Цели:
Познакомить с новой величиной – массой и единицей ее измерения – килограммом; развивать умение решать задачи и примеры изученных видов, прививать интерес к математике.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
            
        
        
        
                    
                
                    Тема «Килограмм»
Цели:
Познакомить с новой величиной – массой и единицей ее измерения – 
килограммом; развивать умение решать задачи и примеры изученных видов, 
прививать интерес к математике.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать
предметы по массе; упорядочивать предметы, располагая их в порядке 
увеличения (уменьшения) массы; использовать математическую терминологию 
при составлении и чтении математических равенств; решать задачи на 
определение массы предметов на основе задач изученных видов; контролировать 
и оценивать свою работу и ее результат.
Оборудование:
учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедиапроектор, интерактивная 
доска, 2 одинаковые коробки, презентация.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
1. Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Сейчас начнем урок.
2. Запись числа, классной работы.
3. Минутка правильного письма – цифра 4
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устный счёт
Назовите число, следующее за числом 9.
Какое число стоит между числами 4 и 6.
Первое слагаемое  3, второе слагаемое – 5. Найди сумму.
7 увеличить на 2.
Назовите число предшествующее числу 5 .
Уменьшаемое – 7, вычитаемое – 4. Найди разность.
10, 5, 8, 9, 4, 3.
Проверка. Работа с числами: (разделить на две группы, какое число 
«лишнее»? Назовите в порядке возрастания (убывания)
2.Работа с задачами.
 Ребята, у вас на столе лежат карточки. Я прочитаю вам задачи. Вам необходимо
выбрать нужную карточку с решением задачи.А) Вчера температура воздуха на улице была 8 градусов, а сегодня на 2 
градуса теплее. Какая температура воздуха сегодня?
 В чем измеряли температуру? (В градусах)
Б) Длина ручки 8 см, а длина ластика 2см. На сколько см ручка длиннее 
ластика?
В чём измеряли длину ручки и ластика? (В сантиметрах)
В) Мама собрала 8 стаканов ягод, а дочь – на 2 стакана меньше. Сколько 
стаканов ягод собрала дочь?
 В чем измеряли количество ягод? (В стаканах)
III. Открытие новых знаний.
(Учитель ставит на стол две одинаковые коробки, одна из которых пустая, а 
другая чемлибо наполнена)
 Рассмотрите коробки. Опишите их.
 Какие свойства предметов вы знаете?
 Чем одна коробка отличается от другой?
(Учащиеся не могут обнаружить внешних отличий. Учитель предлагает одному 
ученику взять коробки в руки.)
 Что ты заметил? (одна коробка легче, чем другая)
 Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое свойство предметов как 
масса. (На доске карточка со словом «масса»)
 Вместо слов «предмет легче» в математике принято говорить «масса предмета 
меньше», а вместо слов «предмет тяжелее» – «масса предмета больше».
 О чем пойдет речь сегодня на уроке?
IV. Решение проблемы.
 Возьмите в одну руку учебник, в другую – тетрадь. Что тяжелее?
– Что легче? Как же узнать, какой предмет легче, какой тяжелее?
– Может ли нам в этом помочь линейка? Почему?
 Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).
 Да, правильно, мы сравниваем массы предметов.
 И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы 
тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника)
 Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы 
ручки).
 А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно
сказать о массах учебников?
 Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
 Правильно, массу предметов измеряют весами. (На доске слово «весы») Весы бывают разные: ….. (рассматривание слайдов).
 Где в жизни вы встречали весы?
 Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?
У кого родители используют весы? Для чего?
V. Знакомство с единицей массы – килограмм.
 Ребята, Незнайку угостили яблоком и он решил узнать его массу.
 На одну чашу весов Незнайка положил яблоко, а на другую – 5 клубничек. 
Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы 
одинаковые)
 Запишем: 1 яб. = 5 кл.
 Теперь Незнайка на одну чашу весов положил яблоко, а на другую – 2 
шоколадки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это 
значит? (массы одинаковые)
 Запишем: 1 яб. = 2 ш.
 Так как взвешивали одно и тоже яблоко, можно записать: 5 кл.=2 ш.
 Но мы знаем, что 5 > 2.
 Нет ли здесь ошибки?( Нет, мы измеряли разными мерками)
 Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!)
 Раньше люди пользовались различными мерками, например: камнями, 
яблоками. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были 
неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли 
придумать единую мерку. И более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали 
такую мерку и назвали ее – килограмм.
(На доске слово «килограмм»)
 Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Какие 
особенности в написании этого слова вы заметили?
 Сокращенно это слово записывают «кг».
VI.Первичное закрепление нового материала.
Работа с интерактивной доской. ( Электронное приложение к учебнику)
 Ребята, чему учились, выполняя данные задания?
VII. Физминутка.
Предлагаю вам игру «Весы».
И.п. – ноги на ширине плеч. Руки вытянули в стороны. Это весы.
На правую чашу весов поставили груз массой  5 кг, а на левую – 7 кг. Покажите, 
какая чаша весов будет тяжелее?
На левую чашу весов положили груз массой  4 кг, а на правую – 9 кг. На какой 
чаше груза больше?
На правую чашу положили 1 кг железа. А на левую – один кг пуха. Покажите, 
какая чаша весов будет тяжелее?
VII. Работа в парах.Работа по учебнику.
№ 1 стр.36
1.
2.
3.
– Узнайте, что легче: арбуз или гиря?
– Узнай массу пакета с мукой.
Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг?
Работа в тетради на печатной основе.
VIII. Самостоятельная работа
Работа в тетради
№ 2 стр.21
 Определите массу тыквы. Запишите.
 Как узнать массу дыни? Запишите.
 Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте правильность выполненного 
задания. Укажите на ошибки.
IX. Рефлексия.
 Что нового узнали на уроке?
 Где в реальной жизни пригодятся данные знания?
Ребята, кто сегодня был самым активным на уроке? Предлагаю самому 
активному открыть коробочку и угостить всех детей. Молодцы!