Урок по музыке 1 класс.«Музыкальные инструменты»2

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: познакомить детей с тембрами русских народных музы¬кальных инструментов. Музыкальный материал: «Полянка», русский народный наигрыш (сви¬рель); «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок); «Как под яб-лонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли); «Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т.Сикорской; «Пастушья песенка», на тему из 5 части «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена, сл. К.Алемасовой; «Камышинка-дудочка», В.Поплянова, сл В.Татаринова. Проблема урока: как появились музыкальные инструменты? Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Музыкаль¬ные инструменты», листы бумаги для изготовления рожков.«Музыкальные инструменты»2
Иконка файла материала Музыкальные инструменты.docx
«Музыкальные инструменты» Цель урока: познакомить детей с тембрами русских народных музыкальных инструментов.  Музыкальный материал: «Полянка», русский народный  наигрыш (свирель);  «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок); «Как под яб­ лонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли); «Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т.Сикорской;   «Пастушья   песенка»,   на   тему  из  5   части   «Пасторальной»   симфонии   Л.Бетховена,   сл.   К.Алемасовой; «Камышинка­дудочка»,  В.Поплянова,  сл  В.Татаринова.  Проблема урока:  как  появились   музыкальные  инструменты? Дополнительный материал: разворот учебника­тетради «Музыкальные инструменты», листы бумаги для изготовления рожков. Ход урока 1. Организационный момент. ­ Первый урок новой четверти начинаем с выяснения того, какую музыку ребята слышали в дни осенних каникул, что из услышанного им запомнилось и почему. ­ А на чем исполняли услышанную вами музыку? {На музыкальных инструментах). ­ А хотите узнать, как появились первые музыкальные инструменты? Увидеть эти инструменты нам поможет Муза. 2. Работа с учебником. ­ Откроем наш учебник­тетрадь. ­ Что подсказывает нам Муза? (Рассматривание изображения на страницах разворота). ­ Мы видим мальчика­пастушка. Читаем текст «Пастушьей песни». ­ На каком инструменте играл пастушок? ( Н а  дудочке). ­ Дудочка, сделанная из камыша, была первым музыкальным инструментом и появилась очень давно. У Музы есть песня о камышинке­дудочке. «Камышинка­дудочка», В. Поплянова, сл В.Татаринова ­ разучивание. ­ Эта песня может звучать каждый раз по­разному, если импровизировать мелодию дудочки. Можно устроить импровизацию «вопросов ­ ответов» по такту или по фразе. 3.Углубление темы урока. ­ Прошло время, и дудочка прижилась в народе. С дудочкой не только пасли овец, коров, но и её звучанием изображали пение птиц, настроение природы. ­ В народе этот инструмент стали называть свирелью. Как вы думаете, почему? (За ее необыкновенный звук, похожий на свист). ­ А сейчас мы побываем на одном из концертов оркестра русских народных инструментов. ­ Представьте, что в руках у вас свирель. Сыграйте на ней. Звучит «Полянка», русский народный наигрыш (свирель). (Дети имитируют исполнение на свирели). ­ Звуки свирели стали пробовать передать и голосом. Так появилась одна из французских народных песен. Вот как это звучит. «Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т.Сикорской ­ разучивание (метод эха). ­ О чем рассказывается в песне? ­ Как поет свирель? 4. Работа с учебником. ­ Посмотрим опять на страницу учебника. Муза показывает изображение еще одного мальчика. ­ На что похож его инструмент? (На рог животного). ­ Что его отличает от свирели? ­ Может ли быть пастушком мальчик? ­ А если его инструмент похож на рог, то какое название у него могло быть? (Рожок). ­ Зачем пастушку понадобился именно такой инструмент? {Чтобы собирать заблудившихся животных). ­ Рожок тоже прижился в народе, им пользовались пастушки. Царь Петр 1 создал в русской армии целый оркестр из рожечников. Каждый рожок в этом оркестре мог исполнять только свой звук­ноту. А по умелой руке дирижера вместе они исполняли много красивой музыки. Называли его «Роговой оркестр». ­ Сейчас мы с вами попробуем стать таким оркестром. ­ Для этого нам надо сделать рожок. Взять листочки, которые приготовлены у вас на столе и свернуть их в рупор. 5.Игра «Оркестр рожечников». На   доске   записаны   ноты.   Каждому   ребенку   раздается   по   одной   ноте.   Учитель   выступает   в   роли   дирижера, напоминает детям о коротких и долгих звуках. Показывает, как это выглядит в записи вместе с нотами на доске. Звучит фрагмент р.н.п. «Во кузнице». ­ А теперь послушаем, как шрают настоящие рожечники. «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок). ­ Услышали ли вы знакомые звуки? ­ Сколько рожков звучало? ­ Вся ли мелодия знакома? (Сейчас играли три рожка. И исполнили они русский народный наигрыш «Во кузнице»).(Если кто­то из детей раньше исполнял уже эту песню, можно ее исполнить). ­ А теперь послушаем еще одну русскую народную песню.  Звучит «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли). ­ Какой инструмент звучал? ­ Чем отличается его звучание? ­ Чем отличается звучание духового инструмента от струнного? 6.Домашнее задание: Вместе   с   родителями   прочитать   былинный   сказ   о   новгородском   путешественнике,   гусляре   и   певце   Садко. Отметить в сказе те места, где звучит музыка, выяснить, в каком характере она могла бы звучать. ­ В завершении урока послушаем, а на следующем уроке разучим и споем песню. Звучит «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена, сл. К Алемасовой. Пастораль (от лат. ­ «пастушеский») ­  музыкальное произведение, связанное с изображением  сельской жизни, природы. Л. Бетховен отмечал, что его «Пасторальная»  симфония является не столько  звуковой живописью, сколько передачей чувств, возникающих у слушателей от соприкосновения с миром природы и сельской жизни. Вывод: ­ Что сегодня нам рассказала Муза? ­ Где сегодня мы встретились с музыкой? ­ Какие мелодии музыка доверит исполнять свирели, а какие ­рожку? ­ С каким струнным инструментом мы сегодня познакомились?