Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»
Оценка 4.8

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
7 кл
16.03.2018
Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»
Представлен урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ» Цель урока: Формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу; показать целостность выражения музыкальной мысли; сравнить 2 разнохарактерных образа в произведениях композиторов Музыкальный материал: Ф. Шуберт. «Серенада», «Шарманщик»; А.Скрябин. Прелюдия №4(ми минор); Ф. Шопен. Прелюдия №20 (до минор).Цель урока: Формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу; показать целостность выражения музыкальной мысли; сравнить 2 разнохарактерных образа в произведениях композиторов
muzykalnyy_obraz.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                    «Средняя   общеобразовательная казачья школа»                   с. Знаменка, Нерчинский район,  Забайкальский край  Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ» Учитель музыки и ­                                                      Трушина Светлана Юрьевна Тема: «Музыкальный образ». Цель урока: Формировать у учащихся эмоциональное отношение к  музыкальному образу; показать целостность выражения музыкальной мысли;  сравнить 2 разнохарактерных образа в произведениях композиторов. Музыкальный материал:  Ф. Шуберт. «Серенада», «Шарманщик»; А.Скрябин. Прелюдия №4(ми минор);  Ф. Шопен. Прелюдия №20 (до минор). Ход урока: Звучит фрагмент «Аве Мария» Ф. Шуберт. Эпиграф:  «Музыка ­ одно из самых удивительных чудес, созданных человеком.  Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать  большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой  дух воинов и удесятерить силы людей! С музыкой объединяются и литература, и живопись, и хореография, и актерское мастерство…  Разве это не чудо – прекрасное и удивительное?» Уч­ль: На сегодняшнем уроке мы с вами попробуем вместе с музыкой  и ее  создателями пережить  и сопоставить несколько простых и доступных человеку  чувств. С одной стороны – лирические чувства, с другой – чувства страдания.  Творческие группы ребят расскажут нам о мире  выразительных средств в  раскрытии сложных музыкальных образов. Итак, « Лирический образ».  1­я группа: Лирика и Франц Шуберт ­ понятие неразделимое. Франц Шуберт ­ великий австрийский композитор, один из  основоположников романтизма в музыке. Он написал около 600 песен, 9  симфоний, литургическую музыку, оперы, а также большое количество  камерной и сольной фортепианной музыки. В области песни Ф.Шуберт явился  продолжателем Л.В.Бетховена. Музыку этого композитора знают все, от мала  до велика. Во всем мире распевают его песни – и не только музыканты ­  профессионалы! Внимая музыке Шуберта, любой «тугоухий» непрофессионал  может испытать настоящее душевное потрясение, душевное очищение – вплоть  до слез. Его творчество можно сравнить с искусством Генриха Гейне и Рафаэля  Санти, ибо у каждого из них присутствует – в каждом звуке, штрихе или фразе – тонкая и хрупкая романтическая душа. Песни Шуберта проникнуты простыми и сильными чувствами,  объединяющими людей в стремлении к добру, справедливости и красоте. Разные по характеру, по настроению его песни отличаются проникновенной  общительностью, искренней доверчивостью и необычайной чистотой чувств.  Шуберт обогатил область концертной вокальной музыки. Баллада  «Лесной царь», которую мы изучали на уроке музыки, принесла композитору  славу. Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен  Шуберта – «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Замечателен также  сборник «Лебединая песня», из которой многие песни приобрели всемирную  известность. Например, «Серенада». Нам хотелось бы рассказать о лирических образах в музыке Ф.Шуберта. ­ Серенада.  Что вы слышали о Серенаде? (Ответы уч­ся) ­Правильно. Это лирическая песня, обращенная к возлюбленной. ­ Под аккомпанемент каких инструментов звучали Серенады? (Слайд с изображением пения Серенады под окном возлюбленной) ­ Какие из предложенных мною инструментов могли бы быть использованы в качестве аккомпанирующих? ( Предполагаемые ответы – рояль, арфа, скрипка, гитара, мандолина). Прослушайте Серенаду Ф. Шуберта и обратите внимание на общий  характер и выразительные средства музыки в ней, особенно на выразительность  мелодии.  (Слушание фрагмента Серенады Шуберта в исполнении великого русского певца Ивана Козловского). Серенада в размеренном темпе со спокойным характером, слегка  взволнованной мелодией, красивой гармонией аккомпанемента изображает  состояние влюбленности человека. Она является выражением чистого, светлого, нежного чувства. Подвижными темповыми порывами композитор показал  особое душевное волнение и страсть влюбленного. Смена лада­ то мажор, то  минор­ смена настроения любящего человека. ­На столе у вас лежат тексты  Серенады и «Шарманщика» Шуберта.  Сейчас мы пропоем  мелодию Серенады под аккомпанемент баяна.  (Исполнение Серенады учащимися с пластическим интонированием). ­«Шарманщик» Музыка, музыка где­то звучит! Борются звуки с осенним дождем. Старый шарманщик печально стоит Там, за окном, Медленно ручку шарманки вертя… Видно, устала рука… «Дайте на хлеб!» ­ умоляет, грустя, Взгляд старика. Поздно. Он бродит сегодня давно С жалкой шарманкой своей…                                                     Г. Галина. (Прослушивание «Шарманщика» Шуберта) Мелодия изобразила монотонный неутомимый труд нищего шарманщика  таким же монотонным, повторяющимся, «скучным» аккомпанементом. Общий  характер музыки – жалобный, мрачный, но в то же время мелодия красива (как  выражение симпатии к бедному музыканту) и проста, как и сам шарманщик.  Музыка рассказывает о трудной судьбе нищего музыканта.  Мы познакомились с двумя разнохарактерными лирическими образами  влюбленного и нищего и убедились в большом мастерстве композитора в  области характеристики чувств и считаем, что искусство Ф. Шуберта несет  людям сердечное тепло, помогает человеку понимать себя и других людей. Уч­ль: ­ Следующий проект – «Образ страдания». 2­я группа. Музыка Александра Николаевича Скрябина властно увлекает и  захватывает слушателя страстностью высказывания, героически­волевым  пафосом, огромным накалом выражаемых ею чувств. Когда приходится  говорить о некоторых особенно характерных для Скрябина музыкальных  образах, невольно напрашиваются такие определения, как «ослепительный»,  «лучезарный», «пламенный»… И не случайно одно из его творений носит название «Прометей. Поэма  огня». В античном мифе о титане Прометее, осмелившемся ради блага людей  похитить у богов небесный огонь, воплотилась идея героического подвига­ дерзания. С «прометеевским» началом Скрябин связывал представление о  неустанном стремлении к активной деятельности, борьбе против косности,  застоя, к преодолению препятствий. Стремлением этим была пронизана вся его  творческая жизнь. Музыка Скрябина вызывала горячий интерес современников. Он очень  чутко смог передать настроение эпохи, а также разные жизненные впечатления. Скрябин был известен не только как композитор, но и как виртуозный  пианист. «Иду сказать людям, что горевать не о чем, что утрат нет. Силен и  могуч тот, кто испытал отчаянье и пережил его», ­ говорил композитор. Мы  обращаемся к прелюдиям. Прелюдия сначала представляла собой небольшое вступление к какой­ нибудь пьесе, но с 18 века прелюдии стали писать как самостоятельные пьесы.  Цикл Скрябина, который состоит из 24 прелюдий для фортепиано,  пользуется особенно большой известностью. Прелюдии разнообразны по  характеру. Это и спокойное, светлое настроение, и взволнованная лирика, и радостно­возбужденное стремление вперед, а также драматическая  порывистость. Послушаем Прелюдию №4 (ми минор). Слушание Прелюдии №4 (ми минор). Прелюдия очень лаконична ­ всего 12 тактов и с первого взгляда проста,  но представляет собой богатый по жизненному содержанию единый образ. Всего 4 нотных строчки, 4 фразы, а какая глубина чувства и мысли! В первой фразе ­  одноголосная мелодия без гармонии, затем – одна гармония в глубоком мрачном миноре. Так возникают 2 образа: образ одинокой, страдающей души человека, а  вслед за этим издалека звучащие, как воспоминание, 3 мерных удара колокола ­1 фраза. Во 2 фразе одинокий голос словно пытается вырваться из оцепенения, его поддерживают несколько легких аккордов. Колокол прерывает его своими   ударами. 3 фраза – попытка преодолеть страдание становится энергичнее, а  колокол отбивает свой мерный ритм. 4 фраза – голос остается опять совершенно одиноким. Человек вынужден примириться со своей судьбой. Три последних  удара колокола завершают эту маленькую, но глубокую человеческую трагедию. Скорее всего, здесь сложный, но единый образ: ведь все – и тоска  одиночества, и колокол, напоминающий о случившемся, и этот образ – можно  назвать образом страдания. Скажите, где мы встречались раньше с подобным образом? (Ответ уч­ся) Правильно. Это Прелюдия №20 (до минор) Фридерика Шопена. (Звучит Прелюдия №20 (до минор) Фридерика Шопена) Мы предлагаем вам определить содержание и настроение стихов А. Блока  и  В. Берестова. Сравните стихи с  Прелюдиями А.Скрябина и Ф.Шопена: 1.Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко у царских врат, Причастный тайнам,­ плакал ребенок О том, что никто не придет назад.                                                              А. Блок 2.Блокада…Ночь…Разбитое окно… Мигающих коптилок тусклый свет. Из мрака возникает полотно,­ Художник пишет женщины портрет. Она сидела, голову склоняя, И думала в голодном полусне: «Вот я умру, но что­то от меня Останется на этом полотне». А он сидел в мигании огня И думал: «На войне, как на войне. Пусть я умру, но что­то от меня Останется на этом полотне»                                                          В.Берестов. (Ответы уч­ся) Уч­ль.  Таким образом, мы сегодня познакомились с двумя удивительными  воплощениями в музыке образами – лирическим образом (у композитора  Ф.Шуберта) и образом страдания (у А.Скрябина и Ф.Шопена). Удалось ли нашим творческим группам доказать свои проекты? Думаю,  да. Презентация к уроку «Музыкальный образ».  ФРАНЦ ШУБЕРТ (1797 – 1828) Музыка  это одно из  самых  удивительных  чудес, созданных  человеком. Разве не  чудо, что небольшая песня способна в  огромной массе  людей вызвать  большую радость  или повергнуть в  состояние большой  скорби, поднять  боевой дух воинов и удесятерить силы  людей, работающих  в поле, взбодрить  уставших в походе  туристов и  успокоить малыша!  Разве это не чудо? А как иначе, если не  чудом, назовём мы  симфонию, в которой сто разных инструментов сливают свои нежные  голоса в такое цельное и стройное звучание, словно это звучит один  стоголосый инструмент? А опера ­ это удивительное искусство, в  котором объединяются и музыка, и литература, и живопись, и  хореография, и театрально­актёрское мастерство… Разве это не чудо  ­прекрасное и увлекательное!..  Франц Петер Шуберт  — великий австрийский композитор, один из  основоположников романтизма в музыке. Он написал около 600 песен, девять симфоний, литургическую музыку, оперы, а также большое количество  камерной и сольной фортепианной музыки. Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г., небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по­любительски занимавшегося  музицированием. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился приходской школе в, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано. В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в придворную капеллу,  где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах. Оставив капеллу в16лет  Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно музыку  Глюка, Моцарта и Бетховена.  В   области   песни   Шуберт   явился   продолжателем   Бетховена.   Шуберт обогатил     концертную   вокальную   музыку.   Баллада  «Лесной   царь»,  принесла композитору славу. Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Замечателен также сборник  «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную  известность (например, «Серенада»)  Песни Шуберта проникнуты простыми и сильными чувствами,  объединяющими людей в стремлении к добру, справедливости и красоте.  Разные по характеру, по настроению песни Шуберта отличаются  проникновенной общительностью, искренней доверчивостью и  необычайной чистотой чувств. Музыку Франца Шуберта ныне знают все, от мала до велика. Во всём мире распевают его песни ­ и не только музыканты профессионалы! Кто не знает  шубертовской "Аве Мария"? (Прослушивание)  Внимая музыке Шуберта, любой "тугоухий" непрофессионал может  испытать настоящее душевное потрясение, душевное очищение ­ вплоть до слёз,  а любой взыскательный профессионал останется в восхищении от безупречной  композиторской техники письма, кристальной чистоты и строгости  музыкальной формы.  Шуберт ­ основоположник романтизма в музыке. Его творчество  можно сравнить с искусством Генриха Гейне и Рафаэля Санти, ибо у каждого из  них присутствует ­ в каждом звуке, штрихе или фразе ­ тонкая и хрупкая  романтическая душа. На сегодняшнем уроке нам хотелось бы рассказать о  лирических образах в музыке Шуберта. «Серенада» ­Что вы слышали о серенадах? Серенада ­ это песня лирического характера(обращение к любимой),  которую исполняли вечером или ночью под аккомпанемент лютни, мандолины  или гитары. (Прослушивание «Серенады» Ф.Шуберта) Размеренным темпом, спокойным характером, слегка взволнованной  мелодией, красотой гармонии композитор изобразил состояние влюблённости человека, эта музыка является выражением чистого, светлого, нежного чувства. Подвижными музыкальными порывами Шуберт изобразил особое  душевное волнение и страсть. Смена лада – то мажор, то минор – смена настроения влюбленного. Музыка, музыка где­то звучит! Борются звуки с осенним дождём. Старый шарманщик печально  стоит Там, за окном, Медленно ручку шарманки вертя… Видно, устала рука… «Дайте на хлеб!..» ­ умоляет, грустя, Взгляд старика. Поздно. Он бродит сегодня давно С жалкой шарманкой своей… (Прослушивание «Шарманщика» Ф.Шуберта)                   «Шарманщик.» 1.За селом с шарманкой старичок стоит     И рукой озябшей еле шевелит.     Холодно бедняге на снегу стоять.     Ни одной монеты в чашке не видать.(2 раза) 2.Не привлёк игрою, бедный, никого.     Лишь, ворча, собаки ходят вкруг него.     Но с терпеньем кротким ручку он вертит,     Хриплый звук шарманки тихо вдаль летит.(2 раза)  «Эй, старик, пойдём­ка вместе кочевать!    Хочешь мои песни ты сопровождать?» Монотонный неутомимый труд нищего­шарманщика показан таким же  монотонным, непрерывно повторяющимся скучным аккомпанементом. Общий характер музыки – жалобный, мрачный, но в тоже время мелодия  очень красивая (как выражение симпатии к бедному музыканту) и проста, так  как этот шарманщик представитель из простого народа. Музыка рассказывает о  трудной судьбе нищего музыканта. Мы познакомились с двумя контрастными, разнохарактерными образами  влюбленного и нищего и убедились в большом мастерстве музыкального  портрета Франца Шуберта. ВЫВОД: Мы считаем, что искусство, которое создал Франц Шуберт, несёт  людям сердечное тепло, помогает человеку лучше понимать себя и других людей. Уч­ль: Следующий проект об А.Н.Скрябине. Александр Николаевич Скрябин. Музыка   Скрябина   властно   увлекает   и слушателя   захватывает   страстностью высказывания, героически­ волевым пафосом, огромным накалом выражаемых   ею   чувств. Когда   приходится   говорить о   некоторых   особенно характерных   для   Скрябина музыкальных образах, невольно   напрашиваются такие   определения,   как «ослепительный»,     «лучезарный», «пламенный»... И не случайно одно из центральных его творений носит название  «Прометей. Поэма   огня».  В   античном   мифе   о   титане   Прометее, осмелившемся   ради   блага   людей   похитить   у   богов небесный   огонь,   воплотилась   идея   героического подвига­дерзания. С «прометеевским» началом Скрябин связывал   представление   о   неустанном   стремлении   к активной деятельности, борьбе против косности, застоя, к   преодолению   препятствий.   Стремлением   этим   была пронизана вся его творческая жизнь Скрябин Александр Николаевич 6 января 1872 года ­ 27 апреля 1915 года Семья Скрябина принадлежала к московской дворянской интеллигенции. Родителям не довелось, впрочем, сыграть заметной роли в жизни и воспитании их гениального сына, родившегося 6 января 1872 года. Мать вскоре умерла от туберкулеза, а отец — адвокат — много времени занимался своими делами. Музыкальный слух и память Саши поражали окружающих. С ранних лет он по слуху легко воспроизводил услышанную один раз мелодию, подбирал ее на рояле или на других попадавшихся под руку инструментах. Но самым любимым инструментом маленького Скрябина был рояль. Еще не зная нот, он мог проводить за ним многие часы, до того, что протирал педалями подошвы на обуви. Незаметно подошло время подумать об общем образовании Саши. Отец хотел, чтобы он поступил в лицей. Однако родные уступили желанию всеобщего любимца — обязательно поступить в кадетский корпус. Осенью 1882 года десятилетний Александр Скрябин был принят во 2-й Московский кадетский корпус. Постепенно у Саши созрело решение поступить в консерваторию. Продолжая учение в корпусе, он стал заниматься частным образом у видного московского педагога Н. Зверева. Параллельно с занятиями у Зверева Скрябин начал брать уроки по теории музыки у Сергея Ивановича Танеева. В январе 1888 года, в возрасте 16 лет, Скрябин поступил в консерваторию. Одновременно Скрябин был принят также в класс фортепиано. Здесь его педагогом стал Василий Ильич Сафонов, крупный музыкальный деятель, пианист и дирижер. Очень скоро Скрябин наряду с Рахманиновым обратил на себя внимание педагогов и товарищей. Оба они заняли положение консерваторских «звезд», подававших наибольшие надежды. В классе Танеева Александр занимался два года. Танеев ценил талант своего ученика и относился с большой теплотой к нему лично. Скрябин отвечал учителю глубоким уважением и любовью. Созданные Скрябиным в период учения произведения написаны почти исключительно для его любимого инструмента. Сочинял он в эти годы много. В собственноручно составленном им списке своих сочинений за 1885—1889 годы названо более 50 различных пьес. В феврале 1894 года он впервые выступил в Петербурге как пианист-исполнитель собственных произведений. Здесь он познакомился с известным музыкальным деятелем М. Беляевым. Это знакомство сыграло важную роль в начальном периоде творческого пути композитора. Через Беляева завязались отношения Скрябина с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами. В середине 1890-х годов начинается исполнительская деятельность Скрябина. Он выступает с концертами из своих сочинений в различных городах России, а также за рубежом. Летом 1895 года состоялось первое заграничное турне Скрябина. В конце декабря того же года он снова выехал за границу, на этот раз в Париж, где дал два концерта в январе. Отзывы французских критиков о русском композиторе были в целом положительны, некоторые даже восторженны. Отмечались его индивидуальность, исключительная тонкость, особое, «чисто славянское» очарование. Кроме Парижа, Скрябин выступил тогда же в Брюсселе, в Амстердаме, Гааге. В последующие годы он бывал в Париже неоднократно. В начале 1898 года здесь состоялся большой концерт из произведений Скрябина, в некотором отношении не совсем обычный: композитор выступил вместе со своей женой-пианисткой Верой Ивановной Скрябиной, на которой женился незадолго до этого. Концерт прошел с огромным успехом. Осенью 1898 года Скрябин принял предложение Московской консерватории взять на себя руководство классом фортепиано и стал одним из ее профессоров. Среди небольших произведений этих лет первое место занимают прелюдии и этюды. Созданный им в 1894— 1895 годах цикл из 12-ти этюдов представляет замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе. Последний этюд (ре-диез минор), именуемый иногда «патетическим», — одно из самых вдохновенных мужественно-трагедийных произведений раннего Скрябина. , Скрябин создал в эти Кроме пьес малой формы крупных годы также ряд произведений. Первую сонату он написал всего через год после окончания консерватории. Важной в творческом развитии Скрябина является его Третья соната. Здесь впервые четко воплощена идея, составившая в дальнейшем основу его симфонических произведений, — необходимость активной борьбы для достижения цели, основанное на непоколебимом убеждении в конечном торжестве света. Конец 1890-х годов новые творческие задачи заставляют композитора обратиться к оркестру, которому он и уделяет на время главное внимание. Это был период большого творческого взлета. Он обнаружил таившиеся в его даровании еще не раскрытые великие возможности. Летом 1899 года Скрябин приступил к сочинению Первой симфонии. В основном она была закончена в этом же году. Музыка симфонии захватывает романтической взволнованностью и искренностью переживаний. Вслед за Первой симфонией Скрябин сочинил в 1901 году Вторую, продолжая и развивая круг образов, фортепианных намеченный в ее предшественнице. В конце века Скрябин стал членом московского философского общества. Общение в нем, вместе с изучением специальной философской литературы, определило общее направление его воззрений. Эти настроения привели его к замыслу «Мистерии», ставшей для него отныне главным делом жизни. «Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств — музыка, поэзия, танец, архитектура и т. д. Впрочем, это должно было быть, по его идее, не чисто художественное произведение, а совсем особое коллективное «действие», в котором примет участие не более не менее как все человечество! В нем не будет разделения на исполнителей и слушателей-зрителей. Исполнение «Мистерии» должно повлечь за собой какой-то грандиозный мировой переворот. Замысел поражал своей грандиозностью даже самого автора. Боясь подступиться к нему, он продолжал творить «обычные» музыкальные произведения. Менее чем через год после окончания Второй симфонии Скрябин приступил к сочинению Третьей. Однако сочинение ее протекало сравнительно медленно. Зато в течение нескольких летних месяцев того же 1903 года Скрябин написал в общей сложности более 35 фортепианных произведений, столь велик был переживавшийся им в это время творческий подъем. В феврале 1904 года Скрябин выехал на несколько лет за границу. Следующие годы Скрябин провел в различных странах Запада — в Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, побывал также с гастролями в Америке. В ноябре 1904 года Скрябин завершает свою Третью симфонию. К этому времени относится важное событие в его личной жизни: он разошелся со своей женой Верой Ивановной. Второй женой Скрябина стала Татьяна Федоровна Шлецер, племянница профессора московской консерватории. Сама Татьяна Федоровна имела музыкальную подготовку, занималась одно время даже композицией (ее знакомство со Скрябиным и завязалось на почве занятий с ним по теории). Но, преклоняясь перед творчеством Скрябина, она пожертвовала ради него всеми личными интересами. В Париже 29 мая 1905 года состоялось первое исполнение Третьей симфонии — она стала замечательным памятником русской и мировой симфонической музыки начала XX столетия. При ярко выраженном своеобразии в ней отчетливы связи с традициями отечественной и зарубежной музыки. После исполнения Третьей симфонии композитор начал работать над следующим крупнейшим симфоническим произведением — «Поэмой экстаза», именовавшейся им вначале Четвертой симфонией. Приподнятость, яркие эмоции обращают на себя внимание в этой поэме, завершенной композитором в 1907 году. Еще через год у Скрябина зародилась идея следующего крупнейшего оркестрового произведения — поэмы «Прометей». Музыка поэмы была написана в основном в 1909 году. Особенности замысла обусловили нестандартные средства для воплощения. Наиболее необычная деталь огромной, доходящей до 45 строк партитуры «Прометея» — специальная нотная строчка, помеченная словом «свет». Она предназначена для особого, еще не созданного инструмента — «световой клавиатуры», конструкция которого самому Скрябину представлялась лишь приблизительно. Предполагалось, что каждая клавиша будет соединена с источником света определенной окраски жизни. Первое исполнение состоялось 15 марта 1911 года. «Прометей» породил, по выражению современников, «ожесточенные споры, экстатический восторг одних, глумление других, большей же частью — непонимание, недоумение». В итоге, однако, успех был огромный: композитора забросали цветами, в течение получаса публика не расходилась, вызывая автора и дирижера. Мысли Скрябина в последние два года жизни занимало (так и незавершенное вследствие его смерти) новое произведение — «Предварительное действие». Как показывает его название, оно должно было явиться чем-то вроде «генеральной репетиции» «Мистерии» — ее, так сказать, «облегченным» вариантом. Летом 1914 года вспыхнула Первая мировая война. В этом историческом событии Скрябин увидел, прежде всего, начало процессов, которые должны были приблизить «Мистерию». Первые месяцы 1915 года Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде, имевшие очень большой успех. В связи с этим был назначен дополнительно третий концерт на 15 апреля. Этому концерту суждено было оказаться последним. Вернувшись в Москву, Скрябин через несколько дней почувствовал себя нездоровым. Поднялась температура. Ранним утром 27 апреля Александра Николаевича не стало... Фридерик   Шопен      17.10.1849). (01.03.1810   ­ Шопен ФРИДЕРИК ФРАНЦИШЕК(1810–1849), польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции. Шопен – один из немногих композиторов, сочинявших практически только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его многочисленные фортепианные пьесы в самых разных формах – мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и прочее – это всеми признанные шедевры.  Шопен был настоящим новатором, часто отходившим от  классических правил и норм.  Он создал новый гармонический язык и открыл формы, призванные  вместить в себя новое, романтическое содержание.  Первые уроки игры на фортепьяно получил у сестры. С 1816 учился у чешского пианиста и композитора В. Живного в Варшаве.  Пианистическое и композиторское дарование Шопен проявил  очень рано: в 1817 написал 2 полонеза в духе М. К. Огинского, в 1818  впервые выступил публично. Учась в лицее (1823—26), продолжал  совершенствоваться в игре на фортепьяно, концертировал, изучал  теорию композиции под руководством Ю. Эльснера, затем по его  классу окончил Главную школу музыки (учился в ней в 1826—29) в Варшаве. Творческое развитие Шопена проходило в условиях подъёма  польской национальной культуры. В студенческие годы он  сблизился с передовой интеллигенцией и революционно  настроенной молодёжью. В 1825—29 в поездках по различным  районам Польши знакомился с народным творчеством и бытом. В  1828 посетил Берлин, в 1829 — Вену, где выступил как пианист и  композитор, исполнив среди других своих сочинений «Вариации на  тему Моцарта» для фортепьяно с оркестром. Варшавский период  жизни (до ноября 1830) сыграл решающую роль в творческом  формировании Шопена. На родине, восприняв опыт Огинского,  Эльснера., М. Шимановской, Ф. Лесселя, К. Курпиньского, Ф.  Островского и др., он создал два концерта для фортепьяно с  оркестром (1829—30), фортепьянное трио (1829), «Большую  фантазию» на польские народные темы для фортепьяно с оркестром  (1830), краковяк («Большое концертное рондо») для фортепьяно с  оркестром (1828), сонату (1828), ряд полонезов и мазурок, ноктюрн ми минор (1827) и первые из 12 «Больших концертных этюдов» (1829—30  закончены в Париже, где Шопен завершил и другие циклы  фортепьянных пьес). В сочинениях, написанных в Польше, ощутима  национальная, народная основа, выраженная складом мелодии,  характером ритмики, связанной с польскими танцами (мазурка,  полонез) и особенностями гармонической фактуры, и строением  форм. В них полностью проявилось интонационное своеобразие его  музыки. На основе национальных танцев он создавал и поэтичные  фортепьянные миниатюры, и большие концертные пьесы с  оркестром, насыщая их чертами поэмности.  На родине он начал также писать песни на слова польских  поэтов; из нескольких десятков сохранились лишь 19 (опубликованы посмертно). Композиторская техника Шопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 веке.

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»

Урок по музыке для 7 класса по теме «Музыкальный образ»

Урок по музыке  для 7 класса по теме  «Музыкальный образ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018