Тема: К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».
Тип урока: Комбинированный
Технологии: развитие критического мышления дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, информационно – коммуникационные.
Форма работы: групповая
Образовательная цель: познакомить уч-ся с некоторыми фактами биографии и творчества К.М.Симонова, учить применять знания по теории литературы в ходе анализа лирического произведения
Тема: К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины».
Остаюсь военным писателем…
К.М.Симонов
Тип урока: Комбинированный
Технологии: развитие критического мышления
дифференцированного подхода в обучении, развития
исследовательских навыков, информационно –
коммуникационные.
Форма работы: групповая
Образовательная цель: познакомить уч-ся с некоторыми
фактами биографии и творчества К.М.Симонова, учить
применять знания по теории литературы в ходе анализа
лирического произведения
Развивающая цель: продолжить развитие личностных, познавательных,
коммуникативных, регулятивных УУД
Воспитательная цель: способствовать становлению мировоззренческой
позиции учащихся;воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее
народ.
Формирование УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственноэстетическое
оценивание
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы
Коммуникативные: умение строить монологическое
высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно
использовать различные речевые средства для решения
коммуникативных задач.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентацияТехнологическая карта урока.
Деятельность
обучающихся
Этап урока
Действия учителя
1.Самоопределени
е к деятельности.
Организационный
момент
- Много лет отделяет нас от
времен
Великой Отечественной
войны.
Казалось бы, война и стихи
– никак не совместимые
понятия, но и на войне
поэты оставались поэтами.
Сегодня на уроке мы
познакомимся с некоторыми
вехами биографии и
творчества поэта, у
которого в судьбе
“совпало — война, беда,
мечта и юность”. Это
Константин Михайлович
Симонов.
2. Актуализация
знаний
Реализация
опережающего
задания. Просмотр
презентации
«К.М.Симонов.
Жизнь и
творчество»
-Выступление
подготовленного
ученика
-*составление кластера
по теме
- составление конспектаПостановка учебной
3.
задачи.
4.
«Открытие
нового
-Несмотря на то, что,
казалось бы, на войне не
до искусства, без него
человеку ни на фронте,
ни в тылу было не
прожить, и поэзия в то
время была самым
популярным жанром.
Как вы думаете, почему?
Поэт Николай Тихонов писал о
Симонове : «Он сам идёт в
разведку, участвует в атаке, он
на наблюдательном пункте ,он
на волжской переправе, под
обстрелом ,и всюду он
искренен и прост. Никакого
самолюбования ,ни тени
фальши ,никаких трескучих,
громких фраз…Есть у
Симонова стихи ,которые
солдаты и офицеры носят у
себя на груди, это факт ,а не
преувеличение ,носят
потому ,что строки эти
отвечают тому ,что у них на
сердце».
Слайд №
Одно из таких стихотворений
К.М.Симонова – «Ты
помнишь, Алеша,
дороги Смоленщины».
Прослушивание
стихотворения в исполнении
К.Симонова
А теперь, ребята, обратимся к
истории создания
стихотворения.
-Именно поэзия выразила
потребность людей в
правде, без которой
невозможно чувство
ответственности за свою
страну, отразила
переживания, боль, тревогу
людей
Выявим, почему это
стихотворение было так
популярно в годы войны?
Вот как вспоминает Симонов:
«Стихотворение
«Ты
помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины...» я посвятил
своему старшему товарищу по
многим фронтовым поездкам,
главным образом в 1941 и
1942 годах, поэту Алексею
Александровичу
Суркову.знания»
нас
Эти стихи воспоминание об
одной из наших поездок на
передовую на Западном фронте
в июле 1941 года. Конечно, не
все подробности этой поездки
могли войти в стихи, но многое
из того, что оказалось потом в
стихах, было в самой жизни.
Были эти старик и старуха,
которых мы встретили в одной
из деревень на Смоленщине,
были эти сказанные нам
горькие слова: «Покуда идите,
мы вас подождем». Была и
голосившая по убитому
молодая соседка. Было и
большое старое кладбище
около маленькой деревеньки.
Кладбище, напоминавшее нам о
том,
сколько поколений
русских людей легло в эту
землю, которую хотели отнять
у
фашисты.
Я написал это стихотворение
не тогда, на Смоленщине, а
несколькими месяцами позже,
в ноябре 1941 года, и совсем в
другой
обстановке.
Вместе с другими моими
военными
товарищами,
корреспондентами,
я
возвращался из командировки
на
самый
северный участок фронта, и мы
на обратном пути, уже после
конца обычной навигации,
добираясь из Кандалакши в
Архангельск, несколько дней
не могли пробиться сквозь
льды. В эти дни вынужденного
бездействия, вспоминая все
пережитое с начала войны, я
написал
несколько
стихотворений и первым из них
«Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины...».
Мурманский,В тексте стихя встречаются
устаревшие слова. Объясним
их лексическое значение.
Работа со словарямиКринка — глиняный
удлинённый горшок для
молока;
Тракт — большая
проезжая дорога;
Погост — кладбище;
Салопчик — женская
одежда.
Околица - изгородь вокруг
деревни или у края деревни;
вообще край деревни. Также
— место вокруг селения,
окрестность, округа.
Ребята, предлагаю вам
поработать в группах, чтобы
получить ответ на
сформулированный вами
вопрос.
1 группа. Литературоведы
— Сколько частей в
стихотворении?
- Чем отличаются по
настроению?
- Работа в группах
Можно разделить на две
части. В первой автор
погружает нас в обстановку
военного времени
В этой части есть имена
собственные, указывающие
на места, о которых
повествует автор. Однако
это не только конкретные
места: дороги Смоленщины,
Могилёвщины, изба под
Борисовом, это
пространство,
расширяющееся до
необъятных просторов
«великой Руси» и
объединяющее Россию и
Белоруссию.
Войне неизбежно
сопутствуют разлука и
ожидание встречи,
возвращения. Что ждёт
впереди? Ждут ли?
Рефреном звучат слова во
второй части стихотворения
«Мы вас подождём!» Мотив-Какие картины войны
изображает поэт?
возвращения настойчиво
выделен единоначатием
(анафорой) лексически и
интонационно.
войны
Константин Симонов на
дорогах
увидел
страшную картину отступления
советских войск. Перед нами
предстают картины военного
быта : бесконечные дожди,
усталые женщины ,которые
хотят напоить и накормить
отступающих
голодных
солдат ,длинная дорога, вдоль
которой стоят деревни с
погостами.
- Чьи образы на дорогах
войны запечатлела
память поэта?
“...седая старуха в салопчике
плисовом”, “весь в белом, как
на смерть одетый старик”,
“русская женщина”.
2 группа.
-Какие тропы использует
поэт? Какова их роль?
Эпитеты: «бесконечные,
злые дожди», «усталые
женщины», «великой
Руси», «дорожной
тоской». «вдовьей
слезой», «горькую
землю» и т.д.
Олицетворения: «»шли
дожди», «Мы вас
подождем!» - говорили
нам пажити» и т.д.3 группа.
Какие стилистические
фигуры использует
поэт? Какова их роль?
Метафоры: ««шел тракт,
на пригорках скрываясь
из глаз», «Крестом своих
рук ограждая живых» и др.
Сравнение: «…Как кринки
несли нам усталые женщины,
Прижав ,как детей, от дождя
их к груди…»
Гипербола: « Всем миром
сойдясь,
наши прадеды
молятся»…
Анафора: « По русским
обычаям только пожарища
По русской земле раскидав
позади..» и др.
Инверсия «Как шли
бесконечные, злые дожди» и
др.
«по
Лексические повторы:
«по
русским обычаям»,
русской земле»,
«Деревни,
деревни, деревни с погостами,
как будто на них вся Россия
сошлась» и др.
Антитеза: «всетаки Родина –
Не дом городской, где я
празднично жил,
А эти
проселки…», «Не знаю. Как
ты, а меня…»
Восприятию
стихотворения помогают
Особенно [р],
звуки.
который
связан
с
ключевыми словами:«Русь»,
«Россия», «русская», «по
«провожала»,
русски»,
«трижды»,
«родила»,
«крестом ограждая». Чего
только
одна
строка: «По[р]усски
[р]убаху
на
[р]ванув
г[р]уди». А аллитерация на
[ш], [с]:«помнишь», «шли»,
«утешить»,
«знаешь»,
«несли»,
«усталые»,
стоит«солдатками»,
«слёзы»,
«Русь», «сошлись». И целая
строка: «[С]едая [с]таруха в
[с]алопчике пли[с]овом». Мы
слышим громкие раскаты
оставшихся между строками
описаний боёв, в которых
пуля пока ещё милует
лирического героя, но не
щадит его товарищей.
Прислушиваемся к шепоту
женских
тихо
скатывающимся по щекам
слезам солдаток и плачу
небес. Ассонанс на [о], [и]
придает звуковой картине
стихотворения
размеренность
и
задумчивость. А задуматься
есть над чем.
губ,
Однородные
и
глаголысказуемые
деепричастные обороты
придают стихотворению
динамичность
и
напряженность.
4 группа.
Каков размер стихотворных
строк? Его роль?
5. Пятиминутное
эссе
Стихотворение написано
амфибрахием, поэтому оно
такое мелодичное и
одновременно призывное.
Чередование мужской и
дактилической рифмы,
перекрестная рифмовка
задают своеобразный ритм:
первая пара строк как бы
вытягивает из памяти
вторую.
Почему это стихотворение
было так популярно в годы
войны?
Организуйте свои мысли с
помощью пятиминутного
эссе
Все изобразительно
выразительные средства,
использованные
К.Симоновым в стихии,
подчеркивают отношение
поэта к Родине. Он
показывает, что Родинаэто ,прежде всего, простой
русский народ. Связь автора
со всем народом особенно
обостряется в годы войны .
Дорога
становится
олицетворением жизненного
пути,
который каждый
человек должен пройти
достойно,
преодолеть
нелёгкие испытания вместе с
Родиной. Вечной ценностью
предстаёт и образ дома,
который нужно защитить.
Написание эссе уч-ся