Цели: раскрыть связь между компонентами и результатом умножения; совершенствовать вычислительные навыки и навыки устного счёта; развивать внимание и логическое мышление.
Задачи урока: предметные – научить моделировать с помощью схематических рисунков действия умножения и деления; находить множители с помощью взаимосвязи умножения и деления; выполнять устные вычисления изученных видов в пределах 100; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Урок по математике во 2 классе
Тема: «Связь между компонентами и результатом умножения».
Цели: раскрыть связь между компонентами и результатом умножения; совершенствовать
вычислительные навыки и навыки устного счёта; развивать внимание и логическое мышление.
Задачи урока: предметные – научить моделировать с помощью схематических рисунков действия
умножения и деления; находить множители с помощью взаимосвязи умножения и деления;
выполнять устные вычисления изученных видов в пределах 100; выполнять задания творческого и
поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний.
Ход урока.
1).Фронтальная работа.
Разделите выражения на две группы ( выражения записаны на доске. Учащиеся
показывают знаки на карточках).
a … с + а n . 5 … n + n . 4
b … b – 5 38 – n … 68 – n
а . b … b . а с . 1 … с + 1
а + b … b + а а – а … b – b
k + k + k … k . 2
2).Работа над задачами ( решения показываются на индивидуальных наборных полотнах, ошибки
сразу разбираются и анализируются ).
На одной тарелке 10 слив. Сколько слив на 2 таких тарелках?
Мама испекла 12 пирожков и разложила их на 2 тарелки поровну. Сколько
пирожков на каждой тарелке?
У Светы было 8 яблок. Она угостила своих друзей, дав каждому по 2 яблока.
Сколько друзей у Светы?
Какая из этих задач лишняя?
Сравните задачи на деление?
3) Логическая задача.
Подарок брата
Роман и Федор два брата. У них вместе 100 марок.
В день рождения Федора Роман подарил ему 20 марок,
и у них стало одинаковое количество марок.
Сколько марок было у Романа и Федора до этого?
Ответ:
Если у двух братьев вместе было 100 марок,
то изменилось ли это количество после того, как один брат подарил другому 20 марок ?
Конечно нет.
Если у каждого брата после подарка марок стало одинаково,
то по сколько штук стало марок у каждого ? 100 : 2 = по 50 марок.
Если у Романа стало 50 марок, а он отдал брату 20 марок,
сколько у него было марок ? 50 + 20 = 70 марок.
Если у Федора стало 50 марок, а получил он от брата 20 марок,
сколько у него было марок ? 50 20 = 30 марок.
Ответ: 70 марок у Романа и 30 марок у Федора.
3. Самоопределение к деятельности.
( На доске равенство и три рисунка).
3 * 2 = 6 Прочитайте равенство разными способами.
Какой рисунок к нему подходит? ( Третий )
Что обозначает первый множитель? ( Взяли по 3 )
Что обозначает второй множитель? ( По 3 взяли 2 раза.)
Что показывает произведение?
Какие еще выражения можно составить по этому рисунку?
( 2 . 3 = 6 6 : 2 = 3 6 : 3 = 2 )
Что вы заметили?
Какая тема сегодняшнего урока?
Для чего нам необходимо разобраться в этой теме?
Проверьте свои предположения. Откройте учебник на стр. 72 и прочитайте задачи
урока.
4. Работа по теме урока.
1). Выводы взаимосвязи множителей и произведения.
Как математики называют результат умножения? ( Произведение.)
А числа, которые умножаем? ( Множители.)
( Учитель закрепляет на доске карточку.)
М . М = П
Запишите выражение: множители 2 и 3, произведение 6 и проиллюстрируйте его
рисунком.
( 2 . 3 = 6 )
( Учащийся выписывает пример и рисунок на доске. )
Прочитайте его с названием компонентов.
Какие еще выражения можно составить с этими числами , используя этот рисунок? ( 3 .
2 = 6 6 : 2 = 3 6 : 3 = 2 )
Что вы заметили? Попробуем сделать вывод.
Прочитайте эти выражения, используя названия компонентов при умножении,
начиная со слова «Если..» ( Если произведение разделить на первый множитель, то
получится второй множитель. Если произведение разделить на второй множитель, то
получится первый множитель.)
Прочитаем правило в учебнике.
Что вы можете сказать о наших рассуждениях?( Учитель прикрепляет на доске карточки)
М = П : М М = П : М
2). Работа по учебнику.
Рассмотрите рисунки на стр. 62 и равенства под ними.
Прочитайте первое равенство, называя компоненты умножения.
Как нашли первый множитель?
Как нашли второй множитель
( Аналогично разбираются примеры второго столбика.)
3). Работа в группах по 4 человека.
№1 с 72
Дополните каждый столбик выражением, используя эти же числа.
Какое свойство вы использовали? ( Переместительное.)
5. Физкультминутка.
Елочки зеленые
На ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделайте наклонов.
Приседайте столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Сколько беленьких кружков,
Столько сделайте прыжков.
6. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
№3 стр. 72.
Прочитайте задачу.
Решите ее.( Решение самостоятельное.)
Обсуждение вариантов решения и объяснение ошибок самими учащимися.
( Варианты решения на доске пишут учащиеся)
Составьте обратные задачи.
( Учащиеся предлагают свои варианты и объясняют, почему выбрали действие деление.)
№4 стр. 72.
Решите задачу.
Почему мы не можем ее решить? ( Нет данных.)
Вставьте пропущенные числа и решите ее с помощью схемы.
( На доске рассматриваются разные способы решения задачи.)
№ 5 стр. 72.
7. Подведение итогов.