Урок по музыкальной литературе
Оценка 4.6

Урок по музыкальной литературе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
18.06.2018
Урок по музыкальной литературе
Конспект урока подготовила: преподаватель МБОУ ДО "ПЕТРОВСКАЯ ДШИ" БАШМАКОВСКОГО РАЙОНА Сычева Ю.В. Предмет_Музыкальная литература_ Возраст учащихся: класс (группа) третий год обучения Урок №8 Тема урока (занятия) Драматургия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Цели урока: 1. Методическая: привлечение активных методов обучения как фактор повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся. 2. Образовательная: приобретение и накопление знаний по теме: «Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин"», музыкальная драматургия. 3. Воспитательная: средствами музыки воспитывать любовь и уважение к родине, чувство патриотизма. 4. Развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость к языку музыки через привлечение методов работы, направленных на активное, прочувствованное и осознанное восприятие.Конспект урока по музыкальной литературе
урок по музлитературе.docx
Предмет_Музыкальная литература_ Возраст учащихся: класс (группа) третий год обучения Урок №8 Тема урока (занятия) Драматургия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Цели урока: 1. Методическая: привлечение активных методов обучения как фактор повышения  мотивации и интеллектуальной активности учащихся. 2. Образовательная: приобретение и накопление знаний по теме: «Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин"», музыкальная драматургия. 3. Воспитательная: средствами музыки воспитывать любовь и уважение к родине,  чувство патриотизма. 4. Развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость к языку музыки через  привлечение методов работы, направленных на активное, прочувствованное и  осознанное восприятие. Задачи урока: 1. Способствовать осознанию детьми мотивов поведения героев и определению  личностного отношения к событиям и персонажам. 2. Развивать умение чувствовать драматургию музыкального произведения. 3. Воспитывать чувство гордости за русский народ, патриотизм. 4. Способствовать накоплению навыков работы с литературой. Тип урока: Урок изучения нового материала Предполагаемый результат: 1. Осознание детьми мотивов поведения героев и определение личностного отношения к событиям и персонажам. 2. Умение детей почувствовать музыкальную драматургию оперы и активное  эмоциональное сопереживание. 3. Активное проявление гражданской позиции 4. Знакомство с широким кругом выразительных средств музыки используемых  композитором для создания драматургии оперы. 5. На примере данной оперы продолжение осмысления ладогармонической  особенности русской музыки (вокальной и инструментальной) 6. Понимание личностной неповторимости автора 7. Освоение необходимого объема материала и закрепление навыков работы с  литературой.   1. Этапы работы Содержание этапа Организационный 1. Здравствуйте ребята. момент. Вступительное слово учителя. Эмоциональный  настрой  учащихся на учебную  деятельность, введение в тему  урока. Сегодняшний урок посвящён драматургии оперы.  Что такое «драматургия»?  (учащиеся отвечают)  Драматургия ­ система выразит. средств и приёмов  воплощения драм. действия в произв. муз.­сценич.  жанра (опере, балете, оперетте). В основе муз.  драматургии  лежат общие законы драмы как одного  из видов иск­ва: наличие ясно выраженного центр.  конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия  Умение анализировать, делать  выводы. и противодействия, определённая  последовательность этапов раскрытия драм. замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, Знакомство с новым понятием  «драматургия» развязка) и т. д. Эти общие закономерности находят  специфич. преломление в каждом из видов муз.­ Метод обучения – словесный,  диалог. драм. иск­ва соответственно природе их выразит.  средств. Опера, по определению А. Н. Серова, это  "сценическое представление, в котором  происходящее на сцене действие выражается  музыкою, т. е. пением действующих лиц (отдельно  каждого, или вместе, или хором) и силами оркестра в бесконечно разнообразном применении этих сил,  начиная с простой поддержки голоса и кончая  самыми сложными симфоническими сочетаниями".   Музыка является гл. обобщающим средством,  носителем сквозного действия, она не только  комментирует отд. ситуации, но и связывает все  элементы драмы воедино, выявляет скрытые  пружины поведения действ. лиц, их сложные  внутренние взаимоотношения, часто  непосредственно выражает гл. идею произведения.  Ведущая роль музыки в опере и др. видах муз.­драм.  иск­ва определяет ряд особенностей их композиции,  отличной от построения литературной  драмы.  Специфика муз. Драматургии  учитывается уже при  построении сценария и далее при разработке  либретто. В тех случаях, когда основой для создания либретто является готовое лит.­драм. сочинение, в  него вносится, как правило, ряд изменений,  затрагивающих не только самый текст, но и общий  план драм. Развития. Одно из самых общих отличий  оперного либретто от лит. драмы состоит в большей  сжатости, лаконизме. Существуют смешанные  формы муз. Драматургии, соединяющие элементы  оперы и словесной драмы. К ним принадлежат оперетта, драматическое  представление с музыкой. В ходе исторического развития сложились  определённые формы муз. Драматургии  в опере ­  речитатив, ария, ариозо, различные  виды ансамблей,  хоры.  Оперная Драматургия  обогащается за счёт  нек­рых приёмов симф. развития, выработанных в  области инстр. музыки. Одним из средств  симфонизации оперного жанра служит закрепление  за отд. действующими лицами определ. тем или  интонац. комплексов, последовательно  развивающихся на протяжении всего действия  ( Лейтмотив). Превращению оперы в законченное  муз.­драм. целое способствуют использование  принципа репризности (Реприза), единство  тонального плана, переброска всевозможных "арок"  между более или менее удалёнными друг от друга  моментами сценич. действия. П. И. Чайковский  говорил:  "Cочиняя оперу,  автор должен непрерывно иметь в виду сцену, т.e. помнить, что в театре  требуются не только мелодии и гармонии, но также  действиe...". Этот осн. закон муз. Д. допускает  большое разнообразие конкретных творч. решений,  связанных c разл. соотношением вок. и орк. начал,  сквозного развития и отд. законченных эпизодов,  речитатива и широко напевной вок. мелодики,  сольного пения, ансамблей и хоров и т.п. Tипы муз.  Д. зависят не только от общих художеств. тенденций  эпохи, но и от характера сюжета, жанра произв.  (большая историко­героич., эпич., сказочная, лирико­ драм., комич. опера или балет), от индивидуального  склада творчества того или иного композитора. О  музыкальной драматургии мы поговорим на примере оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин». 2. Опрос учащихся по заданному 1. На дом вам была задана биография М.Глинки. на дом материалу (опрос)  Цель учащихся – обобщение  знаний  о биографии великого  русского композитора  М.И.Глинки, актуализация  знаний пройденного материала. Цель педагога – направить  мыслительную деятельность  учеников на умение применить  полученные знания при решении  поставленной задачи, развивая  личностную компетенцию,  чувство взаимопомощи. При оценке ответов учащихся  учитывается степень активности, умение точно выражать свои  мысли, степень усвоения  материала прошлого урока. 3. Изучение нового материала. 1. Мысль об опере занимала Глинку с начала 30­ Цель данного этапа урока –  обобщение изученного   материала, с использованием  учебно­познавательной  компетентности. х гг., но замысел «Ивана Сусанина» (таково  было авторское название) определился лишь к 1835 г. По свидетельству композитора, тему  ему подсказал В. Жуковский. Она уже  получила воплощение в русской литературе  (К. Рылеев) и музыке (К. Кавос). Высокий  патриотизм, благородная гражданственность  думы Рылеева, герой которой отдает свою Форма изложения – устная с  использованием наглядного  материала (портреты  Глинки,  Рылеева, Жуковского,  Шаляпина), аудиозаписей.   У   учащихся активизируется  творческое воображение,  мышление, память,  знания,  полученные на прошлых уроках.  Ярко выражена межпредметная  связь с литературой и историей.  На заключительном этапе ­  активизация полученных знаний  и обобщение изученного   материала, умение узнавать на  слух музыкальные фрагменты. жизнь за отчизну, были близки сознанию  Глинки. Жуковский стал его советчиком и  даже сочинил текст эпилога оперы, а в  качестве либреттиста рекомендовал барона  Розена, секретаря наследника престола. Текст сочинялся на готовую музыку, вся планировка действия принадлежала композитору. Глинка назвал свое творение «отечественной  героико­трагической оперой», сделав главным  героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее  действие массовыми хоровыми сценами. Личные  судьбы отдельных героев предстают в неразрывной  связи с судьбами родины. Действие развертывается в 1612­1613 гг., в смутную  и тяжелую пору, когда существованию Российского  государства угрожала опасность. Польские  захватчики пытались утвердиться в разоренной  войнами и междоусобицами стране, хозяйничали в  Москве. Могучий патриотический порыв русского  народа вызвал к жизни земское ополчение, выдвинул  вождей его — Минина и Пожарского. Противник  был разбит. Широкие картины жизни народа, быта, русской  природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием  многогранных характеров, композитор стремится  показать типические черты, передать образ мыслей и  чувств народа. Новаторством было появление на  оперной сцене в качестве главного трагического  героя костромского крестьянина. Глинка показывает  его типичность и индивидуальность, опираясь при этом на народную песню в его музыкальной  характеристике. Глинка дал героическое и  трагедийное воплощение темы. Мужество, доблесть,  самоотвержение Сусанина связывают его с героями  Отечественной войны 1812 г., рассказы о которых  живы были с детства в памяти композитора. Он  построил драматургию оперы на контрастном  противопоставлении двух лагерей — русского и  польского. Первый дан дифференцированно, второй  обрисован слитно, обобщенно. Русский лагерь  характеризуется средствами раздольной песенности.  В центре — образ Сусанина, показанного глубоко и  многогранно: он нежный отец, человек доброго  сердца, высокого благородства. Лучшие его  духовные качества проявляются в час решающего  испытания. Новым для оперного искусства был герой — сын народа. Ваня, Антонида, Собинин, хор вместе  с Сусаниным образуют неповторимый в своей  поэтической силе, нравственной красоте образ. Ему  противостоит лагерь шляхетский — надменный,  блестящий, дерзкий, охарактеризованный ритмами и  мелодиями национальных танцев — мазурки,  краковяка, полонеза. Трансформируя темы, Глинка  показывает, как постепенно сникают напускная  гордость, чванство, кичливость врага. О принципах  драматургического контраста двух лагерей,  положенного в основу оперы, ярко и выразительно  сказали Гоголь и Герцен: «Глинка счастливо сумел  слить в своем творении две славянские музыки;  слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного  дышит раздольный мотив русской песни, у другого  опрометчивый мотив польской мазурки» (Гоголь);  «С одной стороны, великорусское село, мир в сборе, мужички толкуют о земском деле, о земской беде...  поются унылые песни хором, тишина, бедность,  грусть и в то же время готовность постоять за свою  землю. С другой — польская ставка: все несется в  мазурке, шпоры звенят, сабли гремят, притопывают  каблуки. Вот гордый пан стольник, как его списывал  Мицкевич, высокомерно взглянул на соперников,  дотронулся до шпаги — и пошел, и пошел... А за  ставкой опять поля, поля, избушки на косогоре,  дымящиеся овины, тихий хоровод под бесконечную  песню — и мужичок, оттачивающий топор на  супостата» (Герцен). Оперу венчает гениальное «Славься» —  торжественный хор, не имеющий равных в мировой  литературе, подлинное обобщение всего музыкально­ драматургического действия. Но Глинка не  переходит от гибели Сусанина непосредственно к  ликующему апофеозу. Скорбное и торжественное  трио, оплакивание погибшего героя, утверждает  величие его подвига, вплетая в торжество победы  мелодию печали, воспоминание о благородном сыне  русской земли, отдавшем жизнь за ее счастье. Великое произведение явилось предметом  ожесточенной полемики. Пушкин и Одоевский  приветствовали его, Булгарин на него ополчился.  Значительную часть публики шокировала  народность, демократизм оперы, другим музыка  казалась слишком ученой и сложной. Поддержку  оказали официальные круги, не в последнюю очередь благодаря сюжету, трактованному в подчеркнуто  монархическом духе. Еще до премьеры опера по инициативе театрального начальства была посвящена Николаю I и переименована в «Смерть за царя» (в  репертуаре уже был Иван Сусанин — К. Кавоса); сам же император повелел изменить это название на  «Жизнь за царя». И в дальнейшем шедевр Глинки  неоднократно использовался в политических целях,  превращаясь в повод для монархических и  антипольских демонстраций. Это обстоятельство  отталкивало от него оппозиционно настроенную  общественность, оно же вызвало и недооценку  произведения со стороны В. Стасова. Народность оперы и характеров основных героев  стремились выявить крупнейшие мастера  дореволюционного театра, начиная с первых  исполнителей, создателей образов Сусанина и Вани  — О. Петрова и А. Петровой­Воробьевой, и  продолжая Д. Леоновой, Е. Лавровской, М.  Корякиным и в особенности Ф. Шаляпиным, А.  Неждановой, И. Ершовым. После О. Петрова лучшим исполнителем партии  Сусанина был Шаляпин. По словам современника,  «шаляпинский Сусанин — отражение целой эпохи,  виртуозное и таинственное воплощение народной  мудрости, той мудрости, что в тяжелые годы  испытаний спасала Русь от погибели»; «Все внешнее, вся живописная правдивость... отходят на задний  план, а вперед выступает то безмерное богатство  голосовых красок, в котором — тайна шаляпинского  обаяния и главное орудие его творчества...» Сусанин Шаляпина — нежный, заботливый отец,  прекрасный семьянин, но прежде всего глубоко, самоотверженно любящий родину человек. Артист  не «героизировал» Сусанина, не ставил его на  котурны, а с необычайной выразительностью и силой  передавал его мысли и чувства. Прощание с  Антонидой вырастало «в сцену, исполненную  глубочайшего трагизма... И пока льется это  необыкновенное пение, вы чувствуете, как к вашему  горлу подкатывает клубок... Слезы!.. непрошеные  слезы! — их нечего стыдиться... А знаменитая ария  IV действия — "Чуют правду" — и особенно  следующие за ней речитативы, эти предметные  воспоминания и предчувствия, завершающиеся  подлинно трагическим воплем "Прощайте, дети!" —  все это сливается у Шаляпина в картину, полную  такой драматической выразительности и столь  жуткую и скорбную, что сопереживание зрителя  достигает потрясающей полноты» (Э. Старк). Интересны музыкальные образы других героев оперы (Антонина, ее жених, поляки). Введение польских  народных мелодий (полонез, мазурка) придает  своеобразный колорит отдельным сценам оперы. 1. Послушаем сцены из этой оперы:  Хоровая интродукция, 1действие;  Каватина Антониды,         1 действие;  Рондо Антониды,              1 действие;  Трио, 1 действие;  Полонез, 2 действие;  Краковяк, 2 действие;  Вальс, 2 действие;  Мазурка, 2 действие;  Песня Вани, 3 действие;  Сцена Сусанина с поляками, 3 действие;  Хор девушек, 3 действие;  Романс Антониды,            3 действие;  Ария Сусанина,                  4 действие;  Хор «Славься», эпилог 4. Задание на дом. 1. Вы сегодня хорошо поработали, но  дома   Цель – активизация полученных  знаний. Для исключения вопросов при  выполнении домашнего задания,  ученики разбирают с учителем   предстоит завершить начатую работу.  Прочитайте содержание оперы по учебнику и  ответьте на вопросы (устно). Где в опере представлена первая характеристика  русского народа? заданные вопросы. Форма  работы – устная, коллективная.  Какие черты русского народа показаны в хоровой  интродукции (мужской и женский хор) и в эпилоге? Метод –  словесный.   Музыкальная характеристика Антониды (действие,  название номера, особенности музыкального языка) Музыкальная характеристика Вани (действие,  название номера, особенности музыкального языка) Музыкальная характеристика Собинина (действие,  название номера, особенности музыкального языка) Какова первая музыкальная характеристика  Сусанина? Когда мы понимаем, что Сусанин – герой? Вопросы  для составления письменного вывода: Что объединяет музыку всех русских героев? Развитие образа Сусанина Какова особенность музыкальной характеристики  поляков?   Прощание. 1. На этом наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что вам было интересно и всё понятно. До свидания. 5.

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе

Урок по музыкальной литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2018