Методическая разработка урока литературного чтения Листопадничек.docx
Урок литературного чтения
3 класс
«Школа России»
И.С. СоколовМикитов «Листопадничек».
Власенко Лидия Александровна Учитель начальных классов
МБОУ школа с. Анучино
Анучинского района, Приморского края.
Методическая разработка урока литературного чтения
Тема урока: И.С. СоколовМикитов «Листопадничек».
(второй урок по теме)
Цель урока:
Организовать деятельность учащихся по структурированию текста,
Способствовать научению детей читать по ролям, передавать интонацией,
выделению главного, характеризовать персонажей, находить аналог в
пословицах;
используя средства выразительности речи, отношения автора к герою,
пересказывать текст;
сказках.
Задачи урока:
Обеспечить закрепление представлений о народных и литературных
I.
Образовательные:
1. Составить характеристики героев сказки «Листопадничек».
2. Оживить в памяти детей личные наблюдения за природой.
II. Развивающие:
1.
Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с
активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать,
классифицировать, обобщать.
2. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности.
3. Развивать выразительное чтение, совершенствовать навык беглого
чтения; память, речь.
III. Воспитывающие:
1. Учить видеть и понимать окружающую природу, вызвать желание
общаться и любоваться ею. 2. Воспитывать любовь к матери, родному дому;
Оборудование: компьютер, презентация; портрет писателя; выставка книг
писателя; учебник литературное чтение 3 класс; рассказ «Листопадничек»;
пословицы; скороговорки; план работы с синквейном; иллюстрации с
изображением осенней природы; картинки животных; карточки с заданиями.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
I. Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Дорогие ребята, приветствую вас!
Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно включайся в работу
дружок!»
Ребята, а вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступим к работе.
II.
Проверка домашнего задания
1. Беседа. (1 слайд )
Учитель: О чём мы сегодня будем говорить и читать?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (осень)
Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? (2 слайд )
Игра «Кто как готовится к зиме?»
1. Белка, бобр, мыши;
2. Медведь, ёж, барсук; 3. Лиса, волк, заяц.
( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;
II группа: животные ложатся в спячку;
III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).
2. Учитель: Догадайтесь, о каком животном идёт речь? (5 слайд)
«Узнай меня!»
( заранее подготовленный ученик читает отрывок)
Ученик: «У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с
длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не
поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю
здорово и меня не так просто поймать. В опасности никогда не теряю голову.
У меня есть два основных способа защиты: маскировка и ноги.
Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три
раза в год, такие пушистые и хорошенькие.
Первые настовички, вторые летнички и есть ещё третьи.
Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».
Учитель: Кто же это? (зайцы) (3 слайд)
Учитель: Ребята, кто из вас знает, как называют зайцев, родившихся осенью?
(высказывают предположения) (3 слайд)
Я предлагаю вам послушать стихотворение. (4 слайд)
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат.
(зайцев называют листопадничками) (4 слайд)
Учитель: Верно, молодцы, ребята!
Я вам предлагаю послушать ещё один отрывок и определить о ком идёт
речь? (5 слайд) Ученик 2: «Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за
мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются
строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи.
Семья у меня очень дружная. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня
после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и
ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и
сигнальное приспособление, и регулятор температуры».
Учитель: Кто это? (это бобры) (5 слайд)
Кто же наши гости? Как их зовут? (бобр и заяц)
III . Изучение нового материала
1. Объявление темы урока
Учитель: Ребята сформулируйте тему урока? «И.С. Соколовым –
Микитовым и его произведением «Листопадничек».
Какая цель будет стоять перед нами?
2. Словарная работа (7 слайд)
Учитель: Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным,
объясним значения некоторых слов:
долговязый – высокий, худощавый, нескладный;
плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня
воды;
запрудили – перегородили реку плотиной;
штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта
или строительства.
Физкультминутка
Давайте и мы с вами пофантазируем:
Мы сейчас все дружно встанем
Отдохнем мы на привале… Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
IV. Анализ литературного произведения
1. Работа над текстом. (8 слайд)
Учитель: В какое время года появились зайчата? (осенью)
Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
(Зайчик мечтал полетать. Он видел, как учатся летать журавлята и хотел
научиться летать).
О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа?
(журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).
Как вели себя другие звери? (Залегли в тёплых берлогах лежебокимедведи;
свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы
змеи).
Чего испугались «листопаднички»? (Они испугались того, что могут
замёрзнуть на болоте).
Как их успокоила старая зайчиха? (Она объяснила им, что скоро вырастет на
них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно).
Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в
тёплые страны? (Нет).
2. Выборочное чтение. (9 слайд)
Учитель: С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?
(Зайчонок встретил бобров, которые строили плотину).
Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами. Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в
бобровой хатке. Он стал нянькой у бобрят).
Почему зайчонок остался у бобров? (Зайчонок не умел плавать, а выход был
один – под водой).
3. Выборочный пересказ. (10 слайд)
Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он
вспоминал?
(За долгую зиму большого страху натерпелся Листопадничекзайчонок.
Часто вспомнил он своё тёплое гнездо, старую матьзайчиху).
Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.
А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их
хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.
4. Работа в
Характеристика героя. (12 слайд)
Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
любознательный (задаёт вопросы бобрам);
терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
добрый (помогал нянчить бобрят);
заботливый (кормит бобрят);
смелый (научился плавать);
любящий (скучает и вспоминает старую матьзайчиху и маленьких братьев,
живя в хатке у бобров).
Дайте характеристику бобрам: (13 слайд) трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом
пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу)
запасливые (готовят корм на зиму)
гостеприимные (приютили зайца)
заботливые (волнуются за бобрят)
смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении)
чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок)
VII.
Анализ изученного материала
1. Учитель: Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите. (1415
слайд)
(Это сказка, т.к. животные разговаривают, путешествуют).
Какая эта сказка? (авторская)
Изобразим схему нашей сказки. Вы должны выбрать нужные элементы: (15
слайд)
рассказ
Сказка
нар
одн
ая
о
жив
назван
отн
ие
ых
авто
рска
о
я
без
раст
назван
ени
ия
ях ых
ях
2. Работа в группах:
1 группа: Найдите животных, которые спрятались в слове
«Листопадничек». (16 слайд)
(лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки).
2 группа: Составляет синквейн о зайчике. (17 слайд)
(работа в тетрадях; на слайд выносится план работы с синквейном).
1 – существительное;
2 – 2 прилагательных;
3 – 3 глагола;
4 – ключевое предложение из текста;
(ученики зачитывают варианты ответов)
Ученики: Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным
зайцем.
3 группа: работа по карточкам (18 слайд)
«Вставьте подходящее слово из текста»:
(задание на карточках)
Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной
(речке).
Остался Листопадничек в бобровой (хатке).
Любят (бобры) чистоту и порядок.
За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.
Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).
Крепкокрепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.
4 группа: работа над диафильмом (19 слайд)
Группа представляет созданный диафильм. VIII. Итог урока
Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему
воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
Почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел
сказать своим читателям?
Учитель: Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику
понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда
рады старая матьзайчиха и братья.
Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку
путешественницу). Почему?
Пословицы: (20 слайд)
Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме
нашего урока. Объясните свой выбор.
Много спать – дела не знать.
Дома и стены помогают.
Всякий кулик своё болото хвалит.
Чужая сторона – дремучий бор.
В гостях хорошо, а дома лучше!
Друзья познаются в беде.
Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила
задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они
главная опора в жизни.)
IX. Домашнее задание, выставление оценок. (21 слайд)
Придумать продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы
произойти с зайчонком?
Нарисуйте понравившийся эпизод сказки.
Рефлексия. (22 слайд)
X.
Я узнал на уроке ... . Мне было интересно потому, что ... .
Меня удивило ...
Я бы хотел ….
Я сделал(а) вывод, что…
Учитель: Мне понравилось с вами общаться и думаю, наш урок пойдёт вам
на пользу. Цветопись настроения1. Ребятам предлагается выбрать цвет,
соответствующий настроению в данный момент:
Красный – восторг
Оранжевый – радость, веселье
Жёлтый – светлое, приятное настроение
Зелёный – спокойное состояние
Синий – грустное, неуверенное состояние
Фиолетовый – тревожное, напряжённое состояние
Чёрный – упадок, уныние Белый – страх
Спасибо за урок. (23 слайд)
Используемая литература: (24, 25, 26 слайд)
Литературное чтение. 3 класс: учеб. для учащихся общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ [сост. Л.Ф. Климанова и др].
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3
класс. – М.: BАКО, 2006.
Рыленков Н.И. Хранитель родников // Жизнь и творчество И.С.
СоколоваМикитова. М.,1984.С.2731.
Интернет источники:
• http
://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EA%EE%EB%EE%E2%CC
%E8%EA%E8%F2%EE%E2,_%C8%E2%E0%ED_
% D1%E5%F0%E3%E5%E5%E2%E8%F7
• http://prevedoff.net/vector_cliparts/2400stockvectorsfalllistopad.html
1 Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Методическое пособие.
– СПб.: АО «Мэрил», 1994 www.helprusstudent.ru/pictures_fail/21/068_7.htm
www.libex.ru/detail/book306753.html
rexbooks.ucoz.ru/photo/2000819
clubs.ya.ru/4611686018427392507/replies.xml?item_no=4371
www.char.ru/books/958650_Rasskazy_o_prirode
• http://
• http://
• http://
• http://
• http://
• http
://www.labirint.ru/books/130216
/
• http://
detbook.ru/2011/04/9095.htm
• http://www.booksgid.com/crafts_hobby/page/25
/
• http://nasledie.smolensk.ru/~
pkns/pkns/index.php?
option=com_content&task=view&id=435&Itemid=112
www.rewalls.com/download/51999/1152x864
• http://2berega.spb.ru/user/ela12/file/2194964/
• http://
• http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post173652831
/
• http://
kuprieva.ucoz.ru/publ/listopadnichek/21017
• http://
www.konakovobiblioteka.ru/index.php/novinki/19sokolovmikitovi
s
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.