Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта».
Оценка 4.7

Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
24.04.2017
Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта».
Цель урока: познакомить учащихся с очерком жизни и творчества поэта; показать своеобразие лирики Сергея Есенина;Родина в творчестве Сергея Есенина; дать понятие имажинизм. Словарная работа: лиризм, образность, исповедальность, имажинизм. Оборудование: портрет поэта, подборка стихов Сергея Есенина, презентация. Ход урока: 1.Организационный момент. Активизация учащихся. 2. Беседа по повторению и на проверку восприятия прочитанных к уроку стихов Сергея Есенина. - Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях Сергея Есенина? - Какие интонации преобладают? - Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление и почему? - Что вас привлекает в поэзии Сергея Есенина? В чём причина столь широкой популярности поэта? 3. Очень многое в жизни каждого человека зависит от того, где и как прошло его детство. Как вы думаете, почему? Блок рос в дружной семье деда по матери, известного учёного-ботаника Бекетова А.Н., профессора Петербургского университета. Блок с детства был глубоко погружён в культурную среду русской интеллигенции, все творческие начинания мальчика пользовались глубокой поддержкой. Ахматова детство своё провела в Царском Селе, на лето уезжая с семьёй под Севастополь. Отец её был инженером-механиком флота, капитаном 2-го ранга. Он не одобрял её занятий поэзией. Мать была неизменно чуткой, внимательной к занятиям дочери. Семью можно было назвать состоятельной. Ахматову окружала поэтическая атмосфера Царского Села, директором гимназии в котором был выдающийся русский поэт Иннокентий Анненский. Отец Цветаевой был выдающимся человеком. Выходец из бедного сельского священства, он сумел стать профессором Московского университета, основателем и собирателем Музея изящных искусств (ныне – Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Мать её была одарённой музыкантшей, любила стихи и сама их писала. Вся атмосфера дома была
Сергей Есенин.doc
Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта». Учитель: Рузанова Т.Н. Цель урока: познакомить учащихся с очерком жизни и творчества поэта;  показать своеобразие лирики Сергея Есенина;Родина в творчестве Сергея  Есенина; дать понятие имажинизм. Словарная работа: лиризм, образность, исповедальность, имажинизм. Оборудование: портрет поэта, подборка стихов Сергея Есенина, презентация. Ход урока: 1.Организационный момент.  Активизация учащихся. 2. Беседа по повторению и на проверку восприятия прочитанных к уроку  стихов Сергея Есенина. ­ Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях Сергея Есенина? ­  Какие интонации преобладают? ­ Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление и почему? ­ Что вас привлекает в поэзии Сергея Есенина? В чём причина столь широкой  популярности поэта? 3. Очень многое в жизни каждого человека зависит от того, где и как  прошло его детство. Как вы думаете, почему? Блок рос в дружной семье деда по матери, известного учёного­ботаника  Бекетова А.Н., профессора Петербургского университета. Блок с детства был глубоко погружён в культурную среду русской интеллигенции, все творческие начинания мальчика пользовались глубокой поддержкой. Ахматова детство своё провела в Царском  Селе, на лето уезжая с семьёй под  Севастополь. Отец её был инженером­механиком флота, капитаном 2­го  ранга. Он не одобрял её занятий поэзией. Мать была неизменно чуткой,  внимательной к занятиям дочери. Семью можно было назвать состоятельной.  Ахматову окружала поэтическая атмосфера Царского Села, директором  гимназии в котором был выдающийся русский поэт Иннокентий Анненский. Отец Цветаевой был выдающимся  человеком. Выходец из бедного сельского  священства, он сумел стать профессором Московского университета,  основателем и собирателем Музея изящных искусств (ныне – Музей  изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Мать её была одарённой  музыкантшей, любила стихи и сама их писала. Вся атмосфера дома была  проникнута духом искусства, музыки, поэзии. Для  лечения матери приходилось подолгу жить за границей, и Марина ездила вместе с ней,  подолгу жила в Италии, Франции, Германии. Немецкий язык знала как родной. Очень любила Тарусу – городок на Оке. Маяковский детство провёл в Грузии, в селе Багдади. Отец его – лесничий –  рано умер, семье пришлось переехать в Москву. За неуплату Маяковский был  исключён из гимназии, за участие в деятельности партии большевиков 11  месяцев провёл в тюрьме. ­ Как факты жизни поэтов отразились в их творчестве? ­ Можете ли вы сказать на основании известных вам стихотворений, каким  было детство Сергея Есенина? 4.  Очерк жизни и творчества Сергея Есенина ( презентация) 5. «Вот уж вечер. Роса…» Стихотворения о Родине «Гой ты, Русь моя  родная…», «Край ты мой заброшенный….» Учитель: Все эти стихотворения из первых книг Сергея Есенина. Чтение стихотворения «Вот уж вечер. Роса…» Учитель: Это стихотворение – одно из самых ранних – очень просто и  прозрачно. Написано на основе хорея, звучит почти как речитатив.  Рифмуются только 2­ая и 4­ая строки. Эпитеты в стихотворении  непритязательны, сравнения просты. Кажется, что стихотворение написал  начинающий, совсем ещё неопытный поэт. И вместе с тем чувствуется в этих  строках единство образного, художественного мироощущения Есенина. 6. «Гой ты, Русь моя родная…» Первое прочтение стихотворения.   ­ Ваши впечатления от услышанного? ­ Как вы думаете, усложняется ли поэтический мир поэта?  Словарная работа. Риза – 1. Облачение, одежда священника для богослужения; 2. Фигурная  металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только  изображения лица и рук. Образ – икона. Околица – изгородь вокруг селения или только при выезде из него. Чахнуть – становиться чахлым, вянущим, слабым. Спас – праздники Господни: Первый Спас – 1 августа – Спас медовый, начало  Успенского поста; Второй Спас – 6 августа – Преображение Господне, Спас  яблочный, освящают плоды и мёд; Третий Спас – 16 августа –  нерукотворённого образа,Спас­на­полотне (даты по старому стилю). Корогод – 1. Хоровод; 2. Ряд чего­нибудь, например, ряд свай (обл.) Стёжка – тропинка.  Лех – (обл.) гряда, ряд, полоса. Рать святая – христианские святые. Чтение стихотворения по строфам, комментируя метафоры, сравнения,  эпитеты. Задание: Давайте проследим, какими звуками, запахами, цветом наполнено  стихотворение. Звуки: «Гой ты» ­ песенное восклицание; «звонко чахнут тополя»; «весёлый  пляс», «гудит»; «прозвенит девичий смех»; «рать святая» крикнет. Запахи: «Пахнет запахом и мёдом/ по церквам твой кроткий Спас…» ­  яблоки,мёд, запах ладана; «по мятой стёжке» ­ запах  примятой травы. Цвет: «в ризах образа» ­ ризы серебряные, лики святых тёплого золотистого  цвета; «синь сосёт глаза»; «по мятой стёжке/ На приволь зелёных лех» ­ зелень травы, луга, поля. ­  С какой целью автор использует данные звуки, запахи, цвета в  стихотворении? ( автор любуется крестьянской Русью. Таким образом  передаётся глубокая любовь к родноё природе, деревенскому быту.) ­ Отличается ли стихотворение «Гой ты, Русь…», от стихотворения «Вот уж  вечер. Роса…»? ( Мы видим уже не ученическое стихотворение, но  произведение мастера владеющего богатой палитрой красок, звуков, чувств.) ­ Какие ассоциации вызывает стихотворение? ( стихотворение похоже на  плясовую, русскую народную песню, которая начинается нарочито  замедленно и постепенно превращается во всеобщий танец) 7. «Край ты мой заброшенный…» Первое прочтение стихотворения ­ Ваше впечатление от услышанного? ­ Чем оно вызвано? ­ Почему в какой момент возникло? Анализ стихотворения по строфам. 1 строфа ­ Какая картина предстаёт перед нами? ­ Почему край заброшенный? Почему сено не скошено?  ­ Почему упоминание о монастыре вызывает ощущение опустошённости?  ( в  начале 20 века монастыри делились на три разряда – по состоятельности.  Были и заштатные монастыри – самые бедные, умирающие. Средства выразительности: аллитерация (р) и (с) 2 строфа. ­ «Избы забоченились»­ что это значит? ( У деревянных срубов подгнили  нижние венцы, избы завалились на одну сторону, на бок. Аллитерация) Учитель: Обратим внимание на строку «А их всех­то пять» ­ строка словно  прогибается, заваливается: в трёхстопном хорее не хватает первого ударения. «…Крыши их запенились/ В заревую гать» ­ сложная метафора. Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через топкое место.  ­ Что такое «Заревая гать» у Есенина? Как это «крыши их запенились»?  Крыши изб стали пеной, похожи на пену? Пену чего? Почему на пену? Учитель: Не день, не ночь, нечто неустойчивое, как топкое место. Если на  заре вдоль горизонта лежат вытянутые плотные облака, создаётся ощущение,  что зарю гатят, устилают для проезда. Существует устойчивое поэтическое  выражение: «пена облаков». Крыши легкие, похожие на облака – как пена на  заревой гати. ­ Какое время суток перед нами: утро или вечер? 3 строфа. Учитель: Солома на избе ­ как риза на иконе.  ­ Зачем Есенин изображает солому на избах? ( чтобы показать бедность  деревни) Стропило – опора для устройства кровли – два бруса, соединённые верхними  концами под углом, и нижними упирающимися в стену здания. Выструги – обструганные части бревна, бруса Риза избы – солома­ так бедна, так редко постелена на крыши, что видны  стропила. «…Ветер плесень сизую/ Солнцем окропил» ­ метафора, олицетворение и  эпитет. Солома старая, уже успела заплесневеть от дождей. Ветер на  мгновение разогнал плотные облака, солнце брызнуло животворными  лучами, как будто капли святой воды  окропили бедное убранство избы. По всей строфе ­  яркая аллитерация. 4 строфа. Вороны – один из архетиптических образов русской культуры, как образы  дороги и ветра. Ворон – вестник несчастья. В первых двух строках –  подчёркнутое звучание ударного (о) – ощущение настойчивых сильных  ударов. ­Каким предстаёт перед нами любимый Есениным образ черёмухи? Какие  чувства вызывает? ( Черёмуха здесь вызывает не чувства умиления и  любования, а чувство запустения и холода «…Как метель черёмуха/ Машет  рукавом». 5 строфа. Прутник – этого слова нет в словаре Даля. Есть прутняк – заросли ивняка,  вербы (от прут). Возможно, это областное звучание. Ассоциация с вербным  воскресением – одним из самых любимых христианами дней во время  Великого поста. «Уж не сказ ли в прутнике/Жисть твоя и быль…» в этих строчках слышится   обращение к родному краю. Не является ли жизнь этого края всего лишь  шорохом ветра в зарослях ивняка или вербы – быль, похожая на ту, о которой  шепчет ковыль? Надо отметить, что образы прутника и ковыля имеют  вневременной – с одной стороны, вечный, с другой стороны, подчёркнуто  случайный характер.  Чтение стихотворения целиком. 8. Итог урока.  ­Каким  предстаёт перед нами образ Родины в лирике Сергея Есенина?  9. Домашнее задание. Выучить одно из стихотворений Есенина наизусть.

Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта».

Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта».

Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта».

Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта».

Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта».

Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта».

Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта».

Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта».

Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта».

Урок по литературе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017