Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс
Оценка 5

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
25.02.2017
Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс
Методическая разработка урока литературного чтения Листопадничек.docx
Урок литературного чтения 3 класс «Школа России»   И.С. Соколов­Микитов «Листопадничек».                                      Власенко Лидия Александровна Учитель начальных классов                     МБОУ школа с. Анучино                                                      Анучинского района, Приморского края.  Методическая разработка урока литературного чтения Тема урока:  И.С. Соколов­Микитов «Листопадничек». (второй урок по теме) Цель урока:  Организовать деятельность учащихся по структурированию текста,  Способствовать научению детей читать по ролям, передавать интонацией, ­ выделению главного, характеризовать персонажей, находить аналог в  пословицах; ­ используя средства выразительности речи, отношения автора к герою,  пересказывать текст; ­ сказках. Задачи урока: Обеспечить закрепление представлений о народных и литературных  I. Образовательные:     1. Составить характеристики героев сказки «Листопадничек».     2.  Оживить в памяти детей личные наблюдения за природой.     II.       Развивающие: 1.   Содействовать   развитию   репродуктивной   деятельности,   связанной   с активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. 2. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности.       3. Развивать выразительное чтение, совершенствовать навык беглого  чтения;  память, речь.      III.      Воспитывающие:      1.  Учить видеть и понимать окружающую природу, вызвать желание  общаться и любоваться ею. 2.   Воспитывать любовь к матери, родному дому;  Оборудование: компьютер, презентация; портрет писателя; выставка книг  писателя;  учебник литературное чтение 3 класс; рассказ «Листопадничек»;  пословицы; скороговорки; план работы с синквейном; иллюстрации с  изображением осенней природы;  картинки животных; карточки с заданиями.  Тип урока: изучение нового материала Ход урока: I.       Организационный момент Эмоциональный   настрой   на   урок.   Мотивация   к   учебной   деятельности. Учитель: Дорогие ребята, приветствую вас!  Громко прозвенел звонок, начинается урок. Девиз:   «Чтобы   урок   пошёл   каждому   впрок,   активно   включайся   в   работу дружок!»  ­ Ребята, а вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступим к работе.                                                                                                                                                                          II. Проверка домашнего задания 1.  Беседа.      (1 слайд )  Учитель: О чём мы сегодня  будем говорить и  читать? Пришла без красок и без кисти                         И перекрасила все листья.           (осень) ­ Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? (2 слайд ) Игра  «Кто как готовится к зиме?» 1. Белка, бобр, мыши;                             2. Медведь, ёж, барсук; 3. Лиса, волк, заяц. ( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм; II группа: животные ложатся в спячку; III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку). 2.  Учитель: Догадайтесь, о каком животном идёт речь?   (5 слайд) «Узнай меня!» ( заранее подготовленный ученик читает отрывок) Ученик:  «У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с  длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не  поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю  здорово и меня не так  просто поймать. В опасности никогда не теряю голову.  У меня есть два основных  способа защиты: маскировка и ноги.   Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три  раза в год, такие пушистые и хорошенькие.  Первые ­ настовички, вторые ­ летнички и есть ещё третьи. Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».  Учитель: Кто же это?  (зайцы)  (3 слайд) Учитель: Ребята, кто из вас знает, как называют зайцев, родившихся осенью?   (высказывают предположения)    (3 слайд) ­ Я предлагаю вам послушать стихотворение.   (4 слайд)  У нас в семье большая радость Пусть листья падают, летят, В канавке, тёплой под осинкой                                         Три  листопадничка лежат.  (зайцев называют листопадничками)   (4 слайд) Учитель: Верно, молодцы, ребята! ­ Я вам предлагаю послушать ещё один отрывок и определить о ком идёт  речь?   (5 слайд) Ученик 2:  «Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за  мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются  строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи. Семья у меня очень дружная. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня  после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и  ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и   сигнальное приспособление, и регулятор температуры». Учитель: Кто это? (это бобры)   (5 слайд) ­ Кто же наши гости? Как их зовут? (бобр и заяц)      III .  Изучение нового материала  1.  Объявление темы урока Учитель: Ребята сформулируйте тему урока? «И.С. Соколовым –  Микитовым  и его произведением «Листопадничек».  Какая цель будет стоять перед нами?  2. Словарная работа    (7 слайд) Учитель: Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным,  объясним значения некоторых слов: долговязый – высокий, худощавый, нескладный; плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня  воды; запрудили – перегородили реку плотиной; штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта  или строительства.   Физкультминутка Давайте и мы с вами пофантазируем: Мы сейчас все дружно встанем Отдохнем мы на привале… Вправо, влево повернись, Наклонись и поклонись! Лапки вверх и лапки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы, мои зайчишки!      IV.  Анализ литературного произведения   1.  Работа над текстом.   (8 слайд) Учитель: В какое время года появились зайчата?   (осенью) ­ Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? (Зайчик мечтал полетать. Он  видел, как учатся летать журавлята и хотел  научиться летать).  ­ О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа?  (журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).   ­ Как вели себя другие звери? (Залегли в тёплых берлогах лежебоки­медведи;  свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы  змеи).   ­ Чего испугались «листопаднички»? (Они испугались того, что могут  замёрзнуть на болоте). ­ Как их успокоила старая зайчиха? (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно). ­ Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в  тёплые страны?  (Нет).    2.  Выборочное чтение.    (9 слайд) Учитель: С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?  (Зайчонок встретил бобров, которые строили плотину).  ­ Прочитайте по ролям разговор  зайчика с бобрами. ­ Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой хатке.  Он стал нянькой у бобрят). ­ Почему зайчонок остался у бобров?  (Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой). 3.  Выборочный пересказ.    (10 слайд) ­ Каких страхов натерпелся Листопадничек  за долгую зиму? О чём он  вспоминал?   (За долгую зиму большого страху натерпелся Листопадничек­зайчонок.  Часто вспомнил он своё тёплое гнездо, старую мать­зайчиху). ­ Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться. ­ А знаете ли вы, что у бобров  много врагов, которые часто разрушают их  хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения. 4.  Работа  в    Характеристика героя.    (12 слайд) ­ Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.  ­ мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края); ­ непослушный (убежал из дома, ослушался маму); ­ любознательный (задаёт вопросы бобрам); ­ терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров); ­ добрый (помогал нянчить бобрят); ­ заботливый (кормит бобрят); ­ смелый (научился плавать);  ­ любящий  (скучает и вспоминает старую мать­зайчиху и маленьких братьев,  живя  в хатке у бобров).  ­ Дайте характеристику бобрам:   (13 слайд) ­ трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом  пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу) ­ запасливые (готовят корм на зиму)  ­ гостеприимные (приютили зайца)  ­ заботливые (волнуются за бобрят)  ­ смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении)   ­ чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок) VII. Анализ изученного материала  1.   Учитель:  Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите.  (14­15  слайд)  (Это сказка, т.к. животные разговаривают, путешествуют).  ­ Какая эта сказка?  (авторская) ­ Изобразим схему нашей сказки. Вы должны выбрать нужные элементы:   (15  слайд) рассказ Сказка нар одн ая о жив назван отн ие ых авто рска о я без раст назван ени ия ях ых ях 2. Работа в группах:  1 группа: Найдите животных, которые спрятались в слове  «Листопадничек».      (16 слайд) (лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки).   2 группа: Составляет синквейн о зайчике.    (17 слайд) (работа в тетрадях; на слайд выносится план работы с синквейном). 1  – существительное; 2 – 2 прилагательных; 3 – 3 глагола; 4 – ключевое предложение из текста; (ученики зачитывают варианты ответов) Ученики:  Зайчик                   Любознательный, трусливый                   Заботится, боится, ныряет  По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и    отчаянным  зайцем.   3 группа: работа по карточкам   (18 слайд) «Вставьте  подходящее слово из текста»: (задание на карточках)  Бежал,   бежал   (Листопадничек)   по   лесу,   прибежал   к   глухой   лесной (речке).  Остался Листопадничек в бобровой (хатке).  Любят (бобры) чистоту и порядок.  За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.  Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).  Крепко­крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.  4 группа: работа над диафильмом   (19 слайд) Группа представляет созданный диафильм. VIII.  Итог урока  ­ Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему  воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке? ­ Почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел  сказать своим читателям?  Учитель:  Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать­зайчиха и братья. ­ Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек?  (Лягушку­ путешественницу).  Почему?  Пословицы:    (20 слайд) ­ Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме  нашего урока. Объясните свой выбор.  Много спать – дела не знать.  Дома и стены помогают.  Всякий кулик своё болото хвалит.  Чужая сторона – дремучий бор.  В гостях хорошо, а дома лучше!  Друзья познаются в беде. ­ Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила  задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они  главная опора в жизни.)      IX.   Домашнее задание, выставление оценок.   (21 слайд) ­ Придумать продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы   произойти с зайчонком? ­ Нарисуйте понравившийся эпизод сказки. Рефлексия.    (22 слайд) X.  Я узнал на уроке ... .  Мне было интересно потому, что ... .   Меня удивило  ...   Я бы хотел ….  Я сделал(а) вывод, что… Учитель: Мне понравилось с вами общаться и думаю,  наш урок пойдёт вам  на пользу. Цветопись настроения1. Ребятам предлагается выбрать цвет,  соответствующий настроению в данный момент: Красный – восторг Оранжевый – радость, веселье Жёлтый – светлое, приятное настроение Зелёный – спокойное состояние Синий – грустное, неуверенное состояние Фиолетовый – тревожное, напряжённое состояние Чёрный – упадок, уныние  Белый – страх ­  Спасибо за урок.   (23 слайд) Используемая литература:   (24, 25, 26 слайд)  Литературное   чтение.   3   класс:   учеб.   для   учащихся   общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ [сост. Л.Ф. Климанова и др].     Кутявина   С.В.   Поурочные   разработки   по   литературному   чтению:   3 класс. – М.: BАКО, 2006.    Рыленков   Н.И.   Хранитель   родников   //   Жизнь   и   творчество   И.С. Соколова­Микитова.­ М.,1984.­С.27­31.  Интернет источники: • http   ://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EA%EE%EB%EE%E2­%CC %E8%EA%E8%F2%EE%E2,_%C8%E2%E0%ED_ %   D1%E5%F0%E3%E5%E5%E2%E8%F7      • http://prevedoff.net/vector_cliparts/2400­stock­vectors­fall­listopad.html  1 Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Методическое пособие. – СПб.: АО «Мэрил», 1994 www.help­rus­student.ru/pictures_fail/21/068_7.htm   www.libex.ru/detail/book306753.html   rexbooks.ucoz.ru/photo/200­0­819   clubs.ya.ru/4611686018427392507/replies.xml?item_no=4371   www.char.ru/books/958650_Rasskazy_o_prirode  • http:// • http:// • http:// • http:// • http:// • http   ://www.labirint.ru/books/130216    /  • http://  detbook.ru/2011/04/9095.htm  • http://www.booksgid.com/crafts_hobby/page/25  /  • http://nasledie.smolensk.ru/~  pkns/pkns/index.php?       option=com_content&task=view&id=435&Itemid=112   www.rewalls.com/download/51999/1152x864  • http://2berega.spb.ru/user/ela12/file/2194964/  • http:// • http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post173652831  /  • http://  kuprieva.ucoz.ru/publ/listopadnichek/2­1­0­17      • http://  www.konakovobiblioteka.ru/index.php/novinki/19­sokolov­mikitov­i­         s

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов "Листопадницек" 3 класс

Урок по литературному чтению И.С. Соколов-Микитов  "Листопадницек" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017