дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, информационно – коммуникационные. Форма работы: групповая  Образовательная цель: познакомить уч-ся с некоторыми фактами биографии и творчества К.М.Симонова, учить применять знания по теории литературы в ходе анализа лирического произведения Развивающая цель: продолжить развитие  личностных, познавательных,  коммуникативных, регулятивных УУД Воспитательная цель:  способствовать становлению мировоззренческой  позиции учащихся;воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее  народ.  Формирование УУД:  Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно­эстетическое  оценивание Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,  коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Оборудование: проектор, мультимедийная презентацияТехнологическая карта урока. Деятельность обучающихся Этап урока Действия учителя 1.Самоопределени е к деятельности. Организационный момент - Много лет отделяет нас от времен  Великой Отечественной  войны. Казалось бы, война и стихи  – никак не совместимые  понятия, но и на войне  поэты оставались поэтами.  Сегодня на уроке мы  познакомимся с некоторыми вехами биографии и  творчества поэта, у  которого в судьбе  “совпало — война, беда,  мечта и юность”. Это  Константин  Михайлович  Симонов. 2. Актуализация знаний Реализация опережающего задания. Просмотр презентации «К.М.Симонов. Жизнь и творчество» -Выступление подготовленного ученика -*составление кластера по теме - составление конспектаПостановка   учебной 3. задачи. 4.   «Открытие   нового -Несмотря на то, что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия в то время была самым популярным жанром. ­Как вы думаете, почему? Поэт Николай Тихонов писал о Симонове : «Он сам идёт в  разведку, участвует в атаке, он  на наблюдательном пункте ,он на волжской переправе, под  обстрелом ,и всюду он  искренен и прост. Никакого  самолюбования ,ни тени  фальши ,никаких  трескучих,  громких фраз…Есть у  Симонова стихи ,которые  солдаты и офицеры  носят у  себя на груди, ­это факт ,а не  преувеличение ,­носят  потому ,что строки эти  отвечают  тому ,что у них на  сердце». Слайд № Одно из таких стихотворений  К.М.Симонова – «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». ­Прослушивание  стихотворения в исполнении  К.Симонова ­А теперь, ребята, обратимся к  истории создания  стихотворения. -Именно поэзия выразила  потребность людей в  правде, без которой  невозможно чувство  ответственности за свою  страну, отразила  переживания, боль, тревогу людей ­ Выявим, почему это  стихотворение было так  популярно в годы войны? Вот как вспоминает Симонов: «Стихотворение    «Ты   помнишь,     Алеша,    дороги    Смоленщины...»   я   посвятил своему старшему товарищу по многим   фронтовым   поездкам, главным   образом   в   1941   и 1942   годах,   поэту   Алексею Александровичу   Суркову.знания»   нас   Эти   стихи   ­   воспоминание   об одной   из   наших   поездок   на передовую на Западном фронте в июле 1941 года. Конечно, не все  подробности  этой поездки могли войти в стихи, но многое из того, что оказалось потом в стихах,   было   в   самой   жизни. Были   эти   старик   и   старуха, которых мы встретили в одной из   деревень   на   Смоленщине, были   эти   сказанные   нам горькие слова: «Покуда идите, мы   вас   подождем».   Была   и голосившая   по   убитому молодая   соседка.   Было   и большое   старое   кладбище около   маленькой   деревеньки. Кладбище, напоминавшее нам о том,   сколько   поколений русских   людей   легло   в   эту землю, которую хотели отнять у фашисты. Я   написал   это   стихотворение не   тогда,   на   Смоленщине,   а несколькими   месяцами   позже, в ноябре 1941 года, и совсем в другой обстановке. Вместе   с   другими   моими военными товарищами, корреспондентами, я возвращался   из   командировки на самый северный участок фронта, и мы на   обратном   пути,   уже   после конца   обычной   навигации, добираясь   из   Кандалакши   в Архангельск,   несколько   дней не   могли   пробиться   сквозь льды. В эти дни вынужденного бездействия,   вспоминая   все пережитое   с   начала   войны,   я написал несколько стихотворений и первым из них «Ты   помнишь,   Алеша,   дороги Смоленщины...».    Мурманский,­В тексте стих­я встречаются  устаревшие слова. Объясним  их лексическое значение. Работа со словарямиКринка — глиняный удлинённый горшок для молока; Тракт — большая проезжая дорога; Погост — кладбище; Салопчик — женская одежда. Околица - изгородь вокруг  деревни или у края деревни;  вообще край деревни. Также  — место вокруг селения,  окрестность, округа. ­ Ребята, предлагаю вам  поработать в группах, чтобы  получить ответ на  сформулированный вами  вопрос. 1 группа. Литературоведы — Сколько частей в стихотворении? - Чем отличаются по настроению? - Работа в группах ­Можно разделить на две  части. В первой автор  погружает нас в обстановку военного времени В этой части есть имена  собственные, указывающие  на места, о которых  повествует автор. Однако  это не только конкретные  места: дороги Смоленщины,  Могилёвщины, изба под  Борисовом, это  пространство,  расширяющееся до  необъятных просторов  «великой Руси» и  объединяющее Россию и  Белоруссию. Войне неизбежно  сопутствуют разлука и  ожидание встречи,  возвращения. Что ждёт  впереди? Ждут ли?  Рефреном звучат слова во  второй части стихотворения «Мы вас подождём!» Мотив-Какие картины войны изображает поэт? возвращения настойчиво  выделен единоначатием  (анафорой) лексически и  интонационно.      войны   ­Константин   Симонов   на дорогах увидел страшную картину отступления советских   войск.   Перед   нами предстают   картины   военного быта   :   бесконечные   дожди, усталые   женщины   ,которые хотят   напоить   и   накормить отступающих голодных солдат ,длинная дорога, вдоль которой   стоят   деревни   с погостами. - Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта? “...седая старуха в салопчике  плисовом”, “весь в белом, как  на смерть одетый старик”,  “русская женщина”. 2 группа. -Какие тропы использует поэт? Какова их роль? Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «великой Руси», «дорожной тоской». «вдовьей слезой», «горькую землю» и т.д. Олицетворения: «»шли дожди», «Мы вас подождем!» - говорили нам пажити» и т.д.3 группа. Какие стилистические фигуры использует поэт? Какова их роль? Метафоры: ««шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз», «Крестом своих  рук ограждая живых» и др. Сравнение:   «…Как   кринки несли   нам   усталые   женщины, Прижав   ,как   детей,   от   дождя их к груди…» Гипербола:   «   Всем   миром сойдясь,   наши   прадеды молятся»… ­Анафора:   «   По   русским обычаям только пожарища  По   русской   земле   раскидав позади..» и др. ­   Инверсия   «Как   шли бесконечные,   злые   дожди»   и др.   «по Лексические   повторы:   «по русским   обычаям», русской   земле»,   «Деревни, деревни, деревни  с погостами, как   будто   на   них   вся   Россия сошлась» и др. ­Антитеза: «все­таки Родина – Не   дом   городской,   где   я празднично   жил,   А   эти проселки…»,   «Не   знаю.   Как ты, а меня…» Восприятию             стихотворения   помогают Особенно [р], звуки. который связан с ключевыми словами:«Русь», «Россия»,   «русская»,   «по­ «провожала», русски», «трижды»,   «родила», «крестом   ограждая».   Чего только одна строка: «По­[р]усски [р]убаху   на [р]ванув г[р]уди». А аллитерация на [ш],   [с]:«помнишь»,   «шли», «утешить», «знаешь», «несли», «усталые», стоит«солдатками», «слёзы», «Русь», «сошлись». И целая строка: «[С]едая [с]таруха в [с]алопчике пли[с]овом». Мы слышим   громкие   раскаты оставшихся между строками описаний   боёв,   в   которых пуля   пока   ещё   милует лирического   героя,   но   не щадит   его   товарищей. Прислушиваемся   к   шепоту женских тихо скатывающимся   по   щекам слезам   солдаток   и   плачу небес. Ассонанс   на   [о],   [и] придает   звуковой   картине стихотворения размеренность и задумчивость. А задуматься есть над чем. губ,         Однородные и глаголы­сказуемые деепричастные   обороты придают   стихотворению динамичность и напряженность.   4 группа.  Каков размер стихотворных строк? Его роль? 5. Пятиминутное эссе Стихотворение написано  амфибрахием, поэтому оно  такое мелодичное и  одновременно призывное.  Чередование мужской и  дактилической рифмы,  перекрестная рифмовка  задают своеобразный ритм: первая пара строк как бы  вытягивает из памяти  вторую. ­Почему это стихотворение  было так популярно в годы  войны? Организуйте свои мысли с  помощью пятиминутного  эссе Все изобразительно­ выразительные средства,  использованные  К.Симоновым в стих­ии,  подчеркивают отношение  поэта к Родине. Он  показывает, что Родина­это ,прежде всего,  простой  русский народ. Связь автора  со всем народом особенно  обостряется в годы войны .   Дорога становится олицетворением   жизненного пути,   который   каждый человек   должен   пройти достойно, преодолеть нелёгкие испытания вместе с Родиной.   Вечной   ценностью предстаёт   и   образ   дома, который нужно защитить.    Написание эссе уч-ся   ­

Посмотрите также